Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:43, реферат
Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодей-
ствия человека со средой.
Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во
внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей дея-
тельности.
Психология изучает общие закономерности психических процессов и
своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от
индивидуально-типологических особенностей человека.
опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных усло-
виях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального
окружения не приобретает никаких человеческих качеств.
В истории отмечено около 40 случаев, когда дети с раннего возраста
вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков соз-
нания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого
физического свойства человека, как вертикальное положение тела при
ходьбе.
С переходом от животного существования к человеческому обществу
возникло два новых фактора формирования психики человека: это общест-
венный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова.
С возникновением прямохождения у человека освободилась рука, расши-
рился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориен-
тировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда,
трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий
труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые опе-
рации.
Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких
сознательных действий,
как предварительное
формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны пла-
нироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоми-
наться для повторного его изготовления.
Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого
на части (анализ), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств пред-
мета, а также с мысленным объединением (синтез), вычлененных свойств в
представляемые целостные орудия. Совершенствование трудовых процессов,
изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с со-
вершенствованием аналитико-
мозга человека; совершенствовалось и орудие этой деятельности - речь.
Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению
отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу дру-
гих людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от
непосредственной
человека, его воля.
В процессе формирования психики человека его внешние физические
действия с материальными объектами предшествуют формированию внутрен-
них психических действий. Лишь на основе действия с материальными
предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными
образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внут-
ренним действиям называется интериоризацией ("превращение во внутрен-
нее"). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными
образами предметов человек начинает моделировать различные отношения
между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация
осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как
средство обозначения объектов и как символ их общих, существенных
свойств.
Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия са-
ми начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия
человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутрен-
ней психической деятельности.
Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность
общественным сознанием.
К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеоло-
гия, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных от-
ношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержа-
нии общественного сознания.
Существенной особенностью сознания человека является самосознание.
Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям,
человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из ок-
ружающего мира.
Содержанием самосознания является осознание человеком своих физи-
ческих и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и
стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая
свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психи-
ку, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъ-
являет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в про-
цессе самовоспитания.
Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к
себе, самообладании и
ответственности перед
и действия. Определенный уровень самосознания - необходимая предпосыл-
ка правомерного поведения.
Самосознание - целостное интегративное, концептуальное отражение
человеком своей собственной личности, это психическая модель своего Я.
Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я-
концепции, которая обусловлена
социальными условиями
дивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к определенной
социальной группе).
Самосознание - социально обусловленная установочная система личнос-
ти, система ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осу-
ществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личност-
ное единство - стиль поведения данной личности.
Итак, психика человека, его сознание - это система его психической
саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и
ценностных ориентациях.
Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие
существенные особенности:
1. Категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих
знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы.
2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимо-
связей.
3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечело-
веческих понятий и представлений.
4. Обусловленность
нания.
5. Самосознание - концептуальная модель собственной личности и пост-
роение взаимодействий с действительностью на этой основе.
Все существенные стороны сознания функционируют посредством речи.
Поведение человека определяется не только его сознанием. Психичес-
кая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществ-
ляется тремя относительно автономными уровнями психической регуляции:
1) эволюционно сформированным
бессознательно-инстинктивным
2) подсознательно-субъективным
эмоционально-импульсным
сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. В по-
ведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно
категоризированные программы. Два других, низших уровня саморегуляции
в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и
в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции мо-
гут перейти в автономный режим функционирования.
Наличие в психике человека указанных уровней регуляции обусловлива-
ет относительную
ких реакций и действий:
1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха,
испуга, избежания физически опасных ситуаций);
2) привычно-автоматизированные подсознательные действия;
3) сознательные, волевые действия.
Нейрофизиологические основы психики
Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий го-
ловного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельнос-
тью. Открытые И.М.Сеченовым и И.П.Павловым и их последователями прин-
ципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной
основой современной психологии. Прежде чем рассмотреть закономерности
высшей нервной деятельности, познакомимся со строением и функцией
нервной системы.
Строение и функции нервной системы
Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К цен-
тральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по
всему телу расходятся нервные волокна - периферическая нервная систе-
ма. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами
- мышцами и железами.
Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические
и химические изменения в окружающей среде.
Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение и т.п.)
преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в
нервные импульсы - серию электрических и химических изменений в нерв-
ном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферент-
ным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются
соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным
(эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, желе-
зам). Эти исполнительные органы называются эффекторами.
Основная функция нервной системы - интеграция внешнего воздействия
с соответствующей
Структурной единицей нервной системы является нервная клетка - ней-
рон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков - денд-
ритов - по ним нервные импульсы идут к телу клетки - и одного длинного
отростка - аксона - по нему нервный импульс проходит от тела клетки к
другим клеткам или эффекторам.
Отростки двух соседних нейронов соединяются особым образованием -
синапсом. Он играет существенную роль в фильтрации нервных импульсов:
пропускает одни импульсы и задерживает другие. Нейроны связаны друг с
другом и осуществляют объединенную деятельность.
Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.
Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол
мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг
подразделяется на промежуточный и конечный.
Все отделы мозга имеют свои функции.
Так, промежуточный мозг состоит из гипоталамуса - центра эмоций и
витальных потребностей (голода, жажды, либидо), лимбической системы
(ведающей эмоционально-
ляющего фильтрацию и
первичную обработку
У человека особенно развита кора больших полушарий - орган высших
психических функций. Она имеет толщину 3-4 мм, а общая площадь ее в
среднем равна 0,25 кв.м.
Кора состоит из шести слоев. Клетки коры мозга связаны между собой.
Их насчитывается около 15 миллиардов.
Различные нейроны коры имеют свою специфическую функцию. Одна груп-
па нейронов выполняет функцию анализа (дробления, расчленения нервного
импульса), другая группа осуществляет синтез, объединяет импульсы,
идущие от различных органов чувств и отделов мозга (ассоциативные ней-
роны). Существует система нейронов, удерживающая следы от прежних воз-
действий и сличающая новые воздействия с имеющимися следами.
По особенностям микроскопического строения всю кору мозга делят на
несколько десятков структурных единиц - полей, а по расположению его
частей - на четыре доли: затылочную, височную, теменную и лобную.
Кора головного мозга человека является целостно работающим органом,
хотя отдельные его части (области) функционально специализированы
(например, затылочная
область коры осуществляет
функции, лобно-височная - речевые, височная - слуховые). Наибольшая
часть двигательной зоны коры головного мозга человека связана с регу-
ляцией движения органа труда (руки) и органов речи.
Все отделы коры мозга взаимосвязаны; они соединены и с нижележащими
отделами мозга, которые осуществляют важнейшие жизненные функции. Под-
корковые образования, регулируя врожденную безусловно-рефлекторную де-
ятельность, являются областью тех процессов, которые субъективно ощу-
щаются в виде эмоций (они, по выражению И.П.Павлова, являются "источ-
ником силы для корковых клеток").
В мозгу человека имеются все те структуры, которые возникали на
различных этапах эволюции живых организмов. Они содержат в себе
"опыт", накопленный
в процессе всего
детельствует об общем происхождении человека и животных.
По мере усложнения организации животных на различных ступенях эво-
люции значение коры головного мозга все более и более возрастает.
Если, например, удалить кору головного мозга у лягушки (она имеет не-
значительный удельный вес в общем объеме ее головного мозга), то ля-
гушка почти не изменяет своего поведения. Лишенный коры головного моз-
га голубь летает, сохраняет равновесие, но уже теряет ряд жизненных
функций. Собака с удаленной
корой головного мозга
не приспособленной к окружающей обстановке.
Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс
- реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие при пос-
редстве центральной нервной системы.
Термин "рефлекс", как уже отмечалось, был введен в физиологию фран-