Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:43, реферат

Описание работы

Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодей-
ствия человека со средой.
Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во
внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей дея-
тельности.
Психология изучает общие закономерности психических процессов и
своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от
индивидуально-типологических особенностей человека.

Файлы: 1 файл

Предмет и методы психологии.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных  усло-

виях, сохраняет все  свои видовые качества, то человек  без социального 

окружения не приобретает  никаких человеческих качеств.

В истории отмечено около 40 случаев, когда дети с раннего возраста

вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков  соз-

нания (у них полностью  отсутствовали речь и мышление), но даже такого

физического свойства человека, как вертикальное положение тела при 

ходьбе.

С переходом от животного  существования к человеческому  обществу

возникло два новых  фактора формирования психики человека: это общест-

венный труд, употребление орудий труда и общение с помощью  слова.

С возникновением прямохождения  у человека освободилась рука, расши-

рился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориен-

тировочной деятельности. Это привело к возникновению  орудий труда,

трудового процесса. Человек  начинает жить в мире постоянных орудий

труда, через которые  из поколения в поколение передаются трудовые опе-

рации.

Изготовление самого простого орудия труда неизбежно  требует таких 

сознательных действий, как предварительное представление  его функций,

формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны пла-

нироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и  запоми-

наться для повторного его изготовления.

Изготовление орудий труда связано с мысленным  расчленением целого

на части (анализ), с  вычленением (абстракцией) отдельных  свойств пред-

мета, а также с мысленным объединением (синтез), вычлененных свойств в

представляемые целостные  орудия. Совершенствование трудовых процессов,

изготовление все более  и более сложных орудий труда  было связано с со-

вершенствованием аналитико-синтетической  деятельности коры головного

мозга человека; совершенствовалось и орудие этой деятельности - речь.

Общественная организация  трудовой деятельности привела к  выделению 

отдельных действий, которые  приобретают смысл только через  работу дру-

гих людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от

непосредственной биологической  цели, формируется абстрактное мышление

человека, его воля.

В процессе формирования психики человека его внешние  физические

действия с материальными  объектами предшествуют формированию внутрен-

них психических действий. Лишь на основе действия с материальными 

предметами человек  постепенно переходит к оперированию их идеальными

образами, к действиям  в уме. Этот переход от внешних  действий к внут-

ренним действиям называется интериоризацией ("превращение во внутрен-

нее"). Благодаря способности  действовать с психическими, идеальными

образами предметов  человек начинает моделировать различные  отношения 

между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация

осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как 

средство обозначения  объектов и как символ их общих, существенных

свойств.

Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия са-

ми начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия

человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутрен-

ней психической деятельности.

Одной из особенностей психики  человека является ее обусловленность 

общественным сознанием.

К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеоло-

гия, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных от-

ношениях, отражаясь в  сознании людей, приводят к изменениям в содержа-

нии общественного сознания.

Существенной особенностью сознания человека является самосознание.

Осознавая предметы своей  деятельности и свои отношения к  другим людям,

человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из ок-

ружающего мира.

Содержанием самосознания является осознание человеком своих  физи-

ческих и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и

стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая 

свои достоинства и  недостатки, человек начинает изменять и свою психи-

ку, свое поведение в  соответствии с теми требованиями, которые предъ-

являет к нему общество, и целями, которые он ставит перед  собой в про-

цессе самовоспитания.

Самосознание проявляется  в самонаблюдении, критическом отношении  к 

себе, самообладании и  ответственности перед обществом  за свои поступки

и действия. Определенный уровень самосознания - необходимая предпосыл-

ка правомерного поведения.

Самосознание - целостное  интегративное, концептуальное отражение 

человеком своей собственной  личности, это психическая модель своего Я.

Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я-

концепции, которая обусловлена  социальными условиями существования  ин-

дивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к  определенной

социальной группе).

Самосознание - социально  обусловленная установочная система личнос-

ти, система ее ценностно-смысловых  образований. На этой основе и осу-

ществляются все поведенческие  акты человека, они приобретают личност-

ное единство - стиль поведения  данной личности.

Итак, психика человека, его сознание - это система его психической

саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и 

ценностных ориентациях.

Сознание человека как  высшая форма развития психики имеет  следующие 

существенные особенности:

1. Категориальность - отражение  мира сквозь призму общечеловеческих

знаний и позиций, отражение  мира на базе концептуальной схемы.

2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной  ситуации взаимо-

связей.

3. Осознание целей  деятельности, предвосхищение их  в системе общечело-

веческих понятий и представлений.

4. Обусловленность индивидуального  сознания общественными формами  соз- 

нания.

5. Самосознание - концептуальная  модель собственной личности  и пост-

роение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Все существенные стороны сознания функционируют посредством речи.

Поведение человека определяется не только его сознанием. Психичес-

кая самоорганизация  индивида, его адаптация к внешней  среде осуществ-

ляется тремя относительно автономными уровнями психической  регуляции:

1) эволюционно сформированным  бессознательно-инстинктивным уровнем; 

2) подсознательно-субъективным  эмоционально-импульсным уровнем; 3)

сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. В  по-

ведении социализированной  личности доминируют произвольные, ценностно

категоризированные программы. Два других, низших уровня саморегуляции 

в его поведении выполняют  фоновую роль. В экстремальных  же условиях и 

в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции  мо-

гут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие в психике  человека указанных уровней регуляции  обусловлива-

ет относительную самостоятельность  следующих разновидностей человечес-

ких реакций и действий:

1) бессознательно-инстинктивные,  врожденные реакции (реакция страха,

испуга, избежания физически  опасных ситуаций);

2) привычно-автоматизированные  подсознательные действия;

3) сознательные, волевые  действия.

 

Нейрофизиологические  основы психики 

Психика является продуктом  деятельности коры больших полушарий го-

ловного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельнос-

тью. Открытые И.М.Сеченовым  и И.П.Павловым и их последователями  прин-

ципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной

основой современной  психологии. Прежде чем рассмотреть закономерности

высшей нервной деятельности, познакомимся со строением и функцией

нервной системы.

 

Строение и функции  нервной системы 

Вся нервная система  делится на центральную и периферическую. К цен-

тральной нервной системе  относится головной и спинной мозг. От них по

всему телу расходятся нервные  волокна - периферическая нервная систе-

ма. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными  органами

- мышцами и железами.

Все живые организмы  обладают способностью реагировать на физические

и химические изменения  в окружающей среде.

Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение и  т.п.)

преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в 

нервные импульсы - серию  электрических и химических изменений в нерв-

ном волокне. Нервные  импульсы передаются по чувствительным (афферент-

ным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь  вырабатываются

соответствующие командные  импульсы, которые передаются по моторным

(эфферентным) нервным  волокнам к исполнительным органам (мышцам, желе-

зам). Эти исполнительные органы называются эффекторами.

Основная функция нервной  системы - интеграция внешнего воздействия 

с соответствующей приспособительной  реакцией организма.

Структурной единицей нервной  системы является нервная клетка - ней-

рон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков - денд-

ритов - по ним нервные  импульсы идут к телу клетки - и одного длинного

отростка - аксона - по нему нервный импульс проходит от тела клетки к 

другим клеткам или эффекторам.

Отростки двух соседних нейронов соединяются особым образованием -

синапсом. Он играет существенную роль в фильтрации нервных импульсов:

пропускает одни импульсы и задерживает другие. Нейроны  связаны друг с 

другом и осуществляют объединенную деятельность.

Центральная нервная  система состоит из головного  и спинного мозга.

Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол 

мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг

подразделяется на промежуточный и конечный.

Все отделы мозга имеют  свои функции.

Так, промежуточный мозг состоит из гипоталамуса - центра эмоций и 

витальных потребностей (голода, жажды, либидо), лимбической  системы 

(ведающей эмоционально-импульсивным  поведением) и таламуса (осуществ-

ляющего фильтрацию и  первичную обработку чувственной  информации).

У человека особенно развита  кора больших полушарий - орган высших

психических функций. Она  имеет толщину 3-4 мм, а общая площадь  ее в 

среднем равна 0,25 кв.м.

Кора состоит из шести слоев. Клетки коры мозга связаны между собой.

Их насчитывается около 15 миллиардов.

Различные нейроны коры имеют свою специфическую функцию. Одна груп-

па нейронов выполняет  функцию анализа (дробления, расчленения  нервного

импульса), другая группа осуществляет синтез, объединяет импульсы,

идущие от различных  органов чувств и отделов мозга (ассоциативные ней-

роны). Существует система  нейронов, удерживающая следы от прежних  воз-

действий и сличающая  новые воздействия с имеющимися следами.

По особенностям микроскопического строения всю кору мозга делят на

несколько десятков структурных  единиц - полей, а по расположению его 

частей - на четыре доли: затылочную, височную, теменную и лобную.

Кора головного мозга  человека является целостно работающим органом,

хотя отдельные его  части (области) функционально специализированы

(например, затылочная  область коры осуществляет сложные  зрительные 

функции, лобно-височная - речевые, височная - слуховые). Наибольшая

часть двигательной зоны коры головного мозга человека связана с регу-

ляцией движения органа труда (руки) и органов речи.

Все отделы коры мозга  взаимосвязаны; они соединены и  с нижележащими

отделами мозга, которые  осуществляют важнейшие жизненные  функции. Под-

корковые образования, регулируя врожденную безусловно-рефлекторную де-

ятельность, являются областью тех процессов, которые субъективно  ощу-

щаются в виде эмоций (они, по выражению И.П.Павлова, являются "источ-

ником силы для корковых клеток").

В мозгу человека имеются  все те структуры, которые возникали на

различных этапах эволюции живых организмов. Они содержат в  себе

"опыт", накопленный  в процессе всего эволюционного  развития. Это сви- 

детельствует об общем  происхождении человека и животных.

По мере усложнения организации  животных на различных ступенях эво-

люции значение коры головного  мозга все более и более  возрастает.

Если, например, удалить  кору головного мозга у лягушки (она имеет не-

значительный удельный вес в общем объеме ее головного  мозга), то ля-

гушка почти не изменяет своего поведения. Лишенный коры головного моз-

га голубь летает, сохраняет  равновесие, но уже теряет ряд жизненных 

функций. Собака с удаленной  корой головного мозга становится полностью 

не приспособленной  к окружающей обстановке.

Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс

- реакция организма  на внешнее или внутреннее  воздействие при пос- 

редстве центральной  нервной системы.

Термин "рефлекс", как  уже отмечалось, был введен в физиологию фран-

Информация о работе Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений