Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 14:36, курсовая работа
Цель - изучить особенности мотивации учения у первоклассников с ЗПР и определить возможные психолого-педагогические направления ее формирования и коррекции.
Объект исследования - мотивационно-потребностная сфера младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования - особенности мотивации учения и возможности ее активизации у первоклассников с ЗПР.
Введение
Глава 1. Проблемы учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития
1.1 Теоретико-методологические основы изучения мотивации младших школьников
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития.
1.3 Особенности учебной мотивации детей с задержкой психического развития
Глава 2.Экспермиментальная работа по изучению особенностей учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития
2.1 Диагностика учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития
2.2 Формирование продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов
Заключение
Литература
Средний уровень продуктивности учебной деятельности характеризуется недостаточной возможностью актуализации потребностей, более низкий уровень знаний, умений и навыков, данный уровень выявлен у 29% испытуемых.
У данной категории испытуемых не всегда актуализировалась потребность, связанная с результатом деятельности. Препятствия, различного характера, с которыми им приходилось сталкиваться в процессе деятельности, часто приводят к снижению силы потребности и отказу детей от выполнения деятельности. Эти ученики не всегда могут самостоятельно преодолеть трудности, они нуждались в постоянной помощи и поддержке учителя.
Низкий уровень продуктивности характеризуется невозможностью актуализации потребностей, недостаточный уровень знаний, умений и навыков. На данном уровне находились 63% испытуемых. Их мотивационные потребности в учении были достаточно слабы, часто не побуждали к деятельности. Ученики, имея удовлетворительные знания, умения и навыки, чаще всего не могли достичь положительного результата именно по причине слабых потребностей.
Таким образом, было установлено, что большинство испытуемых имеют низкий уровень продуктивности деятельности. В процессе работы мотив у них не формируется, поэтому и деятельность у них либо нецеленаправленна вообще, либо направлена на реализацию другого мотива, не связанного с результатом деятельности. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с испытуемыми по повышению продуктивности их деятельности. Причем эта работа должна включать в себя и формирование потребности, связанной с результатом деятельности, умение ориентироваться в задании и планировать собственную деятельность, учитывая множество условий и т.п. Тогда у учащихся образуется мотив, который отвечает возникшей у них потребности и соответствует результату их деятельности.
Также нами была установлена тесная взаимосвязь между уровнем мотивации к учебной деятельности и уровнем продуктивности деятельности. Как правило, это прямо пропорциональный процесс: чем выше мотивация учения, тем выше продуктивность учебной деятельности испытуемого (у 89% испытуемых). Остальную часть составили ученики, которые по объективным причинам (болезнь, асоциальная семья) не могут использовать свой потенциал. Учащиеся, которые имеют низкую мотивацию, достаточно неуспешны в продуктивности учения (76% учащихся). Остальная часть испытуемых – это группа учащихся, которым по причинам имеющегося дефекта сложно преодолевать возникающие трудности усвоения программного материала.
У 90% испытуемых выявлен факт отсутствия у младших школьников с задержкой психического развития готовности к целенаправленной интеллектуальной деятельности. Отмечены различные формы уклонения от активной мыслительной работы. При поиске разных способов выполнения задания эту категорию учащихся чаще удовлетворяет самый легкий, а не правильный ответ; наблюдается характерное отношение к нерешенным ранее проблемам – испытуемые обычно не возвращаются к проблемному вопросу нерешенной задачи, забывают о ней. Отсутствует внутренняя мотивация ориентации на способ деятельности, недостаточно развит интерес к поиску разных способов решения, их усовершенствованию, что приводит к импульсивным действиям, направленным на результат.
Таким образом, проведенное исследование мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития позволяет нам констатировать следующее:
– у большинства младших школьников с задержкой психического развития выявлена низкая степень продуктивности учебной деятельности на уроках русского языка;
– выявлены основные закономерности мотивационных факторов учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития: слабость мотивационной установки на учебную деятельность, недостаточный уровень целеполагания, неустойчивость учебной мотивации, отрицательное отношение к учению, повышен уровень тревожности по отношению к обучению в школе.
– выявлена взаимосвязь между мотивационными факторами учебной деятельности, с одной стороны и уровнем продуктивности учебной деятельности – с другой стороны.
Полученные сведения об особенностях мотивационных факторов учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития позволили решить все поставленные задачи в ходе констатирующего эксперимента. На основе данного материала нами были сформулированы основные теоретические положения формирующего эксперимента и составлена педагогическая технология повышения продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов.
2.2 Формирование продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов»
В ходе второго этапа исследования, представлены теоретические и методологические принципы, цель, задачи формирующего эксперимента; содержание и формы организации педагогического процесса; анализ результатов формирующего эксперимента.
Целью организованного педагогического эксперимента было создание условий, способствующих повышению продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов.
В ходе эксперимента мы решали следующие задачи: 1) определение возможностей каждого этапа урока для развития мотивационных факторов деятельности учащихся; 2) выявление эффективных мотивационных факторов, способствующих повышению продуктивности учебной деятельности; 3) проверка эффективности используемой педагогической технологии повышения продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов.
Разработанная педагогическая технология предусматривает три основных этапа повышения продуктивности на основе мотивационных факторов: мотивационный этап, операционно-познавательный и рефлексивно-оценочный этапы.
В рамках педагогического эксперимента на занятиях решались следующие коррекционно-развивающие задачи: 1) формирование у испытуемых необходимых представлений о школе и обучении; 2) формирование положительного эмоционального отношения к школе; 3) формирование опыта учебной деятельности. Реализация технологии предполагается через мотивационный, операционально-познавательный и рефлексивный этапы учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.
Для организации педагогического процесса, способствующего повышению продуктивности учебной деятельности испытуемых экспериментальных групп, мы учитывали особенности процесса организации и формирования мотивационных факторов учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. Эти особенности позволяют создать предпосылки для оптимизации педагогической среды: целенаправленность процесса; комплексность; систематичность; требовательность к деятельности учащихся; индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.
Для реализации комплексного подхода исследования подобран диагностический комплекс для педагогов по изучению и формированию мотивационных факторов младших школьников с задержкой психического развития. Данный комплекс включает следующие этапы: определение и уточнение социального заказа (требований, которые предъявляются к учащимся); выявление возрастных возможностей мотивации, ориентация учителя на то, к каким показателям мотивации и учения следует подвести учащихся в младшем, среднем и старшем школьном возрасте, а также учет учителем готовности учащихся к переходу на следующий этап; изучение индивидуальных особенностей мотивации испытуемых; анализ причин снижения мотивации учения; начало и ход формирования мотивации; оценка учителем эффективности своей работы по формированию мотивации.
Экспериментальные занятия проводились на уроках русского языка и сочетались с программным материалом. Для реализации дифференцированного подхода во внеурочное время проводились дополнительные занятия, стимулирующие развитие знаний, умений и навыков испытуемых, испытывающих затруднения в процессе учебной деятельности. В формирующий эксперимент включались упражнения для развития осмысления, запоминания, обобщения, установления связи между понятиями, выражения собственных мыслей. На заключительном этапе занятия проводилось подведение итогов работы с использованием дидактических игр.
Нами определены следующие пути формирования познавательной активности, способствующие формированию учебных мотивов у испытуемых: активизация познавательной деятельности учащихся; использование имеющегося опыта учащихся; использование в ходе уроков дидактических игр; внешняя стимуляция, творческая деятельность учащихся.
Основными факторами, которые влияли на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности у испытуемых, являлись: содержание учебного материала, организация учебной деятельности, коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности учителя.
С учетом данных теоретической и методической литературы, констатирующего эксперимента, выделенных концептуальных положений разработана педагогическая технология повышения продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов. Основу педагогической технологии составляет принцип последовательности формирования мотивации учебной деятельности в ходе урока. Изучение каждого раздела или темы учебной программы проходило в три основных этапа учебной деятельности: мотивационный, операционно-познавательный и рефлексивно-оценочный (рис. 2).
Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся необходимо изучать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Цель: формирование навыка мотивации учебной деятельности у школьников. Данный этап состоит из трех учебных действий:
Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Достигается использованием следующих приемов:
постановкой перед учащимися задачи, которую можно решить, только после изучения данной темы;
рассказом учителя о теоретическом и практическом применении предлагаемой темы;
рассказом о том, как решалась эта проблема в историческом аспекте.
Формулировка учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для учащихся целью деятельности на уроке.
Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что необходимо знать и уметь для изучения темы, каких знаний учащимся не хватает для того, чтобы решить задачу. Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.
Операционно-познавательный этап. Цель: закрепление навыка мотивации учебной деятельности у школьников. На этом этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями, связанными с ее содержанием. Роль данного этапа в создании и поддержании мотивации к учебной деятельности будет зависеть от того, ясна ли учащимся необходимость данной информации, осознают ли они связь между частными учебными задачами и основной задачей и выступают ли эти задачи как целостная структура, то есть, понимают ли учащиеся предложенный материал. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности на данном этапе оказывают положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности («успешность») и достигнутого результата.
Содержание этапы педагогической технологии повышения продуктивности младших школьников с ЗПР на основе мотивационных факторов | |||||||||||
I.Мотивационный этап |
II. Операционно-познавательный этап | ||||||||||
Цель: формирование навыка мотивации учебной деятельности у школьника |
Цель: закрепление навыка мотивации учебной деятельности у школьника | ||||||||||
Создание проблемной ситуации |
Формы работы | ||||||||||
Формулировка задачи |
Сообщения учителем теоретической и практической значимости темы |
Пути решения проблемы |
Совместная деятельность с педагогом |
Самостоятельная учебная деятельность испытуемых |
Самообразовательная деятельность учеников | ||||||
Формирование основной учебной задачи |
Дифференцировочный этап: выбор формы работы и средств пед.воздействия индивидуально( учет зоны ближайшего разв) | ||||||||||
Вопросы самоконтроля |
Методы |
Приемы |
Упражнения | ||||||||
III. Рефлексивно –оценочный метод |
Информация о работе Проблемы учебной мотивации у детей с задержкой психического развития