Понятие школьной неуспеваемости в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.

Файлы: 1 файл

Дипломчик.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Таким образом, анализируя теоретическую часть работы можно сделать следующие выводы:

1) В своих исследованиях по проблеме школьной неуспеваемости педагоги исходят из того, что все дети, подлежащие обучению в общеобразовательных, а не в специальных школах, в основном могут овладеть предусмотренными программой знаниями, умениями и навыками при соответствующей организации учебного процесса.

2) Причины низкой готовности детей к школе: задержка умственного развития, педагогическая запущенность, неблагоприятная социальная среда, физическая ослабленность, дефекты речи. Все дети, характеризующиеся низким уровнем готовности к обучению, поддаются коррекции и развитию.

3) Обзор отечественных  и зарубежных исследований по  проблеме неуспеваемости школьников  показывает разнообразие её причин, невозможность сведения их лишь к одному условию (педагогическому, психологическому, физиологическому, социальному), изменение отдельных причин с течением времени.

4) Несмотря на то, что для целого ряда категорий учащихся можно выявить и охарактеризовать наиболее типичные причины, совершенно бесспорно, что школьная неуспеваемость конкретного ребенка может быть обусловлена различными причинами и их комбинациями, а потому требует тщательного обследования самого ребенка и его ближайшего окружения.

5) В связи тем, что некоторые аспекты проблем школьной неуспеваемости, исследованы в меньшей степени; практической значимостью работы стало исследование, связанное с необходимостью выявления социально-психологических причин неуспеваемости и поиска эффективных путей преодоления данной проблемы.

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

2.1 Методы и организация исследования

Как было указано  в теоретической части исследования, в качестве причин школьной неуспеваемости в подростковом возрасте могут выступать как проблемы в развитии познавательной сферы учащегося, так и факторы социально-психологического характера. К ним относятся личностные особенности школьника, а также характер складывающихся отношений подростков со сверстниками.

Для доказательства гипотезы о том, что между успевающими и неуспевающими школьниками существуют различия в интеллектуальной сфере, сфере личностных особенностей и межличностных отношений было предпринято эмпирическое исследование.

Целью эмпирического исследования является выявление социально-психологические причины школьной неуспеваемости в подростковом возрасте.

Для реализации данной цели были подобраны адекватные методы и методики исследования:

1) Анализ продуктов деятельности, в частности школьных журналов успеваемости.

2) Метод психологического тестирования для изучения интеллектуальных и личностных особенностей школьников:

- шкала ситуативной  и личностной тревожности Ч.  Спилбергера (адаптирована Л.  Ханиным);

- тест Р.Амтхауэра, Тест структуры инеллекта (TSI);

- 16- факторный  опросник Кеттелла.

3) Метод социометрии (Дж. Морено) для изучения статуса учащегося в системе межличностных отношений;

4) Методы математической статистики - описательная статистика, t-критерий Стьюдента для выявления достоверности различий в показателях интеллектуальной, личностной и межличностной сферы неуспевающих и успевающих школьников.

Краткая характеристика диагностического инструментария.

Шкала ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера (адаптирована Л. Ханиным).

Методика  позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной  тревожности).

Опросник  состоит из 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ.) и 20 – для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).

Шкала ситуативной  тревожности: Каждый вопрос-суждение испытуемый должен оценить по четырех балльной шкале – «1» Нет, это не так; «2» Пожалуй так; «3» Верно так; «4» Совершенно верно.

Результаты  оцениваются в градациях:

- До 30 баллов - низкая тревожность;

- 31 – 45 баллов - средняя тревожность;

- 46 и более  баллов - высокая тревожность.

Шкала личностной тревожности: Каждый вопрос суждение испытуемый должен оценить по четырехбалльной шкале – «1» никогда; «2» почти никогда; «3» часто; «4» почти всегда.

Результаты  оцениваются в градациях:

- До 30 баллов - низкая тревожность;

- 31 – 45 баллов - средняя тревожность;

- 46 и более  баллов - высокая тревожность.

Тест Р.Амтхауэра, тест структуры инеллекта (TSI):

Шкалы: дополнение предложений, исключение слова, аналогии, обобщение, арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение, пространственное обобщение, память (мнемические способности); вербальный интеллект, математическая одаренность, способности (теоретические, практические, конструктивные)

Назначение теста

Исследование  структуры интеллекта личности.

Описание теста

Тест  интеллекта и одновременно профориентационный тест Амтхауэра может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 30-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам TSI могут иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов.

Тест проводится следующим образом: Перед началом работы по каждому субтесту испытуемые должны сначала хорошо разобраться в содержании примеров. На каждый субтест отводится фиксированное время.

В каждом субтесте методики дано по 16-20 заданий, при выполнении которых важно  хорошо усвоить смысл представленных образцов решений, вовремя переходить к следующим заданиям: возможно они  окажутся для вас легче и вы в целом наберете большую сумму баллов. Очень полезно перепроверить себя, если время работы по субтесту еще не истекло. Совсем не обязательно стремиться к тому, чтобы решить абсолютно все задания. Не следует делать никаких пометок в тексте методики, все ответы выносятся на специальные листы (бланки), где указывается фамилия, а также дата и время начала работы. Если инструкция понятна, ждите сигнала о начале работы.

Обработка результатов проводится следующим образом:

Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений): возникновение рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления.

Субтест 2: «ИС» (исключение слова): чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, проявляется повышенная реактивность, которая у взрослых относится к вербальному плану.

Субтест 3: «Ан» (аналогии): способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями.

Субтест 4: «Об» (обобщение): способность к  абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих  мыслей.

Субтест 5: «АЗ» (арифметические задачи): практическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы.

Субтест 6: «ЧР» (числовые ряды): теоретическое, индуктивное мышление, вычислительные способности, стремление к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному  темпу и ритму.

Субтест 7: «ПВ» (пространственное воображение): умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление.

Субтест 8: «ПО» (пространственное обобщение): умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения. Развитое аналитико- синтетическое мышление, конструктивность теоретических и практических способностей.

Субтест 9: «Пм» (память, мнемические способности): высокая способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению. Хорошая сосредоточенность внимания.

16- факторный  опросник Кеттелла.

Тест Кеттелла предназначен для  диагностики 16-и фундаментально независимых  и психологически содержательных факторов. Каждый фактор имеет устойчивую связь с определенными чертами личности. Результаты предоставляются в виде обработанной интерпретации, числовых и графических показателей. Методика используется в профотборе, консультации и профориентации.

Диагностируя личностные черты, рассчитывает крайние полюса их развития, Каждый фактор имеет специализированное название и образует крепкую связь между заданными чертами личности. У каждого человека расшифровка теста Кэттелла отражает модель индивидуально-психологических черт и при наложении на стандартную модель, указывает на своеобразие конкретной личности. На практике тест дает возможность прогнозировать свойственное поведение в определенных жизненных ситуациях.

Полученные результаты тестирования расшифровка теста  Кэттелла предоставляет бально по каждой исследуемой черте личности, и качественной готовой интерпретации. Модифицированный вариант подросткового личностного вопросника, предназначенный для подростков 12-18лет, включает в себя 14 факторов или шкал, такие как, шизотимия-аффектотимия, ложь, степень эмоциональной устойчивости, флегматичность-возбудимость, подчиненность-доминирование, осторожность-легкомыслие, степень принятия моральных норм, застенчивость-авантюризм, реализм-сензитивность, неврастения, самоуверенность-склонность к чувству вины, степень групповой зависимости, степень самоконтроля, степень внутреннего напряжения.

Социометрия – метод количественного измерения отношений между людьми в реальных группах. Он был разработан известным американским психиатром и социологом Джекобом Леви Морено.

Суть социометрии, по мнению автора, в том, что она «имеет дело с внутренней структурой социальных групп, которые можно сравнивать с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки».

Психологической основой изучения взаимоотношений социометрическими методами, по мнению профессора Я.Л.Коломинского, является тот факт, что «тяготение одного человека к другому выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанностей», при этом «словесное выражение должно быть признано важным объективным показателем не только осознания, но и вообще наличия потребности у человека». Социометрические критерии охватывают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-либо задачи, с учебой, общественными нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождением и т.д.

Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии касаются наиболее важных и значимых для испытуемого  сторон его жизни. Слабые критерии - это круг вопросов, связанных с сиюминутными, ситуативными факторами.

Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, которыми располагают испытуемые. Выборы могут быть свободными («Назови тех  одноклассников, которых ты пригласил  бы к себе на день рождения») и фиксированными («Назови тех пять одноклассников, которых ты бы пригласил к себе на день рождения»).

В нашем исследовании подросткам необходимо было сделать  три выбора по следующему критерию: «Если бы твой класс расформировали, с кем бы ты хотел учиться в новом классе?»

Социометрический статус члена группы в системе межличностных  отношений определялся по следующей  схеме:

1) Звезды – 5 и более выборов.

2) Предпочитаемые – 3-4 выбора.

3) Принятые – 1-2 выбора.

4) Отверженные – 0 выборов.

Методы математической статистики.

Оценка достоверности  различий часто необходима при сравнительном  анализе полярных групп. В нашем  исследовании такие полярные группы выделены по признаку школьной успеваемости.

Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга используют t-критерий Стьюдента. Для установления достоверности полученных данных мы использовали t-критерий Стьюдента (программа статистика 6.0).

В математической. статистике, указано, что оценка достоверности различий часто необходима при сравнительном анализе полярных групп.

 В нашем исследовании  такие полярные группы выделены  по признаку школьной успеваемости. Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, используют t-критерий Стьюдента.

В нашем эксперименте была использована межгрупповая экспериментальная схема. Это предъявление каждого из уровней независимой переменной разным группам испытуемых. При межгрупповой схеме сравнивают две или более групп между собой по какому-либо показателю.

В нашем случае сравниваются средние величины выявленных показателей у двух групп, выделенных по признаку успеваемости. T-критерий Стьюдента используется  при шкале интервалов или равных отношений. Шкала отношений - в ней числа соответствует реальным значениям (т.е. баллам).

Эмпирическая  база.

Выборку составили подростки, в возрасте 13-14 лет, ученики 8-ых классов, всего 60 человек. На основе классных журналов были выделены две группа учащихся, которые  сравнивались между собой – 36 учащихся с низким уровнем успеваемости (неуспевающие школьники) и 24 учащиеся со средним и высоким уровнем успеваемости.

Этапы эмпирического исследования:

1) Подбор методик для решения цели и задач исследования.

2) Изучение школьных журналов с целью выделения двух групп учащихся - успевающих и неуспевающих.

3) Создание положительной мотивации у подростков для участия в исследовании.

4) Изучение уровня ситуативной и личностной тревожности, структуры интеллекта и личностных особенностей школьников.

Информация о работе Понятие школьной неуспеваемости в подростковом возрасте