Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 08:39, дипломная работа
Необходимость данной работы обуславливается рядом причин общественного и научного характера и определяется ситуацией, складывающейся в нашей стране. Долгое время в ней отсутствовала психоаналитическая традиция и учения З.Фрейда, его учеников и представителей психоаналитического направления психологии были доступны для изучения и понимания лишь единицам. Не стоит и говорить, что отечественная культура и наука были лишены такого мощного инструмента познания окружающего мира, как психоанализ. В частности, такая дисциплина, как сравнительное религиоведение вообще опиралась лишь на социально-экономический и культурно-исторический подход к объекту своего исследования - религии.
Введение
1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РАБОТАХ З. ФРЕЙДА
1.1 Взгляды З. Фрейда на возникновение религии в работе “Тотем и табу”
1.2 Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
1.3 Последовательность происхождения форм религиозного мировосприятия
2 ОСНОВНЫЕ ЭГО-ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАГИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ
2.1 Примитивные защиты
2.2 Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. Рационализация. Определение:
Процесс посредством которой
субъект стремится дать
Любая проповедь включает в себя элементы рационализации часто очень логической построенной на сомнительных посылках и спорных фактах. Особенно сильна рационализация если религиозная доктрина является единственной опорой в жизни человека и величина в общую систему защит. То есть в этих случаях Супер-Эго усиливает защиты Эго.
Рационализация перекладывает то, что человек хочет. На язык разума.
5. Морализация. Определение:
Процесс, который направляет
6. Аннулирование.
Определение: бессознательная попытка субъекта уравновесить некоторый аффект (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которые магическим образом уничтожают этот аффект.
Аннулирование может рассматриваться в качестве естественного приемника всемогущественного контроля. Магическое качество данной защиты выдает ее архаические источники, даже учитывая то обстоятельство, что человека, использующего защитное аннулирование, можно побудить, взывая к его наблюдающему Эго, увидеть смысл того, что выражено в суеверном поведении. Многие религиозные ритуалы имеют аспект аннулирования. Попытки искупления грехов, даже совершенных только в мыслях, можно считать универсальным человеческим импульсом. С возрастом, когда дети становятся способными осознать факт смерти, можно наблюдать целый ряд магических ритуалов, которые несут в себе компонент аннулирования. Детская игра - перешагивание через трещины на тротуаре, чтобы с мамой, идущей сзади, ничего не случилось, - психоаналитически объяснима как аннулирование бессознательного желания смерти матери, которое создает больше страхов, чем до того, как понятие смерти приобрело более зрелое содержание фантазии всемогущества отражаются в скрытом убеждении, проявляющемся в поведении, что враждебные мысли опасны, так как мысль равнозначна поступку [25, с.169]. Система народных примет, календаря, а также распространенных суеверий имеет в своей основе аннулирование, как защитный механизм.
Модное понятие “работа
с кармой” у современных
7. Идентификация.
Определение: стремление субъекта походить на значимый для себя объект.
З.Фрейд [9] в 1920 году в работе “По ту сторону принципа удовольствия” предложил различать защитную и незащитную идентификацию - “анаклитическую” идентификацию(от греческого слова, означающего “полагаться на”) - и “идентификацию с агрессором”. Первый тип идентификации мотивируется невыполненным желанием походить на значимого человека (“мамочка великодушна и создает комфорт, и я хочу быть как она”). Второй тип З.Фрейд рассматривал как автоматический, но мотивированный защитным решением проблемы ощущения угрозы со стороны другого человека, обладающего властью (“Я боюсь мамочкиного наказания за мои враждебные импульсы; если я стану как она, ее власть будет внутри, а не вне меня. Происхождение идентификации, как зрелой защиты относится З.Фрейдом к эдипальной ситуации.
В религиозной практике механизм идентификации широко распространен. Начиная с отождествления себя тотемным животным в ранних формах религии и кончая идентификации себя с богом. Например, Я - это Кришна, Я - это Будда в восточных доктринах. Анаклитическая идентификация с духовным учителем жрецом необходимое условие обучения неофита и защита против психических нагрузок, возникающих в ходе освоения учения.
Примером “идентификаций
с агрессором” может служить
деятельность сатанинских сект и
организаций профашистского толка.
В них идентифицируясь с
Идентификация с определенной религиозной группой придает верующему убежденность и уверенность в собственной правоте, в “объективности” существующего учения. Через это человек решает вопрос собственной социальной идентичности. Например, на вопрос кто ты? Он отвечает я - христианин, я - священник, я - буддист (а не я человек или не Иван Иванович).
Религиозная идентификация
позволяет верующему
8. Сублимация.
Определение: Процесс, которым
З.Фрейд объясняет формы
З.Фрейд рассматривает
механизм сублимации в своей работе
“Воспоминание Леонардо да Винчи
о раннем детстве” [7, c.176], в которой
рассматривает сублимацию сексуальных
импульсов художника и
В религиозном аспекте сублимация выражается в трансформации сексуальных импульсов, влечении в активность, связанную с отправлением культа и иного религиозного поведения. Экстатические видения святых связанные с запрещением обычного полового акта. При этом их Эго становится сильным и способным к созданию целостности столь характерного для Эго.
В учении Йоги термин сублимация используется как перевод сексуальной энергии в высшие планы сознания, вследствии этого субъект обретает сверхспособности. Тем самым за несколько тысячелетий йогам был известен механизм накопления внутренней силы через ограничения сексуальной активности. Теория сублимации остается не разработанной в психоанализе и возможно в будущем эта область будет лучше исследована.
Таковы основные первичные и вторичные защиты проявляющиеся в магическом и религиозном мышлении, и описали области где они встречаются. Безусловно это далеко не полный список и в будущем он будет расширен и дополнен.
Таким образом заметно, что
первичные защиты преобладают в
основном на стадиях магического
мышления и являются ведущими, тогда
как в религиозном
Совершенно очевидно, что
выбор человеком религиозного мировоззрения
может быть как раз и обусловлен
недостаточностью его собственных
Эго-защит, и он дополняет их в
соответствии с уровнем своего психического
и интеллектуального развития. Чем
сложней уровень его
Возможно, что сходство собственных Эго-защит с защитами магических и религиозных систем, также определяет выбор человеком той или иной религии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Затронутая в данной работе тема очень обширна и разнообразна. Небольшое количество переводных зарубежных источников по этой проблематике делают теоретические исследования в этой области крайне затруднительными. Поэтому одна из целей данного исследования создать теоретический базис на основе классического психоанализа, поскольку работы З.Фрейда в настоящий момент наиболее доступны и наиболее проработаны в методологическом плане.
Накопленный материал позволит продолжить начатые исследования дальнейшими направлениями которых могут стать следующие.
*
Сравнительный анализ взглядов
на происхождение и природу
религии З.Фрейда с другими
представителями
*
Более подробный анализ Эго-
* Систематизация видов религий по степени встречающихся в них Эго-защит.
*
Анализ клинического материала,
*
Построение общей теории
Выводы которые можно сделать в результате исследования таковы:
*
З.Фрейд впервые очень полно
и исчерпывающе описал природу
и причины происхождение
*
В основе зрелой формы религии
лежит возвращение людям их
первоначального отца и
*
Последовательность развития
ТОТЕМИЗМ-АНИМИЗМ-МАТРИАРХАТ-
Современные археологические
и историко-культурные исследования
позволяют говорить о том, что
самым первичным культом был
культ Богини-матери из которого и
произошел тотемизм. Если мы принимаем
теорию о тождественности
*
Направление развития
*
Более ранние формы
Эго-защит высшего порядка.
*
Выбор человеком той или иной
религии во многом
В заключении хочется добавить,
что рассмотренный
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван, 1991.
2. Фрейд З. Т. 2. Московский рабочий, 1990.
3. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. Наука, 1991.
4. Фрейд З. Три очерка о теории сексуальности. Минск, 1993.
5. Фрейд З. Основные принципы психоанализа. Сборник работ. Ваклер, 1998.
6. Фрейд З. Либидо. Сборник работ. Москва, 1996.
7. Фрейд З. Художник и фантазирование. Сборник работ. Москва, 1995.
8. Фрейд З. Тотем и табу. Москва, 1997.
9. Фрейд З. Сборник работ. Т. 3. Минск, 1998.
10. Фрейд З. О религии. Журнал психотерапии. 1911, № 4-5, с. 172-180.
11. Фрейд А., Фрейд З.
Детская сексуальность и
12. Руткевич А.М. Психоанализ и Религия. Москва, 1997.
13. Руткевич А.М. Фрейд и проблемы Бога. Вопросы философии. 1982, № 4
14. Лейбин В.М. Вера или разум? Вопросы философии. 1988, № 8.
15. Лейбин В.М. Фрейд,
Психоанализ и собственная