Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:35, курсовая работа
Актуальность исследования. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.
Третий тип неуспевающих школьников. Для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.
Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности.
Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда [36, с. 28].
Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе Р. Л. Гинзбург [9, с. 72]. Автор имеет в виду разные уровни усвоения учащимися учебного материала. Под учебным материалом в данном случае понимается текст учебника, а различные типы усвоения соотносятся с определенным уровнем смысловой переработки текста. Так, одни неуспевающие ученики характеризуются тем, что они совсем не могут следить за ходом объяснения учителя и испытывают серьезные трудности при чтении текста учебника, другие - тем, что справляются с анализом – синтезом только в некоторых случаях, в частности, когда речь идет о конкретных предметах и явлениях. Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.
Внимание исследователей сосредоточено в основном на сформировавшейся, фиксированной неуспеваемости, и главной целью выступает изучение ее причин. В частности, Н. А. Менчинская и ее сотрудники изучают только тех учащихся, которые не успевают по многим предметам в течение ряда лет [45, с. 172].
Одним из основных, т.н. критических периодов в жизни любого человека является подростковый период.
На него обращают большое внимание родители, воспитатели, педагоги, социальные работники, психологи. Другими словами, все, кто, так связаны работой с подростками. Несмотря на большую или меньшую определенность того, с кем мы имеем дело, учеными до сих пор до конца не определены возрастные границы подросткового возраста [47, с. 156].
В наше время подростковый (отроческий) период - это возраст от 10-11 до 15-16 лет, который плавно переходит в юношеский, условно ограничиваемый двадцатью годами.
Как писал Л.С.Выготский, переходный возраст включает в себя два ряда процессов [16, с. 27]. Натуральный ряд характеризуется процессами биологического созревания организма, включая половое созревание, социальный ряд - процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не параллельны.
Во-первых, различны
темпы физического и психологич
Во-вторых, существуют большие
внутренние диспропорции: отдельные
биологические системы
В-третьих, социальное возмужание по времени нетождественно физическому.
Процессы акселерации
свидетельствуют о том, что физическое
созревание подростка происходит сегодня
значительно быстрее и
С социальным же созреванием дело обстоит гораздо сложнее. Сроки обучения в школе за последнее время заметно удлинились. Современная молодежь учиться значительно дольше, чем ее сверстники в прошлом [39, с. 273].
Подростковый, отроческий, возраст от 10-11 до 15-16 лет – переходный, прежде всего в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития.
Важнейшая психологическая особенность его - зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, намного превышает его возможности. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В целом это период завершения детства и начала "вырастания" из него. Длительность подросткового периода зависит, в частности, от конкретных условий воспитания детей, от того, насколько велик разрыв в нормах и требования, предъявляемых к ребенку и взрослому. От ребенка требуют послушания, от взрослого - инициативы и самостоятельности [32, с. 182].
1.2.1 Классические исследования подросткового возраста в отечественной психологии
Первой в ряду стоит культурно-историческая концепция Л.С.Выготского и его школы. Согласно его концепции все психические функции существуют и развиваются не каждая сама по себе, не автоматически, а в определенной закономерности ее развития в системе всех функций человека, направляемых его интересами, влечениями, стремлениями, т. е. общей направленностью личности. В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеет место разрушение и отмирание старых, детских интересов и созревание и развитие новых [15, с. 139].
Современная психология и педагогика подробно описали факт наличия у младших подростков большого количества интересов, сменяющих друг друга в течение короткого времени. Подросток как бы пробует себя в разных видах деятельности. Этот факт обусловлен процессом поиска самого себя и, как следствие, попытки понять, определить ту деятельность, которая ему нравится и к которой он предназначен [48, с. 67].
Особое внимание Л. С. Выготский обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. Согласно Л.С.Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазий». Говоря о фантазии подростка, Л.С.Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии» [16, с. 23]. Л. С. Выготский отмечал также еще два новообразования этого возраста - развитие рефлексии и на ее основе - самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С.Выготский, зависит от культурного содержания среды.
В концепции Д.Б.Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода [49, с. 174]. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что ему с ними делать, что он за человек, который обладает такими способностями. Решение этих вопросов может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Только проявляя себя в реальной деятельности, опосредующей общение со сверстниками, подросток может получить информацию о своих психологических качествах, чертах характера. Особенности развития подростка в этом возрасте фиксируются в следующих проявлениях:
1) Вновь возникают (после кризисов 3-х и 7-и лет) трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, т.к. главное для ребенка происходит теперь вне школы, вне учебы.
2) Стремление стать членом какой-нибудь подростковой компании (поиски друга, поиски того, кто может его понять).
3) Ребенок начинает вести дневник.
Как отмечает, Д. Б. Эльконин, самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями [49, с. 21]. Это делает поворот к себе еще более интимным. Сравнивая себя с взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым. Стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но зато есть огромная потребность в познании его взрослости окружающими.
Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой [20, с. 174].
Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление алкоголя, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы копирования взрослости и очень быстро проводящие к девиантному и делинквентному поведению.
Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют «низкой культурой досуга», при этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими криминальной субкультуре жизненными ценностями.
Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. В связи с ростом феминистского движения девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.
Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих финансовые трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. При этом забота о близких, их благополучие принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными профессиональными умениями и знаниями с помощью которых можно зарабатывать деньги (все, что связано с техникой, фотографировать т.п.), а девочки - готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста - очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощников в соответствующие занятия взрослых.
Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему.
Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (компьютеры, автомобили и т.п.). Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование.
Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе. Во взрослый мир его просто не пускают. В качестве аргументов приводятся следующие доводы: недостаточное развитие, либо отсутствие чувства ответственности, несамостоятельность, беспомощность и т.д.
Для подростковой картины мира характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма - то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует - это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения [17, с. 56].
В концепции Д. Б. Эльконина ведущим типом деятельности в этом возрасте является общение со сверстниками [49, с. 32]. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются иерархические отношения, распределение ролей, выполняемых каждым человеком в системе межличностного общения. Это может происходить либо в школе, либо в компании подростков группирующихся по месту жительства, по интересам, на основе каких-то других группообразующих факторов. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто «уходит» из школы, разумеется, в большинстве случаев психологически, хотя все чаще и буквально. Что становится главным для подростка в школе? В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности в деятельность общения. Главное происходит на переменах. Именно там решаются самые сложные личностные проблемы, выясняются отношения, устанавливаются нормы и ценности группового и межличностного общения [27, с. 49].
Перестраивается система отношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится важнее личной оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. С этого момента резко возрастает значимость для ученика личности учителя. Раньше ребенок не обращал внимания на то, что за человек, как личность, тот учитель, который его учит. Теперь же, для подростка становится все более важным то, кто именно является его учителем. Что это за человек, каковы его жизненные ценности, установки, мировоззрение. Подросток, в силу стремления стать взрослым, мысленно ставит себя на один уровень, в психологическом плане, с учителем. Сравнивая при этом свой и его внутренний мир. Сохраняя, однако, высокий уровень требований к учителю, как в личностном, так и в профессиональном смысле. Но вернемся к общению со сверстниками. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно - в мысли, в мечте - проработать, проиграть свои устремления, свои радости имеют важное значение для развития внутренней жизни [25, с. 214].
Информация о работе Понятие школьной неуспеваемости в подростковом возрасте