Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 08:39, дипломная работа
Необходимость данной работы обуславливается рядом причин общественного и научного характера и определяется ситуацией, складывающейся в нашей стране. Долгое время в ней отсутствовала психоаналитическая традиция и учения З.Фрейда, его учеников и представителей психоаналитического направления психологии были доступны для изучения и понимания лишь единицам. Не стоит и говорить, что отечественная культура и наука были лишены такого мощного инструмента познания окружающего мира, как психоанализ. В частности, такая дисциплина, как сравнительное религиоведение вообще опиралась лишь на социально-экономический и культурно-исторический подход к объекту своего исследования - религии.
Введение
1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РАБОТАХ З. ФРЕЙДА
1.1 Взгляды З. Фрейда на возникновение религии в работе “Тотем и табу”
1.2 Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
1.3 Последовательность происхождения форм религиозного мировосприятия
2 ОСНОВНЫЕ ЭГО-ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАГИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ
2.1 Примитивные защиты
2.2 Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА
Кафедра метапсихологии и теории психоанализа
Факультет психоанализа
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Студента Строганова Павла Евгеньевича
ТЕМА: Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения в классическом психоанализе
Научный руководитель:
д.ф.н., профессор Лейбин
Валерий Моисеевич
Хар нац внутренних дел
Юрченко
Москва. 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РАБОТАХ З. ФРЕЙДА
1.1 Взгляды З. Фрейда на возникновение религии в работе “Тотем и табу”
1.2 Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
1.3 Последовательность
2 ОСНОВНЫЕ ЭГО-ЗАЩИТНЫЕ
МЕХАНИЗМЫ МАГИЧЕСКОГО И
2.1 Примитивные защиты
2.2 Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Актуальность. Необходимость
данной работы обуславливается рядом
причин общественного и научного
характера и определяется ситуацией,
складывающейся в нашей стране. Долгое
время в ней отсутствовала
психоаналитическая традиция и учения
З.Фрейда, его учеников и представителей
психоаналитического
Религия - занимает в жизни
человека одно из основных мест и мало
что может сравниться с ней
по значимости. Исследования религии
занимают важное место в отечественной
науке, так как Россия религиозная
и многоконфессиональная
В начале и середине двадцатого
века выдающийся австрийский ученый
Зигмунд Фрейд в своих работах
описал механизмы возникновения
религии, ее формирования и эволюции.
Попутно на историческом материале
он разворачивает принцип
З. Фрейда применительно к
религиозным феноменам одна из задач
стоящих перед
Важным фактором для практикующего
психоаналитика является понимание
механизма возникновения
В общем плане изучение религиозного мировоззрения помогает лучше понять формирующуюся научную парадигму и обозначить дальнейшие пути развития науки, как человеческой деятельности, и являющейся на сегодняшний день наиболее адекватным способом взаимодействия с окружающим миром.
Объект исследования: религия как продукт человеческой психики.
Предмет исследования: основные
механизмы формирования религиозного
мировоззрения и способы Эго-
Цель исследования состоит в раскрытии психологических механизмов, обеспечивающих возникновение и функционирование религиозного мировоззрения. В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1) На основе имеющегося
теоретического материала
2) Понять природу религии с точки зрения классического психоанализа;
3) Выявить последовательность формирования фаз религиозного мировоззрения;
4) Провести параллель между
последовательностью
5) Описать основные типы
Эго-защит, присущие
6) Произвести накопление теоретического материала для дальнейших исследований.
Гипотезы исследования:
1) Религия - есть невротическое
образование, в основе которой
лежат первоначальные
2) Человек в своем онтогенезе
проходит стадии филогенеза. Это
верно и по отношении к
Теоретико-методологической основой работы явились работы З.Фрейда “Тотем и табу” и “Моисей и монотеизм”, а также ряд других его работ. Были использованы работы Анны Фрейд, Нэнси Мак-Вильямс, Ж.Лапланша, Ж-Б.Понталиса, Р.Гринсона. Из отечественных исследователей работы В.М.Лейбина, А.М.Руткевича.
Механизмы порождения феномена религиозного мировоззрения наиболее существенным образом отражены в работах З.Фрейда показавшего, как оно возникает и действует конкретной теоретико-методологической основой работы явились психоаналитический подход З.Фрейда к описанию религии и теория объектных отношений отчетливо структурирующая фазы человеческой психической эволюции.
Методы исследования включали:
- анализ имеющихся источников
психоаналитической литературы
основных определений
- наблюдения за религиозными явлениями на практике и в общении с носителями разных учений.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем
- впервые сделана попытка
систематизировать взгляды З.
- впервые более четко
сформулирована идея о
- дано описание Эго-защитных
механизмов на примере
Теоретическая значимость состоит в том, что:
- в контексте исследования
религиозных феноменов
- показывается системность
и единство массовых и
Практическая значимость состоит в том, что:
1. Накоплен основной
методический материал для
2. Построена линия анализа религиозных феноменов в соответствии с уровнем их организации;
3. Описаны основные
способы психической защиты
1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РАБОТАХ З.
Как уже отмечалось работы
З.Фрейда имеют первостепенное значение
с точки зрения понимания возникновения
религии. В данной главе мы попробуем
сделать обзор и
Само слово религия (от
латинского religio - набожность, святыня,
предмет культа, а также глагол
регулировать, связывать, управлять), определяется
в Советском энциклопедическом
словаре, как мировоззрение и
мироощущение, а также соответствующее
поведение и специфические
Данное определение Ф.Энгельса
отражает взгляд на религию с позиции
материалистического
Вопрос о природе религии
и ее сущности безусловно волновал
З.Фрейда, который занимал
В своих работах Фрейд использует работы Джеймса Фрезера, известного исследователя архаических культур, Чарльза Дарвина, а также Вильгельма Вундта, Герберта Спенсера, Эндрю Ланга, Эдуарда Бернетта Тайлора, ученых занимавшихся изучением проблемой становления и развития религии.
З.Фрейд в отличие от культурологического, исторического, биологического, антропологического подходов к проблеме в качестве метода изучения использует психоаналитическое учение о психике и на его основе анализирует религиозные феномены. Это революционный для своего времени подход низводит эти феномены до продуктов психического и также позволяет проникнуть в суть их возникновения.
Анализ З.Фрейдом
Основатель психоанализа раскрывает происхождение культуры через механизм вытеснения в подсознание мыслей, чувств, поведения людей, не одобряемых сообществом или ведущих к его гибели. Для удержания их от “выхода наружу” требовалась энергия. Эта сублимированная энергия, по мнению Фрейда и создает цивилизацию [8, с. 9].
“...Слово “культура” обозначает
всю сумму достижений и учреждений,
отличающих нашу жизнь от жизни наших
животных предков и служащих двумя
целями: защите людей от природы
и урегулированию отношений между
людьми” [9, с. 144]. Религия, как часть
культуры возникает вместе с ней
на заре формирования организованной
человеческой общности и играет важнейшую
роль в становлении человеческой
цивилизации как механизм регуляции
совместного поведения и
З.Фрейд в своей работе
“Моисей и монотеизм” дает следующее
определение религии: “...Религиозные
явления следует понимать лишь по
образу знакомых нам невротических
симптомов личности - как возвращение
давно забытых важных событий
в первобытной истории
1.1 Взгляды З.Фрейда на возникновение религии
в работе “Тотем и табу”
По З.Фрейду, религия - невроз навязчивости человечества. Как он приходит к такому убеждению? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к работам Фрейда и проследим эволюцию его логики.
В работе “Тотем и табу” З.Фрейд определяет линию развития человеческого миросозерцания: “Соглашаясь с упомянутой выше историей человеческих миросозерцаний, в которой анимистическая фаза сменяется религиозной, а последняя научной, нам не трудно будет проследить судьбу “всемогущества мыслей во всех этих фазах” [8, с. 109]. Таким образом, Фрейд структурирует развитие мировосприятия по трем фазам, каждой из которых свойственно свое отношение к миру, а именно персональное могущество.
“В анимистической стадии человек сам себе приписывает это могущество, в религиозной он уступил его богам, но не окончательно отказался от него, потому, что сохранил за собой возможность управлять богами по своему желанию разнообразными способами воздействия. В научном миросозерцании нет больше места для могущества человека, он сознался в своей слабости и в самоотречении подчинился смерти, как и всем другим естественным необходимостям” [8, с. 109].