Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:43, реферат

Описание работы

Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодей-
ствия человека со средой.
Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во
внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей дея-
тельности.
Психология изучает общие закономерности психических процессов и
своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от
индивидуально-типологических особенностей человека.

Файлы: 1 файл

Предмет и методы психологии.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

бой образование доминанты, устойчивого  возбуждения определенных меха-

низмов головного мозга, которые  связаны с регулированием необходимых

поведенческих актов.

Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответ-

ствующих нервных центров, побуждающее  организм к определенному виду

деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы  памяти,

обрабатываются данные о наличии внешних условий  и на основе этого фор-

мируется целенаправленное действие.

Итак, актуализированная  потребность вызывает определенное нейрофи-

зиологическое состояние - мотивацию.

Мотивация - обусловленое потребностью возбуждение определенных

нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную ак-

тивность организма.

От мотивационного состояния  зависит допуск в кору головного  мозга 

тех или иных сенсорных  возбуждении, их усиление или ослабление. Эф-

фективность внешнего стимула зависит не только от его объективных ка-

честв, но и от мотивационного состояния организма (сытый организм не

реагирует на самую привлекательную  пищу). Внешние раздражители стано-

вятся стимулами, то есть сигналами к действию лишь при соответствующем

мотивационном состоянии  организма.

Таким образом, обусловленные  потребностью мотивационные состояния 

характеризуются тем, что  мозг при этом моделирует параметры  объектов,

которые необходимы для  удовлетворения потребности, и схемы деятельнос-

ти по овладению требуемым  объектом. Эти схемы - программы поведения -

могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными  на индиви-

дуальном опыте, или  заново созданными из элементов опыта.

Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигну-

тых промежуточных и  итоговых результатов с тем, что  было заранее зап-

рограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное  нап-

ряжение и, вызывая положительную  эмоцию, "утверждает" данный вид  дея-

тельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение

потребности вызывает отрицательную  эмоцию, усиление мотивационного

напряжения и вместе с этим - поисковой деятельности. Таким образом,

мотивация - индивидуализированный  механизм соотнесения внешних и внут-

ренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.

В животном мире способы  поведения определяются рефлекторным соотне-

сением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими  пот-

ребностями. Так, голод  вызывает определенные действия в зависимости от

внешней ситуации.

В человеческой жизнедеятельности  сама внешняя обстановка может ак-

туализировать различные  потребности. Так, в преступно опасной  ситуации

один человек руководствуется  только органической потребностью самосох-

ранения, у другого  доминирует потребность выполнения гражданского дол-

га, потребность оказания помощи другим людям, у третьего - проявить

удаль в схватке, отличиться и т.д.

Все формы и способы  сознательного поведения человека определяются

его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные

состояния человека существенно  отличаются от мотивационных состояний 

животных тем, что они  регулируются второй сигнальной системой - сло-

вом. К мотивационным  состояниям человека относятся установки, интере-

сы, желания, стремления и влечения.

 

Виды мотивационных состояний: установки,

интересы, желания, стремления, влечения

Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствую-

щей ситуации определенным образом. Эта  готовность к стереотипному по-

ведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосоз-

нанной основой поведенческих  актов, в которых не осознается ни цель

действия, ни потребность, ради которой  оно совершается.

Различают следующие  виды установок:

1) Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность 

кисти руки к оперированию большими или малыми предметами).

2) Сенсорно-перцептивная  установка (ожидание звонка, выделение  значи- 

мого сигнала из общего шумового фона).

3) Социально-перцептивная установка - стереотипы восприятия социально

значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как 

признак криминализованной  личности).

4) Когнитивная - познавательная  установка (предубеждение следователя  в 

отношении виновности допрашиваемого ведет к доминированию в его созна-

нии обвинительных доказательств, оправдательные же доказательства отс-

тупают на второй план).

5) Мнемическая установка  - установка на запоминание значимого  материа- 

ла.

Но в большинстве  случаев человек осознает необходимые в данных ус-

ловиях действия, предвосхищает  их результаты в идеальных образах,

осознает цель этих действий. Объективные условия поведения  осознаются

в системе понятий.

Мотивационное состояние  человека является психическим отражением

условий, необходимых  для жизнедеятельности человека как организма, ин-

дивида и личности. Это отражение необходимых условий  осуществляется в 

виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

Интерес (от лат. "interest" - имеет значение) - избирательное отно-

шение к предметам  и явлениям в результате понимания  их значения и эмо-

ционального переживания  значимых ситуаций.

Интересы определяются доминирующей направленностью личности. Инте-

ресы личности обусловлены  ее принадлежностью к определенной социальной

группе. Интересы человека определяются системой его потребностей, но

связь интересов с  потребностями не прямолинейна, а  иногда она и не

осознается.

Интерес, как и все  психические состояния, существенно  влияет на

протекание психических  процессов, активизирует их. В соответствии с

потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и 

духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости

(кратковременные и  устойчивые). Различаются также непосредственные  и 

косвенные интересы (так, например, проявленный следователем интерес к

какому-либо вещественному  доказательству является интересом  косвенным,

тогда как прямым его  интересом является раскрытие всего  преступления в 

целом). Интересы могут  быть положительными и отрицательными. Они не

только стимулируют  человека к деятельности, но и сами формируются в 

ней.

Широта и глубина  интересов человека определяет полноценность  его 

жизни. Узость круга интересов, их обусловленность только материальными 

потребностями, отсутствие полноценных устойчивых интересов нередко ле-

жат в основе преступного  поведения. Характеристика личности включает в 

себя определение круга  интересов данного человека.

С интересами человека тесно  связаны его желания.

Желание - мотивационное  состояние, при котором потребности соотне-

сены с конкретным предметом их удовлетворения.

Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но

эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на созда-

ние такой желаемой ситуации называется стремлением. Стремление с от-

четливым представлением необходимых средств и способов действия яв-

ляется намерением.

Разновидностью стремления является страсть - стойкое эмоциональное 

стремление к определенному  объекту, потребность в котором  доминирует

над всеми остальными потребностями и придает соответствующую  направ-

ленность всей деятельности человека. Состояние страсти остро  и бурно 

переживается. Но страсть  в отличие от импульсивных действий регулиру-

ется волей. Она направлена на достижение предварительно осознанной це-

ли. Страсть может быть положительной и отрицательной  в зависимости от

общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрица-

тельные страсти (страсть  к стяжательству, к азартным играм  и т.п.) ве-

дут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного

поведения.

Положительные страсти  мобилизуют силы человека на достижение со-

циально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, к от-

дельным видам трудовой деятельности и т.п.). "Полное отсутствие стра-

стей, если таковое могло  быть достигнуто, привело бы к полному  отупе-

нию, и человек тем  ближе к этому состоянию, чем  он беспристрастнее.

Действительно, страсти - это небесный огонь, оживляющий нравственный

мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа благородст-

вом". Однако низменные  страсти, связанные с гиперболизацией  потребнос-

тей низшего уровня, ведут  к личностной деформации, к вовлечению в так 

называемый порочный круг (например, страсть к азартным играм, к стяжа-

тельству, патологическая страсть к саморазрушению посредством психот-

ропных веществ).

Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности

являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения  к опреде-

ленной группе объектов - влечениями. Влечения могут быть естественными

и сформировавшимися  в социальных условиях.

Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны  с органи-

ческими процессами и  лишь в очень незначительной мере могут регулиро-

ваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на органи-

зацию, направленность сознания. "Влечение ставит задачи интеллекту для 

своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно давит 

на мышление, приковывая его к нахождению способов своего удовлетворе-

ния и заставляет его  до тех пор работать в нужном направлении, пока не

найден удачный исход".

Мотивационные состояния  мобилизуют сознание на поиск соответствую-

щих целей и принятие конкретного решения.

Принятие же решения  о конкретном действии связано с  осознанием мо-

тива данного действия, с понятийным моделированием его будущего ре-

зультата. Мотив - это  довод в пользу избираемого действия, осознание 

его личностного смысла.

Слово "мотив" в переводе с латинского означает "побуждение" однако

не всякое побуждение является мотивом. Побуждениями являются и потреб-

ности, и мотивационные  состояния и эмоции. Одни из побуждений осозна-

ются, другие не осознаются. Мотив - осознанное побуждение к достижению

конкретной цели, это  необходимый элемент сознательного, волевого,

преднамеренного действия.

Одна из основных особенностей развитого человеческого знания - спо-

собность осуществить  разумный выбор среди своих собственных  влечений.

"Для этого индивид  должен быть в состоянии подняться  над своими влече- 

ниями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как "я", как субъек-

та, у которого могут  быть те или иные влечения, но который  сам не ис-

черпывается ни каким-нибудь одним из них, ни их суммой, а, возвышаясь

над ними, в состоянии  произвести выбор между ними".

Этот выбор осуществляется иерархически организованной мотивационной

сферой человека. Формирование мотивационной сферы личности характери-

зуется переходом от одноуровневой системы побуждений к иерархически

организованным комплексам побуждений, регулируемым самосознанием  лич-

ности.

При сознательно-волевой  регуляции побуждений высшие уровни побужде-

ний противопоставляются  низшим уровням, влечениям.

Но люди часто не осознают в полной мере своих действий. Многие по-

веденческие акты являются импульсивными, выполняющими функцию эмоцио-

нальной разрядки. Импульсивные реакции не связаны с осознанием цели,

они однозначно обусловлены  у данного индивида внешним воздействием.

Импульсивные реакции  не опосредуются предвидением их последствий, не

имеют осознанных мотивов.

Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений челове-

ческого поведения. Мотив - сознательный элемент мотивации.

Всякое побуждение характеризуется  отрицательным эмоциональным отно-

шением к наличному  состоянию и положительным эмоциональным  отношением

к желаемому состоянию. Но то, что желает человек, определяется его 

ценностной ориентацией, теми сторонами действительности, которые  при-

обрели для данного  индивида преимущественное значение. Поведение чело-

века определяется не только объективной значимостью объектов потреб-

ностей, но и субъективным отношением к ним.

Для человека существенны  и энергетические затраты, связанные  с 

удовлетворением потребностей. То, что достигается с трудом, имеет 

большую значимость. Утрата возможности удовлетворения привычных жела-

ний переживается особенно остро.

Социально адаптированное поведение связано с адаптацией к данным

условиям всей мотивационной  структуры личности.

В асоциальном и антисоциальном поведении проявляются прежде всего 

дефекты ценностной ориентации личности.

Извращенные потребности (лежащие в основе многих преступлений) -

это всегда результат  неспособности личности перейти  на более высокий 

Информация о работе Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений