Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение условий формирования учебной мотивации.
Для реализации деятельности и подтверждения гипотезы были предусмотрены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых.
2. Раскрыть структуру и особенности мотивации на начальном этапе обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте…………………………………...9
1.1 Проблема развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых…………………………...9
1.2 Структура и особенности мотивации на начальном этапе обучения….12
1.3 Интерес как механизм учебной мотивации……………………………..19
1.4 Условия формирования учебно-познавательной мотивации……………..
Выводы по I главе………………………………………………………………..
Глава II. Организация и ход исследования мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте………………………………
2.1 Диагностика мотивов учения младшего школьника……………………
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..
Выводы по II главе…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Масежная.docx

— 121.68 Кб (Скачать файл)

Важен аспект познавательной мотивации  — учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок  в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, — значит, у него развивается  мотивация, адекватная структуре учебной  деятельности. К сожалению даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

 Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его особенности.

Низкий уровень действия познавательных мотивов на учебную деятельность ребенка в первый и второй год  обучения в школе закономерен. Подобные мотивы не приобретаются вместе с  ранцем, а постепенно формируются  в процессе самого учения, и ответственность  за это ложиться в первую очередь  на педагога и родителей. При этом познавательные мотивы требуют специальных  действий для своего формирования, иначе с насыщением какой-нибудь потребности, например потребности  в позиции школьника, успешность учения ребенка резко снижается.

Исследования показывают, что существуют благоприятные и неблагоприятные  условия формирования у младших  школьников положительных мотивов  учения.

Среди благоприятных: 1) положительное  отношение к школе у большинства  детей 6—9-летнего возраста; 2) полное доверие к учителю;

3) острая потребность в новых  впечатлениях; 4) естественная любознательность.

Неблагоприятные: 1) неустойчивое внимание 2) неустойчивые интересы 3) несформированность воли. Многие школьники с готовностью участвуют в подражательных действиях, но, когда что-нибудь нужно делать самим, то ждут указаний учителя, нервничают, т.е. Работают на уроке только тогда, когда уверены в успехе.

Для формирования полноценной мотивации  учения младших школьников важно  обеспечить следующие условия:

-обогащать содержание личностно  ориентированным интересным материалом;

-утверждать гуманное отношение  ко всем ученикам — способным,  отстающим, безразличным;

- удовлетворять познавательные  запросы и потребности учеников;

- организовать интересное общение  детей между собой;

- обогащать мышление чувствами;

- развивать любознательность;

- формировать активную самооценку  своих возможностей;

- утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;

- использовать эффективную поддержку  детских инициатив;

- воспитывать ответственное отношение  к учебному труду.

Хорошие учителя — это всегда мастера мотиваций. Чтобы мотивация  была на должном уровне, учитель  будет:

  1. Поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;
  2. Ободрять учеников при возникновении у них трудностей;
  3. Поддерживать положительную обратную связь;
  4. Заботиться о разнообразии методов обучения;
  5. Приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
  6. Поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
  7. Учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ;
  8. Формировать чувство долга, ответственности;
  9. учить предъявлять требования прежде всего к самому себе. [ ].

 

Глава II. Экспериментальное исследование учебной мотивации младших школьников

2.1 Диагностика мотивов учения младшего школьника и описание результатов исследования

 

Базой нашего исследования была …. класс. В данном классе обучается … человека. Целью практического исследования являлось: рассмотреть пути формирования учебной мотивации. Для достижения цели мы предусмотрели решение следующих задач:

1) определить круг успевающих  и неуспевающих учащихся.

2) изучить познавательную активность  школьников на уроках.

3) оценить уровень развития учебной  мотивации учащихся.

4) определить предпочитаемое место  и интерес учащихся к определенному  предмету.

5) выявить осознанность круга  мотивов, побуждающих ребенка  учиться.

6) определить уровень сформированности учебной мотивации по окончанию эксперимента.

7) подобрать практический материал с учетом наиболее результативных и интересных для детей методов и приемов для повышения учебной мотивации.

На констатирующем этапе экспериментальной работы была проведена беседа с учителем с целью определения круга успевающих и неуспевающих школьников. Для учителя предлагались такие вопросы:

1) насколько активен класс в процессе обучения?

2) как оцениваете познавательную  активность школьников?

3) насколько дети осознают учебную  деятельность?

4) стремятся ли дети к лучшей  успеваемости?

5) сколько неуспевающих учащихся  в классе, а сколько учащихся  с наиболее высоким уровнем  успеваемости?

6) как осуществлялся учителем  личностно-ориентированный подход?

И в ходе беседы выяснилось:

В классе были ученики с высоким, средним и низким уровнем мотивации. Активность у детей проявлялась больше всего на уроках математики, окружающего мира, технологии, литературе красноярского края, изобразительного искусства и информатике. Осознают учебную деятельность, как ведущий вид деятельности в основном те дети, которые имеют успех и заинтересованность в уроках. Большинство учащихся в классе успешны в обучении. Учащиеся, которые стремились к лучшей успеваемости, проявляли познавательную активность, просили помощь в решении поставленных проблем, задавали уточняющие вопросы.

Во время наблюдения в процессе учебной деятельности мы отметили, что каждый школьник индивидуален, общую задачу дети решали в своем индивидуальном «ключе»: одни быстро мыслили, но не умели тщательно реализовать план, другие - медлительны; одни – застенчивы, другие – самоуверенны. Индивидуально-психологические различия учащихся проявлялись в их способности к усвоению и закреплению нового материала, в темпе учебной работы. Большое влияние на успеваемость школьников оказывали различия в уровне овладения письменной речью, в скорости чтения.

В процессе учебной деятельности систематически велось наблюдение за классом, в процессе которого мы анализировали познавательную активность школьников на уроках по вопросам следующего характера:

1. Как включались в учебный  процесс учащиеся?

А) по принуждению учителя или  одноклассников;

6) просьбе; 

В) собственной инициативе.

2. Какова сосредоточенность внимания  на уроке? 

А) слушали невнимательно;

Б) слушали под контролем учителя;

В) слушали внимательно, сосредоточиваясь сам.

3. Задавали ли вопросы, дополняли  ли ответы товарищей? 

А) не задали, не дополняли;

Б) задавали по просьбе учителя;

В) по собственной инициативе.

4. Характер вопросов:

А) уточняющие;

Б) направленные на познание сути явлений.

5. Какую учебную задачу выбирали?

А) самую трудную;

Б) средней трудности;

В) легкую.

6. Как решали задачу?

А) ждали, когда начнут решать на доске  или подскажет учитель или  одноклассник;

Б) начинали решать сразу самостоятельно;

В) решали разными способами.

Наше исследование показало следующие  результаты:

Одни учащиеся включались в учебный  процесс по принуждению учителя  или одноклассников, другие - по просьбе  учителя, третьи – по собственной инициативе. Определяя сосредоточенность внимания на уроке, выяснилось, что были такие дети, которые слушали невнимательно, остальные - слушали внимательно, сосредоточиваясь самостоятельно. В ходе наблюдения было замечено, что одни учащиеся не задавали вопросы и не дополняли ответы товарищей, другие - задавали вопросы по просьбе учителя, некоторые задавали вопросы по собственной инициативе. Мы отмечали, что школьники задавали вопросы разного характера и содержания: уточняющие вопросы и вопросы направленные на познание сути явлений. На уроках ученики выбирали и сложной, и средней, и легкой степени задания. При решении задач некоторые учащиеся ждали, когда начнут решать на доске или подскажет учитель, другие начинали решать самостоятельно, третьи – решали разными способами.

Особую чуткость учащихся к образно-эмоциональным  моментам мы обнаружили на уроках чтения. Успех урока зависел от доходчивости произнесения текста, использования  таких форм, как чтение по ролям  и инсценировка, от умелой постановки вопросов. Учащиеся проявляли готовность проникнуться тем, что внушал автор  произведения, - представляли себе описание, улыбались шуткам, сопереживали. Каждый раз обращали на себя внимание живость  реакции и полная настройка класса на то содержание, которое являлось темой урока. Познавательная активность детей особенно проявлялась на уроках окружающего мира. Они готовили информацию о животных, о различных городах  и странах. Дети часто проявляли  любознательность на уроках окружающего  мира с использованием географической карты. Ученики самостоятельно готовили интересные сообщения. На уроках информатики  дети с увлечением выполняли задания  в учебнике и с удовольствием  придумывали подобные задания, тем, которые выносили на компьютер. В  процессе учебной деятельности мы развивали  познавательную активность, которая  поддерживала эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика.

Для определения уровня развития учебной мотивации учащихся …., в ходе проведения уроков, мы предложили детям анкету Н.Г. Лускановой.

Данная анкета была использована при  индивидуальном обследовании детей. Этот вариант предъявления анкеты позволил получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, чем устный опрос. Мы просили школьников подчеркнуть  все подходящие для них ответы.

1. Тебе нравится в школе или  не очень?

Не очень, нравится, не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь  в школу или тебе часто хочется  остаться дома?

Чаще хочется остаться дома, бывает по-разному, иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что  завтра в школу не обязательно  приходить всем ученикам, желающим  можно остаться дома, пошел бы  в школу или остался бы дома?

Не знаю, остался бы дома, пошел  бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас  отменяют какие-нибудь уроки?

Не нравится, бывает по-разному, нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не  задавали домашних заданий? 

Хотел бы, не хотел бы, не знаю.

Б. Ты хотел бы, чтобы в школе  остались одни перемены?

Не знаю, не хотел бы, хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о  школе родителям?

Часто, редко, не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя  был менее строгий учитель? 

Точно не знаю, хотел бы, не хотел  бы.

9. У тебя в классе много  друзей?

Мало, много, нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники? 

Нравятся, не очень, не нравятся.

При анализе ответов учащихся мы оценивали ответы в баллах:

- ответ ребенка, свидетельствующий  о его положительном отношении  к школе и предпочтении им  учебных ситуаций, оценивали в  з балла;

- нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) Оценивался  в 1 балл;

- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивался в о баллов.

Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и обаллов  возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

Аналитическая деятельность позволила  выделить 4 основных уровня школьной мотивации:

1. 25—30 баллов - максимально высокий  уровень. Высокий уровень школьной  мотивации, учебной активности  показали 8 человек, т.к. Набрали свыше 25 баллов, что составило 36%.

Таким детям было свойственно наличие  высоких познавательных мотивов, стремление наиболее успешно выполнять все  предъявляемые требования на уроках. Они четко следовали всем указаниям  учителя, добросовестны и ответственны.

2. 20—24 балла — 6 человек показали  уровень школьной мотивации «выше  среднего», набрав более 20 баллов, что составило 26%.

Подобные показатели имели учащиеся, успешно справляющиеся с учебной  деятельностью.

При обработке результатов методики учащиеся с высоким уровнем учебной  мотивации и уровнем «выше  среднего» отмечали положительное  отношение к школе. Детям нравилось  учиться и они всегда с радостью шли в школу. Также школьникам этой категории нравилось выполнять  домашние. Они часто рассказывали родителям об учителе, о школе  и об учебных занятиях..

3.15—19 баллов — средний уровень  показали 3 человека, набрав свыше  15 баллов, что составило 12%.

У этих детей положительное отношение  к школе, но школа привлекала больше внеучебными сторонами деятельности. Эти дети достаточно успешно чувствовали себя в школе, однако чаще ходили в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравилось ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени.

4. 10—14 баллов — низкий уровень  школьной мотивации показали 6 человек,  которые набрали выше 10 баллов, что  составило 26 %.

Школьники этой категории посещали школу неохотно. На уроках часто  занимались посторонними делами, играми. Испытывали затруднения в учебной  деятельности.

Им не всегда нравилось выполнять  домашние задания, ученики хотели бы увеличить время на перемены. О  школе, ученики этой категории, очень  редко рассказывали родителям.

 

 

Таким образом, высокий уровень школьной мотивации показали 8 человек, что составило 36 % . Уровень «выше среднего» показали 6 человек, что составило 26 %. Средний уровень показали 3 человека, что составило 12 %. Низкий уровень показали 6 человек, что составило 26 %.

Информация о работе Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте