Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 08:39, дипломная работа
Необходимость данной работы обуславливается рядом причин общественного и научного характера и определяется ситуацией, складывающейся в нашей стране. Долгое время в ней отсутствовала психоаналитическая традиция и учения З.Фрейда, его учеников и представителей психоаналитического направления психологии были доступны для изучения и понимания лишь единицам. Не стоит и говорить, что отечественная культура и наука были лишены такого мощного инструмента познания окружающего мира, как психоанализ. В частности, такая дисциплина, как сравнительное религиоведение вообще опиралась лишь на социально-экономический и культурно-исторический подход к объекту своего исследования - религии.
Введение
1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РАБОТАХ З. ФРЕЙДА
1.1 Взгляды З. Фрейда на возникновение религии в работе “Тотем и табу”
1.2 Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
1.3 Последовательность происхождения форм религиозного мировосприятия
2 ОСНОВНЫЕ ЭГО-ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАГИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ
2.1 Примитивные защиты
2.2 Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В ходе дальнейшей эволюции
религиозного сознания божество возвышается
и постепенно очеловечивается отделяясь
от своей животной части - тотема. Бог
уже сам устанавливает обычай
жертвоприношения и убивает руками
жреца принесенное ему
С этими явлениями мы встречаемся в Христианстве уже в модернизированном и усложненном виде. Христос искупая “первородный грех” убийство отца приносит себя в жертву. Обращенные апостолы, пьют и едят его плоть и кровь. Символ тотемической трапезы.
Тотемизм и анимизм два самых древних явления прарелигиозного мировосприятия существуют и поныне в виде шаманизма, неошаманизма, друидизма и традиционных верований северных народов: якутов, эвенков, индейцев и др. Во многом идеи и принципы тотемизма и анимизма проникли во все традиционные мировые религии и в так называемое движение “НЬЮ-ЭЙДЖ”. Новая эра - синкретическое учение ставящее задачей духовное развитие человека. Общим фактором для НЬЮ-ЭЙДЖ философии и традиционного шаманизма является отсутствие единого персонифицированного Бога. Бог воспринимается как могущественный дух, но не единственный. Концепция единого Бога появляется лишь на следующей стадии - религиозной.
1.2 Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
Подробное исследование становления
собственно религиозного сознания З.Фрейд
осуществляет на закате своей жизни
в последней большой работе под
названием “Моисей и монотеизм”
З.Фрейд поддерживает эту мысль: “Герой - это некто, у кого хватило храбрости восстать против своего отца и в конце победно побороть его”
[5, с.142]. Таким образом,
из обезличенного тотемного
З. Фрейд указывает на то,
что источником этого поэтического
вымысла может служить “
Одна из распространенных фантазий ребенка в латентном периоде состоит в том, что родители, с которыми он живет - ненастоящие, а настоящих необходимо найти. Поэтому в этот период ребенка захватывают рассказы о путешествиях и странствиях, где ребенок обретает других значимых взрослых, пытаясь справиться с чувствами возникающими на изменение взаимодействия с родителями. Таким образом получается, что образ путешествий героя соответствует латентной стадии развития человека и отражает процесс физического взросления и социализации.
Мы так же знаем из психоаналитической
теории, что в латентном периоде
происходит вытеснение из памяти событий
связанных с ситуацией эдипова
периода и до нее; ранние травмы “я”
(нарциссические обиды). Следствием травмы
с одной стороны является попытка
вернуть травму - то есть вспомнить
забытые переживания или еще
лучше пережить травму заново. Это
явление “фиксации” травмы или
принудительного повторения. С другой
стороны реакции могут
Травма в детстве может
выразиться в невротическом срыве,
детском неврозе, сопровождаясь
множеством усилий направленных на защиту,
и формированием
Таким образом схема возникновения невротического заболевания выглядит следующим образом: ранняя травма - защита - латентность - возникновение невротического заболевания - частичный возврат подавленного.
Эту схему Фрейд применяет для объяснения возникновения монотеизма на примере иудаизма. Действительно, в ходе борьбы Моисея, ставшего отцом народа убивают и тут же защищаются от чувства вины за убийство. Затем следует двухсотлетний период летентности, когда лишь пророки и левиты взывают вернуться к “истинному богу” и возвещают приход мессии.
Затем возникает потребность
восстановить истинную религию, как
механизм проигрывания травматического
содержания - возникает устойчивое
невротическое образование на уровне
масс религия. Тоже самое мы наблюдаем
на примере возникновения
“Павел, римский еврей
из Тарсуса ухватился за это чувство
вины и точно проследил его
обратно к первоначальному
Мы помним, что в религиозной форме сознания появляется четко очерченная фигура героя, который всегда восстает против своего отца и так или иначе убивает его.
“Едва ли стоит сомневаться, что герой и хор греческой драмы представляют того же мятежного героя и компанию братьев; и нельзя оставлять без внимания, что театр в средние века заново начался именно со сценического представления Страстей Господних” [5, с. 227].
“Однако конечным итогом религиозного нововведения стала четко выраженная амбивалентность, преобладавшая в отношении к отцу. Якобы направленное на умиротворение бога-отца, оно завершается его свержением с престола и освобождением от него. Иудаизм был религией отца. Христианство стало религией сына. Старый бог отец отступил за спину Христа; Христос, сын, занял его место, именно так, как желал этого любой сын в первобытные времена” [5, с.228].
Новая религия не была больше строго монотеистической. В нее вошли многочисленные символические обряды у окружающих народов, восстановила образ великой матери-богини в виде Богородицы и нашла место для того, чтобы ввести множество фигур политеизма, завуалировав их под святых. Всего этого не было в религии Моисея и Эхнатона. Триумф Христианства, это победа компромисса между старыми и новыми тенденциями. З.Фрейд, однако, считает, что это привело к задержке интеллектуального развития человечества в течение следующих двух тысячелетий, хотя в отношении подавленного Христианство было движением вперед.
В том, что монотеистическая религия оставила такой глубокий след на еврейском народе, что он мог ее сохранить, З.Фрейд видит факт убийства отца, который повторился в отношении личности Моисея. “Это был случай проигрывания вместо воспоминания, как часто бывает у невротиков во время сеанса психоанализа” [5, с.229].
З.Фрейд замечает, что в восприятии Христа, тоже была часть исторической правды, поскольку он был воскресшим Моисеем. Здесь осуществляется другой взгляд на достаточно распространенный сценарий умирающих и воскресающих богов, таких как Осириз, Таммуз, Адонис и др. тогда как традиционное религиоведение усматривает в этом сценарии отражение годовых циклов природы.
История возникновения магометанской
религии видится З.Фрейду в следующем:
Пророк намеревается полностью принять
иудаизм для себя и своего народа.
Возвращение единого
С другой стороны глубина компенсировалась изощренной системой ритуалов и кодексов поведения, а также отношением “к неверным”, в которой узнаются отголоски “тотемных войн”.
Обобщая короткое описание трех родственных монотеистических религий возникших из одного источника можно сказать, что их общей функцией является возвращение человеку его внутреннего первоначального отца.
Из теории психоанализа известно, что в ходе эдиповой стадии формируется Супер - Эго, отвечающее за внутреннюю регуляцию поведения человека. Это голос родителей ограничивающий экспансию импульсов Ид. В ходе разрешения эдипальной стадии ребенок переносит свое внимание на поиск значимого другого. И здесь ему становится доступной религиозная модель идеального отца, которая служит надежной защитой против фрустрации и сепараций, возникающих в реальных отношениях. Образ идеального родителя, который никогда не покидает человека ни в жизни ни в смерти, постоянно заботится о нем, но и наказывает, тем самым выражая свою любовь является одной из распространенных детских фантазий эдипова периода. В этом возрасте дети обещают родителям никогда их не покидать и жениться на маме или выйти замуж за папу по достижению зрелого возраста. Это является проекцией желания ребенка о том, чтобы родители не покидали его.
Потребность в авторитете основана на тоске по отцу, которую ощущает каждый с детства и далее, которого побеждает герой легенды, то есть сам человек, создавая тем самым свой персональный миф.
З.Фрейд также описывает
механизм отречения от инстинкта
в рамках своей структурной модели.
По его мнению Эго воздерживается
от удовлетворения инстинкта ввиду
внешних препятствий, а именно - если
оно решит, что данное действие вызовет
серьезную опасность для Эго.
Таким образом действует
“Если не возможно уменьшить силу самого инстинкта посредством перераспределения энергии, отказ от удовлетворения инстинкта приводит к длительному напряжению, обусловленному неудовольствием “...в ходе развития индивида часть сдерживающих сил внешнего мира закрепляется внутри, и в Эго образуется структура, которая противостоит остальной его части через наблюдение, критику и запреты. Мы называем эту структуру Супер-Эго” [5, с.260].
Отказ от удовольствия приносит Эго также и удовлетворение, оно гордится своим отказом от инстинкта.
Когда Эго приносит в жертву Супер-Эго отказ от инстинкта, то оно надеется, что будет вознаграждено большой любовью с его стороны. Осознание заслуженности любви ощущается, как гордость.
Герою в групповой психологии выпадает роль Супер-Эго по отношению к Эго и Ид толпы и тут возникают те же самые отношения, которые строятся между частями психики внутри человека.
Отказ от удовольствия в пользу бога занимающего роль Супер-Эго порождает важный элемент религиозной культуры аскезу. Подвиги “умертвшления плоти” известны в разных традициях. И чем сильней аскеза, тем выше статус подвижника тем ближе он к идеалу Супер-Эго данной конфессии. Состояние компенсации, которое переживает Эго человека за отказ от удовольствия называют благодатью, святостью, а самого человека святым. Так возникает культ святых, людей, отказавшихся от удовольствия во имя своего бога и культ мучеников, пострадавших или погибших за веру, то есть отдавших богу свою жизнь. Подобное является отголоском человеческих жертвоприношений, которые существовали во всех древних культурах на более ранней стадии развития религиозного сознания. В человеческих жертвоприношениях проигрывался основной сюжет убийства отца, но его функцию выполняли либо посвященные жрецы либо захваченные в плен иноплеменники.