Психоаналитичческие представленния о механизмах защиты личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Психологические механизмы защиты существуют у каждого человека. Они обеспечивают индивидуальный подход к решению внутриличностного конфликта в аффектно-стрессовых условиях.
Понять как происходят процессы защиты, рассмотреть различные подходы к проблеме, выявить особенности и проанализировать роль механизмов защиты в жизнедеятельности человека – цель и задачи данной работы.
Объектом исследований стали психологические защитные функции организма человека.
Предмет исследований - механизмы психологической защиты.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………...2
Глава I Психологические механизмы защиты личности ………………………...4
§ 1.Определение и история проблемы…………………………………………...4
§ 2.Психоаналитические методики (по А.Фрейд)………………….………..…..6
§ 3.Отрицательное значение механизмов защиты в жизни личности………....9
Глава II Основные виды защитных механизмов...……………………………….11
§ 1.Вытеснение…………………………………………………………………...13
§ 2.Подавление …………………………………………………………………...15
§ 3.Проекция……………………………………………………………………...17
§ 4.Идентификация……………………………………………………………… 20
§ 5.Сублимация…………………………………………………………………...21
§ 6.Инверсия…….. …….………………………………………………………....23
§ 7.Рационализация……………………………………………………………....25
§ 8.Интроекция…….……………………………………………………………..27
§ 9.Ретрофлексия..……………………………………………………………..…28
§ 10.Интеллектуализация………………………………………………………..29
§ 11.Дефлексия……………………………………………………........................31
§ 12.Регрессия…………………………………………………………………… 32
Заключение…………………………………………………………………………...35
Список источников и литературы………………………………………………......39

Файлы: 1 файл

Психоаналитичческие представленния о механизмах защиты личности 2010.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

фАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра психологии

 

 

 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕХАНИЗМАХ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Выполнил:  Пугачёва О.В.,

Студентка 2 курса в/о

 

Научный руководитель:

Ст. преподаватель Щербакова  Ю. И.

 

 

 

2010

Оглавление

 

 

Введение ……………………………………………………………………………...2

Глава I  Психологические механизмы защиты личности ………………………...4

     § 1.Определение и история проблемы…………………………………………...4

     §  2.Психоаналитические методики (по А.Фрейд)………………….………..…..6

     § 3.Отрицательное значение механизмов защиты в жизни личности………....9 

Глава II Основные виды защитных механизмов...……………………………….11

      § 1.Вытеснение…………………………………………………………………...13

      § 2.Подавление …………………………………………………………………...15

      § 3.Проекция……………………………………………………………………...17

      § 4.Идентификация……………………………………………………………… 20

      § 5.Сублимация…………………………………………………………………...21

      § 6.Инверсия…….. …….………………………………………………………....23

      § 7.Рационализация……………………………………………………………....25

      § 8.Интроекция…….……………………………………………………………..27

      § 9.Ретрофлексия..……………………………………………………………..…28

     § 10.Интеллектуализация………………………………………………………..29

      § 11.Дефлексия……………………………………………………........................31

      § 12.Регрессия…………………………………………………………………… 32

Заключение…………………………………………………………………………...35

Список источников и литературы………………………………………………......39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Психологические механизмы защиты в современном представлении – это несознаваемый психический процесс, направленный на уменьшение беспокойства, напряжения, создаваемого различными отрицательными событиями, охрану личности от деструктивных действий внешних и внутренних импульсов. Ослабляя внутриличностный конфликт,  механизмы защиты, тем самым, облегчают приспособляемость личности к внешним факторам, социальному окружению, так сказать, уравновешивают психику. Но психологические механизмы не снимают проблемы, они лишь облегчают процесс решения.

         Опираясь на исследования специалистов, можно сказать, что существует множество сложностей в изучении механизмов защиты. Одной из самых главных проблем является исследование самого объекта, так как защитные процессы сугубо индивидуальны у каждой личности. В жизнедеятельности человека, когда он реализует различные отношения (социальные, личностные и т.д.), переживает множество различных ситуаций, неизбежно возникают внутриличностные конфликты, делающие некоторые обстоятельства препятствиями. В таком положении у личности не остается сил (может даже смелости) на осмысление, осознанный анализ происходящего. Тогда объект бессознательно ставит себе задачу на сокрытие смысла, прежде всего от самого себя. В исследовании объекта сложно выделить какие - либо общие факторы, так как стимулы и реакции могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве.

          На данный момент в психологии нет определенного мнения о классификации и принципах распределения защитных механизмов. Только в отечественных источниках В.И. Журбиным выявлено более десятка вариантов определения психологической защиты. Большинство из них не выдерживают критики, защита там определяется через видовые, либо функциональные характеристики: такие как цель, результат, познавательные процессы, аффекты, деятельность, регуляция и т. д.; З. Фрейд выделял основные механизмы – отрицание, подавление, вытеснение, рационализация, проекция, замещение, сублимация, катарсис. Но до сих пор их количество колеблется от 8 до 23. Многие зарубежные авторы публикуют свои классификации, которые так же часто не выдерживают критики, потому что не слишком полны (не содержат необходимого психического процесса), либо слишком полны (в классификации много лишних психических процессов, не относящихся к защитным).

         Так же сложность изучения состоит в том, что не четко определены границы «поля деятельности». Трудности вызывает дефицит накопленных данных.

Ведь для того что бы дать исчерпывающую  трактовку психологическим механизмам защиты необходимо оперировать конкретными данными, которые не так просто получить. Часто трудно увидеть за «Я» бессознательное, которое активно действует.

Анна Фрейд пишет об этой проблеме: «Все мы знаем, что три психических образования («Я», «Оно», «Сверх - Я») доступны наблюдению в разной степени. Наше знание об «Оно», которое раньше называлось системой Ucs. Может быть получено лишь на основании производных этой системы, проявляющихся в системах PCS и CS. Если внутри «Оно» преобладает состояние покоя и удовлетворения, при котором в поисках удовлетворения ни один инстинктивный импульс не вторгается в «Я» и не вызывает в нем чувств напряжения и страдания, то мы ничего не можем узнать о содержании «Оно». Отсюда следует, по крайней мере, теоретически, что «Оно» открыто для наблюдения не при всех условиях…» *

Только реально существующие факты, накопленные при изучении различных  объектов, позволят уточнить (подтвердить, опровергнуть, исправить) имеющиеся представления и создать целостную теорию психологической защиты личности.

          Психологические механизмы защиты существуют у каждого человека. Они обеспечивают индивидуальный подход к решению внутриличностного конфликта в аффектно-стрессовых условиях.

Понять как происходят процессы защиты, рассмотреть различные подходы к проблеме, выявить особенности и проанализировать роль механизмов защиты в жизнедеятельности человека – цель и задачи данной работы.

Объектом исследований стали психологические защитные функции организма человека.  
Предмет исследований - механизмы психологической защиты.

 

 

*Anna Freud «Психология Я и защитные механизмы» стр.4

 

Глава I

Психологические механизмы защиты личности.

 

§ 1.Определение  и история проблемы.

 

         Личность состоит из трех основных систем: «Оно», «Я» и «Сверх - Я». Хотя каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, они взаимодействуют столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния и взвесить их относительный вклад в человеческое поведение. Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других.

         Обычная реакция индивида на внешние угрозы боли и разрушения, с которыми он не готов справиться, – страх. «Я», подавленное чрезмерной стимуляцией, неподвластной контролю, наполняется тревогой. Под давлением чрезмерной тревоги «Я» иногда,  дабы снизить ее, вынуждено принимать чрезвычайные меры. Эти меры называются защитными механизмами.  Другими словами, под психологическими защитными механизмами личности обычно понимают систему психологических процессов, естественные реакции организма человека, которые охраняют личность от различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологической стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. Это приспособительные процессы, свойства и качества, которые человек приобретает при своей социализации.

В отечественной  психологии и психотерапии понятие  защиты рассматривается как важнейшая  форма реагирования сознания индивида на психическую травму. При этом имеется в виду защитная перестройка, происходящая в системе отношений и иерархии ценностей, которая снижает эмоциональную напряженность и приводит к временному облегчению, удержанию самооценки. Обеспечение внутреннего комфорта, уверенности в себе, снятие тревоги и беспокойства позволяют человеку обрести силы для конструктивного (не защитного) решения проблемы. Важнейшие защиты механизмы– регрессия, вытеснение, формирование реакции, изоляция, уничтожение, проекция, интроекция, борьба «Я» с самим собой и обращение. (Freud, А., 1946)

          Научный анализ психологических защитных механизмов личности начал З. Фрейд в конце XIX века, если быть точнее этот термин появился впервые в 1894 г. в работе Фрейда «Защитные нейропсихозы». Термин «защита» Фрейд применял для пояснения явления борьбы «Я» против болезненных и невыносимых мыслей и аффектов, когда бессознательное инстинктивное  начало личности (главным образом сексуальное) подвергается различным преобразованиям (вытеснению, сублимации и др.) в результате столкновения с сознательным.

         Позже, на какое-то время, термин «защита» был оставлен и заменен на «вытеснение». Но уже в 1926 г. в своей работе «Торможения, симптомы и тревожность» З. Фрейд возвращается к старому понятию защиты, а значение вытеснения сведено до «особого метода защиты»: «Поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые «Я» использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя «вытеснение» для особого способа зашиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований» - пишет З. Фрейд.

Это новое представление  о роли вытеснения требовало исследования других конкретных способов защиты и сопоставления таких способов, открытых и описанных исследователями, работающими в психоаналитической традиции. Впоследствии идея защитных механизмов была развита как в трудах психоаналитической направленности, так и в ряде других психологических направлений - экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальт - психологии.

          Исследование З. Фрейда продолжила его дочь А. Фрейд. Она написала большой труд на эту тему: «Психология Я и защитные механизмы». А. Фрейд (так же, как и З. Фрейд) считала, что защитный механизм имеет две основные характеристики: 1. они отвергают, фальсифицируют или искажают реальность; 2. они действуют бессознательно, так что человек не подозревает об их существовании.

Психоаналитики К. Холл и  Г. Линдсей в свих исследованиях  указывают, что чаще всего индивиды используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе. При этом каждый человек использует определенные механизмы, как бы имея привычку к некоторым определенным защитам. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются.

Но при этом этот вопрос остается ещё очень мало исследованным.*

 

§ 2. Психоаналитические методики. (по А.Фрейд*)

 

Гипнотическая методика

         Изначально в психоанализе к гипнозу было негативное отношение. В ту пору там практиковал известный психиатр Ипполит Бернгейм, пытавшийся лечить различные душевные заболевания с помощью гипноза. Опыты и демонстрации Бернгейма произвели сильное впечатление на молодого Фрейда. Особое его внимание привлекли случаи так называемого постгипнотического внушения. Основной задачей гипноза является проникновение в бессознательное, обходя его стража «Я». Когда врачу получалось на некоторое время заглушить «Я» и он получал доступ к части бессознательного, врач вводил эту часть в «Я», получая тем самым возможность увидеть симптом. При этом «Я» не участвовало в сеансе, а только «разрешало» доктору посмотреть на бессознательное. Другими словами, когда сеанс заканчивался, все возвращалось на свои места и никакого эффекта от сеанса не получалось. Из-за дизфункцианальности и неэффективности от данной методики отказались.

 

Свободные ассоциации

        Свободные ассоциации пришли на смену гипнозу. Эта методика – некая игра с инстинктивными импульсами пациента.  Свободные ассоциации не устраняют «Я» насильственно, а просят помолчать и при этом просят говорить «Оно». Пациенту, точнее его «Я» дается установка терпимости и, пока «Я» в таком состоянии, врач может максимально исследовать «Оно». К сожалению, в идеале, это практически не возможно - «Я» при помощи одного из своих привычных защитных механизмов вмешивается в поток ассоциаций. Но даже если бы было возможно, то такая техника не оказалась бы эффективной, потому что состояние человека, в конечном итоге, возобновилось бы.

 

* Холл, Кэлвин, Линдсей, Гарднер «Theory of Personality» стр. 11

* Anna Freud «Психология Я и защитные механизмы» стр. 5 – стр. 15

Бессознательные элементы «Я» не стремятся стать  сознательными и не получают от этого  никакой выгоды. Поэтому анализ «Я»  намного труднее анализа «Оно». Когда анализ направлен поочередно то на «Оно», то на «Я», охватывая обе стороны находящегося перед нами индивида, тогда можно говорить о психоанализе, отличающемся от одностороннего гипнотического метода.

 

Толкование снов

          Когда человек засыпает функции «Я» приостанавливаются. Этим методика очень похожа на свободные ассоциации. Разница в том, что в свободных ассоциациях «Я» приостанавливает врач, а во сне все происходит автоматически. Таким образом, интерпретация сновидений помогает нам в исследовании «Оно» в той мере, в какой она позволяет обнаружить скрытые намерения (содержание «Оно»), а также в исследовании «Я» и его защитных операций.

 

Толкование  символов

        Сложность исследования сновидений заключается в их интерпретации. В снах могут присутствовать различные символы, дающие ту или иную информацию о процессе. Знание этих символов позволяет нам на основании сознательных проявлений делать достоверные выводы относительно прячущегося за ними бессознательного содержания.

А. Фрейд говорит о толковании символов: «…хотя они и помогают решать задачи, они ничего не дают для  понимания математики. Точно так же, интерпретируя символы, мы можем выявить содержание Оно, не придя при этом к более глубокому психологическому пониманию индивида, с которым мы имеем дело».

 

Парапраксии

        Парапраксия - (parapraxia) - ошибочное действие,  вызванное вмешательством какого-либо бессознательного желания, конфликта, потока мыслей. Оговорки  и описки - классические парапраксии. «Психопатология обыденной жизни» Фрейда (1901), где он использует парапраксии как доказательство существования бессознательных процессов в психической норме. Такой вид проявления бессознательного мы можем наблюдать не только при анализе, но и в любое другое время. Когда обстоятельства складываются так, что ослабляется бдительность «Я». На ранних этапах аналитики радовались такой удачи, при этом указывали, что данное явление есть прямое доказательство существования бессознательного. Но, разумеется, такие удачи редки, в связи с чем, нельзя полностью положиться метод исследования «Оно» с помощью парапраксий.

Информация о работе Психоаналитичческие представленния о механизмах защиты личности