Психика. Соотношение психики, поведения и психической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Было бы наивно представлять себе дело так, что биологические свойства и механизмы имеют какое-то значение только в начальный период психического развития, а затем оно утрачивается. Развитие организма происходит на протяжении всей жизни индивида, т.е. всегда эти свойства и механизмы выполняют роль общей предпосылки социального развития: биологическая детерминанта действует в течение всей жизни индивида, хотя в разные периоды эта роль различна. Без изучения того, как изменяется биологическое обеспечение развивающихся психических процессов, трудно выявить законы, управляющие социальным развитием человека, не изучая биологическое развитие организма, трудно понять и действительные законы психических процессов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
Теоретическая часть……………………………………………………….4
Актуальность исследования…………………………………………….4
Цель исследования……………………………………………………….4
Задача исследования……………………………………………………..4
Объект исследования…………………………………………………….4
Гипотеза ……………………………………………………………….4
Соотношение поведения и психической деятельности……………….5
Активность. Поведение. Деятельность……............................................5
Основные компоненты деятельности…………………………………..8
Психологическая характеристика деятельности……………………...11
Психическое развитие ребенка: факторы биологический,
социальный и средовой……………………………………….…………..13
Влияние среды на психическое развитие ребенка……………………15
Заключение………………………………………………………………...16
Выводы…………………………………………………………………..17
Практическая часть………………………………………………………..21
Общие закономерности
социо-культурного развития ребенка………………………………….21
Методы исследования…………………………………………………..24
Игровая форма……………………………………………….………..24
Психологическое сопровождение
(сюжетно-ролевой метод)………..…………………………………...29
Тест «школьной зрелости" Керна-Йнрасска………………………..34
Результаты теста……………………………………………………....35
Выводы…………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 276.55 Кб (Скачать файл)

В дошкольном возрасте ребенок  особенно сензитивен к трем видам знака - вербальному, образно-жестовому и графическому. Это происходит в процессе развития речи, ролевой игры и рисования. К этим видам деятельности дети проявляют особое эмоциональное отношение. Они чрезвычайно любят играть, рисовать, говорить. Важно, что, овладевая в ходе деятельности социальным по содержанию «психологическим орудием» (знаком), ребенок усваивает социальный опыт. Именно опосредствование знаковыми системами обусловливает социальный характер игры, рисования и общения.

Единство указанных трех знаковых систем, отражая структуру  сознания в дошкольном возрасте, является основой социо-культурного развития в этот период жизни ребенка.

    1. Методы исследования
      1. Игровая форма
  1. Игра - ведущая деятельность дошкольников, в которой они исполняют роли взрослых, воспроизводя в воображаемых ситуациях их жизни, труде и отношения 
     
    Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений. З.В. Огороднийчук 
     
    Важное значение игры заключается в том, что дети в непринужденной форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных ролях. Игра обеспечивает развитие у дошкольников двигательных, умственных и речевых навыков. Дети, отражая в игре различные стороны жизни и особенности деятельности взрослых, пополняют и уточняют свои знания об окружающем мире, учатся сопереживать и отличать вымысел от реальности. 
     
    Первые проявления детских игр возникают еще в раннем возрасте, имея сенсомоторный характер ("догонялки", игра-возня и т.д.). На рубеже раннего и дошкольного возраста возникает режиссерская игра (использование игрушек как предметов-заменителей, символическое выполнение определенного действия). Впоследствии ребенок становится способным организовывать образно-ролевую игру, в которой представляет себя в определенном образе (человека или предмета) и соответственно действует. Необходимым условием такой игры являются яркие, интенсивные переживания: ребенка поразила увиденная им ситуация, и пережитые эмоции, впечатления воспроизводятся в игровых действиях. 
     
    Следующим достижением дошкольника становится его способность организовывать сюжетно-ролевую игру ("дочки-матери", "школа", "магазин" и др.), которая достигает своей наиболее развитой формы в среднем дошкольном возрасте. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят непосредственно человеческие роли и взаимоотношения.  
     
    Дети играют друг с другом, или с куклой, как с воображаемым партнером, который тоже наделяется своей ролью. Одной из самых сложных для детей этого возраста является игра с правилами ("жмурки", "пятнашки"). В этих играх главным является четкое выполнение правил игры; обычно здесь фигурируют мотивы кооперации или соревнования. 
     
    Появление новых видов игр не отрицает предварительно существующих, в которые ребенок продолжает играть. 
     
    Динамика игры в дошкольном возрасте: 
    1. сенсомоторная игра; 
    2. режиссерская игра; 
    3. образно ролевая; 
    4. игра по правилам 
     
    Осложнения видов игр, которые усваивает ребенок на протяжении дошкольного периода, обусловливает формирование прогрессивных психических изменений. Выступая ведущей деятельностью данного возраста, игра обеспечивает ряд функций для психического развития дошкольников: 
     
    Функции игры для психического развития дошкольников 
    - приспособление к будущей жизни <> достижение эмоционального удовлетворения и релаксации; 
    - накопление комуникативного опыта <> стимуляция интеллектуального развития; 
    - обогащение интеллектуального и морального опыта <> стимуляция интеллектуального развития. 
     
    Итак, будучи внешне непродуктивной деятельностью (нет явных непосредственных результатов, как-то усвоение знаний при обучении или изготовления определенных вещей в труде), игра направлена на физическое и психическое совершенствование детей. 
     
    Развитие познавательной сферы дошкольников 
     
    Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют сенсорному развитию ребенка. 
     
    Именно с дошкольного возраста начинается феномен амнезии детства - человек забывает события первых 3-4 лет жизни 
     
    Мнемическая деятельность - работа памяти 
     
    Обогащение когнитивной сферы ребенка дошкольного возраста опирается на игру и активное познавательное общение со взрослым. У дошкольника под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов, в том числе ощущений и восприятия. 
     
    С возрастом у детей снижаются пороги ощущений, повышается острота зрения и дифференциация цветов, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В дошкольном возрасте продолжается усвоение сенсорных эталонов, наиболее доступными из которых являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны успешно формируются в деятельности ребенка. 
     
    С расширением опыта познания ребенок овладевает перцептивными действиями, становится способный к обследованию предметов и выявлению в них наиболее характерных свойств. Процесс восприятия в конце дошкольного периода, по мнению Л.А. Венгер, достигает интериоризации. 
     
    Однако, детскому восприятию присущи ошибки в оценке пространственных свойств предметов, восприятие времени и изображений предметов. 
     
    Активно функционируют все процессы памяти малыша. Запоминание происходит лучше, если опирается на интерес и осмысление ребенка. У маленького дошкольника заметную роль в развитии памяти играет узнавание, но с возрастом активизируется воспроизведение. В старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти, приобретают системный, осмысленный и управляемый характер. Продолжается интенсивное развитие образной памяти. На основе игры и обучения к концу дошкольного периода ребенок усваивает начальные формы руководства собственной мнемической деятельностью, то есть у дошкольника появляется произвольная память, развитие которой начинается с появления случайного воспроизведения. 
     
    На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения мышления ребенка. Так, мышление развивается от наглядно-действенного к образно-речевого. Если переддошкильник мыслит, выполняя предметные действия, то мысленно единицей дошкольника уже выступает образ, а впоследствии и слово. Следовательно, развитие мышления ребенка тесно связано с языком. Дошкольники с помощью речи начинают мысленно оперировать объектами, сопровождающееся расширением диапазона мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, простого обобщения. Соответственно, обогащается объем форм мышления - в этом возрасте это использование рассуждений, суждений, простых, но логических умозаключений. 
     
    По мнению Ж. Пиаже, мышление, как и восприятие ребенка этого возраста, имеет эгоцентричный характер, то есть малыш не может принять условия задачи, которые противоречат его опыту, поставить себя на позицию другого. 
     
    Однако, уже к концу дошкольного возраста может произойти переход от эгоцентрического мышления ребенка к децентричному, если развитие мышления целенаправленно и последовательно стимулируются взрослыми. 
     
    В дошкольном возрасте идет процесс овладения речью. Для него характерны следующие признаки: 
     
    - до 6-ти лет язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму, 
     
    - младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, к концу периода завершается процесс фонематического развития - все звуки речи становятся доступными для ребенка, 
     
    Так, мальчик, послушав условия задачи: "Маме дали две конфеты, а тебе одну. Сколько вместе получится конфет?", Отказывается решать ее, мотивируя, что так не бывает. 
     
    К концу дошкольного возраста - около 3000 слов 
     
    - интенсивно растет лексический состав речи, 
     
    - имеют место значительные индивидуальные различия, у одних детей словарный запас значительно больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые, 
     
    - происходит активизация эгоцентрической речи ребенка (разговоры с самим собой) как средство планирования и контроля собственных действий, 
     
    - развивается грамматический состав речи, детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (построение слова) и синтаксического (построение фразы), у ребенка-дошкольника появляется оригинальные словообразования, 
     
    - с помощью указаний взрослых ребенком усваивается социальный подтекст вещания - его направленность на определенного собеседника и соответствующее содержание и интонации. 
     
    Дошкольный период - сенситивный для развития воображения, которое достигает таких темпов развития, что считается новообразованием познавательной сферы этого возраста. О наличии образов как результатов воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают небольшие рассказы, сказки, сопереживают их героям. Мощным толчком для развития и репродуктивного и творческого воображения дошкольника становится игровая деятельность и различные виды продуктивной деятельности, такие как конструирование, лепка, рисование. 
     
    Воображению детей этого возраста характерны такие черты, как конкретность и наглядность образов, их необычайная яркость и эмоциональность. Ребенок под воздействием прослушивания сказок склонен придавать стихийным явлениям природы, вещам, животным человеческие признаки, что отражается в фантазировании малыша. Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития она превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность. При всей важности воображения для психического развития детей, в дошкольном возрасте этот познавательный процесс может приобрести негативную фору - переживание и страхи, проявлений лживости. 
     
    Антропоморфизм - перенос человеческих качеств на объекты окружающего мира. 
     
    Заметные прогрессивные изменения наблюдаются и в развитии внимания. На протяжении дошкольного возраста растет сосредоточенность, устойчивость и объем внимания, постепенно начинает формироваться произвольное внимание, хотя преобладает непроизвольное.

 

 

 

 

 

 

        1. Психологическое сопровождение. (сюжнтно-ролевой метод)

Для приобщения ребенка к культурному наследию исключительно важным является использование опор, орудий, средств познавательной деятельности, которые являются «мостиком», по которому внешние социальные воздействия переходят во внутренние представления. Насыщение жизни ребенка знаками и орудиями является «краеугольным камнем» психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы по социальному развитию дошкольников в детском доме.

Вопросы знаково-символического опосредствования познавательного, социо-культурного, личностного развития в детском возрасте представлены в работах Вераксы Н.Е., Венгера Л.А., Гаврилушкиной О.П., Дьяченко О.М., Сапоговой Е.Е., Салминой Н.Г. и др. Так, в исследованиях Гаврилушкиной О.П. представлен анализ семиотической способности2 как условия культурного становления дошкольников: «На протяжении дошкольного детства происходит довольно сложный процесс выделения различных видов знака из синкретического «гнезда» и специализации функций и деятельностей. Этот процесс специализации знака к концу дошкольного возраста завершается достижением того уровня знаково-символического развития, который свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению, к изучению наук, каждая из которых имеет в основе свой специализированный знак». Именно в специализации знака заключается смысл вхождения ребенка в мир человеческой культуры и обретения социального опыта. Формирование психологических механизмов символико-моделирующих видов деятельности - это магистральный путь социального развития дошкольников.

В соответствии с выявленным своеобразием социальной ситуации развития дошкольников , а также особенностями их социального развития была разработана и апробирована модель психологического сопровождения детей. При этом учитывалось, что дошкольное детство является таким периодом в жизни человека, когда наиболее выражена его биосоциальная природа, в этот период ребенок находится в фокусе равнодействующих влияний со стороны природы и социума. Социо-экологический и культурно-исторический подходы к формированию знаний и представлений рассматриваются  в современной психологии и педагогике как перспективные для личностного становления ребенка. Исходя из этого, психологическая работа предусматривает формирование у дошкольников представления о себе как о субъектах социального, культурно-исторического и социального процессов. 

Особо выделяется задача развития социальной направленности мотивации детей, привитии интереса к взрослым людям как носителям определенных социальных ролей и культурно-исторического опыта, а также к сверстникам как партнерам по совместной деятельности.

При этом следует учитывать, что усвоение социальных ценностей и норм, в отличие от овладения предметным миром, захватывает более глубокие сферы личности и связано с кардинальной перестройкой отношений ребенка к окружающим и к себе. Поэтому работа по социальному развитию детей-сирот не может ограничиваться мероприятиями по трансляции знаний, умений и навыков от взрослого к ребенку. Стоит задача перехода к более глубокой духовной связи педагогов и воспитанников: безличностному поверхностному воспитанию противопоставить педагогику сотрудничества (Гиппенрейтер Ю.Б., Пиклер Э.). Формирование у педагогов личностной позиции, исходящей из интересов ребенка и перспектив его будущего развития, становится приоритетным направлением психологического сопровождения развития детей.

Ядром психологической работы является формирование психологических средств, опосредствующих переход непосредственных образов-впечатлений в осознаваемые социальные представления. В первую очередь, к ним относятся различные виды замещения, произвольность восприятия и памяти, эмпатические чувства, вербальное и невербальное общение, кооперативные действия.

Психологическая задача  состоит в том, чтобы возникающие у детей представления были полными, устойчивыми, пригодными для актуализации в игре, рисовании, речи.

Базовой для проводимой работы выбрана сюжетно-ролевая игра как деятельность, определяющая психосоциальное развитие в дошкольном возрасте. Ввиду социальной природы и социального содержания игры в ней обновляются и воссоздаются полноценные контакты ребенка с внешним миром, а формирующиеся при этом представления становятся личностно значимыми.

Занятия проводились в  течение всего учебного года. В работе приняли участие 36 воспитанников пятого, шестого, седьмого и восьмого годов жизни по 9 детей в каждой возрастной группе. Учитывая решающую роль взрослого в процессе вхождения ребенка в мир социальных отношений, одновременно проводилась работа по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов.

  1. Программа для детей  состоит из 14 тематических циклов. Каждый цикл включает: экскурсию, индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, а также  организуемые взрослым в свободное время занятия по интересам. В целом, эти разные формы общения и сотрудничества детей и взрослых, объединялись общей темой, средствами и коррекционно-развивающими задачами.
  2. Открытие новой области действительности начинается со знакомства с объектами, затем их действиями и отношениями. Такая последовательность обеспечивает возникновение осознанных представлений-образов социального характера, пригодных в дальнейшем для мыслительных процессов, игры и продуктивных видов деятельности. Представления при этом приобретают полную структуру, включающую три познавательные установки (Что это? Зачем это нужно и какими функциональными свойствами обладает? Почему это именно такое? Почему так происходит?). Известно, что имеющие такую структуру представления-образы обладают подвижностью и пригодны к обобщению и преобразованию.

Главным итогом проведенных  занятий является то, что общение  детей, их игровая и изобразительная  деятельность наполнились социальным содержанием. Детей привлекали, прежде всего, взаимоотношения между персонажами (людьми или животными). Предметный мир как бы отошел на второй план и оказался вспомогательным, объясняющим  суть социальных взаимодействий. Особенно благоприятно это отразилось на результатах  развития игровой деятельности. В играх 72% детей наблюдались более или менее развитые элементы ролевых отношений, а количество детей, развитие игровой деятельности которых можно отнести к высшему уровню (согласно классификации Д.Б.Эльконина) увеличилось более чем в два раза - с 5% до 11%. В соответствии с возрастом и индивидуальными качествами дошкольники оказались способны к различным видам замещения: предметному, позиционному (ролевому) и ситуативному (в воображаемой ситуации). Эти результаты свидетельствуют о том, что у дошкольников экспериментальной группы в той или иной мере получил развитие механизм сюжетно-ролевой игры.           

 Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах детского дома

Уровни

игры 

Содержание игры 

Ролевое поведение 

Результаты констатирующего  эксперимента

Результаты в эксперимен-тальной группе после  применения методики

Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе

К-во

%

К-во

%

К-во

%

1

Действия с предметами

Роль не определяет действия

17

23.61%

1

2.78%

8

22.22%

2

Соответствие игрового действия реальному

Ролевые действия

34

47.22%

5

13.89%

17

47.22%

3

Выполнение ролевых действий и зачатки ролевых отношений

Роль определяет поведение

16

22.22%

26

72.22%

9

25.00%

4

Выполнение действий, связанных  с отношением к другим людям

Роли ясно черчены и  выделены

5

6.94%

4

11.11%

2

5.56%

 

И т о г о

 

72

100%

36

100%

36

100%

 

Математическое ожидание

 

2.13

 

2.92

 

2.14

 
 

Дисперсия

 

0.73

 

0.36

 

0.69

 
 

Среднеквадратическое отклонение

 

0.85

 

0.60

 

0.83

 

Существенные изменения  претерпела речь детей. Если до начала обучения они общались, используя  преимущественно внеречевые средства, то вследствие обучения появилась, во-первых, ролевая речь; во-вторых, интенсивное  речевое сопровождение рисования, развернутые игры в пространстве листа. Характерно, что возникающий  замысел игры и рисования дети непременно обсуждали с друзьями. Они подробно рассказывали педагогу, что придумали, и как будут  делать, рассчитывая при этом на похвалу. Это свидетельствовало  о возникновении планирующей  функции речи.  Резко возросла речевая активность в нерегламентированном общении (в 3 раза), а ее направленность на взрослых и сверстников стала соответствовать возрастным характеристикам и внутренним условиям развития каждого ребенка.

Психологическая работа оказала  большое влияние на раскрытие  у них индивидуальных способностей: художественно-изобразительных, речевых, конструктивных. Поведение детей стало более раскованным и открытым для диалога. Значительный сдвиг произошел в развитии аффилиативных связей: по результатам контрольного эксперимента 86% детей после обучения выбрали своим другом сверстника .

Результаты выполнения методики «портрет друга» в контрольном  эксперименте

№ п/п 

Характеристика изображения  

Результаты констатирующего эксперимента

Эксперимента-льная группа

Контрольная группа

К-во

%

К-во

%

К-во

%

1

Пустой лист

8

11.11%

0

0.00%

3

8.33%

2

Каракули, штрихи или хаотичные  линии

14

19.44%

2

5.56%

5

13.89%

3

Неодушевленный предмет

23

31.94%

2

5.56%

11

30.56%

4

Обобщенный образ человека

13

18.06%

1

2.78%

8

22.22%

5

Родственник, с которым  жили вместе дома

8

11.11%

9

25.00%

5

13.89%

6

Друг 

6

8.33%

22

61.11%

4

11.11%

 

И т о г о

72

100%

36

100%

36

100%

 

Математическое ожидание

3.24

 

5.31

 

3.53

 
 

Дисперсия

1.99

 

1.30

 

2.03

 
 

Среднеквадратическое отклонение

1.41

 

1.14

 

1.42

 

Информация о работе Психика. Соотношение психики, поведения и психической деятельности