Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 08:39, дипломная работа
Необходимость данной работы обуславливается рядом причин общественного и научного характера и определяется ситуацией, складывающейся в нашей стране. Долгое время в ней отсутствовала психоаналитическая традиция и учения З.Фрейда, его учеников и представителей психоаналитического направления психологии были доступны для изучения и понимания лишь единицам. Не стоит и говорить, что отечественная культура и наука были лишены такого мощного инструмента познания окружающего мира, как психоанализ. В частности, такая дисциплина, как сравнительное религиоведение вообще опиралась лишь на социально-экономический и культурно-исторический подход к объекту своего исследования - религии.
Введение
1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РАБОТАХ З. ФРЕЙДА
1.1 Взгляды З. Фрейда на возникновение религии в работе “Тотем и табу”
1.2 Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
1.3 Последовательность происхождения форм религиозного мировосприятия
2 ОСНОВНЫЕ ЭГО-ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАГИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ
2.1 Примитивные защиты
2.2 Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Предположение, которое возможно ниже проследить состоит в следующем.
В ранних формах религиозного мировосприятия должны доминировать примитивные первичные защиты в то время как в более сложных формах религии доминирующими являются вторичные (высшего) порядка защиты. Поскольку это зависимость совпадает с онтогенетическим индивидуальным развитием, можно говорить о тождественности развития индивидуального психического с групповым общественным.
Объем работы не позволяет провести подробное описание функционирования отдельной конкретной защиты в конкретном религиозном или магическом явлении, поскольку эта тема для отдельного исследования, ограничимся лишь упоминанием встречаемости защиты в религиозных феноменах.
2.1 Примитивные защиты
1. Примитивная изоляция.
Определение: Механизм защиты, распространенный при неврозе навязчивости: изоляция какой-то мысли или поступка, разрыв связей с другими мыслями или другими сторонами жизни субъекта. Среди приемов изоляции остановка в процессе мышления, использование формул и ритуалов, и шире, вся совокупность приемов, позволяющих прервать временную последовательность мыслей и действий.
З.Фрейд определяет тенденцию
и изоляцию как архаический способ
защиты от влечения: “...телесный контакт
служит непосредственной целью энергетической
нагрузки объекта - как агрессивной,
так и любовной. С этой точки
зрения, изоляция выступает как “...устремление
самой возможности контакта, как
запрет на прикосновение к данному
предмету, подобно тому как невротик
изолирует впечатление или
2. Отрицание.
Определение: Процедура, посредством которой субъект выражает одно из своих вытесненных желаний, мыслей, чувств, продолжая искать от него защиты и отрицая, что это его собственное желание, мысль, чувство.
В последних работах Фрейд понимал отрицание как отказ воспринимать внешние события. Также важна фрейдовская мысль о том, что осознание вытесненного часто выражается в процессе лечения через отрицание. В своей статье “Отрицание” 1925 г., стр. 15 он пишет: “нет более сильного доказательства существования бессознательного, чем возражение пациента: “Я этого не думал” или “Я (никогда) так не думал”. В магическом мышлении мы встречаем отрицание смерти, болезни естественных причин, природных процессов. Отрицание в явном виде присутствует и как защита против тех же первичных убийственных и кровосмесительных импульсов.
3. Всемогущий контроль.
Определение: Состояние в котором субъект считает, что он может контролировать действия и процессы, свои, чужие и внешних объектов полностью или частично.
Механизм защиты восходящий
к периоду “первичного
В магическом мышлении всемогущий
контроль становится основой для
ритуальных действ, операций, контагиозной
и парасимпатической магии. В
более позднем варианте в так
называемых магических визуализациях
и практиках человек
4. Примитивная идеализация (и обесценивание).
Определение: Способ при помощи которого ребенок может уберечь себя от подавляющих страхов, является вера в то, что кто-то, какая-то благодетельская всемогущая сила обеспечит защиту.
Тезис Ш.Ференци о постоянном замещении примитивных фантазий собственного всемогущества примитивными фантазиями о всемогуществе заботящегося лица по-прежнему важен в психоанализе [25, с.141]. Маленькие дети убеждены в том, что их мать или отец способны к сверхчеловеческим деяниям.
Томление по всемогущественному
заботящемуся существу естественным образом
выражается в религиозных верованиях.
Более проблематичным оно предстает
в таких феноменах, как настаивание
на том, что собственный гуру непогрешим
школа или религия самая
5. Проекция.
Определение: Проекция - это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне.
В своих благоприятных
формах она служит основой эмпатии.
Интуиция, явление невербального
синхронизма и интенсивные
6. Интроекция.
Определение: Интроекция - это процесс в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. Термин введен Ш.Ференци в 1909 году. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими маленькие дети вбираю в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей.
В магическом мышлении мы видим
интроекцию в обрядах, связанных
с идентификацией с тотемическими
животными. Человек как бы становится
своим животным-силы и усваивает
его повадки, воспринимает его поведение
силу, представляет как оно может
воспринимать мир. Интроекция возникает
и в ситуации горя, ситуации утраты
близкого человека, когда образ человека
интроецирован во внутрь и становится
частью Эго. Религиозные ритуалы
погребения и препровождении души человека
в иной мир направлены на отдаление
интроекта от Эго и тем самым
примирением с ситуацией
7. Расщепление объекта.
Определение: по М.Кляйн, простейшая
форма защиты от страха: объекты
эротических и разрушительных влечений
расщепляются на “хорошие” и “плохие”
и обособляются в последующей
игре проекции и интроекций. Расщепление
объектов сопровождается параллельным
расщеплением Эго на “хорошее”
и “плохое”. По М.Кляйн, Эго образуется
преимущественно путем
Мифология нашей культуры
наводнена манихейскими образами противостояния
добра и зла, бога и дьявола, демократии
и коммунизма, ковбоев и индейцев,
одинакового правдолюбца и
Возможны также расщепления Эго, которые бывают множественными, что часто бывает при психотических расстройствах. В мистических переживаниях, например, человек может ощущать себя в двух разных местах, временах, говорить другим голосом, фантазировать о себе как о другом человеке, наделенным привлекательными или отталкивающими чертами.
Таким образом мы видим, что
основные первичные защиты встречаются
в магических формах мышления и становятся
основой для возникновения
2.2 Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы
Рассмотрим теперь как
проявляются в религиозном
1. Репрессия (вытеснение).
Определение: З.Фрейд в своей работе “Репрессия” (1915 г., стр. 14) писал “Суть репрессии состоит в том, что нечто просто удаляется из сознания и удерживается от него”. Позднее в аналитической теории термин “репрессия” применялся больше по отношению к идеям, продуцируемым внутри, чем по отношению к травле. Репрессия рассматривалась как средство с помощью которого ребенок справляется с нормальными, с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями.
Таковыми могут оказаться,
например, желание уничтожить одного
из родителей, чтобы самому обладать
другим. Ребенок постепенно научается
отсылать эти желания в бессознательное.
Неклиническим примером репрессии
может служить то, что З.Фрейд
называл частью “психопатологии
обыденной жизни” - временное забывание
говорящим имени человека, которого
он представляет, в контексте очевидно
содержанием некое
Вытеснение встречается в магическом и религиозном мышлении в виде суеверий, примет, борьбы с собственными “греховными мыслями”. Известно, что обитатели монастырей избегают контактов и ситуаций, которые могут спровоцировать у них запрещенные мысли и фантазии. Вытесненные желания проявляются у верующих в виде бессознательных тенденций совершить запретное, борьбы с этим. Освобождающим и разряжающим ситуацию может быть исповедь и покаяние где верующий должен обнаружить свое вытеснение и испытать чувство вины соотнося свое желание с жестким Супер-Эго канона.
2. Регрессия.
Определение: Регрессией называется возврат субъекта к уже пройденным этапам развития (либидинальные стадии, объектные отношения, самоотождествления и пр.).
В “Толковании сновидений” [1] Фрейд ввел понятие регрессии для объяснения сущности сна: сновидные мысли предстают прежде всего в форме чувственных образов, которые преследуют субъекта почти как галлюцинация. В 1914 году З.Фрейд провел в понятии регрессия внутренние разграничения и выделил три ее вида:
а) топическая, обусловленную функционированием психического аппарата;
б) временную, при которой
вновь вступают в действие прежние
способы психической
в) формальную, заменяющую обычные
формы выражения и образного
представления более
Эти три формы регрессии в основе своей едины, поскольку более давнее во времени оказывается одновременно и более простым по форме, располагаясь в психическом вблизи восприятия.
В своей работе “Современники о войне и смерти” (1915 г.) Фрейд говорит: “ Первичные состояния всегда могут возникнуть вновь. Первичная психика в собственном смысле не уничтожима”. Он повторяет эту мысль о возврате к прошлому, к различным областям - психопатологии, сновидении, истории культуры, биологии и пр.” [17, с.419].
В религиозном мышлении регрессия является очень важным механизмом. В момент, когда реальность угрожает нашей психической и физической целостности мы обращаемся к некой устойчивой форме мыслей или чувств детского возраста. Веря в Бога-отца мы автоматически становимся его детьми, тем самым регрессируя в состояние ребенка. “Будьте, как дети”, говорит Христос в одной из своих проповедей. Вообще, для религиозного переживания регрессия важна, ибо он снимает механизмы Эго-контроля и опытные проповедники знают каким образом добиться этого регресса.
Регрессия используется в гипнотическом внушении; регрессируя человек постепенно утрачивает способность к критическому анализу происходящего, тем самым облегчая проникновение в сознание установок и команд.
В переживаниях мистического транса или экстаза человек может полностью регрессировать в свое детское поведение, вести себя как ребенок и долго оставаться в таком состоянии.
Регрессия происходит в момент молитвы, когда человек умоляет и просит у божества, как у верховного родителя о милости, благах, прощении и т.д.
3. Интеллектуализация (рационализация и морализация).
Определение: Интеллектуализация это процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.
Одна из наиболее ясных трактовок принадлежит Анне Фрейд: она трактовала интеллектуализацию у подростка, как защитный механизм, доводящий до крайности тот нормативный процесс, в ходе которого Эго стремится “овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими...”; по Анне Фрейд, интеллектуализация - это ”...одно из наиболее всеобщих, древних и необходимых достижений человеческого Эго” [19, с.120].
Интеллектуализация