Проблемы учебной мотивации у детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучить особенности мотивации учения у первоклассников с ЗПР и определить возможные психолого-педагогические направления ее формирования и коррекции.
Объект исследования - мотивационно-потребностная сфера младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования - особенности мотивации учения и возможности ее активизации у первоклассников с ЗПР.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Проблемы учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития
1.1 Теоретико-методологические основы изучения мотивации младших школьников
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития.
1.3 Особенности учебной мотивации детей с задержкой психического развития
Глава 2.Экспермиментальная работа по изучению особенностей учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития
2.1 Диагностика учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития
2.2 Формирование продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

kikikiku.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 2. Технология повышения продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов 

Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом сопоставления достигнутых результатов с поставленной задачей и оценкой работы.

Подведение итогов урока было организовано так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового, – мы считаем, что это приведет к формированию ожиданий таких же эмоциональных переживаний в будущем. Следовательно, этот этап служит своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости.

Основным резервом формирования учебно-познавательной мотивации испытуемых экспериментальной группы на уроках служила активизация их учебной деятельности. Активизация осуществлялась в разных формах учебной работы. Нами в экспериментальной работе использовались:

Учебная деятельность под руководством учителя, когда все компоненты учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценка) выполнялись и осознавались испытуемыми с помощью учителя.

 Самостоятельная учебная деятельность, когда один или несколько ее компонентов выполнялись испытуемым без помощи учителя.

Самообразовательная деятельность испытуемых – познавательная деятельность, которой ученик руководит сам, осуществляя ее в соответствии со своими задачами и целями.

В ходе формирования мотивационных факторов у испытуемых экспериментальной группы мы использовали следующие приемы: приемы деятельности учителя; специальные задания на упрочение отдельных сторон мышления; формирование мотивации на отдельных этапах уроках.          

В ходе коррекционной работы мы начинали с таких целей, которые могут быть достигнуты за относительно короткое время, что помогало ученику и учителю быстро видеть первые позитивные результаты. Получение первых положительных результатов деятельности значительно повышало мотивацию учебной деятельности на уроках русского языка. Следующее направление – восстановление положительного отношения к учению и к учебному предмету. Учитывая специфику коррекционного обучения, мы начинали решение с доступных задач, поддерживающих уверенность испытуемых в успехе, подкрепляли даже маленькие удачи, создавали условия для положительных переживаний успеха, часто задавали вопросы, терпеливо выслушивали ответ. 

При формировании положительного отношения к учению мы предусматривали специальную работу, направленную на поиск разных способов решения задачи вместо узкой ориентации на результат деятельности. При этом были использованы следующие упражнения: на постановку и достижение цели; на формирование оценочных действий испытуемых; на умение учиться. Эффективнее начинать с упражнений на постановку целей и стимулирование мотивации, параллельно укрепляя умение учиться, постепенно отрабатывая его звенья.

На каждом этапе учащиеся анализировали свои действия, учились адекватно оценивать собственные интеллектуальные ресурсы. Развитие познавательных процессов проводилось комплексно: в урок включались игровые компоненты, направленные на развитие психических процессов. Формирование мотивации учебной деятельности у испытуемых экспериментальных групп реализовывалось в рамках комплексного подхода, для которого мы определили следующую последовательность:

Основное задание являлось достаточно трудным, недоступным для самостоятельного решения большинству учащихся исследуемой группы.

Благодаря последовательно предлагаемой помощи, ученик приходил к правильному решению поставленной задачи (обучающий этап).

Ученику давалось аналогичное задание, позволяющее определить его способность к переносу усвоенного способа действия.

В процессе коррекционной работы мы осуществляли индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения с учетом индивидуальных особенностей, обусловленных уровнем сформированности мотивационных факторов обучения и уровнем успешности. Так, учащихся с заниженной самооценкой мы подбадривали, хвалили за малейшие успехи, укрепляли веру в собственные силы. Излишне активных и переоценивающих себя сначала учили планировать, затем осуществлять собственную деятельность и разъясняли ошибки, допускаемые в результате поспешного выполнения задания.

 

Рис. 3. Уровень сформированности у учащихся экспериментальной и контрольной групп продуктивности учебной деятельности

 

2.3 Анализ результатов

 

На завершающем этапе исследования был проведен контрольный эксперимент, который позволил выявить уровень эффективности разработанной нами педагогической технологии повышения продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов с учетом исходного уровня сформированности мотивационных факторов у учащихся с задержкой психического развития (рис. 3, табл.1).

Сравнительный анализ данных, полученных в результате констатирующего и контрольного экспериментов, показывает, что произошло увеличение уровня продуктивности учебной деятельности в экспериментальной группе. Таким образом, данные контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что за прошедший экспериментальный период уровень продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития был существенно повышен. Экспериментальная группа показала более высокую динамику повышения продуктивности учебной деятельности по сравнению с контрольной группой. С целью определения достоверности совпадений и различий экспериментальных данных, нами был использован метод математической статистики (критерий c² Пирсона). В результате выявлены значимые различия, что в свою очередь указывает на достоверность полученных результатов. Эксперимент показал, что мотивационные факторы учебной деятельности являются реальными резервами повышения продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

Таблица 1

Динамика уровня продуктивности учебной деятельности испытуемых

Группы

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Этапы

%

ккол-во

%

 

кол-во

%

 

кол-во

 

Экспериментальная группа

Начало года

8

1

22

3

71

10

2,210

Конец года

16

22

45

8

39

4

9,153

Контрольная группа

Начало года

9

63

25

6

66

7

-

Конец года

8

2

29

5

63

7

-


По завершению эксперимента  необходимо сделать следующие выводы:

 Проблема повышения продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов, является актуальной.

 Проведенный констатирующий  эксперимент позволил выявить  основные закономерности проявления  мотивационных факторов учебной деятельности у учащихся младших классов с задержкой психического развития.

 Теоретически обоснована  и разработана педагогическая  технология повышения продуктивности  учебной деятельности младших  школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов.

 Подтверждено предположение  о том, что продуктивность учебной  деятельности младших школьников  с задержкой психического развития  на уроках русского языка может  быть существенно повышена, если  при организации учебного процесса использовать педагогическую технологию повышения продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов.

Данное исследование не исчерпывает рассмотрения всех вопросов обучения школьников с задержкой психического развития. Дальнейшее изучение проблемы может быть продолжено по следующим направлениям: поиск, разработка и внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих повышение продуктивности учебной деятельности во внеурочное время; решение данной проблемы в контексте межпредметного взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате теоретического и экспериментального исследования была подтверждена гипотеза о том, что целенаправленное психокоррекционное воздействие, учитывающее специфику мотивации учения младших школьников с ЗПР, способствует совершенствованию системы коррекционно-развивающего обучения этих детей.

В ходе написания курсовой работы были решены теоретические и практические задачи. В теоретическом плане проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сформулированы основные теоретические положения о мотивации учения младших школьников c ЗПР. Мотивация учения связана с возрастными особенностями ребенка, но не возраст как стадия созревания определяет содержание учебной мотивации, а характер деятельности школьника и система его взаимодействий с окружающими людьми. В младшем школьном возрасте основной мотив учения состоит в большинстве случаев в самом выполнении учения как объективно значимой деятельности, благодаря этой деятельности ребенок приобретает новую социальную позицию. Психологи определяют это новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника», наряду с субъективной готовностью к школе существует и объективная готовность - уровень знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу. Для многих детей характерен несколько пониженный уровень субъективной готовности, в то время как уровень объективной готовности повышается, что, усложняет дело дальнейшего формирования учебной мотивации в начальной школе существенных изменений в мотивации учения школьников, без специально организованной деятельности, не происходит.

В эмпирическом плане экспериментально изучена мотивация к учению у младших школьников с ЗПР. Выявлены индивидуально-психологические особенности мотивации к учению школьников с задержкой психического развития. Определено значение создания специальных условий для формирования положительного отношения к учению у данной категории школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. Заведений. М.: 2002. - 160 с.
  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. - 128 с.
  3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ, Сфера, 2003
  4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-158 с.
  5. Астапов В.М., Брязгунов И.П., Микадзе Ю.М. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия, М. 1996
  6. Баландина Н.Д. Отношение детей с задержкой психического развития к экспериментально – психологическому исследованию как показатель личностных особенностей. Изучение личности аномального ребёнка: Тезисы докладов конференции. М., 1977
  7. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.,1987.
  8. Белопольская Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Автореф. канд. дис. М., 1976
  9. Белопольская H.JI. Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития. М.: Изд - во УРАО, 1999. - 148 с.
  10. Белопольская H.JI. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс канд. пед. наук. М., 1976.
  11. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. -М., 1987. С. 67 - 80.
  12. Блинова JI.H. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Уч. пособие. М.: Изд.- во НЦ Энас, 2001.136 с.
  13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
  14. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадеженой. М.: Педагогика, 1972. - С. 7-44.
  15. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка. В сб.: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадёжиной. М.: Педагогика, 1972
  16. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии, 1976
  17. Бурлачук Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике. — СПб.: изд-во «Питер», 2000. - 528с.
  18. Венгер А.Л.  Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
  19. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967
  20. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие /Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688 с.: ил.
  21. Гуткина Н.И.  Психологическая готовность к школе. 4-е изд.,перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2006
  22. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). Графический материал. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002
  23. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: Учебное пособие. Екатеринбург, 1995
  24. Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование – СПб.: КАРО, 224 с. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения)
  25. Кузнецова Л.В. Личностный аспект готовности ребёнка с задержкой психического развития к школе. Изучение личности аномального ребёнка. М., 1977
  26. Кулагина И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с ЗПР // Дефектология – 1982. №6
  27. Кулагина И.Ю. Отношение к учебной работе у отстающих в учении школьников // Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития. – М., 1986
  28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975
  29. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
  30. Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов // Школьный психолог. – 2001. - №9
  31. Макеева Е.А. Формирование мотивации учения у младших школьников с ЗПР // Коррекционная педагогика. – 2004. - №2
  32. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения / Аэлита Капитоновна Маркова, Татьяна Александровна Матис, Александр Борисович Орлов. – М.: Просвещение, 1990.
  33. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984
  34. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
  35. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996
  36. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультета психологии. – СПб.: Речь, 2003 Составитель: Защиринская О.В.
  37. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. доктора психологических наук И.В. Дубровиной, М. «Просвещение» 1991 (авторы: Дубровина И,В., Акимова М.К., Борисова Е.М., Гуткина Н.И., Прихожан А.М., Снегирёва Т.В., Толстых Н.Н., Юферева Т.И.)
  38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – 2-е изд. – М., 1946
  39. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. – 1983 -№4
  40. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994
  41. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М. Просвещение, 1991
  42. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. – М., Издательство «Институт практической психологии», 1997.
  43. Черенев Д.В.Пути формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников с ЗПР / Д.В. Черенев, Е.А. Черенева // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 7. – С. 277-286
  44. Черенев Д.В. Анализ проблемы продуктивности учебной деятельности младших школьников с ЗПР на основе мотивационных факторов /Д.В. Черенев // Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации: сб. материалов международной науч.-практич. конференции, г. Новокузнецк, 17-18 февраля 2010 г. – Кузбасский Гос.ред.ун-т.- Новокузнецк,2010.-с.234-237
  45. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная Пресса, 2003
  46. Энциклопедия психологических тестов для детей, - Издательство «Арнадия», 1997

Информация о работе Проблемы учебной мотивации у детей с задержкой психического развития