Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:43, реферат

Описание работы

Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодей-
ствия человека со средой.
Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во
внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей дея-
тельности.
Психология изучает общие закономерности психических процессов и
своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от
индивидуально-типологических особенностей человека.

Файлы: 1 файл

Предмет и методы психологии.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

му расследованию преступлений. Например, проводя следственный экспери-

мент, следователь должен учитывать, что чувствительность зависит  от

ряда факторов (от длительности пребывания в данной обстановке, от воз-

действия ряда раздражителей, от опыта человека и его физиологического

состояния).

В ряде случаев недобросовестность показаний обнаруживается в ре-

зультате их несоответствия порогам чувствительности. Так, например,

если дающий показания  утверждает, что он не заметил разницы  в весе

между двумя ящиками, а проверка показала, что эта разница  значительно 

превышает разностный порог, то есть основание усомниться в правдивости 

показаний. При этом следует  иметь в виду, что оптимальным условием

различения является такое различие между раздражителями, которое в 

несколько раз превышает  порог различения (оптимальный порог  различе-

ния). Показания о цветовых качествах объекта, воспринимавшегося  в су-

меречном освещении, должны оцениваться критически.

Иногда следователь  может проявить необоснованное недоверие  к разным

показаниям двух свидетелей одного и того же события. Например, извест-

но, что полная адаптация  к темноте наступает через 30 - 40 мин. Если

один свидетель был полностью адаптирован к темноте, а другой находился

в этих условиях лишь несколько  минут, то показания последнего будут 

неточными, неполными. Однако это не дает основания проявлять  к нему

недоверие.

Адаптация к запаху (например, к газу) может быть причиной бездей-

ствия в аварийной  ситуации. Но если подозреваемый утверждает, что он

не заметил значительного  изменения силы какого-то звукового  раздражи-

теля, то следователь, зная о низкой адаптации к звуковым раздражите-

лям, справедливо усомнится в истинности этого утверждения.

Иногда свидетели дают неточные показания из-за контраста  ощущений.

Например, свидетели одного преступления утверждали, что преступник

был одет в белый костюм и был очень высоким. В действительности они 

видели человека среднего роста, в сером костюме на черном фоне.

Нередко контрастное  выделение ярких цветов, ярко горящих  огней на

фоне ночной темноты  интерпретируется как приближенность объекта. Из-

вестны случаи, когда  свидетели утверждали, что транспорт  проехал

ночью по ближайшей дороге, хотя в действительности он проехал  по более 

удаленной дороге.

Задача следователя - воссоздать все существенные условия, в которых 

происходило отражение  отдельных свойств предметов  и явлений, и учесть

основные закономерности чувствительности.

 

 

 

 

 

Восприятие 

Общее понятие о восприятии

Восприятие - отражение  предметов и явлений в целостном  виде в ре-

зультате осознания  их отличительных признаков.

Восприятие связано  с опознанием, с пониманием и осмысливанием  пред-

метов или явлений, с отнесением их к определенной категории.

Восприятие осуществляется посредством действия, связано с  обследо-

ванием воспринимаемого  объекта, с построением его образа.

Восприятие обусловлено  тем, какие признаки объекта избираются в ка-

честве исходных при его опознании.

Важнейшей составной  частью каждого акта восприятия являются двига-

тельные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по

поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый

звук).

 

Нейрофизиологические основы восприятия

Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналити-

ко-синтетическая деятельность анализаторов.

Поскольку в процессе восприятия устанавливаются отношения  между 

частями и свойствами предмета, то одним из физиологических механизмов

восприятия является образование условных рефлексов  на отношения. Если

на анализатор постоянно  воздействует система раздражителей, действую-

щих в определенной последовательности, то ответная реакция начинает

зависеть не от отдельного раздражителя, а от своеобразия связи раздра-

жителей, их соотношений.

Одним из основных физиологических  механизмов восприятия является

образование динамического  стереотипа, а также установление условно-

рефлекторных связей между анализаторами.

Восприятие человека всегда связано с деятельностью  второй сигналь-

ной системы. Благодаря  слову воспринимаемые предметы приобретают 

смысл.

 

Классификация восприятий

Восприятия классифицируются в зависимости от модальности  рецепто-

ров. Различаются зрительные, слуховые и осязательные восприятия. Су-

ществуют сложные виды восприятий: восприятие пространства и времени. В 

зависимости от участия  воли, целенаправленности восприятие делится на

непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и

заранее поставленной целью) и преднамеренное (целенаправленное), про-

извольное.

Восприятия могут классифицироваться и в зависимости от специфики 

объекта отражения (восприятие величины и формы предмета, объемности и 

удаленности; восприятие человека человеком, восприятие речи и т.п.).

Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но оно  мо-

жет выступать и в  качестве самостоятельной деятельности.

Планомерное, специальное, организованное восприятие для разрешения

какого-либо вопроса называется наблюдением.

 

Общие закономерности восприятия

Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности.

Но кроме этих внутривидовых  закономерностей существуют общие  законо-

мерности восприятия: 1) осмысленность и обобщенность; 2) целостность;

3) структурность; 4) избирательная  направленность; 5) апперцепция; 6)

константность.

1. Осмысленность и  обобщенность восприятия. Воспринимая  предметы и 

явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается. Восприятие свя-

зано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к оп-

ределенной категории, понятию, с обозначением его в  слове (не случайно

дети, встречаясь с незнакомым предметом, всегда спрашивают его назва-

ние).

Зависимость восприятия от опыта и задач деятельности называется ус-

тановкой. В объекте  на передний план выступают те его  стороны, которые 

соответствуют данной задаче.

В восприятии осуществляется не суммирование данных ощущений, а  ин-

терпретация этих данных с точки зрения имеющихся знаний. Отдельное от-

ражается в восприятии как проявление общего.

Наиболее простой формой осмысливания предметов и явлений  является

узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет -

это значит воспринять данный предмет и соотнести его с  ранее сформиро-

вавшимся образом. Узнавание  может быть обобщенным, когда предмет  отно-

сится к какой-либо общей  категории (например, это стол, это  дерево и 

т.д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый

объект отождествляется  с ранее воспринимавшимся единичным предметом.

Это более высокий  уровень узнавания. Для такого рода узнавания необхо-

димо выделение специфических  для данного предмета признаков, его при-

мет.

Узнавание характеризуется  определенностью, точностью и быстротой.

При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использу-

ет его характерные  опознавательные признаки. Для узнавания  материаль-

ных объектов существеное  значение имеют их контуры, характерное  для 

данного предмета сочетание  линий (так, пароход мы издали узнаем по на-

личию трубы и не думаем, что это лодка). Узнавание затрудняется, когда 

имеется мало характерных  внешних признаков предмета.

2. Целостность восприятия. В предметах и явлениях реальной  действи- 

тельности отдельные  их признаки и свойства находятся в постоянной ус-

тойчивой взаимосвязи. В восприятии как в психическом  образе предмета

также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или яв-

ления. Это выражается в целостности восприятия. Даже в  тех случаях,

когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы

мысленно дополняем  недостающие признаки и части  этого объекта. Отдель-

ные, разрозненные части  объекта мы стремимся объединить в единое зна-

комое нам целостное  образование.

3. Структурность восприятия. Мы узнаем различью объекты благодаря

устойчивой структуре  их признаков. В восприятии осуществляется вычле-

нение взаимоотношений, частей, сторон предмета (дом мы воспринимаем и 

интерпретируем как  дом вне зависимости от частных  признаков данного 

конкретного дома). Осознанность восприятия неразрывно связана с отра-

жением отношений между  элементами воспринимаемого объекта.

В тех случаях, когда  выделение частей объекта затруднено, затрудня-

ется и восприятие предмета в целом.

4. Избирательная направленность восприятия. Из бесчисленного коли-

чества окружающих нас  предметов и явлений мы выделяем в данный момент

лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что  направлена деятель-

ность человека, от его  потребностей и интересов. Например, при осмотре 

места происшествия следователь  выделяет прежде всего следы преступни-

ка, вещественные доказательства преступления.

Избирательность восприятия - преимущественное выделение объекта  из

фона. Если объект и фон  равнозначны для данной деятельности, то они 

могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фо-

ном.

Выделение объекта из фона осуществляется по его контуру. Чем резче,

контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. И  наоборот, если

контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, то объект трудно разли-

чить (это лежит в  основе маскировки).

5. Апперцепция (от лат. "ad" - к; "perceptio" - восприятие). Аппер- 

цепцией называется зависимость  восприятия от опыта, знаний, интересов 

и установок личности.

Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восп-

риятие костра включено это его качество. В нашем опыте  костер и тепло 

вошли в прочную связь. Глядя на замороженное окно, мы также  добавляем 

к нашему зрительному  восприятию наши температурные ощущения, почерпну-

тые из прошлого опыта.

В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направ-

ленности человек не только избирательно выделяет те или  иные предметы,

но и избирательно воспринимает различные их стороны.

6. Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются

нами в различных  изменяющихся условиях: при различной  освещенности, с 

разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные  качества

предмета воспринимаются нами в неизменном виде.

Константность восприятия - независимость отражения объективных ка-

честв предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изобра-

жение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близко-

го расстояния и с  далекого расстояния будет разным. Однако это интерп-

ретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как

изменение его величины. При восприятии прямоугольного предмета (папки,

листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут  отобра-

зиться и квадрат, и  ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях

мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.

Белый лист бумаги вне  зависимости от его освещенности будет воспри-

ниматься как белый  лист, так же, как кусок антрацита  будет восприни-

маться с присущим ему цветовым качеством вне зависимости от условий

освещения.

Константность восприятия не наследственное качество, оно формирует-

ся в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных  условиях она 

может быть нарушена. Возникает  аконстантность. Так, если мы смотрим 

вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприни-

маться несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся  нам не-

естественно уменьшенными).

Пилоты сверхзвуковых  самолетов на первых порах очень  быстрое при-

ближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах.

Благодаря константности  восприятия мы узнаем предметы в разных ус-

ловиях и успешно  ориентируемся среди них.

 

Особенности восприятия пространства и времени 

Восприятие пространства. Восприятие пространства состоит из вос-

приятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов 

и их движения.

Восприятие величины и формы предметов осуществляется в результате

сочетания в опыте  человека зрительных, осязательных и  кинестезических 

(мускульно-двигательных) ощущений.

Восприятие объемности и удаленности предметов осуществляется за

счет бинокулярного  зрения (зрения двумя глазами). Восприятие предмета

зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и 

от силы напряжения глазных  мышц, которая изменяется в зависимости от

удаленности предмета. При  рассматривании близких предметов  увеличи-

вается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких предметов  хрус-

талик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависи-

мости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодаци-

Информация о работе Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений