Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:43, реферат
Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодей-
ствия человека со средой.
Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во
внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей дея-
тельности.
Психология изучает общие закономерности психических процессов и
своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от
индивидуально-типологических особенностей человека.
цессов возбуждения и торможения, их сбалансированностью или преоблада-
нием одного процесса над другим;
3) подвижностью нервных процессов - скоростью смены процессов возбуж-
дения и торможения.
В зависимости от сочетания
вышеуказанных свойств
типа высшей нервной деятельности.
Первый тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их
уравновешенностью и высокой подвижностью (живой тип).
Второй тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, но
они не уравновешены, возбудительный
процесс преобладает над
процессы эти подвижны (безудержный тип).
Третий тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их
уравновешенностью, но малой подвижностью (спокойный тип).
Четвертый тип характеризуется пониженной силой нервных процессов,
пониженной их подвижностью (слабый тип).
Таким образом, типом высшей нервной деятельности является опреде-
ленное сочетание устойчивых
свойств возбуждения и
терных для высшей первой деятельности того или иного индивидуума.
Различные типы высшей нервной деятельности лежат в основе четырех
темпераментов: сангвинического, холерического, флегматического, мелан-
холического.
Сила, уравновешенность
и подвижность нервных
более быстрое и эффективное приспособление к обстановке. Если сила
нервных процессов недостаточна, то организм страдает от сильных внеш-
них воздействий и неадекватно реагирует на их действие (преувеличива-
ется их значение, возникают срывы нервной деятельности, неврозы).
При недостаточной подвижности нервных процессов организм не может
быстро приспособиться к измененным условиям, для него особенно болез-
ненна ломка стереотипа; она нередко вызывает невротические состояния.
Но, как показали исследования И.П.Павлова, сила и подвижность нервных
процессов могут возрастать под влиянием тренировки, воспитания, соот-
ветствующих условий жизни. Природные конституционные особенности ор-
ганизма могут быть изменены.
Особенности высшей нервной деятельности человека
Рассмотренные выше принципы и закономерности высшей нервной дея-
тельности являются общими как для животных, так и для человека. Однако
высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей
нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественно-
трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития
принципиально новая сигнальная система.
Первая сигнальная система действительности - это система наших не-
посредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предме-
тов и явлений окружающего мира. Слово (речь) - это вторая сигнальная
система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой
сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.
Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро,
чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе об-
щественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи че-
ловека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течении многих
лет.
Слово является средством познания окружающей действительности,
обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. Со
словом "вводится новый принцип нервной деятельности - отвлечение и
вместе с тем обобщение бесчисленных сигналов - принцип, обусловливаю-
щий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее
приспособление человека - науку".
Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую
же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель. Под влия-
нием слова находятся не только психические, но и физиологические про-
цессы (это лежит в основе внушения и самовнушения).
Вторая сигнальная система имеет две функции - коммуникативную (она
обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных за-
кономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содер-
жит в себе обобщение.
Ко второй сигнальной
системе относится слово
писанное) и произносимое.
Выше были рассмотрены типологические особенности высшей нервной
деятельности. Они общие у человека и высших животных (четыре типа). Но
у людей имеются специфические типологические особенности, связанные со
второй сигнальной системой. У всех людей вторая сигнальная система
преобладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова. Это
даёт основание разделить высшую нервную деятельность человека на три
типа: 1) мыслительный; 2) художественный; 3) средний (смешанный).
К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием
второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное
мышление (математики, философы); непосредственное отражение действи-
тельности происходит у них в недостаточно ярких образах.
К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием вто-
рой сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конк-
ретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобрета-
тели и др.).
Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение
между двумя первыми.
Чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с от-
рывом ее от первой сигнальной системы, является нежелательным качест-
вом человека.
"Нужно помнить, - говорил И.П, Павлов, - что вторая сигнальная сис-
тема имеет значение через первую сигнальную систему и в связи с пос-
ледней, а если она отрывается от первой сигнальной системы, то вы ока-
зываетесь пустословом, болтуном и не найдете себе места в жизни".
У людей с чрезмерным преобладанием первой сигнальной системы, как
правило, менее развита склонность к абстрагированию, теоретизации.
Современные исследования высшей нервной деятельности характеризуют-
ся развитием интегрального подхода к изучению целостной работы мозга.
Мотивация и регуляция поведения.
Психические процессы и состояния.
Мотивация деятельности и поведения.
Понятие деятельности и поведения
Деятельность - целенаправленное взаимодействие человека с окружаю-
щей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее
преобразование для удовлетворения потребностей человека.
Деятельность - сложная и многоплановая категория, включающая в себя
многие стороны взаимодействия человечества с миром.
Деятельность определяется внутренними (психическими) и внешними ус-
ловиями, осуществляется в виде различных способов (систем приемов и
операций), при помощи определенных средств.
В онтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих
вида деятельности: игра, учение, труд. Но это лишь самая общая класси-
фикация видов деятельности. Из нее выпадает такая важнейшая форма жиз-
недеятельности человечества, как деятельность по включению человека в
систему социальных связей, формирование социально адаптированного по-
ведения.
Поведением называется социально значимая система действий человека.
Отдельные поведенческие действия называются поступком, если они соот-
ветствуют общепринятым нормам поведения, и проступком, если не соот-
ветствуют этим нормам. Общественно опасное, уголовно наказуемое, ви-
новное поведение, совершаемое под контролем воли и сознания человека,
называется преступлением.
Одной из основных предпосылок преступного поведения являются нега-
тивные качества человека: эгоизм, индивидуализм, принебрежение правами
и интересами других граждан, стяжательство, карьеризм, мстительность,
жестокость, стремление выделиться в референтной, привлекающей данного
человека, группе. Эти качества не являются врожденными, а формируются
в зависимости от условий психического развития человека. Формирование
человека - это формирование его потребностей и способов их удовлетво-
рения.
Потребности, мотивационные состояния
и мотивы деятельности
Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности яв-
ляется потребность.
Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению
возникшего дефицита.
Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на сле-
дующие группы: а) условия, необходимые для жизни и развития человека
как естественного организма (отсюда естественные или органические пот-
ребности); б) условия, необходимые для жизни и развития человека как
индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для обще-
ния, познания и труда); в) условия, необходимые для жизни и развития
данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его
индивидуализированных потребностей.
Потребность - необходимость выравнивания отклонений от параметров
жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического сущест-
ва, индивида и личности.
Потребности определяют направленность психики данного человека, по-
вышенную возбудимость ее к определенным сторонам действительности.
Потребности подразделяются на естественные и культурные. Культурные
потребности подразделяются на материальные, материально-духовные (кни-
ги, предметы искусства и др.) и духовные. Потребности человека со-
циально обусловлены. В зависимости от того, с каким кругом обществен-
ных требований связаны эти потребности, различаются разные их уровни.
Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в опреде-
ленной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей сос-
тавляет основную отличительную особенность личности - ее направлен-
ность. Но не смотря на значительное разнообразие индивидуальных пот-
ребностей личности, можно вычленить основную схему личностных потреб-
ностей.
Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого по-
ведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями - происходит
так называемая "сквозная регуляция", связанная с взаимодействием этих
уровней. Депривация одной из потребностей приводит к деформации лич-
ностного поведения в целом. Так например, невозможность удовлетворить
потребность в безопасности ведет к повышению уровня тревожности лич-
ности, к свертыванию ее возможностей в самореализации; затруднение в
удовлетворении
тивных потребностей и т.д.
Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности,
высшие ее уровни "вызревают" лишь к моменту достижения индивидом пси-
хологической зрелости. Но будучи сформированными высшие уровни потреб-
ности, особенно потребности в самореализации, самоусовершенствовании,
начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Автоно-
мизация же отдельных ее уровней ведет к сужению интересов личности, а
в ряде случаев к асоциальным способам их реализации.
У социализированной личности существует потребность в самооценке, в
понимании самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое
значение для его адаптации к окружающей среде.
Иерархия потребностей человека
Потребность
в самореализации
Когнитивные
потребности
Потребность в признании,
уважении
Потребность
в привязанностях
Потребность в безопасности
Физиологические потребности
Для нормального социального функционирования необходимо включение
человека в деятельность, в которой он находил бы смысл своего сущест-
вования. Отсюда вытекает потребность в труде, в труде творческом, в
котором раскрывались бы основные способности человека. Отсутствие этой
фундаментальной человеческой потребности - основной показатель со-
циальной деформации личности.
Органические потребности человека возникают без специального их
формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в
процессе специального их формирования, воспитания.
Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня произ-
водства и потребления, от условий жизни человека, от традиций и гос-
подствующих вкусов в данной социальной группе.
Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетво-
ренная потребность сначала исчезает, но затем возникает с большей ин-
тенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлет-
ворения становятся более стойкими.
Возникающие в результате деятельности все новые и новые потребности
являются основным стимулом как развития отдельной личности, так и ис-
торического прогресса общества в целом.
Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том слу-
чае, если для ее удовлетоврения имеются или могут быть созданы необхо-
димые средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности,
знание и способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения
данной потребности, тем прочнее они закрепляются.
Потребность, с нейрофизиологической точки зрения, представляет со-