Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:43, реферат
Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодей-
ствия человека со средой.
Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во
внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей дея-
тельности.
Психология изучает общие закономерности психических процессов и
своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от
индивидуально-типологических особенностей человека.
бой образование доминанты, устойчивого возбуждения определенных меха-
низмов головного мозга, которые связаны с регулированием необходимых
поведенческих актов.
Возникающая потребность вызывает
мотивационное возбуждение
ствующих нервных центров, побуждающее организм к определенному виду
деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти,
обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого фор-
мируется целенаправленное действие.
Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофи-
зиологическое состояние - мотивацию.
Мотивация - обусловленое потребностью возбуждение определенных
нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную ак-
тивность организма.
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга
тех или иных сенсорных возбуждении, их усиление или ослабление. Эф-
фективность внешнего стимула зависит не только от его объективных ка-
честв, но и от мотивационного состояния организма (сытый организм не
реагирует на самую привлекательную пищу). Внешние раздражители стано-
вятся стимулами, то есть сигналами к действию лишь при соответствующем
мотивационном состоянии организма.
Таким образом, обусловленные потребностью мотивационные состояния
характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов,
которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельнос-
ти по овладению требуемым объектом. Эти схемы - программы поведения -
могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индиви-
дуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.
Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигну-
тых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее зап-
рограммировано. Удовлетворение
потребности снимает
ряжение и, вызывая положительную эмоцию, "утверждает" данный вид дея-
тельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение
потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного
напряжения и вместе с этим - поисковой деятельности. Таким образом,
мотивация - индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внут-
ренних факторов, определяющий
способы поведения данного
В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотне-
сением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими пот-
ребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от
внешней ситуации.
В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может ак-
туализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации
один человек руководствуется только органической потребностью самосох-
ранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского дол-
га, потребность оказания помощи другим людям, у третьего - проявить
удаль в схватке, отличиться и т.д.
Все формы и способы
сознательного поведения
его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные
состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний
животных тем, что они регулируются второй сигнальной системой - сло-
вом. К мотивационным состояниям человека относятся установки, интере-
сы, желания, стремления и влечения.
Виды мотивационных состояний: установки,
интересы, желания, стремления, влечения
Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствую-
щей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному по-
ведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосоз-
нанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель
действия, ни потребность, ради которой оно совершается.
Различают следующие виды установок:
1) Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность
кисти руки к оперированию большими или малыми предметами).
2) Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значи-
мого сигнала из общего шумового фона).
3) Социально-перцептивная установка - стереотипы восприятия социально
значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как
признак криминализованной личности).
4) Когнитивная - познавательная
установка (предубеждение
отношении виновности допрашиваемого ведет к доминированию в его созна-
нии обвинительных доказательств, оправдательные же доказательства отс-
тупают на второй план).
5) Мнемическая установка
- установка на запоминание
ла.
Но в большинстве случаев человек осознает необходимые в данных ус-
ловиях действия, предвосхищает их результаты в идеальных образах,
осознает цель этих действий. Объективные условия поведения осознаются
в системе понятий.
Мотивационное состояние человека является психическим отражением
условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, ин-
дивида и личности.
Это отражение необходимых
виде интересов, желаний, стремлений и влечений.
Интерес (от лат. "interest" - имеет значение) - избирательное отно-
шение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмо-
ционального переживания значимых ситуаций.
Интересы определяются доминирующей направленностью личности. Инте-
ресы личности обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной
группе. Интересы человека определяются системой его потребностей, но
связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда она и не
осознается.
Интерес, как и все психические состояния, существенно влияет на
протекание психических процессов, активизирует их. В соответствии с
потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и
духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости
(кратковременные и
устойчивые). Различаются также
косвенные интересы (так, например, проявленный следователем интерес к
какому-либо вещественному доказательству является интересом косвенным,
тогда как прямым его интересом является раскрытие всего преступления в
целом). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не
только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в
ней.
Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его
жизни. Узость круга интересов, их обусловленность только материальными
потребностями, отсутствие полноценных устойчивых интересов нередко ле-
жат в основе преступного поведения. Характеристика личности включает в
себя определение круга интересов данного человека.
С интересами человека тесно связаны его желания.
Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотне-
сены с конкретным предметом их удовлетворения.
Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но
эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на созда-
ние такой желаемой ситуации называется стремлением. Стремление с от-
четливым представлением необходимых средств и способов действия яв-
ляется намерением.
Разновидностью стремления является страсть - стойкое эмоциональное
стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует
над всеми остальными
потребностями и придает
ленность всей деятельности человека. Состояние страсти остро и бурно
переживается. Но страсть в отличие от импульсивных действий регулиру-
ется волей. Она направлена на достижение предварительно осознанной це-
ли. Страсть может быть положительной и отрицательной в зависимости от
общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрица-
тельные страсти (страсть к стяжательству, к азартным играм и т.п.) ве-
дут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного
поведения.
Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение со-
циально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, к от-
дельным видам трудовой деятельности и т.п.). "Полное отсутствие стра-
стей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отупе-
нию, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее.
Действительно, страсти - это небесный огонь, оживляющий нравственный
мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа благородст-
вом". Однако низменные страсти, связанные с гиперболизацией потребнос-
тей низшего уровня, ведут к личностной деформации, к вовлечению в так
называемый порочный круг (например, страсть к азартным играм, к стяжа-
тельству, патологическая страсть к саморазрушению посредством психот-
ропных веществ).
Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности
являются его склонностями,
а состояние навязчивого
ленной группе объектов - влечениями. Влечения могут быть естественными
и сформировавшимися в социальных условиях.
Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органи-
ческими процессами и лишь в очень незначительной мере могут регулиро-
ваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на органи-
зацию, направленность сознания. "Влечение ставит задачи интеллекту для
своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно давит
на мышление, приковывая его к нахождению способов своего удовлетворе-
ния и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не
найден удачный исход".
Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствую-
щих целей и принятие конкретного решения.
Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мо-
тива данного действия, с понятийным моделированием его будущего ре-
зультата. Мотив - это довод в пользу избираемого действия, осознание
его личностного смысла.
Слово "мотив" в переводе с латинского означает "побуждение" однако
не всякое побуждение является мотивом. Побуждениями являются и потреб-
ности, и мотивационные состояния и эмоции. Одни из побуждений осозна-
ются, другие не осознаются. Мотив - осознанное побуждение к достижению
конкретной цели, это
необходимый элемент
преднамеренного действия.
Одна из основных особенностей развитого человеческого знания - спо-
собность осуществить разумный выбор среди своих собственных влечений.
"Для этого индивид
должен быть в состоянии
ниями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как "я", как субъек-
та, у которого могут быть те или иные влечения, но который сам не ис-
черпывается ни каким-нибудь одним из них, ни их суммой, а, возвышаясь
над ними, в состоянии произвести выбор между ними".
Этот выбор осуществляется иерархически организованной мотивационной
сферой человека. Формирование мотивационной сферы личности характери-
зуется переходом от
одноуровневой системы
организованным комплексам побуждений, регулируемым самосознанием лич-
ности.
При сознательно-волевой регуляции побуждений высшие уровни побужде-
ний противопоставляются низшим уровням, влечениям.
Но люди часто не осознают в полной мере своих действий. Многие по-
веденческие акты являются импульсивными, выполняющими функцию эмоцио-
нальной разрядки. Импульсивные реакции не связаны с осознанием цели,
они однозначно обусловлены у данного индивида внешним воздействием.
Импульсивные реакции не опосредуются предвидением их последствий, не
имеют осознанных мотивов.
Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений челове-
ческого поведения. Мотив - сознательный элемент мотивации.
Всякое побуждение характеризуется
отрицательным эмоциональным
шением к наличному
состоянию и положительным
к желаемому состоянию. Но то, что желает человек, определяется его
ценностной ориентацией, теми сторонами действительности, которые при-
обрели для данного индивида преимущественное значение. Поведение чело-
века определяется не только объективной значимостью объектов потреб-
ностей, но и субъективным отношением к ним.
Для человека существенны и энергетические затраты, связанные с
удовлетворением потребностей. То, что достигается с трудом, имеет
большую значимость. Утрата возможности удовлетворения привычных жела-
ний переживается особенно остро.
Социально адаптированное поведение связано с адаптацией к данным
условиям всей мотивационной структуры личности.
В асоциальном и антисоциальном поведении проявляются прежде всего
дефекты ценностной ориентации личности.
Извращенные потребности (лежащие в основе многих преступлений) -
это всегда результат неспособности личности перейти на более высокий