Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение условий формирования учебной мотивации.
Для реализации деятельности и подтверждения гипотезы были предусмотрены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых.
2. Раскрыть структуру и особенности мотивации на начальном этапе обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте…………………………………...9
1.1 Проблема развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых…………………………...9
1.2 Структура и особенности мотивации на начальном этапе обучения….12
1.3 Интерес как механизм учебной мотивации……………………………..19
1.4 Условия формирования учебно-познавательной мотивации……………..
Выводы по I главе………………………………………………………………..
Глава II. Организация и ход исследования мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте………………………………
2.1 Диагностика мотивов учения младшего школьника……………………
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..
Выводы по II главе…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Масежная.docx

— 121.68 Кб (Скачать файл)

Широкие социальные мотивы имеют настолько  большое значение в этом возрасте, что в известной мере определяют и непосредственный интерес школьников к самой учебной деятельности. Впервые 2—3 года учения в школе им интересно делать все, что предлагает учитель, все, что имеет характер серьезной общественно значимой деятельности.

Для детей разного возраста и  для каждого ребенка не все  мотивы имеют одинаковую побудительную  силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Последние всегда так или иначе подчинены ведущим мотивам. В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других— интерес к самим знаниям [ ].

Существуют также отрицательные  мотивы: стремление избежать неприятностей  со стороны учителей, родителей, одноклассников.

Мотивация избегания неудачи, дети стараются избежать двойки и тех  последствий, которые влечет за собой эта отметка, — не довольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор). Данная мотивационная тенденция интенсивно развивается на протяжении всего неуспешного обучения в начальных классах, и к окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и стремления, получать высокие отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотивация избегания неудачи приобретает значительную силу. Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив. У неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка. Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов — с другой. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.

 

1.3 Интерес как механизм учебной мотивации

В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него познавательных функций и жизненно важных умений. Интерес ребенка к новому становится мотивом исследовательской деятельности, той, которую Жан Пиаже называет «активным экспериментированием и обнаружением новых возможностей». Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации [ ].

Л.С. Выготский пишет: «интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах...

Первой общей закономерностью, действующей в сфере интересов, является зависимость их от уровня и качества знаний учащихся, сформированности способов умственной деятельности, другой не менее общей и важной закономерностью  является зависимость интересов  школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают.

Характеризуя интерес как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что  в профессиональном педагогическом общении термин интерес часто  используется как синоним учебной  мотивации. Интерес определяется «как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной  сферы» и здесь важна дифференциация видов интереса и отношения к учению. Согласно А.К. Марковой, интерес к учению может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным, учебно-познавательным и его преобразующим.

В психолого-педагогическом плане  именно на развитие устойчивого познавательного  интереса должны быть направлены развивающие  программы по предметам. Решению  этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование  различных форм обучения, тщательно  продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной  деятельности — возможность проявить в учении умственную самостоятельность  и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.

На основе интереса к учебной деятельности у детей формируются специально познавательные интересы, т.е. Стремление к узнаванию нового в пределах определенного учебного предмета. Это стремление возникает только тогда, когда дети начинают изучать математику или русский язык, историю или природоведение.

Исследования Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой и других авторов показали, что познавательные интересы у школьников возникают и закрепляются в зависимости от нескольких условий.

1. Правильное соотношение нового  и уже известного является  существенным условием возникновения  познавательного интереса у детей.  Это значит, что необходимо наличие  у школьников каких-то знаний  о явлениях природы, о действиях  с числами, о составе слова,  чтобы вызвать более глубокий  интерес к соответствующим учебным  предметам. То, что совершенно  неизвестно детям, не может  вызвать у них вопросительно-поискового  отношения. Но и то, что уже  хорошо известно, тоже неинтересно.

Учитель должен уметь в старом, известном показать новое содержание: признаки, свойства, отношения с  другими объектами. Например, интерес  к киту у детей заметно возрастет, когда они узнают, что животное весит в среднем 112 тонн; чтобы его уравновесить, надо на вторую чашку весов поставить 36 слонов. Сердце кита весит 600—700 килограммов, мозг — 2,5 килограмма, а язык—з тонны! 

2. Возможность использовать свою  инициативу, свою активность для  творческого преобразования предмета (целенаправленное переконструирование предложения, примера, плана) повышает интерес ученика к работе.

3. Интерес возникает и поддерживается  достигаемым успехом деятельности. Если ученику удалось успешно  решить задачу, да еще разными  способами, интерес к арифметике  повышается.

4. Огромное значение для упрочения  интереса имеет открытие для  ребят практического использования  изучаемого материала, его применения  в жизни людей. Дети с большим  интересом начинают изучать травы,  когда узнают их лечебные свойства; круговорот воды в природе  привлекает детей и порождает  много вопросов о засухе, ливнях, грозах и граде.

5. Интерес детей к учебному  предмету возрастает тогда, когда  они встречают в учителе человека, увлеченного своей работой и  обладающего мастерством передачи  знаний детям, умеющего богато, полно, красочно излагать учебный  материал.

6. Формированию учебных и познавательных  интересов в огромной мере  способствует вся внеучебная и внешкольная работа. Она расширяется и становится все более разно образной в 3-4 классах.

С самого начала учебной деятельности младших школьников происходят значительные изменения в направленности их интересов. Исследования М.Н. Волокитиной, В.А. Горбачевой, Л.И. Божович, Л.С. Славиной, М.Ф. Морозовой и других психологов показывают, что в конце дошкольного периода в результате образовательно-воспитательной работы у ребят обычно возникает новая высшая потребность - учиться. В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни.

Ученые выделяют, во-первых, стремление семилетнего ребенка занять новое, привлекательное для него положение в обществе — положение школьника. Это значит: ходить, как все старшие ребята, в школу, носить ранец, или, еще лучше, портфель, сидеть за партой, носить форму и т.д.

Однако такая устремленность к  внешнему положению школьника быстро угасает. Эта потребность, как и  всякая другая, после ее удовлетворения исчезает. Если в первые дни маленький  школьник действительно радостно переживает свое новое положение среди других ребят и в своей семье, то уже  в течение первых недель эти переживания  тускнеют и наконец совсем исчезают. Новое, становясь повседневным и привычным, теряет оттенок загадочной неизвестности и привлекательности. Мотив «хочу стать школьником» перестает действовать. Но устремленность к школе у первоклассников выражена и в их интересах к самой учебной деятельности. Этот мотив при рационально организованной учебной работе детей не только не угасает, но с каждым месяцем усиливается и нарастает.

Характеризуя особенности познавательного интереса, Г.И. Щукина отмечает в качестве его существенных признаков следующие:

А) интеллектуальную направленность поиска нового в объекте, стремление ознакомиться с предметом ближе, узнать его глубоко и разносторонне;

Б) осознанное отношение школьника к предмету своего интереса и к задаче, стоящей перед ним в познании этого предмета;

В) эмоциональную окрашенность: интерес  всегда связан с желанием что-то узнать, радостью искания, горечью неудачи  и торжеством открытий;

Г) выражение в волевом действии: интерес направляет усилия ученика на открытие новых сторон и признаков предмета.

Интересы младших школьников (1-2 классов) отличаются следующими характерными особенностями:

- подражательностью (случайностью  возникновения);

- непостоянством, кратковременностью, легким и беспричинным изменением;

- поверхностью (интересны только  внешние факты, особенно яркие,  необычайные, углубляться в суть  — непривлекательно);

- близостью собственному жизненному  опыту;

- разбросанностью (ученик интересуется  многими совершенно разными областями  знаний, без всякой их связи;  дети задают множество вопросов, далеко выходя за пределы учебного  материала);

- направленностью на ближайший результат (Решил задачу или нет? Сколько ошибок сделал? Какую отметку поставил учитель?)

 Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим:

  • Показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;
  • Использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередование форм и методов обучения;
  • Проблемное обучение, эвристическое обучение, обучение с компьютерной поддержкой;
  • Применение мультимедиа-систем, использование интерактивных компьютерных средств,
  • Взаимообучение (в парах, микрогруппах);
  • Тестирование знаний, умений, показ достижений обучаемых;
  • Создание ситуаций успеха, соревнование (с товарищами по классу, самим собой), создание положительного микроклимата в классе, доверие к обучаемому,
  • Педагогический такт и мастерство учителя, отношение учителя к своему предмету, к обучаемым;
  • Гуманизация школьных отношений [ ].

 

1.4 Условия формирования учебно-познавательной мотивации

 

Развитию мотивационной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении. Учителю необходимо уметь оптимально соотносить между собой функции, выполняемые той или иной группой методов («живое созерцание» при наблюдении, абстрактное мышление при использовании словесных методов, осуществление практических действий), характер содержания изучаемой темы, возможности учащихся в усвоении материала с тем, чтобы отобрать те методы и средства обучения, которые позволят в данных условиях формировать учебно-познавательную мотивацию и достигать поставленных целей.

В системе мотивов, побуждающих  младших школьников к учебной  деятельности, главное место занимает значимость самого процесса учения как  социально - ценной деятельности. Этот мотив определяет положительное отношение детей к деятельности даже в том случае, если она лишена для них непосредственного познавательного интереса.

Существующие на сегодняшний день исследования познавательных мотивов  учения обнаруживают низкую побудительную силу на протяжении практически всего рассматриваемого периода детства. Так, по данным В. М. Матюхиной, у первоклассников и второклассников познавательные мотивы занимают 3-е место после широких социальных и узколичностных мотивов. Третьеклассники еще реже указывают на эти мотивы. Та же тенденция обнаружена в исследовании Н.П. Моряновой: рост уровня учебно-познавательной мотивации у ребенка от 1-го ко 2-му классу, а затем некоторое снижение к 3-му.

Информация о работе Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте