Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:43, реферат
Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодей-
ствия человека со средой.
Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во
внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей дея-
тельности.
Психология изучает общие закономерности психических процессов и
своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от
индивидуально-типологических особенностей человека.
му расследованию преступлений. Например, проводя следственный экспери-
мент, следователь должен учитывать, что чувствительность зависит от
ряда факторов (от длительности пребывания в данной обстановке, от воз-
действия ряда раздражителей, от опыта человека и его физиологического
состояния).
В ряде случаев недобросовестность показаний обнаруживается в ре-
зультате их несоответствия порогам чувствительности. Так, например,
если дающий показания утверждает, что он не заметил разницы в весе
между двумя ящиками, а проверка показала, что эта разница значительно
превышает разностный порог, то есть основание усомниться в правдивости
показаний. При этом следует иметь в виду, что оптимальным условием
различения является такое различие между раздражителями, которое в
несколько раз превышает порог различения (оптимальный порог различе-
ния). Показания о цветовых качествах объекта, воспринимавшегося в су-
меречном освещении, должны оцениваться критически.
Иногда следователь может проявить необоснованное недоверие к разным
показаниям двух свидетелей одного и того же события. Например, извест-
но, что полная адаптация к темноте наступает через 30 - 40 мин. Если
один свидетель был полностью адаптирован к темноте, а другой находился
в этих условиях лишь несколько минут, то показания последнего будут
неточными, неполными. Однако это не дает основания проявлять к нему
недоверие.
Адаптация к запаху (например, к газу) может быть причиной бездей-
ствия в аварийной ситуации. Но если подозреваемый утверждает, что он
не заметил значительного изменения силы какого-то звукового раздражи-
теля, то следователь, зная о низкой адаптации к звуковым раздражите-
лям, справедливо усомнится в истинности этого утверждения.
Иногда свидетели дают неточные показания из-за контраста ощущений.
Например, свидетели одного преступления утверждали, что преступник
был одет в белый костюм и был очень высоким. В действительности они
видели человека среднего роста, в сером костюме на черном фоне.
Нередко контрастное выделение ярких цветов, ярко горящих огней на
фоне ночной темноты интерпретируется как приближенность объекта. Из-
вестны случаи, когда свидетели утверждали, что транспорт проехал
ночью по ближайшей дороге, хотя в действительности он проехал по более
удаленной дороге.
Задача следователя - воссоздать все существенные условия, в которых
происходило отражение отдельных свойств предметов и явлений, и учесть
основные закономерности чувствительности.
Восприятие
Общее понятие о восприятии
Восприятие - отражение
предметов и явлений в
зультате осознания их отличительных признаков.
Восприятие связано с опознанием, с пониманием и осмысливанием пред-
метов или явлений, с отнесением их к определенной категории.
Восприятие осуществляется посредством действия, связано с обследо-
ванием воспринимаемого объекта, с построением его образа.
Восприятие обусловлено тем, какие признаки объекта избираются в ка-
честве исходных при его опознании.
Важнейшей составной частью каждого акта восприятия являются двига-
тельные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по
поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый
звук).
Нейрофизиологические основы восприятия
Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналити-
ко-синтетическая деятельность анализаторов.
Поскольку в процессе восприятия устанавливаются отношения между
частями и свойствами предмета, то одним из физиологических механизмов
восприятия является образование условных рефлексов на отношения. Если
на анализатор постоянно воздействует система раздражителей, действую-
щих в определенной последовательности, то ответная реакция начинает
зависеть не от отдельного раздражителя, а от своеобразия связи раздра-
жителей, их соотношений.
Одним из основных физиологических механизмов восприятия является
образование динамического стереотипа, а также установление условно-
рефлекторных связей между анализаторами.
Восприятие человека всегда связано с деятельностью второй сигналь-
ной системы. Благодаря слову воспринимаемые предметы приобретают
смысл.
Классификация восприятий
Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецепто-
ров. Различаются зрительные, слуховые и осязательные восприятия. Су-
ществуют сложные виды восприятий: восприятие пространства и времени. В
зависимости от участия воли, целенаправленности восприятие делится на
непроизвольное (непреднамеренное,
не связанное с волевым напряжение
заранее поставленной целью) и преднамеренное (целенаправленное), про-
извольное.
Восприятия могут
объекта отражения (восприятие величины и формы предмета, объемности и
удаленности; восприятие человека человеком, восприятие речи и т.п.).
Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но оно мо-
жет выступать и в качестве самостоятельной деятельности.
Планомерное, специальное, организованное восприятие для разрешения
какого-либо вопроса называется наблюдением.
Общие закономерности восприятия
Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности.
Но кроме этих внутривидовых закономерностей существуют общие законо-
мерности восприятия: 1) осмысленность и обобщенность; 2) целостность;
3) структурность; 4) избирательная направленность; 5) апперцепция; 6)
константность.
1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и
явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается. Восприятие свя-
зано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к оп-
ределенной категории, понятию, с обозначением его в слове (не случайно
дети, встречаясь с незнакомым предметом, всегда спрашивают его назва-
ние).
Зависимость восприятия от опыта и задач деятельности называется ус-
тановкой. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые
соответствуют данной задаче.
В восприятии осуществляется не суммирование данных ощущений, а ин-
терпретация этих данных с точки зрения имеющихся знаний. Отдельное от-
ражается в восприятии как проявление общего.
Наиболее простой формой осмысливания предметов и явлений является
узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет -
это значит воспринять данный предмет и соотнести его с ранее сформиро-
вавшимся образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет отно-
сится к какой-либо общей категории (например, это стол, это дерево и
т.д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый
объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом.
Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необхо-
димо выделение специфических для данного предмета признаков, его при-
мет.
Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой.
При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использу-
ет его характерные опознавательные признаки. Для узнавания материаль-
ных объектов существеное значение имеют их контуры, характерное для
данного предмета сочетание линий (так, пароход мы издали узнаем по на-
личию трубы и не думаем, что это лодка). Узнавание затрудняется, когда
имеется мало характерных внешних признаков предмета.
2. Целостность восприятия.
В предметах и явлениях
тельности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной ус-
тойчивой взаимосвязи. В восприятии как в психическом образе предмета
также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или яв-
ления. Это выражается в целостности восприятия. Даже в тех случаях,
когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы
мысленно дополняем недостающие признаки и части этого объекта. Отдель-
ные, разрозненные части объекта мы стремимся объединить в единое зна-
комое нам целостное образование.
3. Структурность восприятия. Мы узнаем различью объекты благодаря
устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычле-
нение взаимоотношений, частей, сторон предмета (дом мы воспринимаем и
интерпретируем как дом вне зависимости от частных признаков данного
конкретного дома). Осознанность восприятия неразрывно связана с отра-
жением отношений между элементами воспринимаемого объекта.
В тех случаях, когда выделение частей объекта затруднено, затрудня-
ется и восприятие предмета в целом.
4. Избирательная направленность восприятия. Из бесчисленного коли-
чества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент
лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятель-
ность человека, от его потребностей и интересов. Например, при осмотре
места происшествия следователь выделяет прежде всего следы преступни-
ка, вещественные доказательства преступления.
Избирательность восприятия - преимущественное выделение объекта из
фона. Если объект и фон равнозначны для данной деятельности, то они
могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фо-
ном.
Выделение объекта из фона осуществляется по его контуру. Чем резче,
контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если
контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, то объект трудно разли-
чить (это лежит в основе маскировки).
5. Апперцепция (от лат. "ad" - к; "perceptio" - восприятие). Аппер-
цепцией называется зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов
и установок личности.
Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восп-
риятие костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло
вошли в прочную связь. Глядя на замороженное окно, мы также добавляем
к нашему зрительному восприятию наши температурные ощущения, почерпну-
тые из прошлого опыта.
В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направ-
ленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы,
но и избирательно воспринимает различные их стороны.
6. Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются
нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с
разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества
предмета воспринимаются нами в неизменном виде.
Константность восприятия - независимость отражения объективных ка-
честв предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изобра-
жение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близко-
го расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерп-
ретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как
изменение его величины. При восприятии прямоугольного предмета (папки,
листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобра-
зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях
мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.
Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет воспри-
ниматься как белый лист, так же, как кусок антрацита будет восприни-
маться с присущим ему цветовым качеством вне зависимости от условий
освещения.
Константность восприятия не наследственное качество, оно формирует-
ся в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях она
может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим
вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприни-
маться несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам не-
естественно уменьшенными).
Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое при-
ближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах.
Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных ус-
ловиях и успешно ориентируемся среди них.
Особенности восприятия пространства и времени
Восприятие пространства. Восприятие пространства состоит из вос-
приятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов
и их движения.
Восприятие величины
и формы предметов
сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и кинестезических
(мускульно-двигательных) ощущений.
Восприятие объемности
и удаленности предметов
счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие предмета
зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и
от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в зависимости от
удаленности предмета. При рассматривании близких предметов увеличи-
вается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких предметов хрус-
талик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависи-
мости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодаци-