Психика. Соотношение психики, поведения и психической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Было бы наивно представлять себе дело так, что биологические свойства и механизмы имеют какое-то значение только в начальный период психического развития, а затем оно утрачивается. Развитие организма происходит на протяжении всей жизни индивида, т.е. всегда эти свойства и механизмы выполняют роль общей предпосылки социального развития: биологическая детерминанта действует в течение всей жизни индивида, хотя в разные периоды эта роль различна. Без изучения того, как изменяется биологическое обеспечение развивающихся психических процессов, трудно выявить законы, управляющие социальным развитием человека, не изучая биологическое развитие организма, трудно понять и действительные законы психических процессов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
Теоретическая часть……………………………………………………….4
Актуальность исследования…………………………………………….4
Цель исследования……………………………………………………….4
Задача исследования……………………………………………………..4
Объект исследования…………………………………………………….4
Гипотеза ……………………………………………………………….4
Соотношение поведения и психической деятельности……………….5
Активность. Поведение. Деятельность……............................................5
Основные компоненты деятельности…………………………………..8
Психологическая характеристика деятельности……………………...11
Психическое развитие ребенка: факторы биологический,
социальный и средовой……………………………………….…………..13
Влияние среды на психическое развитие ребенка……………………15
Заключение………………………………………………………………...16
Выводы…………………………………………………………………..17
Практическая часть………………………………………………………..21
Общие закономерности
социо-культурного развития ребенка………………………………….21
Методы исследования…………………………………………………..24
Игровая форма……………………………………………….………..24
Психологическое сопровождение
(сюжетно-ролевой метод)………..…………………………………...29
Тест «школьной зрелости" Керна-Йнрасска………………………..34
Результаты теста……………………………………………………....35
Выводы…………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 276.55 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в результате психологической работы социальные представления дошкольников получили существенное развитие. Об этом свидетельствуют статистически значимые различия результатов экспериментальной и контрольной групп. У детей 7-8 лет были самые высокие результаты, хотя наилучшая их динамика отмечена у 5-6 летних воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2.3 Тест «школьной зрелости" Керна-Йнрасска

Среди наиболее известных  зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей  стране, можно выделить "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска. 
         Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий: 
Первое задание - рисование мужской фигуры по памяти, второе срисовывание письменных букв, третье срисовывание группы точек. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторике руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь. 
         Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 - высший бал; 5 - низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 - как среднее, от 12 до 15 - ниже среднего. Дети, которые получили от 12 - 15 балов необходимо дополнительно обследовать. 
         Вторая методика, которая использовалась в целях определения готовности к школьному обучению, направлена на изучения произвольной дошкольника. Это методика "Домик" (Н.И. Гуткиной) 
         Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 5,5 - 10 лет. 
         Инструкция испытуемому : "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что - то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе". 
         Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемые за ошибки. 
Ошибками считаются: 
а) отсутствие, каких либо детали рисунка. 
б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка. 
в) не правильное изображение элементов рисунка. 
д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления. 
е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены 
ж) залезание линий одна на другую. 
         Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

5.2.4.  Результаты  теста.        

1. Испытуемый Ученик (1). 
         Методика "Домик" выполнена без ошибок. Можно охарактеризовать как хорошее выполнение задания - 0 балов. Все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов. Отсутствуют линий одна на другую. 
         Ориентировочный тест школьной зрелости испытуемого выполнен несколько хуже, чем предыдущий. Первое задание выполнено очень примитивно и заслуживает оценки в 5 баллов. За второе задание можно поставить 2 балла т.к. образец скопирован разборчиво, но с небольшими погрешностями. И третье задание почти совершенное подражание образцу. Единственной погрешностью это не которое уменьшение пространства между точками, но это допустимо. Итого испытуемым набрано 8 баллов, что соответствует среднему результату. 
         Вывод ребенок хорошо ориентируется на образцы, у него сформулировано умение копировать его. Можно говорить о развитие произвольного внимания, сенсомоторной координации. 
         То результатом проведенных методик можно сделать вывод, что ребенок готов к школьному обучению. 
 
2. Испытуемый Ученик (2). 
         На рисунке все детали присутствуют. Размер рисунка сохранен. Правильное изображение в пространстве. Нет отклонений прямых линий более чем 30 градусов, от заданного на правления. Нет разрывов между линиями. Отсутствует залезание линий одна на другую. Единственным минусом является не правильно изображенный элемент рисунка. Поэтому рисунок можно оценить в 1 балл. 
         За выполнение теста школьной зрелости в сумме можно поставить 6 баллов. Результат выше среднего. 
    Первое задание. Рисунок мужской фигуры можно оценить 3 балами. На рисунке изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, но отсутствуют ступни ног и на руках по 3 пальца. 
    Второе задание. Подражание письменными буквами - 2 бала т.к. буквы достигают двойной величены. 
    Третье задание. Срисовывание группы точек - 1 балл т.к. почти совершенное подражание образцу. 
         Вывод: по результатам проведенных методик можно говорить о психологической готовности ребенка к школьному обучению. Испытуемая хорошо может воспроизводить образец, развита тонкая моторика руки и координация зрения. Все это характиризует произвольность психологической деятельности. 
 
3. Испытуемый Ученик (3). 
         Методику "Домик" можно оценить, как хорошо выполнение рисунка 0 баллов. Все детали рисунка присутствуют, все элементы рисунка изображены правильно, нет разрывов между линиями и залезание линий одна за другую. Отсутствует увеличение деталей рисунка более чем 2 раза при относительном сохранение размера всего рисунка. Нет отклонений линий более чем на 30 градусов. 
         По результатам проведения "Ориентационного теста школьной зрелости" испытуемая набрала - 5 балов. 
Задание 1 - 1 балл т.к. нарисованная фигура имеет голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединены посредством линии. Но голова имеется волосы, имеются уши, на лице - глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Использована мужская одежда. 
Задание 2. - 2 балла. Буквы скопированы разборчиво, но их размер не соблюден. 
Задание 3. - 2 балла. Наблюдается небольшое отклонение точек. 
         Вывод: У ребенка хорошо развита интеллектуальная сфера, тонкая моторика руки и координация зрения, т.е. умения необходимые в школе. Девочка хорошо воспроизводит образец. Ребенок работает сосредоточено, не отвлекаясь. Все это позволяет говорить о готовности к школе.

 

 

    1. Выводы:

Под психологической готовностью  ребенка к школе и подходы  к ее определению. Можно заключить, что практически все авторы, исследовавшие  психологическую готовность к школе, признают, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа  обучения качествами, которые затем  в учебном процессе развиваются  и совершенствуются.

Исходя из этого положения, можно сформулировать определение  психологической готовности к школе. Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный  уровень психического развития ребенка  для освоения школьной учебной программы  в условиях обучения в группе сверстников.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного  детства. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, что у  него уже к моменту поступления  в школу складываются психологические  черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в  самом ходе школьного обучения под  влиянием присущих ему условий жизни  и деятельности.

Что касается произвольности познавательной деятельности, то она, хотя и начинает формироваться в  старшем дошкольном возрасте, к моменту  поступления в школу еще не достигает полного развития : ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.п. Обучение в начальной школе учитывает эти особенности детей и строится так, что требования к произвольности их познавательной деятельности возрастают постепенно, по мере того как в самом процессе учения происходит ее совершенствование. Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире : о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», то есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество - степень правильности, четкости и обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе, систематическое  усвоение знаний к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное  и отличное; он должен научиться  рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению является развитие его речи - овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление, правило.

Наконец, психологическая  готовность к школе включает качество личности ребенка, помогающее ему войти  в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую  деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила  поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать  и поддерживать взаимоотношения  со сверстниками, которые формируются  в совместной деятельности дошкольников.

В психологической подготовке детей к школе немалую роль играет специальная воспитательная работа, которая ведется в старшей  и подготовительной группах детского сада. В этом случае дети получают обобщенные и систематизированные знания. Их обучают ориентироваться в новых областях действительности, организуют овладение навыками на этой широкой основе. В процессе такого обучения у детей вырабатываются те элементы теоретического подхода к действительности, которые дадут им возможность сознательно усваивать любые знания.

Субъективно готовность к  школе нарастает вместе с неизбежностью  первого сентября идти в школу. В  случае здорового, нормального отношения  близких к школе и к учению ребенок с нетерпением готовится к школе.

Основной целью определения  психологической готовности к школьному  обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного достижения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

В своей работе мы исследовали  проблему диагностики психологической  готовности детей к обучению в  школе. Мы выяснили, что в данном конкретном случае тесной взаимозависимости между высоким уровнем готовности к школе и школьной адаптацией нет – множество внешних, объективных и субъективных факторов оказывает большое влияние на процесс адаптации ребенка в школе и его развитие в современной школьной среде. Тем не менее, мы не можем отрицать того факта, что чем лучше готовность к школе, тем быстрее и успешнее ребенок адаптируется в школе.

Подготовка детей к  школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая  готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого  аспекта выделяются различные подходы:

1. Исследования, направленные  на формирование у детей дошкольного  возраста определенных умений  и навыков, необходимых для  обучения в школе.

2. Исследование новообразований  и изменений в психике ребенка.

3. Исследование генезиса  отдельных компонентов учебной  деятельности и выявление путей  их формирования.

4. Изучение умений ребенка  сознательно подчинять свои действия  заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Определяя психологическую  готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это  делает. Можно выделить следующие  цели, которым нужно следовать  при диагностике готовности к  школе:

1. понимание особенностей  психологического развития детей  с целью определения индивидуального  подхода к ним в учебно-воспитательном  процессе.

2. выявление детей, не  готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними  развивающей работы, направленной  на профилактику школьной неуспеваемости.

3. распределение будущих  первоклассников по классам в  соответствии с их «зоной ближайшего  развития», что позволит каждому  ребенку развиваться в оптимальном  для него режиме.

4. отсрочка на один  год начала обучения детей,  не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению  к детям шестилетнего возраста). По итогам диагностического обследования  могут создаваться специальные  группы и классы развития, в  котором ребенок сможет подготовиться  к началу систематического обучения  в школе.

    1. Список литературы.

1.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2001.

2.  Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. 1998.

3.  Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. 1994.

4.  Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования, 2000.

5.  Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 2003.

6.Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. 1985.

7.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. 1991.

8.  Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Что на свете не бывает? 1994.

Информация о работе Психика. Соотношение психики, поведения и психической деятельности