Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение условий формирования учебной мотивации.
Для реализации деятельности и подтверждения гипотезы были предусмотрены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых.
2. Раскрыть структуру и особенности мотивации на начальном этапе обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте…………………………………...9
1.1 Проблема развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых…………………………...9
1.2 Структура и особенности мотивации на начальном этапе обучения….12
1.3 Интерес как механизм учебной мотивации……………………………..19
1.4 Условия формирования учебно-познавательной мотивации……………..
Выводы по I главе………………………………………………………………..
Глава II. Организация и ход исследования мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте………………………………
2.1 Диагностика мотивов учения младшего школьника……………………
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..
Выводы по II главе…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Масежная.docx

— 121.68 Кб (Скачать файл)

Учебная мотивация влияла на познавательную активность и желание учиться, на успешность, эффективность и результативность учебной деятельности. Дети с высоким  уровнем мотивации имели средний  балл – от «4,6» до «5». Ученики  со средним уровнем мотивации  имели средний балл от «4» до «4,5». Дети с низким уровнем мотивации  могли иметь те же баллы, что и  школьники сосреднем уровнем. Мотивация  учения складывалась из ряда постоянно  изменяющихся и вступающих в новые  отношения друг с другом побуждений: потребности и смысл учения для  школьников, их эмоции и интересы.

С целью выявления осознанности круга мотивов, побуждающих ребенка  учиться, была создана такая экспериментальная  ситуация: детям был прочитан рассказ:

«Однажды, на перемене в школе между ребятами завязался разговор о том, для чего они учатся. «Я считаю своей обязанностью ходить в школу учиться», — сказала Галя. «А мне нравится в школе писать, считать и получать хорошие отметки»,— сказал Яша. «А я люблю думать, рассуждать на уроках», — заявил серьезно Коля. «Каждый из нас должен стать культурным и развитым человеком, а для этого необходимо учиться», — сказала Даша. Ваня вдруг заявляет, что обязательно поступит в авиационный институт и будет строить новые самолеты. Неожиданно раздается тихий голос Вали: «А меня мама заставляет ходить в школу. Она говорит, что я иду на работу и ты иди в школу — это твоя работа». «А что ты хочешь сказать? Для чего ты учишься?»

После того, как был прочитан рассказ, детям был предложен бланк, на котором предлагался готовый  перечень мотивов. Учащимся предлагалось выбрать то, что соответствует  его желаниям и интересам (сделать  два выбора). По тому, какой вариант  ответа выбирает испытуемый, определялся  преобладающий мотив учения.

(см. Приложение 3)

1. Учусь, так как на уроке  интересно (познавательный мотив).

2. Учусь, так как заставляют  родители (мотив избегания неприятностей).

3. Учусь, так как хочу больше  знать (познавательный мотив).

4. Учусь, чтобы потом хорошо  работать (мотив самоопределения).

5. Учусь, чтобы доставить радость  родителям (мотив благополучия).

6. Учусь, чтобы не отставать  от товарищей (мотив престижа).

7. Учусь, так как нравиться  учиться (узко-познавательный мотив).

8. Учусь, так как хочу быть  культурным человеком (мотив самосовершенствования).

9. Учусь, чтобы не опозорить  класс (мотив избегания неприятностей).

По ответам детей и их выбору мы определили следующий круг мотивов:

Познавательные мотивы - непосредственно  связанные с содержанием и  процессом учения, способами усвоения знаний. Таких учеников побуждало  стремление узнать новые факты, преодолевать трудности в процессе познания, овладеть знаниями, способами действий, искать суть явлений, стремление проявлять  познавательную активность: рассуждать, преодолевать препятствия при решении  задач; ребенка увлекал сам процесс  решения, а не только получаемые результаты. Познавательный мотив преобладал у 18 человек из 23, что составило 78%.

Мотивы самоопределения - связаны  с пониманием значения знаний для  будущего, стремление учеников быть развитым. Этот мотив преобладал у 9 человек  из 23, что составило 38%.

Мотивы самосовершенствования  – выражались в стремлении у детей  быть культурными, получить развитие в  результате учения, направленность на самостоятельное совершенствование  способов получения дополнительных знаний. Этот мотив преобладал у 4 человек  из 23, что составило 16%.

Мотивация благополучия, состояла в  стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, их признание, получить одобрение, заслужить  похвалу учителя или родителей  и достойное вознаграждение за свой труд. Этот мотив преобладал у 8 человек  из 23, что составило 34%.

Престижная мотивация побуждала  ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым или  занять достойное место среди  товарищей. Таким ученикам характерен ндивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным. Этот мотив преобладал у 3 человек из 23, что составило 12%.

Мотивация избегания неудачи - дети старались избежать недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.). Она сопровождалась тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придавала их учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Этот мотив преобладал у 4 человек из 23, что составило 16%.

 

 

Одним из постоянных мотивов для деятельности младшего школьника являлся интерес. Интерес определялся как положительное оценочное отношение школьника к его деятельности, к окружающему миру и конкретному учебному предмету и служил необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчался процесс развития у них познавательных функций и жизненно важных умений. У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникало желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации. Например, на уроках окружающего мира дети любили исследовать карту и свои атласы; на уроках чтения ученикам нравилось читать о необычных историях, которые происходили с людьми или сказочными героями; на уроках изобразительного искусства дети сначала с живым интересом представляли картину, которую будут рисовать и рассказывали о ней; также им нравилось рассматривать иллюстрации на уроках русского языка, чтения, изобразительного искусства и окружающего мира.

В процессе учебной деятельности с  учащимися был проведен анализ на выявление предпочитаемого места  и интереса школьника к предмету. Детям предлагалось выбрать из предложенных предметов 3 наиболее предпочитаемых и  проранжировать их. Предлагались такие предметы: русский язык, чтение, окружающий мир, литература красноярского края. Труд, информатика, изобразительное искусство, художественная культура красноярского края, математика.

В результате было установлено, что  наиболее предпочтительны такие  предметы: математика, русский язык, технология, чтение – на первом месте. На втором - ставили окружающий мир, изобразительное искусство, информатика. Остальным предметам: художественная культура красноярского края и литература красноярского края - определили третье место.

После выявления наиболее предпочитаемых предметов выбранных учениками, нами была использована методика М.В.Матюхиной «выбор любимых занятий на уроке» для выявления уровня развития интереса к содержанию и процессу учения. По тому, какие занятия выбирает ребенок, мы судили о мотивах, поскольку, если даже мотив не осознается, он проявляется в переживаниях, в желании что-то делать или не делать.

Обследование проводилось индивидуально, чтобы исключить влияние других детей. Каждому ученику класса предъявлялся бланк, в котором учащийся должен был подчеркнуть то, что он больше всего любит делать (сделать 4 выбора):

1. Слушать, когда учитель приводит  интересные примеры. 

2. Выводить правила на уроках  математики.

3. Выполнять упражнения по русскому  языку.

4. Узнавать, откуда произошли числа. 

5. Самому (самой) составлять упражнения  по русскому языку. 

6. Решать задачи по математике.

7. Узнавать, почему предмет называется  определенным словом.

8. Самому (самой) составлять задачи.

9. Узнавать правила написания  слов.

10. Слушать, когда учитель рассказывает  что-то необычное. 

11. Узнавать о математических  действиях. 

12. Выводить правила на уроках  русского языка.

Выбор учащимся 1-го и 10-го пунктов  — свидетельство того, что его  привлекает занимательность на уроке;

9-го и. 11-го — факты; 

4-го и 7-го — суть явлений;

3-го и 6-го — сам процесс  действий;

2-го и 12-го — поисково-исполнительная  деятельность;

5-го и 8-го — творческая  деятельность.

В ходе исследования мы сделали вывод  о том, что учащихся в большей  степени привлекала занимательность  на уроке, сам процесс действий, поисково-исполнительская  деятельность, также они отмечали привлекательность творческой деятельности. Все это помогало планировать  процесс обучения.

На формирующем этапе экспериментальной  работы мы использовали способы повышения  эффективности учебной деятельности учеников: умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых при обучении на уроках математики и русского языка; умение оптимально соотносить между собой функции, выполняемые той или иной группой методов на уроках трудового обучения, информатики и окружающего мира; характер содержания изучаемой темы, возможности учащихся в усвоении материала, которые позволяли в данных условиях формировать положительную учебную мотивацию и достигать поставленных целей на уроках чтения и художественной культуры красноярского края.

Все выше перечисленное и выборы детей обеспечивали планирование процесса обучения с целью повышения мотивационно-потребностной сферы школьников.

Мы учитывали важность роли содержания учебного материала для повышения положительной мотивации учения. На уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики, трудового обучения, чтения, изобразительного искусства, использовалась информация, которая была созвучна потребностям учеников и подвергалась эмоциональной и умственной переработке. У учеников возникали и развивались такие важнейшие в учебной деятельности потребности, как потребность в познавательной деятельности, потребность в наблюдении явлений, потребность в самооценке своих учебных способностей.

Содержание учебного материала  было доступным для учащихся, исходило из имеющихся у них знаний и  опиралось на жизненный опыт детей, но в то же время материал был  достаточно сложным и трудным. Например, на уроках математики мы с учениками  повторяли изученный материал, чтобы  перейти к изучению новой темы. При подборе учебного и иллюстративного  материала учитывались характер потребностей учащихся, с тем, чтобы  содержание учебного материала удовлетворяло  наличным потребностям школьников и  в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей. Например, на уроках чтения на доску мы вывешивали портреты писателей, а учащиеся рассказывали их биографию; на уроках окружающего  мира дети с помощью иллюстраций  рассказывали о жизни различных  животных; на уроках русского языка  иллюстрации помогали детям в  выполнении сложных заданий.

Каждый ученик, в том числе  и неуспевающий, ощущал счастье в  преодолении трудностей, радость  победы, свершения сложной работы. Учебный материал по содержанию обязательно  опирался на прошлые знания учащихся. Но в то же время он нес новую  информацию, в свете которой были осмыслены прошлые знания и опыт. При этом условии у учащихся возникала и развивалась личностная потребность в научном познании мира.

Одним из путей формирования положительной  мотивации к учебной деятельности являлась правильная организация учебной  деятельности.

Для того чтобы у учащихся вырабатывалось правильное отношение, учебная деятельность строилась особым образом через 3 этапа.

Мотивационный этап состоял из следующих учебных действий на уроках русского языка, математики, чтения, информатики.

1) создавалась учебно-проблемная  ситуация, которая вводила учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Учебно-проблемная ситуация была создана разными приемами:

А) постановкой перед учащимися  задачи, решение которой возможно на основе изучения данной темы. Мотивационный этап предполагал начало уроков с объявление темы. Важно было заинтересовать учеников. Интерес вызывали неожиданные вопросы, проблемная ситуация, интересный рассказ, загадочная пословица на уроках русского языка, чтения, литературе красноярского края, художественной культуре красноярского края. Например, на уроках чтения детям предлагалось прочитать такую пословицу: «книгу читаешь – на крыльях летаешь». Школьники высказывали свое мнение и раскрывали смысл пословицы, что в последующем раскрывало тему урока.

Всё это пробуждало живую работу мысли и захватывало их чувства и воображение. Активизировала внимание школьников фраза: «сегодня мы поразмышляем над важным вопросом». Например, на уроке окружающего мира: «в чем отличительные особенности лисы и песца?».

Б) нашей беседой о теоретической  и практической значимости предстоящей  темы программы. Например, на уроке  русского языка, перед изучением темы "безударные гласные в корне слова" учитель говорит: "представьте, что вам надо рассказать своим товарищам о важном деле так, чтобы все поняли и начали действовать на основе вашего рассказа"; 
2) формулировалась основная учебная задачи, как итог обсуждения проблемной ситуации. Это происходило, например, в такой форме: "таким образом, мы должны изучить способы проверки орфограмм".

Учебная задача показывала учащимся тот ориентир, на который они направляли свою деятельность в процессе изучения данной темы. Важным условие организации  учебной деятельности являлось подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.

Учеников привлекали дела в которых было что-то яркое, необычное, соответствующее их интересам и желаниям. При проведении занятий улавливалось настроение детей, чередовались виды деятельности. Например, на уроках математики, после выполнения упражнения в ходе решения примеров, дети раскрыли слово «мадагаскар». Мы предлагали учащимся посчитать сколько сказочных персонажей было в этом мультфильме и кто был самым высоким (маленьким) из зверей?

3) самоконтроль и самооценка  возможностей предстоящей деятельности по изучению темы являлись следующим учебным действием. Учитель сообщал, что нужно знать и уметь для изучения темы. Тем самым у учащихся создавалась установка на необходимость подготовки к изучению материала. На уроках математики использовался следующий прием. В начале урока детям напоминалось о том, что при подведении итогов предыдущего урока многим ребятам плохо удавалось выполнять примеры, связанные с вычитанием многозначных чисел. «так, может быть, нам сегодня следует потренироваться в решении именно таких примеров?» - задавался вопрос школьникам. Это предложение находило поддержку у учащихся и в урок включалась работа, на которой отрабатывалось решение примеров на вычитание данного вида.

Весь этот этап изучения темы влиял  на становление положительной мотивации  учебной деятельности.

На втором этапе, операционально-познавательном, учащиеся усваивали содержание темы программы и овладевали учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависело от необходимости всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе. Все это способствовало становлению нужной мотивации учебной деятельности учащихся.

Информация о работе Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте