Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:43, реферат
Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодей-
ствия человека со средой.
Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во
внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей дея-
тельности.
Психология изучает общие закономерности психических процессов и
своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от
индивидуально-типологических особенностей человека.
цузским ученым Рене Декартом в XVII веке. Но для объяснения психичес-
кой деятельности он был применен лишь в 1863 году основоположником
русской материалистической физиологии М.И.Сеченовым. Развивая учение
И.М.Сеченова, И.П.Павлов экспериментально исследовал особенности функ-
ционирования рефлекса.
Все рефлексы делятся на две группы: условные и безусловные.
Безусловные рефлексы - врожденные реакции организма на жизненно
важные раздражители (пищу, опасность и т.п.). Они не требуют каких-ли-
бо условий для своей выработки (например, рефлекс мигания, выделение
слюны при виде пищи).
Безусловные рефлексы представляют собой природный запас готовых,
стереотипных реакций организма. Они возникли в результате длительного
эволюционого развития данного вида животных. Безусловные рефлексы оди-
наковы у всех особей одного вида; это физиологический механизм инс-
тинктов. Но поведение высших животных и человека характеризуется не
только врожденными, т.е. безусловными реакциями, но и такими реакция-
ми, которые приобретены данным организмом в процессе его индивидуаль-
ной жизнедеятельности, т.е. условными рефлексами.
Условные рефлексы - физиологический механизм приспособления орга-
низма к изменяющимся условиям среды.
Условные рефлексы - это такие реакции организма, которые не являют-
ся врожденными, а вырабатываются в различных прижизненных условиях.
Они возникают при
условии постоянного
ний тем, которые жизненно важны для животного. Если же связь между
этими явлениями исчезает, то условный рефлекс угасает (например, рыча-
ние тигра в зоопарке, не сопровождаясь его нападением, перестает пу-
гать других животных).
Мозг не идет на поводу только текущих воздействий. Он планирует,
предвосхищает будущее, осуществляет опережающее отражение будущего. В
этом состоит самая
главная особенность его
достичь определенного будущего результата - цели. Без предварительного
моделирования мозгом этого результата невозможна регуляция поведения.
Современная наука о мозге - нейрофизиология - базируется на концеп-
ции функционального объединения механизмов мозга для осуществления по-
веденческих актов. Эта концепция была выдвинута и плодотворно развива-
лась учеником И.П.Павлова академиком П.К.Анохиным в его учении о функ-
циональных системах.
Функциональной системой П.К.Анохин называет единство центральных и
периферических
купности обеспечивают результативность поведенческого акта.
Первоначальная стадия формирования любого поведенческого акта наз-
вана П.К.Анохиным афферентным синтезом (в переводе с латинского - "со-
единение приносимого").
В процессе афферентного синтеза происходит обработка разнообразной
информации, поступающей из внешнего и внутреннего мира, на основе до-
минирующей в данный момент мотивации (потребности). Из многочисленных
образований мозга извлекается все то, что было связано в прошлом с
удовлетворением данной потребности.
Установление того, что данная потребность может быть удовлетворена
определенным действием, выбор этого действия называется принятием ре-
шения.
Нейрофизиологический механизм принятия решения назван П.К.Анохиным
акцептором результатов действия. Акцептор ("ассерtare" - разрешающий)
результатов действия - это нейрофизиологический механизм предвидения
результатов будущего действия. На основе сопоставления ранее получен-
ных результатов создается программа действия. И только после этого со-
вершается само действие. Ход действия, результативность его этапов,
соответствие этих результатов сформированной программе действия пос-
тоянно контролируется путем получения сигналов о достижении цели. Этот
механизм постоянного
действия назван П.К.Анохиным обратной афферентацией.
Итак, деятельность мозга является отражением внешних воздействий
как сигналов для тех или иных приспособительных действий.
Механизмом наследственного
лексы, а механизмом идивидуально изменчивого приспособления являются
условные рефлексы, сложные комплексы функциональных систем.
Принципы и законы высшей нервной деятельности
Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и зако-
нов. Основные из них впервые были установлены И.П.Павловым. В настоя-
щее время некоторые положения павловского учения уточнены, развиты, а
отдельные из них пересмотрены. Однако для овладения основами современ-
ной нейрофизиологии необходимо ознакомиться с фундаментальными положе-
ниями павловского учения.
Аналитико-синтетический
Как установлено И.П.Павловым, основным фундаментальным принципом
работы коры больших полушарий головного мозга является аналитико-син-
тетический принцип. Ориентация в окружающей среде связана с вычленени-
ем отдельных ее свойств, сторон, признаков (анализ) и объединением,
связью этих признаков с тем, что является полезным или вредным для ор-
ганизма (синтез). Синтез - это замыкание связей, а анализ - это все
более тонкое отчленение одного раздражителя от другого.
Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга осуществ-
ляется взаимодействием двух нервных процессов: возбуждения и торможе-
ния. Эти процессы подчинены следующим законам.
Закон иррадиации возбуждения. Очень сильные (так же, как и очень
слабые) раздражители при длительном воздействии на организм вызывают
иррадиацию - распространение возбуждения по значительной части коры
больших полушарий.
Только оптимальные
лизированные очаги
пешной деятельности.
Закон концентрации возбуждения. Возбуждение, распространившееся из
определенного пункта по другим зонам коры, с течением времени сосредо-
точивается в месте своего первичного возникновения.
Этот закон лежит в основе главного условия нашей деятельности -
внимания (сосредоточенности сознания на определенных объектах деятель-
ности).
При концентрации возбуждения ц определенных участках коры мозга
происходит его функциональное взаимодействие с торможением, это и
обеспечивает нормальную аналитико-синтетическую деятельность.
Закон взаимой индукции нервных процессов. На периферии очага одного
нервного процесса всегда возникает процесс с обратным знаком.
Если в одном участке коры сконцентрирован процесс возбуждения, то
вокруг него индуктивно возникает процесс торможения. Чем интенсивнее
сконцентрированное
процесс торможения.
Наряду с одновременной индукцией сушествует последовательная индук-
ция нервных процессов - последовательная смена нервных процессов в од-
них и тех же участках мозга.
Только нормальное соотношение
процессов возбуждения и
обеспечивает поведение, адекватное (соответствующее) окружающей среде.
Нарушение баланса между этими процессами, преобладание одного из них
вызывает значительные
нарушения в психической
Так, преобладание торможения, недостаточное взaимoдeйcтвиe его с воз-
буждением приводит к снижению активности организма. Преобладание воз-
буждения может выразиться в беспорядочной хаотической деятельности,
излишней суетливости, снижающей результативность деятельности. Процесс
торможения - это активный нервный процесс. Он ограничивает и направля-
ет в определенное русло процесс возбуждения, содействует сосредоточе-
нию, концентрации возбуждения.
Торможение бывает внешним и внутренним. Так, если на животное вне-
запно подействует какой-либо новый сильный раздражитель, то прежняя
деятельность животного в данный момент затормозится. Это внешнее (бе-
зусловное) торможение. В данном случае возникновение очага возбуждения
по закону отрицательной индукции вызывает торможение других участков
коры.
Одним из видов внутреннего или условного торможения является угаса-
ние условного рефлекса, если он не подкрепляется безусловным раздражи-
телем (угасательное торможение). Этот вид торможения вызывает прекра-
щение ранее выработанных реакций, если они в новых условиях становятся
бесполезными.
Торможение возникает и при чрезмерном перевозбуждении мозга. Оно
защищает нервные клетки от истощения. Этот вид торможения называется
охранительным торможением.
На внутреннем виде торможения основана и аналитическая деятельность
коры мозга, способность различать близкие по своим свойствам предметы
и явления. Так, например, при выработке у животного условного рефлекса
на эллипс оно вначале реагирует и на эллипс и на круг. Происходит ге-
нерализация, первичное
обобщение сходных
тоянно сопровождать предъявление эллипса пищевым раздражителем и не
подкреплять предъявление круга, то животное постепенно начинает отчле-
нять (дифференцировать) эллипс от круга (реакция на круг затормажи-
вается). Этот вид торможения, лежащий в основе анализа, дифференциро-
вания, называется дифференцировочным торможением. Оно уточняет дейст-
вия животного, делает его
более приспособленным к
Системность в работе коры головного мозга (динамический стереотип).
Опыты показывают, что если у собаки выработать ряд рефлексов на раз-
ные раздражители, которые повторяются в определенной последовательнос-
ти, то со временем животное
воспроизводит всю систему
при воздействии лишь одного первоначального раздражителя. Это устойчи-
вое закрепление определенной последовательности реакций называется ди-
намическим стереотипом (от греч. "stereos" - твердый и "typos" - отпе-
чаток).
Организм приспосабливается к стереотипно повторяющимся внешним воз-
действиям выработкой системы реакций. Динамический стереотип - физио-
логическая основа многих
явлений психической
например навыков, привычек, приобретенных потребностей и др. Комплекс
динамических стереотипов представляет собой физиологическую основу ус-
тойчивых особенностей поведения личности.
Динамический стереотип является выражением особого принципа работы
мозга - системности. Этот принцип состоит в том, что на сложные комп-
лексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изо-
лированных раздражителей, а как на целостную систему. Внешний стерео-
тип - закрепленная последовательность воздействий отражается во внут-
реннем нервно-динамическом стереотипе. Внешними стереотипами являются
все целостные предметы и явления (они всегда представляют определенную
совокупность признаков): привычная обстановка, последовательность со-
бытий, уклада жизни и т.д.
Ломка привычного стереотипа всегда является тяжелым нервным напря-
жением (субъективно это выражается в тоске, унынии, нервозности, разд-
ражительности и т.п.). Как ни сложна ломка старого стереотипа, новые
условия формируют новый стереотип (поэтому он и назван динамическим).
В результате многократного функционирования он все более и более зак-
репляется и в свою очередь становится все более трудноизменяемым.
Динамические стереотипы особенно устойчивы у пожилых людей и у лиц
со слабым типом нервной деятельности, с пониженной подвижностью нерв-
ных процессов.
Привычная система действий, вызывая облегчение нервного труда,
субъективно ощущается в виде положительных эмоций. "Процессы установки
стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его
и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувст-
ва".
Типологические особенности высшей нервной
деятельности человека и высших животных
В опытах с животными И.П.Павлов установил, что у некоторых животных
положительные условные рефлексы образуются быстро, а тормозные медлен-
но. У других животных, наоборот, положительные условные рефлексы выра-
батываются медленно, а тормозные быстрее. У третьей группы животных и
те и другие рефлексы вырабатываются легко и прочно закрепляются. Так,
было установлено, что действие тех или иных раздражителей зависит не
только от их качества, но и от типологических особенностей высшей
нервной деятельности. Под типологическими особенностями высшей нервной
деятельности имеется в виду динамика протекания нервных процессов
(возбуждения и торможения) у отдельных индивидуумов. Она характеризу-
ется следующими тремя типологическими свойствами:
1) силой нервных процессов - работоспособностью нервных клеток при
возбуждении и торможении;
2) уравновешенностью нервных процессов - соотношением между силой про-