Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:42, курсовая работа
Было бы наивно представлять себе дело так, что биологические свойства и механизмы имеют какое-то значение только в начальный период психического развития, а затем оно утрачивается. Развитие организма происходит на протяжении всей жизни индивида, т.е. всегда эти свойства и механизмы выполняют роль общей предпосылки социального развития: биологическая детерминанта действует в течение всей жизни индивида, хотя в разные периоды эта роль различна. Без изучения того, как изменяется биологическое обеспечение развивающихся психических процессов, трудно выявить законы, управляющие социальным развитием человека, не изучая биологическое развитие организма, трудно понять и действительные законы психических процессов.
Введение………………………………………………………………………2
Теоретическая часть……………………………………………………….4
Актуальность исследования…………………………………………….4
Цель исследования……………………………………………………….4
Задача исследования……………………………………………………..4
Объект исследования…………………………………………………….4
Гипотеза ……………………………………………………………….4
Соотношение поведения и психической деятельности……………….5
Активность. Поведение. Деятельность……............................................5
Основные компоненты деятельности…………………………………..8
Психологическая характеристика деятельности……………………...11
Психическое развитие ребенка: факторы биологический,
социальный и средовой……………………………………….…………..13
Влияние среды на психическое развитие ребенка……………………15
Заключение………………………………………………………………...16
Выводы…………………………………………………………………..17
Практическая часть………………………………………………………..21
Общие закономерности
социо-культурного развития ребенка………………………………….21
Методы исследования…………………………………………………..24
Игровая форма……………………………………………….………..24
Психологическое сопровождение
(сюжетно-ролевой метод)………..…………………………………...29
Тест «школьной зрелости" Керна-Йнрасска………………………..34
Результаты теста……………………………………………………....35
Выводы…………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………….40
В дошкольном возрасте ребенок особенно сензитивен к трем видам знака - вербальному, образно-жестовому и графическому. Это происходит в процессе развития речи, ролевой игры и рисования. К этим видам деятельности дети проявляют особое эмоциональное отношение. Они чрезвычайно любят играть, рисовать, говорить. Важно, что, овладевая в ходе деятельности социальным по содержанию «психологическим орудием» (знаком), ребенок усваивает социальный опыт. Именно опосредствование знаковыми системами обусловливает социальный характер игры, рисования и общения.
Единство указанных трех знаковых систем, отражая структуру сознания в дошкольном возрасте, является основой социо-культурного развития в этот период жизни ребенка.
Для приобщения ребенка к культурному наследию исключительно важным является использование опор, орудий, средств познавательной деятельности, которые являются «мостиком», по которому внешние социальные воздействия переходят во внутренние представления. Насыщение жизни ребенка знаками и орудиями является «краеугольным камнем» психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы по социальному развитию дошкольников в детском доме.
Вопросы знаково-символического опосредствования познавательного, социо-культурного, личностного развития в детском возрасте представлены в работах Вераксы Н.Е., Венгера Л.А., Гаврилушкиной О.П., Дьяченко О.М., Сапоговой Е.Е., Салминой Н.Г. и др. Так, в исследованиях Гаврилушкиной О.П. представлен анализ семиотической способности2 как условия культурного становления дошкольников: «На протяжении дошкольного детства происходит довольно сложный процесс выделения различных видов знака из синкретического «гнезда» и специализации функций и деятельностей. Этот процесс специализации знака к концу дошкольного возраста завершается достижением того уровня знаково-символического развития, который свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению, к изучению наук, каждая из которых имеет в основе свой специализированный знак». Именно в специализации знака заключается смысл вхождения ребенка в мир человеческой культуры и обретения социального опыта. Формирование психологических механизмов символико-моделирующих видов деятельности - это магистральный путь социального развития дошкольников.
В соответствии с выявленным своеобразием социальной ситуации развития дошкольников , а также особенностями их социального развития была разработана и апробирована модель психологического сопровождения детей. При этом учитывалось, что дошкольное детство является таким периодом в жизни человека, когда наиболее выражена его биосоциальная природа, в этот период ребенок находится в фокусе равнодействующих влияний со стороны природы и социума. Социо-экологический и культурно-исторический подходы к формированию знаний и представлений рассматриваются в современной психологии и педагогике как перспективные для личностного становления ребенка. Исходя из этого, психологическая работа предусматривает формирование у дошкольников представления о себе как о субъектах социального, культурно-исторического и социального процессов.
Особо выделяется задача развития социальной направленности мотивации детей, привитии интереса к взрослым людям как носителям определенных социальных ролей и культурно-исторического опыта, а также к сверстникам как партнерам по совместной деятельности.
При этом следует учитывать, что усвоение социальных ценностей и норм, в отличие от овладения предметным миром, захватывает более глубокие сферы личности и связано с кардинальной перестройкой отношений ребенка к окружающим и к себе. Поэтому работа по социальному развитию детей-сирот не может ограничиваться мероприятиями по трансляции знаний, умений и навыков от взрослого к ребенку. Стоит задача перехода к более глубокой духовной связи педагогов и воспитанников: безличностному поверхностному воспитанию противопоставить педагогику сотрудничества (Гиппенрейтер Ю.Б., Пиклер Э.). Формирование у педагогов личностной позиции, исходящей из интересов ребенка и перспектив его будущего развития, становится приоритетным направлением психологического сопровождения развития детей.
Ядром психологической работы является формирование психологических средств, опосредствующих переход непосредственных образов-впечатлений в осознаваемые социальные представления. В первую очередь, к ним относятся различные виды замещения, произвольность восприятия и памяти, эмпатические чувства, вербальное и невербальное общение, кооперативные действия.
Психологическая задача состоит в том, чтобы возникающие у детей представления были полными, устойчивыми, пригодными для актуализации в игре, рисовании, речи.
Базовой для проводимой работы выбрана сюжетно-ролевая игра как деятельность, определяющая психосоциальное развитие в дошкольном возрасте. Ввиду социальной природы и социального содержания игры в ней обновляются и воссоздаются полноценные контакты ребенка с внешним миром, а формирующиеся при этом представления становятся личностно значимыми.
Занятия проводились в течение всего учебного года. В работе приняли участие 36 воспитанников пятого, шестого, седьмого и восьмого годов жизни по 9 детей в каждой возрастной группе. Учитывая решающую роль взрослого в процессе вхождения ребенка в мир социальных отношений, одновременно проводилась работа по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов.
Главным итогом проведенных
занятий является то, что общение
детей, их игровая и изобразительная
деятельность наполнились социальным
содержанием. Детей привлекали, прежде
всего, взаимоотношения между
Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах детского дома
Уровни игры |
Содержание игры |
Ролевое поведение |
Результаты констатирующего эксперимента |
Результаты в эксперимен- |
Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе | |||
К-во |
% |
К-во |
% |
К-во |
% | |||
1 |
Действия с предметами |
Роль не определяет действия |
17 |
23.61% |
1 |
2.78% |
8 |
22.22% |
2 |
Соответствие игрового действия реальному |
Ролевые действия |
34 |
47.22% |
5 |
13.89% |
17 |
47.22% |
3 |
Выполнение ролевых действий и зачатки ролевых отношений |
Роль определяет поведение |
16 |
22.22% |
26 |
72.22% |
9 |
25.00% |
4 |
Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям |
Роли ясно черчены и выделены |
5 |
6.94% |
4 |
11.11% |
2 |
5.56% |
И т о г о |
72 |
100% |
36 |
100% |
36 |
100% | ||
Математическое ожидание |
2.13 |
2.92 |
2.14 |
|||||
Дисперсия |
0.73 |
0.36 |
0.69 |
|||||
Среднеквадратическое |
0.85 |
0.60 |
0.83 |
Существенные изменения
претерпела речь детей. Если до начала
обучения они общались, используя
преимущественно внеречевые средства,
то вследствие обучения появилась, во-первых,
ролевая речь; во-вторых, интенсивное
речевое сопровождение
Психологическая работа оказала большое влияние на раскрытие у них индивидуальных способностей: художественно-изобразительных, речевых, конструктивных. Поведение детей стало более раскованным и открытым для диалога. Значительный сдвиг произошел в развитии аффилиативных связей: по результатам контрольного эксперимента 86% детей после обучения выбрали своим другом сверстника .
Результаты выполнения методики «портрет друга» в контрольном эксперименте
№ п/п |
Характеристика изображения |
Результаты констатирующего эксперимента |
Эксперимента-льная группа |
Контрольная группа | |||
К-во |
% |
К-во |
% |
К-во |
% | ||
1 |
Пустой лист |
8 |
11.11% |
0 |
0.00% |
3 |
8.33% |
2 |
Каракули, штрихи или хаотичные линии |
14 |
19.44% |
2 |
5.56% |
5 |
13.89% |
3 |
Неодушевленный предмет |
23 |
31.94% |
2 |
5.56% |
11 |
30.56% |
4 |
Обобщенный образ человека |
13 |
18.06% |
1 |
2.78% |
8 |
22.22% |
5 |
Родственник, с которым жили вместе дома |
8 |
11.11% |
9 |
25.00% |
5 |
13.89% |
6 |
Друг |
6 |
8.33% |
22 |
61.11% |
4 |
11.11% |
И т о г о |
72 |
100% |
36 |
100% |
36 |
100% | |
Математическое ожидание |
3.24 |
5.31 |
3.53 |
||||
Дисперсия |
1.99 |
1.30 |
2.03 |
||||
Среднеквадратическое |
1.41 |
1.14 |
1.42 |
Информация о работе Психика. Соотношение психики, поведения и психической деятельности