Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение условий формирования учебной мотивации.
Для реализации деятельности и подтверждения гипотезы были предусмотрены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых.
2. Раскрыть структуру и особенности мотивации на начальном этапе обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте…………………………………...9
1.1 Проблема развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых…………………………...9
1.2 Структура и особенности мотивации на начальном этапе обучения….12
1.3 Интерес как механизм учебной мотивации……………………………..19
1.4 Условия формирования учебно-познавательной мотивации……………..
Выводы по I главе………………………………………………………………..
Глава II. Организация и ход исследования мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте………………………………
2.1 Диагностика мотивов учения младшего школьника……………………
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..
Выводы по II главе…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Масежная.docx

— 121.68 Кб (Скачать файл)

 Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Педагогический колледж г. Тамбова»

 

 

Допуск к защите

____________2013 г.

Зам. директора по НМР

_______А. В. Шаталова

 

 Масежная Валентина Васильевна

студентка группы ПНК-51

 

 Проблема мотивации  учебной деятельности в младшем  школьном возрасте

 

Выпускная квалификационная работа по психологии

 

Специальность:

«Преподавание в начальных  классах»

Код специальности: 050709

Научный руководитель: Ефимова  Татьяна Николаевна

 

 

 

 

 

Тамбов

2013

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте…………………………………...9

    1. Проблема развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых…………………………...9
    2. Структура и особенности мотивации на начальном этапе обучения….12
    3. Интерес как механизм учебной мотивации……………………………..19
    4. Условия формирования учебно-познавательной мотивации……………..

Выводы по I главе………………………………………………………………..

Глава II. Организация и ход исследования мотивации учебной деятельности  в младшем школьном возрасте………………………………

    1. Диагностика мотивов учения младшего школьника……………………
    2. Анализ результатов исследования………………………………………..

Выводы по II главе…………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………… 

 

 

Введение

 

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.

Представляется важным, что  в школе проверяются разные стратегии  обучения. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей обучения предмету в целом.

«Дидактика сейчас уже не может ограничиваться областью знаний и навыков, как бы ни важна была эта область,— писал Л.В. Занков.— необходима разработка научно-педагогических основ такого построения учебного процесса, которое давало бы оптимальный результат в развитии школьников. Следовательно, нужно изыскать новые принципы, правила, требования, которые соответствовали бы этой задаче...»

Один из возможных вариантов  является построение учебной деятельности через основы мотивации.

В любой деятельности, в учебной в том числе, если речь идет о её продуктивности, присутствует: потребность, мотив, концентрация внимания, принятие решения. Только такая цепочка может дать качественный результат исполнения.

Учебная деятельность – специфический вид активности ребенка, направленный на познание окружающего мира.

Для оптимальной организации  учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание и понимание  такого аспекта обучения как, мотивация  учебной деятельности и пути ее формирования.

Содержательный анализ исследований, посвященных проблеме мотивации учения у младших школьников, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса обучения, которое обусловлено во многом чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, возрастными особенностями учащегося и всей системой его отношений с окружающим миром.

Как показывают исследования, при традиционной системе обучения существенных изменений мотивации учения школьников от первого класса к третьему без специального вмешательства со стороны педагогов не происходит. Если у ученика нет побуждающих к деятельности мотивов, то деятельность не принесет результатов.

Мотивация как процесс  изменения состояний и отношений  личности основывается на мотивах, под  которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно  определить и как отношение школьника  к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов  выступают во взаимосвязи потребности  и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы - очень сложные образования, представляющие собой системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор  и принятие решений.

Мотивы всегда представляют собой комплексы, и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем  дело с одним действующим мотивом. Мотивы не всегда осознаются учителями  и учащимися.

Истинный источник мотивации  школьника находится в нем  самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам.

В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка  представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного учения. Кроме того, высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и навыков.

Проблема мотивации в  психологии исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также  обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у  младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Тем более, что результаты конкретных исследований нередко носят противоречивый характер.

Считается, что мотивационная  сторона учения школьника в практике обучения наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно, не являясь предметом специальной целенаправленной систематической работы. B.C. Мерлин в связи с этим справедливо подчеркивает, что необходимо «управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний». И действительно, если не управлять мотивационной сферой учения, то может произойти регресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Сказанное и определяет актуальность изучения проблемы мотивации учения. Мотивационный компонент таит в себе богатые возможности. Как обнаружилось в исследованиях, мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро.

Недостаточное внимание школы  к воспитанию мотивации объясняется  и неразработанностью этой проблемы, ее сложностью. Не получили еще однозначного раскрытия даже сами понятия «мотив», «мотивация», «потребность» и др.

В этом и заключается необходимость  ее теоретического изучения. Сложность  исследования мотивации обусловлена  и тем, что учащийся побуждается  к учению целым комплексом мотивов, причем не только обогащающих друг друга, но и вступающих в противоречие. Мотивация может проявляться  как устойчивое образование личности и как компонент деятельности (ситуативные мотивы). Внимание к  каждому ученику, тщательное и всестороннее изучение его учебных возможностей и определение на этой основе эффективных условий его развития требует существенных изменений в организации обучения. Мотивация складывается, изменяется, перестраивается в процессе деятельности. Из этого всего следует, что на формирование учебной мотивации влияет организация учебной деятельности педагога по отношению к ребенку. Практическое значение исследования в первую очередь определяется проблемой мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте, что и стало темой нашего исследования.

Объект исследования – учебная деятельность в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования – особенности учебной мотивации на начальном этапе обучения.

Цель  исследования – определение условий формирования учебной мотивации.

Гипотеза: мы предполагаем, что использование личностно-ориентированного подхода повлияет на уровень учебной мотивации младшего школьника.

Для реализации деятельности и подтверждения гипотезы были предусмотрены  следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть проблему развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых.
  2. Раскрыть структуру и особенности мотивации на начальном этапе обучения.
  3. Рассмотреть понятие «интерес» как механизм учебной мотивации.
  4. Определить условия эффективного формирования учебной мотивации.
  5. Исследовать особенности мотивации учебной деятельности младших школьников.
  6. Подобрать методы и приемы для осуществления личностно-ориентированного подхода при формировании учебной мотивации учащихся начальной школы.

Методологической основой  являются труды отечественных и зарубежных ученых: Л.В. Выготского (об интересе как естественном двигателе детского поведения), Д.Б. Эльконина (о учебной деятельность как деятельности, имеющей своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий), А.К. Марковой (о проблеме формирования мотивов учения в школьном возрасте), И. Божович (о система учебной мотивации), М.В. Матюхиной (исследования младших школьников в процессе их психического развития).

При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- общенаучные: теоретический  анализ предмета и проблемы  исследования; сравнительный анализ, синтез, систематизация, классификация  литературы, изучение и обобщение  опыта преподавания;

- эмпирические: наблюдение, организация и проведение педагогического эксперимента.

 База исследования:  МОУ СОШ № 4 г. Рассказово.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Введение включает актуальность темы, гипотезу, цель, объект, предмет исследования, в соответствии с целями и гипотезой сформулированы задачи и методы, применявшиеся в исследовании.

 

 

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы мотивации учебной деятельности

1.1 Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему

 

Учебная мотивация определяется как  частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная  мотивация определяется целым рядом  специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых, субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

В младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. В начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника — очень ответственная задача. Решение трудных задач образования ребенка, становления его личности в огромной степени зависит от профессионального мастерства учителя, эрудиции, доброты, любви к детям и стремления понять каждого из них. Особо значим на жизненном пути любого человека учитель начальной школы. Учитель как один из основных участников образовательного процесса является лицом, наиболее заинтересованным в получении психологических знаний о ребенке.

Проблему формирования мотивов  учения в школьном возрасте исследует  А.К. Маркова. По ее глубокому убеждению, формирование мотивации учения является важнейшим аспектом современного обучения. Она складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом факторов: общественных идеалов, смысла учения, его мотивов, целей, эмоций, интересов и др. Исследование процесса формирования мотивации немыслимо у «ученика вообще», вне возраста и его специфических психологических характеристик. Возрастные особенности надо не только учитывать, но и исходить из этих особенностей при описании мотивации.

Учение как деятельность, формирующая  учебные мотивы, представляет сложный  процесс, обязательно включающий в  себя в развернутом или свернутом  виде звено создания готовности принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий. Преобразование учебного материала, звено контроля, оценки своей работы. Эти элементы функционируют как составляющие личности младшего школьника, выполняются  совместно и под руководством учителя и носят осознанный характер.

Информация о работе Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте