Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение условий формирования учебной мотивации.
Для реализации деятельности и подтверждения гипотезы были предусмотрены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых.
2. Раскрыть структуру и особенности мотивации на начальном этапе обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте…………………………………...9
1.1 Проблема развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых…………………………...9
1.2 Структура и особенности мотивации на начальном этапе обучения….12
1.3 Интерес как механизм учебной мотивации……………………………..19
1.4 Условия формирования учебно-познавательной мотивации……………..
Выводы по I главе………………………………………………………………..
Глава II. Организация и ход исследования мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте………………………………
2.1 Диагностика мотивов учения младшего школьника……………………
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..
Выводы по II главе…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Масежная.docx

— 121.68 Кб (Скачать файл)

Активизация учебной деятельности.

Активизация учебной деятельности осуществлялась в разных формах учебной  работы.

1. Занимательные задачи на уроках математики, информатики, литературе красноярского края.

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным на этом этапе  являлся познавательный интерес, возникающий  в процессе учения. Он активизировал  умственную деятельность, направляет ее к последующему решению различных  задач. Устойчивый познавательный интерес  формировался разными средствами. Одним  из них являлась занимательность. Элементы занимательности вызывали у детей  чувство удивления, живой интерес  к процессу познания, помогали им освоить  любой учебный материал. Например, на уроках математики рассказывалось о происхождении чисел и предлагалось детям составить задачу с этим числом.

2. Познавательные вопросы на уроках математики, окружающего мира, художественной культуре красноярского края.

Одним из путей активизации деятельности учащихся являлось установление связи  изучаемого материала с окружающей деятельностью.

Например, такая задача на уроке  математики: "брату 12 лет, а сестре 7 лет. На сколько лет брат старше сестры? На сколько лет сестра младше брата?" учитель ставил дополнительный вопрос: "а через три года на сколько лет брат будет старше сестры?" он позволял выяснить постоянство отношений "старше - моложе", повышал интерес к задаче, делал ее значимой в практическом плане, познавательной.

3. Развивающие упражнения на уроках математики и русского языка.

Развивающими были такие упражнения, которые оказывали "существенное влияние как на общее психическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей".

в процесс обучения математике включались упражнения для развития таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

А) в чем сходство и различие равенств?

Б) разбейте выражения на три группы по общему признаку.

4. Творческие задания на уроках русского языка, чтения и художественной культуре красноярского края.

Различные творческие задания дети выполняли с большим удовольствием. Например:

А) с. Аксаков так описывает осень: "... Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса..."

- представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Подумайте, какими красками вы нарисуете небо, облака, старые и молодые деревья, землю, лес в целом.

Б) ученикам предлагалось продолжить рассказ: "шел я однажды зимой по лесу. Вдруг вижу на снегу целую кучу сосновых шишек. Посмотрел я на дерево и так удивился..."

Все приведенные примеры заданий  способствовали развитию творческих способностей детей и их познавательной активности.

Создание  учебно-проблемных ситуаций на уроках математики, русского языка, художественной культуре красноярского края, литературе красноярского края, информатики повлекло включение детей в учебную работу.

Создание учебно-проблемных ситуаций начиналось с какой-либо практической работы

Проблемное обучение способствовало поддержанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приемам познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную мотивацию. Например, после изучения темы "безударные гласные в корне слова" детям можно предложить оценить сочинение: "раннее зимнее утро. Мы ходем в лес. Кругом пушыстый снег. Ходим к высокой сосне. Как красива она в зимнемноряде! Ходим через авраг. Там колхозная птицефepмa. Ходим мимо нее - и снова в лес. Бирезки стаят словна сказачные". На основе анализа текста дети делали вывод, что в словах есть ошибки. Дети вносили в текст исправления в рассказ используя известные способы проверки орфограмм.

На уроках мы решили использовать разно- уровневые задания. Всем детям  мы объявляли о разной сложности  упражнений и предлагали каждому  ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым  он справится наилучшим образом. На уроках математики, русского языка, информатики мы давали установку: сначала  работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам. Также проводилась  воспитательная работа, в результате которой ученик утверждался в  мысли, что только он сам может  добиться успехов в учении, если работает энергично, активно, на пределе  своих возможностей.

Сначала мы помогали детям в выборе заданий. Некоторые переоценивали  свои возможности, другие тратили много  времени на выбор. Но так как упражнения на выбор давались почти на каждом уроке и по любому предмету, то постепенно сам выбор начинал происходить  достаточно быстро. Сначала приходилось  объяснять, какое задание попроще, какое посложнее, но со временем дети сами научились оценивать трудность задания для себя.

Роль методов проблемно-развивающего обучения являлась важным аспектом в  формировании мотивов учения. Формирование учебных мотивов происходило  в процессе осуществления самой  деятельности. Включаясь в учебную деятельность у учащихся возникала и формировалась устойчивая мотивация. Учебная деятельность вызывала у них интерес, они испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, возникали потребности и мотивы к этой деятельности.

На мотивацию учения влияли коллективные формы учебной деятельности на уроках изобразительного искусства, технологии. Например, ученики вместе отгадывали загадки, головоломки, ребусы и занимательные задачи.

Организация учебной деятельности младшего школьника создавала благоприятные  условия для усвоения знаний, для  формирования учебно-познавательных мотивов  и реализации широких социальных мотивов (мотивов самосовершенствования).

Каждый ученик, работая коллективно  в группе, находился в тесном общении  с ребятами, наблюдал, какой большой  интерес вызывает деятельность у  товарищей, какую ценность представляла для них эта работа и сам начинал ее ценить, понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. Это способствовало включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становилось его потребностью и приобретало для него ценность, что приводило к становлению мотивации учения.

На третьем этапе, рефлексивно-оценочном, учащиеся учились анализировать собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами.

Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела была организована так, что учащиеся испытывали чувство  эмоционального удовлетворения от сделанного, радость от преодоления трудностей.

В процессе учебной деятельности мы ориентировались на индивидуальные достижения учащихся.

Перед каждым учеником ставились индивидуальные, ориентированные на его возможности  цели и задания. По этим нормам оценивались  полученные результаты. Поощрялись и  подкреплялись достижения ученика, сравнивались с его же собственными результатами, построенными на его  прошлых успехах и неудачах индивидуальными  стандартами. Итогом подобной стратегии  обучения являлось возрастание привлекательности  успеха, уверенности в своих силах  и как результат - оптимальная  мотивация и успешная работа.

Похвала стимулировала ученика  в случае, когда задание ощущалось  учеником как достаточно трудное, и  в поощрении учителя ученик «прочитывал» высокую оценку своих возможностей и способностей. Таким образом, похвала стимулировала положительную мотивацию.

Мы использовали серию методик  непосредственно связанных с  учебным процессом и используемых как в целях диагностики учебных мотивов, так и в целях их формирования.

На контрольном этапе экспериментального исследования  мы провели повторную  диагностику младших школьников по методике Н.Г. Лускановой для определения динамики учебной мотивации. Мы обнаружили, что высокий уровень школьной мотивации показали 7 человек из 8, что составило 32 %, а было 36%. Уровень «выше среднего» показали 10 человек из 6, что составило 44 %, а было 26%. Средний уровень показали 3 человека, что составило 12 %, было столько же. Низкий уровень показали 3 человека из 6, что составило 12 %, а было 26%.

 

 

Как видим, специальная организация  работы обеспечила повышение мотивации. Однако, были и такие дети у которых учебная мотивация снизилась или осталась на прежнем уровне.

Снизилась мотивация у одного человека. Уровень мотивации у этого школьника снизился по причине того, что за короткое время практики внимание уделялось детям с низким уровнем мотивации и осуществлялся личностно-ориентированный подход в большей степени с детьми этой категории.

Со среднего уровня на уровень «выше  среднего» поднялись 3 школьника.

Низкая мотивация на первом этапе  наблюдалась у 6 учеников. С низкого  уровня мотивации на средний уровень  поднялись 3 человека с хорошей успеваемостью. У 2 школьников произошло снижение мотивации. Это наблюдалось по разным причинам у разных учащихся. Мы предполагали, что учебная мотивация снизилась по следующим причинам, низкая самооценка школьника, (неуверенность в своих силах), болезнь ученика. Один ученик остался на прежнем низком уровне мотивации. Причиной являлась незаинтересованность родителей в успехе ребенка. У школьников с низкой мотивацией преобладали мотивы избегания неудач, отсутствовал мотив долга и ответственности

К этой категории детей мы использовали личностно-ориентированный подход. Эта работа включала следующие направления:

1. Восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам через решение доступных задач, создание ситуаций успеха, поддержание уверенности в ученике.

2. Ориентация на процесс, а  не на результат учебной деятельности: составление планов своей работы, связывание отдельных действий  в систему, ориентация на предыдущие  успехи.

3. Расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий.

И это имело хорошие результаты: из 6 школьников отношение к учебной  деятельности изменилось у 3 в лучшую сторону. В связи с этим у учащихся данного класса возникал интерес  к учебной деятельности.

В ходе учебного процесса были использованы приемы и методы, которые обеспечивали ситуацию успеха у учащихся. Дети решая проблему были мотивированы на успех. В связи с этим у школьников возникал интерес к учебной деятельности. После исследования мы убедились, что действительно, использование личностно-ориентированного подхода повлияло на мотивацию учебной деятельности, что и подтверждает нашу гипотезу.

 

Заключение

 

Основным побуждающим  компонентом к учебной деятельности является мотивация младшего школьника. Мотивы имеют неодинаковую силу влияния  на протекание и результаты дидактического процесса. Важность создания условий  возникновения интереса к учебной  деятельности и формирование интереса обуславливается познавательными  и социальными мотивами. Эти мотивы влияют на познавательную активность, желание учиться, успешность обучения, эффективность и результативность учебной деятельности.

Объектом формирования следует  считать все компоненты мотивационной  сферы и все стороны умения учиться, поэтому предполагается обратить внимание на состояние (уровень) умения ученика учиться, на развитие навыков  в учебной работе. Выделение этого  блока в программе развития мотивации  представляется необходимым, так как  психологические исследования подтверждают взаимосвязь между отношением школьников к умению и сформированностью учебной деятельности. Следовательно, проникновение учителя в сущность отношения школьников к учению и влияние на него невозможно без учета умения школьников учиться, без увеличения степени развития их учебной деятельности.

В соответствии с основными  положениями педагогической психологии учение становится учебной деятельностью  только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей  учебной деятельности.

Проблема мотивации в  целом исследуется достаточно широко.

Существует большое число  работ по этой проблеме, в том  числе и по проблеме мотивации  учения младших школьников. Однако результаты изучения данной проблемы часто носят неоднозначный, а  нередко и противоречивый характер. Есть еще малоразработанные аспекты, которые требуют дальнейшего изучения в силу большого практического значения этой проблемы.

важна внутренняя и внешняя  мотивация учения младшего школьника. Для формирования внутренней мотивации  учителю нужно уметь оценивать  способ выполнения учебной деятельности ученика, а внешняя мотивация приобретает форму подсказок, намеков, требований и указаний.

Одной из основных задач  учителя для формирования мотивации  учения младшего школьника является повышение в структуре мотивации  учащегося удельного веса внутренней мотивации. Развитие внутренней мотивации  учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Таким образом, увлечь ученика учением можно  в рамках такого процесса обучения, который не прибегает к мерам  давления на ребенка, а находит стимулы  именно во внутренне положительном  расположении ученика к учению и  стремится к воспитанию и формированию в нем такой установки.

Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения - сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу - желанной, доставляющей радость.

Учение как деятельность, формирующая учебные мотивы, представляет сложный процесс, обязательно включающий в себя в развернутом или свернутом  виде звено создания готовности принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий. Преобразование учебного материала, звено контроля, оценки своей работы. Эти элементы функционируют как составляющие личности младшего школьника, выполняются совместно и под руководством учителя и носят осознанный характер.

Информация о работе Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте