Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:43, реферат

Описание работы

Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодей-
ствия человека со средой.
Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во
внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей дея-
тельности.
Психология изучает общие закономерности психических процессов и
своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от
индивидуально-типологических особенностей человека.

Файлы: 1 файл

Предмет и методы психологии.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

ей.

Но аккомодация дает информацию об отдаленности предметов  лишь в 

пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то

информация об их удаленности  поступает в мозг от взаиморасположения

зрительных осей. Но определение  глубины пространства ограничено поро-

гом глубинного зрения.

Существенное значение для восприятия удаленности предмета имеет 

сравнение его величины с хорошо известной величиной  других предметов.

Это имеет особое значение в тех случаях, когда предметы удалены более

чем на 450 м (предельное расстояние, о котором поступает информация в 

результате взаиморасположения зрительных осей).

Для восприятия рельефа, объемности предмета главную роль играет би-

нокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на

несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит

полного слияния изображения  в сетчатках обоих глаз, и в  результате

этого возникает стереоскопический  эффект.

Для восприятия рельефа и удаленности предметов существенное значе-

ние имеют линейная и  воздушная перспективы. При значительном удалении

предметы кажутся меньше. Для изображения удаления двух параллельных

линий художник рисует их сходящимися у линии горизонта. Линейная пер-

спектива усиливается  ослаблением разницы между светом и тенью, выпаде-

нием отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива  состоит в некото-

ром изменении цвета  предметов под влиянием голубоватого оттенка слоя

воздуха.

Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимается

в зависимости от их удаленности  и скорости движения. Человек не восп-

ринимает очень медленные  движения и судит о них лишь по косвенным 

признакам (например, движение минутной стрелки часов воспринимается в 

результате сопоставления ее различных положений). Не замечаются также

и чрезмерно большие  скорости движения. Чем дальше удалены  предметы,

тем скорость их движения кажется меньшей. При восприятии движения про-

исходит перемещение  изображения по сетчатке глаз. Восприятие движения

зависит также от движения глаз и головы.

Эффект движения объекта  может возникнуть и при условии, если через 

небольшие промежутки времени  воспринимаются различные фазы предмета -

стробоскопический эффект (например, при восприятии фильма, когда в се-

кунду сменяются 24 кадра  с неподвижными изображениями).

Способность правильно  оценивать пространственные отношения  назы-

вается глазомером. Различают  статический и динамический глазомер.

Статический глазомер - определение  размеров неподвижных предметов,

их удаленности и  расстояний между ними неподвижным  наблюдателем.

Динамический глазомер - способность человека определить соотношение 

движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними. Динамичес-

кий глазомер имеет значение при оценке показаний свидетелей, потерпев-

ших и обвиняемых о  направлении и скорости движения объектов в момент

происшествия.

Способность видеть самые  мелкие предметы называется остротой зрения

или разрешающей способностью глаза. Острота зрения определяется мини-

мальным промежутком  между двумя точками, которые  с данной дистанции 

еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным зрением раз-

личают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В  этом случае уг-

ловой размер различаемых  объектов равен одной угловой минуте. Это и

является единицей остроты  зрения. Острота зрения зависит от предвари-

тельной ознакомленности  с объектом, от ожидания его в  поле зрения,

цветовой окраски объекта, контраста между объектом и фоном, продолжи-

тельности действия зрительного стимула. Острота зрения повышается с

увеличением освещенности объекта и снижается с возрастанием угловой 

скорости объекта, при  вибрации тела.

Иллюзии зрительного  восприятия. При восприятии пространственного 

взаиморасположения объектов в некоторых случаях возникают иллюзии зри-

тельного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и 

психологическими причинами. Кажущийся излом ложки в стакане  чая - это 

пример физической иллюзии. Если надавить на глазное яблоко сбоку, то

видимый предмет раздваивается - это пример физиологической иллюзии.

Психологические иллюзии  зрения могут быть сгруппированы  в зависи-

мости от различных причин, которыми они вызываются.

Закономерности восприятия, в том числе и иллюзии, следует  учитывать

в следственной практике.

Например, при просмотре  фотографии с изображением отпечатка  следа 

преступника может возникнуть иллюзия - выступы могут показаться углуб-

лениями. У людей выработан  стереотип: обычно неосознанно предполагает-

ся, что освещение изображаемого объекта (на фотографии, рисунке) про-

исходило с противоположной  от наблюдателя стороны (а не из-за спины).

Поэтому в необходимых  случаях следует на фотографиях  указывать распо-

ложение источника света.

Восприятие времени - отражение длительности, скорости и последова-

тельности явлений.

Физиологическим механизмом восприятия времени является определенное

состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей  усили-

вается возбуждение  нервных клеток (за счет суммирования последователь-

ных воздействий). Восприятие времени, как и любое психическое  отраже-

ние, является субъективным образом объективной реальности. Длитель-

ность небольших промежутков  времени обычно несколько преувеличивается,

а большие интервалы  времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также 

ведет к преувеличению  интервала времени, а медленный - к преуменьше-

нию. Период времени, связанный  с интересными, значительными событиями,

кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длитель-

ным). При положительных  эмоциях время недооценивается, а при отрица-

тельных - переоценивается. Преуменьшение времени всегда является ре-

зультатом доминирования  возбуждения над торможением. Преувеличение

времени связано с  преобладанием торможения, которое  вознякает от одно-

образных, малозначимых раздражителей.

Восприятие времени  связано с различными циклическими явлениями при-

роды (смена дня и  ночи, времен года и др.) и в организме  человека (об-

мен веществ, газообмен  и др.).

 

Учет закономерностей  восприятия в следственной практике

Для получения достоверных  показаний свидетеля следователь  должен

учитывать психологический  процесс формирования показаний. Первоначаль-

ной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем

тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысли-

вает и оценивает  эти явления, проявляет к ним  определенные отношения.

При допросе свидетеля  следователь должен отчленить объективные  фак-

ты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых 

происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность,

удаленность, метеорологические  условия и т.д.). При этом следует  учи-

тывать, что люди часто  не способны точно оценить количество восприни-

мавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотно-

шение и размеры.

Людям свойственно заполнять  пробелы чувственного восприятия элемен-

тами, которые в действительности не были объектами чувственного восп-

риятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых 

расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правло, недо-

оцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо осве-

щенные кажутся более  близко расположенными. Многие ошибки в оценке

размеров предметов  связаны с контрастом восприятия.

В следственной практике очень важно правильно установить время со-

вершения расследуемого  события, его длительность и последовательность,

темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают непра-

вильные показания о  промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше

рассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно

промежутка времени  не следует оценивать как умышленную ложность пока-

заний. При этом необходимо выяснить содержание деятельности свидетеля

во время наблюдаемого события, его психическое состояние  и др.

В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности 

восприятия человека человеком.

В зависимости от того, какое значение люди придают различным осо-

бенностям личности, они  по-разному относятся друг к другу, испытывают

различные чувства и  при даче свидетельских показаний  выдвигают на пе-

редний план те или  иные индивидуальные стороны другого  человека.

При производстве такого следственного действия, как предъявление

для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфи-

ческим признакам. Норма  уголовного процесса требует, чтобы  предъявляе-

мое для опознания  лицо входило в состав не менее  трех человек. Это со-

действует избежанию  ложного узнавания по общим признакам (например, по

росту, цвету волос, одежды и т.д.). Предъявление для опознания  группы

лиц из трех человек содействует  нивелированию общих признаков  и нап-

равляет процесс узнавания  на выявление индивидуальных особенностей.

При предъявлении для  опознания необходимо учитывать  ряд объективных 

и субъективных условий.

К объективным условиям относятся физические условия первоначального 

восприятия того или  иного объекта (освещение, ракурс, расстояние и

т.п.).

К субъективным факторам опознания относится психическое  состояние 

человека в момент наблюдения объекта и в момент его опознания (испуг,

отвращение, нервозность  и т.д.), а также психические  свойства человека

(развитость того или  иного вида памяти, восприятия, способности к со-

отнесениям, группировке  признаков). При опознании лица следует  учиты-

вать различную вероятность  узнавания отдельных элементов  лица. Вероят-

ность различия элементов  лица при малых экспозициях следующая: волосы,

глаза, брови. губы, уши, нос. лоб. Вероятность опорной роли элементов 

лица при опознании  следующая: волосы, глаза, лоб, губы, нос, уши.

При предъявлении для  опознания следователь должен проявлять  крайнюю 

осторожность в словесных  воздействиях на опознающего, помня, что пер-

вая сигнальная система (непосредственное впечатление человека) зависит 

от второй сигнальной системы (слова).

Для квалифицированного ведения допроса следователю  необходимы неко-

торые сведения о восприятии речи человека.

С физической точки зрения речь - это комбинация звуков, изменяющих-

ся по частоте и  интенсивности. Гласные звуки интенсивнее, согласные -

менее различимы. Чем  больше звуков в слове, тем оно  отчетливее. Макси-

мальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При

интенсивности речи в 10 дБ звуки не воспринимаются в виде связных 

слов.

Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в  условиях шума

звуковая интенсивность  речи должна на 6 дБ превышать уровень  шума.

Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты. Человек разли-

чает один голос среди  двух или трех одновременно звучащих голосов. При 

совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека

не может быть выделена.

 

Наблюдательность следователя 

В тех случаях, когда следователь осматривает вещественные доказа-

тельства, место происшествия, производит допрос и очную ставку или 

следственный эксперимент, его восприятие осуществляется в  форме наблю-

дения.

Наблюдение - длительное, планомерное восприятие с целью решения

познавательного вопроса.

Результативность наблюдения зависит от четкости поставленной цели,

последовательности и  систематичности, от предварительных  знаний о наб-

людаемом объекте.

Опытные следователи  имеют привычную систему наблюдения и обладают

большой наблюдательностью - умением подмечать малозаметные детали.

Знание типичных способов преступления, типичных следов от них, приемов 

маскировки преступления и т.п. - все это определенным образом  органи-

зует процесс наблюдения. В наблюдении восприятие особенно тесно смы-

кается с мышлением. Важнейшим приемом наблюдения является сравнение,

сопоставление.

Направленность наблюдения следователя определяется задачей  выявить 

отношение объекта наблюдения к расследуемому преступлению. Основное

внимание следователя  привлекают факты, имеющие значение доказательст-

ва.

Наблюдение является основным методом изучения обстановки места про-

исшествия. При этом следователь  устанавливает расположение и границы 

места происшествия, устанавливает  объекты, находящиеся на месте проис-

шествия и их особенности, фиксирует их положение и взаиморасположение,

выявляет отклонения от обычного их пространственного расположения.

Воспринимая отдельные  явления, следователь стремится  установить их

причинно-следственные отношения, выявить такие их особенности, которые

Информация о работе Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений