Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение условий формирования учебной мотивации.
Для реализации деятельности и подтверждения гипотезы были предусмотрены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых.
2. Раскрыть структуру и особенности мотивации на начальном этапе обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте…………………………………...9
1.1 Проблема развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых…………………………...9
1.2 Структура и особенности мотивации на начальном этапе обучения….12
1.3 Интерес как механизм учебной мотивации……………………………..19
1.4 Условия формирования учебно-познавательной мотивации……………..
Выводы по I главе………………………………………………………………..
Глава II. Организация и ход исследования мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте………………………………
2.1 Диагностика мотивов учения младшего школьника……………………
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..
Выводы по II главе…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Масежная.docx

— 121.68 Кб (Скачать файл)

Познавательная активность, интерес к поиску, преобразованию учебной информации проявляются лишь в определенной обучающей атмосфере, где нет принуждения, императивности. Известный психолог и педагог Ш. А. Амонашвили, который не только создал концепцию такого обучения, но и практически реализовать ее в своей педагогической работе с детьми, так характеризуется этот подход: «суть... Заключается в том, чтобы педагогически обязательную учебно-познавательную задачу учащиеся принимали на положительно-мотивационной основе. Иначе говоря, дело заключается в том, чтобы при необходимости усвоения именно определенной системы знаний и именно в определенный период обучения школьник принимай педагогически обязательную учебную задачу как им же свободно выбранную».

Такое обучение, конечно  же, предъявляет повышенные требования к педагогу, причем не только к технике  его общения, но и к артистизму, который необходим, чтобы убедить  детей, что без их помощи, без сотрудничества с ним справиться с задачей  крайне трудно, почти невозможно. Все  это определяет формирование мотивации  учения младшего школьника.

Общий путь формирования мотивации  учения состоит в том, чтобы способствовать превращению имеющихся у школьника  широких побуждений в зрелую мотивационную  сферу с устойчивой структурой. Безусловно, эта работа может быть под силу только всему педагогическому коллективу, работающему во взаимосвязи с  семьей, хотя и каждому учителю  желательно видеть ее в полном объеме.

Стремление учиться заложено в природе человека - это главный  тезис, от которого существует прямая и устойчивая зависимость между  эффективностью усвоения информации, действенностью формирования практических навыков и умений, способностью к восприятию новых подходов и их реализации в своей деятельности - с одной стороны, и степенью активности субъекта, мерой его включенности в учебный процесс - с другой. Этот принцип требует, чтобы ученик был понят и не только и столько как объект психолого-педагогических воздействий, сколько как активный субъект учебного процесса, лишь в этом случае оказывается возможным эффективно использовать в процессе обучения такие мощные факторы, какими выступают факторы мотивационного, эмоционального, личностного порядка.

 

 Список использованной  литературы

 

  1. Громковам.Т. психология и педагогика профессиональной деятельности- м, 2003.
  2. Гамезом.В., Петрова Е.А., Орловал.М. возрастная и педагогическая психология- м, 2002.
  3. Дубровина И.В. возрастная и педагогическая психология- м, 2002.
  4. Зимняя И.А. педагогическая психология- м, 1999.
  1. Коломинскийя.Л., Панькое.А., Игумновс.А. психическое развитие детей в норме и патологии-спб., 2004.

  1. Кулагина И.Ю., Колюцкийв.Н. возрастная психология- м, 2004.
  2. Подласыйи.П. педагогика- м, 1996.
  3. Подласыйи.П. педагогика: 100 вопросов – 100 ответов- м, 2001.
  4. Реана.А. педагогика- м, 2002.
  5. Селиванов.В.С. основы общей педагогики: теория и методика воспитания- м, 2002.
  6. Эксакустот.В., Истратова.О.Н. справочник психолога начальной школы- ростов н/д, 2003.
  7. методические рекомендации: мотивация как основа учебной деятельности/под редакцией в.н. роженцевой-норильск 2002.
  8. научный журнал: вопросы психологии/под редакцией Е.В. Щедрина- М, 2001.
  9. научно- методический журнал: начальная школа/ под редакцией Горецкогов.Г.
  1.  научно- методический журнал: воспитание школьников/ под редакцией Л.В. Кузнецовой- м, 2002.

  1.  психологическая наука и образование/. Под редакцией В.В. Рубцова- м, 2002.

  1.  профессиональный- педагогический журнал: учитель/ под редакцией новокшоноваю.м. м, 2001.

  1.  российский общественно- педагогический журнал: народное образование: методика диагностической направленности учебной мотивации / под редакцией Т.Д. Дубовицкой- м, 2003.
  1.  учебный курс: психология/ под редакцией Е.И. Рогова, -м., 2004.

  1. www. Школа и обучение. Ru
  2. www. Учитель и ученик. Ru

 


Информация о работе Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте