Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 14:36, курсовая работа
Цель - изучить особенности мотивации учения у первоклассников с ЗПР и определить возможные психолого-педагогические направления ее формирования и коррекции.
Объект исследования - мотивационно-потребностная сфера младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования - особенности мотивации учения и возможности ее активизации у первоклассников с ЗПР.
Введение
Глава 1. Проблемы учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития
1.1 Теоретико-методологические основы изучения мотивации младших школьников
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития.
1.3 Особенности учебной мотивации детей с задержкой психического развития
Глава 2.Экспермиментальная работа по изучению особенностей учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития
2.1 Диагностика учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития
2.2 Формирование продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов
Заключение
Литература
Содержание:
Введение
Глава 1. Проблемы учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития
1.1 Теоретико-методологические
основы изучения мотивации
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития.
1.3 Особенности учебной мотивации детей с задержкой психического развития
Глава 2.Экспермиментальная работа по изучению особенностей учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития
2.1 Диагностика учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития
2.2 Формирование продуктивности
учебной деятельности младших
школьников с задержкой
Заключение
Литература
Введение
Актуальность исследования. Смена парадигм в системе образования на гуманистическую, личностно ориентированную требует творческого подхода к разработке новых психолого-педагогических технологий коррекционно-развивающего обучения, обеспечивающих максимальную реализацию личностного потенциала каждого ребенка с различными отклонениями в развитии. В последние десятилетия большинство педагогов и психологов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. В современной школе вопрос о школьной мотивации без преувеличения может быть назван центральным. Особую тревогу учителей вызывают дети с трудностями в обучении, среди которых не менее 50% составляют дети с ЗПР.
Необходимо учитывать особенности развития младших школьников с задержкой психического развития, в противном случае это может привести к тому, что при нарастании сложности учебного материала, затруднения в его усвоении будут усиливаться. Поэтому в системе обучения младших школьников с задержкой психического развития необходимо осуществлять коррекцию познавательной деятельности. При правильной организации деятельности детей нормализуется (повышается) их мыслительная активность и совершенствуются мыслительные операции. Это способствует реализации потенциальных возможностей детей и повышает эффективность обучения.
Проблема мотивации учения возникает с первых шагов обучения в начальной школе. На начальном этапе обучения закрепляется, расширяется, пополняется новыми мотивами, преобразуется начальная мотивация учения младшего школьника, которая определяется как «мотивационная готовность к обучению», на основе которой складывается мотивационная готовность к дальнейшему образованию. В начальной школе осуществляется оценка ребенком себя как субъекта новой для него деятельности - учения, своего статуса «Я-ученик»; формируются качества психики, определяющие его общий характер и поведение. Именно в этот период, когда учебная деятельность приобретает статус ведущей, важно создать необходимые условия для формирования мотивации учения, чтобы к концу обучения в начальной школе придать ей устойчивую форму, т.е. сделать личностным новообразованием школьника.
Проблема взаимосвязи, взаимообусловленности мотивации учения и личностно ориентированной направленности коррекционно-развивающего обучения младшего школьника с ЗПР во всей ее многогранности и комплексности по-прежнему сохраняет свою актуальность. Однако многие аспекты мотивационного обеспечения учебного процесса младших школьников с ЗПР остаются малоизученными и экспериментально не проверенными.
Необходимо отметить, что разрабатываемые в педагогике пути и средства формирования мотивов учения, как правило, не охватывают всего процесса деятельности учащегося на уроке. Работа по мотивации учебной деятельности учащихся проходит на каком-нибудь одном этапе урока, чаще всего в его начале. Мотив должен быть построен самим ребенком в процессе его деятельности на уроке. Учитель может лишь способствовать процессу формирования учебного мотива учащихся. Однако практически все вышеперечисленные пути и средства формирования мотивов учебной деятельности касались лишь детей с нормальным интеллектуальным развитием. В отношении младших школьников с задержкой психического развития лишь констатирован тот факт, что положительная мотивация деятельности способствует более устойчивой и длительной их работоспособности, проявлению настойчивости и самостоятельности в работе, более успешному и эффективному обучению, что приводит в целом к повышению продуктивности деятельности школьников с задержкой психического развития.
Следует подчеркнуть, что актуальность данной работы в настоящее время связана с интенсивным обсуждением в коррекционной психологии вопроса об интеграции детей с отклонениями в развитии в общеобразовательную школу.
Цель - изучить особенности мотивации учения у первоклассников с ЗПР и определить возможные психолого-педагогические направления ее формирования и коррекции.
Объект исследования - мотивационно-потребностная сфера младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования - особенности мотивации учения и возможности ее активизации у первоклассников с ЗПР.
Гипотеза исследования: продуктивность учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития может быть существенно повышена путем использования педагогической технологии, ориентированной на учет мотивационных факторов деятельности учащихся:
- актуализации потребности к учению;
- наличие знаний, умений и навыков, необходимых для успешности учебной деятельности;
- эмоционально-чувственной оценки результатов работы.
В соответствии с выдвинутой гипотезой и целью исследования были определены задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы о взаимосвязи мотивации и продуктивности учебной деятельности и о способах формирования мотивов учения у учащихся в общей и специальной педагогике и психологии.
2. Изучить особенности мотивационных факторов учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития.
3.Теоретически обосновать педагогическую технологию повышения продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов.
4. Экспериментально проверить эффективность предложенной педагогической технологии повышения продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме мотивации учения младших школьников (Божович Л.И., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Елфимова Н.В., Ильин B.C., Леонтьев А.Н., Липкина A.M., Лях Г.И., Маркова А.К., Матюхина М.В., Славина Л.С., Эльконин Д.Б. и др.), нам не удалось встретить специальных исследований, посвященных изучению проблемы специфики мотивации учения у первоклассников с ЗПР.
На протяжении последних десятилетий проблемы задержки психического развития (ЗПР) являлись объектом изучения многих исследователей (Боряковой Н.Ю., Волковской Т.Н., Жаренковой Г.И., Лебединской К.С., Лубовского В.И., Марковской И.Ф., Никашиной Н.А., Певзнер М.С., Слепович Е.С., Стрекаловой Т.А., Тригер С.Г., Ульенковой У.В., Цыпи-ной Н.А., Шевченко С.Г. и др.). Наиболее полно, по нашему мнению, изучены специфические особенности психической деятельности при ЗПР, отдельные психические функции в структуре нарушения, разработаны вопросы организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР, в то время как проблема мотивационно-потребностной сферы детей данной категории остается мало изученной.
Учитывая большую распространенность такого нарушения, как задержка психического развития и тенденцию к увеличению количества таких детей, полагаем актуальным исследование у детей с ЗПР особенностей мотивации учения (Власова Т.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г., Назарова Н.М., Малофеев Н.И., Кумарина Г.Ф., Ульенкова У.В., Шевченко С.Г. и др.)
Недостаточное теоретическое исследование проблемы отражается, прежде всего, на практике обучения данной категории детей. В большинстве методических рекомендаций, адресованных учителям и родителям младших школьников, даются лишь общие советы по формированию мотивации учения, которые не учитывают в полной мере психологических основ данного процесса. В силу этого выбор темы нашего научного исследования определяется ее теоретической и практической значимостью.
Методологической основой исследования послужили положения об общественно-исторической природе развития потребностей и мотивов деятельности; о мотивации как высшей форме регуляции деятельности (Л. И. Божович, Е.П.Ильин, Л.С.Славина, Х.Хеккхаузен); положение о единстве нормального и аномального развития (Л.С. Выготский); теория поэтапного формирования умственных действия (П.Я. Гальперин, Н.С. Талызина), теория деятельностного подхода в формировании личности (В.В.Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), теории системного подхода в решении коррекционных задач (О.Л.Алексеев, Л.С. Выготский, В.В. Коркунов А.Р. Лурия, и др.); положение о психологической структуре личности, единстве социального и биологического в обусловленности ее развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); теория соотношения интересов и мотивов в учебной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.В. Занков, А.Н.Леонтьев, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Л.С.Славина, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования. В ходе исследования применялись следующие методы – педагогическое моделирование, качественный анализ, анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, статистическая обработка результатов;
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав заключения и списка литературы.
Глава 1. Проблемы учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития
Учебная мотивация занимает важное место в обучении ребёнка любого возраста. Ребёнок, пережив кризис 7 лет, приобретает внутреннюю позицию школьника. В современных исследованиях мотивация определяется как система мотивов и сфера, включающая потребности, цели, мотивы и интересы в их сложном и многообразном взаимодействии (Л.И. Божович, М.С. Неймарк и др.)[15]. Как указывают многие исследователи, мотивация – это объединение движущих сил поведения, которые открываются субъекту в виде потребностей, целей, идеалов, включений и определяют его деятельность (А.К. Абульханова-Славская, В.Г. Асеев, Е.П. Ильин А.Н. Леонтьев Х.Хеккхаузен и др.). Мотивация понимается как стержень личности, возле которого объединяются такие свойства, как направленность, ценностные ориентации, притязания, эмоции, установки, социальные ожидания, волевые качества и другие социально-педагогические характеристики. Мотивация человека включает в себя все типы побуждений: потребности, интересы, мотивы, цели, стремления, влечения, мотивационные установки, идеалы и другие. (Н.В. Елфимова, Е.П. Ильин, Н.Л. Коломинский, А.Е. Личко, М.Ш. Магомед-Эминов, А.А. Реан и др.).
В педагогике мотивация рассматривается как источник активности и система побудителей к любому виду деятельности. Мотивационные факторы учебной деятельности определяются как частный вид мотивации, который включен в определенную деятельность - обучение или учебную деятельность. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов: образовательной программой, особенностями организации учебного процесса, субъектными особенностями учащихся (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка), субъектными особенностями педагога. [14].
Учебная мотивация характеризуется направленностью, системностью, устойчивостью и динамичностью. Исследователи мотивации отмечают, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминируют либо внутренние мотивы, связанные с содержанием деятельности и ее выполнением, либо социальные мотивы, связанные с потребностью ученика занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит изменение соотношения потребностей и мотивов, изменение доминирующих потребностей и их иерархизация.
На формирование учебных мотивов влияет множество факторов, таких как, возможность актуализации определенной потребности, способность ориентироваться в задании, анализировать ситуацию, особенности оценивания своих возможностей, уровень сформированности навыков, необходимых для успешного осуществления той или иной деятельности, оценка результатов работы. [9].
На возникновение мотива деятельности ученика влияют различные факторы. Рассмотрим, такие из них, как возможность актуализации определенной потребности, наличие знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления деятельности, эмоционально-чувственная оценка результатов работы. Факторы, участвующие в построении мотива субъекта, мы называем мотивационными факторами деятельности.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что мотивация формируется в ходе активной учебной деятельности учащегося и определяется ее структурой и содержанием. У учащихся с задержкой психического развития закономерности развития мотивации такие же, как и у нормально развивающихся школьников. Однако в ходе обучения младших школьников с задержкой психического развития выявлено, что задержка психического развития препятствует формированию у них мотивации к учебной деятельности в ходе обучения.
Решение данной проблемы актуально и для системы коррекционно-развивающего обучения. Психолого-педагогические данные о проявлениях мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития указывают на то, что основной дефект (как правило, органический) искажает формирование успешной учебной деятельности (Н.Л. Белопольская, Н.И. Лусканова, Т.Д.Пускаева, и др.).
Информация о работе Проблемы учебной мотивации у детей с задержкой психического развития