Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 08:39, дипломная работа
Необходимость данной работы обуславливается рядом причин общественного и научного характера и определяется ситуацией, складывающейся в нашей стране. Долгое время в ней отсутствовала психоаналитическая традиция и учения З.Фрейда, его учеников и представителей психоаналитического направления психологии были доступны для изучения и понимания лишь единицам. Не стоит и говорить, что отечественная культура и наука были лишены такого мощного инструмента познания окружающего мира, как психоанализ. В частности, такая дисциплина, как сравнительное религиоведение вообще опиралась лишь на социально-экономический и культурно-исторический подход к объекту своего исследования - религии.
Введение
1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РАБОТАХ З. ФРЕЙДА
1.1 Взгляды З. Фрейда на возникновение религии в работе “Тотем и табу”
1.2 Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
1.3 Последовательность происхождения форм религиозного мировосприятия
2 ОСНОВНЫЕ ЭГО-ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАГИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ
2.1 Примитивные защиты
2.2 Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Возникает также понятие
греха, как компонента запретного желания
Ид. Тем самым в религиозное
сознание начинает путем проекций выводить
на внешний уровень внутренние процессы.
Сознание поляризуется; вместе с ним
поляризуется и внешний мир. Бог
символизирует силы добра и удовольствие
от отказа от удовольствия. Дьявол, символ
Ид отражает силы зла и удовольствия
от нарушения запретов и само удовольствие
первоначальных импульсов. Появляются
и отрицательные герои - герои
служащие силам зла и заботящиеся
об удовлетворении своих желаний, игнорирующие
интересы окружающих, вызывающие у
них зависть и ревность. Возникает
невротический конфликт: столкновение
желаний и долга. Проигрывание этого
невротического конфликта побуждает
человека возвращаться к этому неоднократно.
Это приводит к возникновению
мистерий - невротических сценариев,
привязанных к годовым, месячным
и суточным циклам, то есть к календарю.
Ритуал - являясь повторением
“В результате пережитого
возникает инстинктивное
В восточных религиях, которые не рассматривал З.Фрейд в своих работах, тоже можно найти очень много элементов невротических проявлений. В силу исторической ситуации восточные религии развивались в более благоприятной политической ситуации и в них нет ярко выраженного конфликта свойственного европейским монотеистическим религиям.
В наиболее распространенной
восточной религии, индуизме, сохраняются
все слои религиозного сознания; это
и анимизм с верой во всеобщую
душу всего и разнообразных духов
природы, это магические ритуалы
тантрического толка, устанавливающие
симпатические и
Верховная реальность в индуизме может предстать перед нами или только как мужское начало в виде бога-отца, или только как женское начало в форме Богини-матери, а может предстать как союз мужского и женского начал.
Индуизм является самой древней из сохранившихся на земле религий. Изучая его мы можем видеть временные срезы общественного сознания разных эпох. Индуизм самая демократичная форма религиозного сознания разрешающая своим последователям поклоняться любым богам или одному богу, поскольку Высшая реальность одна и человеческое сознание не может ее вместить целиком, оно выбирает ограниченные объекты для своего поклонения. И все же не смотря на свой эклектизм индуизм все таки обладает единым стержнем - брахманической традицией проповедующей авторитет Вед. Веды почитаются живым знанием и отклонение от священного писания есть отпадение от традиции. Не удивительно, что ортодоксальный индуизм встал в резкую оппозицию к Будде, который отверг авторитет Вед вместе с субстанциональностью реальности. Буддизм был своего рода протестом против жесткого Супер-Эго Брахманизма, а Будда был героем ниспровергающим его. Примерно через тысячелетие после этого, индуисткий святой Шанкара, родоначальник ордена саньясинов, вступил в полемику с буддистами и в свою очередь выиграл у них теологический спор, ниспровергнув тем самым авторитет буддизма. Таким образом функция героя в религиозном аспекте может проявляться как низложение прошлой веры и создание новой. Мессия соединяет в себе качества отца и в то же время является сыном - реформатором. Через какое-то время сын становится отцом для следующего поколения и все повторяется. Сын становясь отцом инициирует адептов в свой круг.
Во всех религиях сложная система посвящения. Инициация является далеким отголоском кастрации отцом сыновей (символической или явной) дабы те не имели возможности обладать его самками. Эта травматическая сцена вытесняется и проигрывается в виде ритуала посвящения, где новообращенный как бы кастрируется для окружающего мира.
В работе “Психология масс и анализ человеческого Я” З.Фрейд говорит: “Вождь массы - все еще праотец, к которому все преисполнены страха, масса все еще хочет, чтобы ею управляла неограниченная власть, страстно ищет авторитета; она, по выражению Ле Бона, жаждет подчинения. Праотец идеал массы, который вместо Я-идеала владеет человеческим Я”. [8, с.333].
1.3 Последовательность
И в заключении этой главы
необходимо систематизировать
В начале всего З.Фрейд ставит тотемизм: “Я полагаю, у нас есть все основания рассматривать тотемизм, с его поклонением животному, замещающему отца, с его амбивалентностью, которую демонстрирует тотемная еда, введением памятных празднеств и запретами, нарушение которых каралось смертью - у нас есть все основания я повторяю, рассматривать тотемизм как первую форму, в которой впервые в человеческой истории появилась религия...” [5, с.222]. Тотемизм существует и в настоящее время в виде шаманизма и неошаманизма. Следующую стадию Фрейд описывает так: “Первым шагом от тотемизма явилось очеловечивание того существа, которому поклонялись. На месте животных появляются антропоморфные боги, происхождение которых от тотема не скрывается. Бог все еще представляется или в форме животного, или по меньшей мере, с головой животного, или тотем становится спутником бога, либо бог убивает это конкретное животное” [5, с.222].
Далее, в некоторой точке
эволюции появились великие матери-
Возможно это также связано с переходом от земледелия и скотоводства в заданном ареале обитания к экспансии территорий в результате прироста населения и к отражению вторжений других племен, то есть с социальным фактором, требующим военных навыков.
Положительным фактором монотеистических религий явилась централизация власти, укрепление государственности, создание более мощных экономических отношений, что в свою очередь стимулировало интеллектуальный рост.
Эпоха Возрождения и Европейский Ренессанс - это возвращение подавленной христианством античности с ее философским и естественнонаучным потенциалом помноженным на интеллект средневековья постепенно формируют основы научного мировоззрения.
Развитие науки в середине-
МАТРИАРХАТ - ТОТЕМИЗМ - (АНИМИЗМ) - ПОЛИТЕИЗМ - МОНОТЕИЗМ - НАУКА.
Причем переход одного
в другое не означает, что предыдущее
исчезает. Оно сосуществует с другими
в более или менее активной
форме. Интересно также отметить
связки Матриархат-Тотемизм; Политеизм-Монотеизм,
Оккультизм-Наука. Эти противоположности
как бы влияют друг на друга, определяя
их собственное направление
2 ОСНОВНЫЕ ЭГО-ЗАЩИТНЫЕ
МЕХАНИЗМЫ МАГИЧЕСКОГО И
В этой главе мы собираемся рассмотреть гипотезу З.Фрейда о соответствии стадиям организации психики человека стадий организации религии, которые мы вывели в конце предыдущей главы. Наши рассуждения строятся на том, что в числе прочих условий каждую стадию организации человеческой психики отличает от предыдущей и последующей доминирование тех или иных защитных механизмов, которые адаптируют психику к внешней и внутренней реальности.
Собственно чем выше уровень
адаптивности и сложности защиты,
тем более осознанней и сильней
человек. Если форма мышления примитивных
людей близка мышлению ребенка, то верно
и обратное, если принять концепцию
повторения филогенеза в онтогенезе.
По мнению Фрейда, чем человек взрослей,
тем ближе уровень его
Чтобы проиллюстрировать гипотезу З.Фрейда нам необходимо рассмотреть какие Эго-защиты и на каких стадиях формирования религиозного мышления возникают, и на основе этого сделать окончательный вывод.
Дадим определение защиты: “Совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости биопсихологического существования индивида. Поскольку эта устойчивость воплощается в Эго, которое всячески стремится ее сохранить, его можно считать ставкой и главным действующим лицом в этих процессах. В целом, речь идет о защите от внутреннего возбуждения (влечения) и особенно от представлений (воспоминаний, фантазий) причастных к этому влечению, а также о защите от ситуаций, порождающих такое возбуждение, которое нарушает душевное равновесие...
Защитный процесс
Понятие защиты было использовано З.Фрейдом в работе “Исследование истерии” в 1895 году.
З.Фрейд ставит проблему защиты
двояким образом с одной
Классификация людей по способам
которыми они справляются с тревогой
приводит к работам Анны Фрейд
и ее Эго психологии [11]. В ее книге
“Эго и механизмы защиты” (1936) развиваются
представления о том, что основной
функцией Эго является защита собственного
“Я” от тревоги, возникающей в
результате мощных инстинктивных желаний
Ид, вызывающих беспокойство проявлений
реальности (Эго), а также чувства
вины и связанных с этим фантазий
(Супер-Эго). Анна Фрейд в своей
работе “Эго и механизмы защиты”
рассмотрела десять основных защит.
С того времени Эго-психология существенно
расширила классификацию и