Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:50, курсовая работа
Психологические механизмы защиты существуют у каждого человека. Они обеспечивают индивидуальный подход к решению внутриличностного конфликта в аффектно-стрессовых условиях.
Понять как происходят процессы защиты, рассмотреть различные подходы к проблеме, выявить особенности и проанализировать роль механизмов защиты в жизнедеятельности человека – цель и задачи данной работы.
Объектом исследований стали психологические защитные функции организма человека.
Предмет исследований - механизмы психологической защиты.
Введение ……………………………………………………………………………...2
Глава I Психологические механизмы защиты личности ………………………...4
§ 1.Определение и история проблемы…………………………………………...4
§ 2.Психоаналитические методики (по А.Фрейд)………………….………..…..6
§ 3.Отрицательное значение механизмов защиты в жизни личности………....9
Глава II Основные виды защитных механизмов...……………………………….11
§ 1.Вытеснение…………………………………………………………………...13
§ 2.Подавление …………………………………………………………………...15
§ 3.Проекция……………………………………………………………………...17
§ 4.Идентификация……………………………………………………………… 20
§ 5.Сублимация…………………………………………………………………...21
§ 6.Инверсия…….. …….………………………………………………………....23
§ 7.Рационализация……………………………………………………………....25
§ 8.Интроекция…….……………………………………………………………..27
§ 9.Ретрофлексия..……………………………………………………………..…28
§ 10.Интеллектуализация………………………………………………………..29
§ 11.Дефлексия……………………………………………………........................31
§ 12.Регрессия…………………………………………………………………… 32
Заключение…………………………………………………………………………...35
Список источников и литературы………………………………………………......39
Все вытесненное из сознания в бессознательное, не исчезает и оказывает существенное воздействие на состояние психики и поведение человека. Время от времени происходит спонтанное «возвращение вытесненного» на уровень сознания, которое осуществляется в форме отдельных симптомов, сновидений, ошибочных действий и др.
С механизмами вытеснения З.Фрейд связывал некоторые симптомы истерии, импотенцию, фригидность, психосоматические заболевания (язва желудка, бронхиальная астма). Собственно вытеснение - основной механизм истерии. Отношение к неприемлемым вещам таково, словно они не существуют, при этом вытесняются, как правило, сексуальные побуждения, агрессивность же признается и расценивается как зло. Истерики обращают запертую сексуальность в диффузную нервозность - такой была трактовка Фрейда. Человек легко может забывать некоторые вещи, особенно то, что снижает чувство собственной ценности как личности. Чаще этот механизм проявляется у людей с незрелым «Я», истерическими чертами характера, у детей. Согласно клиническим наблюдениям, вытеснение наблюдается у больных с доминированием пассивного поведения. Они нуждаются в переживании чувства защищенности, а при его фрустрации возникает тревога.
Вытеснение может выдавать себя двояким образом:
- «пустотами», т.е. отсутствием
определенных идей, чувств, отношений,
которые представляли бы
- навязчивым характером
Так как вытеснение продолжает присутствовать в бессознательном и потреблять много энергии, у индивида возможно возникновение нервной усталости, у невротиков формируются установки на избежание ситуаций, в которых возможна мобилизация вытесненного материала (фобии). Элемент вытеснения присутствует в действии большинства защит высшего порядка. Одним из ярких примеров вытеснения можно считать анорексию – отказ от пищи. Это постоянно и успешно осуществляемое вытеснение желания покушать. Такое вытеснение является следствием страха пополнеть и, следовательно, плохо выглядеть.
§ 2.Подавление.
Подавление – более сознательный процесс, чем при вытеснении; избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов. В «Словаре по психоанализу» дается следующее определение механизма подавления – «Это психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идеи, аффекта и т.д.» В этом смысле вытеснение выступает как особый вид подавления.
Специфика действия механизма подавления заключается в том, что в отличие от вытеснения, когда бессознательной оказывается сама вытесняющая инстанция «Я», ее действия и результат, он, напротив, выступает как механизм работы сознания на уровне "второй цензуры", (расположенной, по Фрейду, между сознанием и подсознанием), обеспечивая исключение какого-то психического содержания из области сознания, а не о переносе из одной системы в другую. С точки зрения динамики, ведущую роль в подавлении играют этические мотивы.
Например, рассуждения мальчика: "Мне следует защитить своего друга – мальчика, которого жестоко дразнят. Но если я стану это делать, то подростки и до меня доберутся. Они будут говорить, что я тоже глупая малявка, а я хочу, чтобы они думали, что я такой же взрослый, как они. Лучше не буду ничего говорить".
Итак, подавление происходит сознательно, но его причины могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Продукты подавления находится в предсознательном, а не уходят в бессознательное, как это можно видеть в процессе вытеснения. Подавление – сложный механизм защиты. Одним из вариантов его развития является аскетизм.
Аскетизм
Аскетизм как механизм психологической защиты был описан в работе А. Фрейд «Психология Я и защитные механизмы» и определен как отрицание и подавление всех инстинктивных побуждений. Она указывала на то, что данный механизм характерен в большей степени для подростков, примером которого является недовольство своей внешностью и стремление к ее изменению. Это явление связано с несколькими особенностями подросткового возраста: бурные гормональные изменения, происходящие в организме молодых людей и девушек, могут вызвать полноту и другие недостатки внешности, что делает на самом деле подростка не очень симпатичным. Негативные переживания по этому поводу могут быть «сняты» с помощью защитного механизма – аскетизма. Данный механизм психологической защиты встречается не только у подростков, но и у взрослых людей, где чаще всего «сталкиваются» высокие моральные устои, инстинктивные потребности и желания, что, по мнению А. Фрейд, лежит в основе аскетизма. Она указывала также на возможность распространения аскетизма на множество сфер жизни человека. Так, например, подростки начинают не только подавлять в себе сексуальные желания, но и перестают спать, общаться со сверстниками и т.д. Рассматривая аскетизм как механизм психологической защиты, нельзя не обратиться к работам, посвященным психологии религии. Правда, не во всех трудах можно встретить описание данного явления как защиты, но в исследованиях Д. М. Угреновича, который очень много писал об особенностях сознания верующих людей, содержится понимание аскетизма именно как защитного механизма личности. Он выделял два типа верующих: экстравертированных и интровертированных. У последних и распространена такая форма поведения, как аскетизм в качестве средства ухода от окружающего мира, бегства в иллюзорный религиозный мир.
А. Фрейд отличала аскетизм от механизма вытеснения на двух основаниях:
1. Вытеснение
связано со специфическим
2. При вытеснении
в некоторой форме имеет место
замещение, в то время как
аскетизм может быть замещен
только переключением на
Нигилизм
Нигилизм – отрицание ценностей. Такое определение нигилизма является одним из самых распространенных в современной специальной литературе. Замечательный анализ понятия «нигилизм» видно в работе А. Райха. Он писал о том, что телесные характеристики (скованность и напряженность) и такие особенности как постоянная улыбка, высокомерное, ироничное и дерзкое поведение, – все это остатки очень сильных защитных механизмов в прошлом, которые оторвались от своих исходных ситуаций и превратились в постоянные черты характера, "броню характера", проявляющиеся как "невроз характера", одной из причин которого и является действие защитного механизма – нигилизма. "Невроз характера" – это тип невроза, при котором защитный конфликт выражается в определенных чертах характера, способах поведения, т.е. в патологической организации личности в целом.
§ 3.Проекция.
Психоаналитическое понимание проекции как защитного механизма начинается с работ З. Фрейда, впервые обнаружившего проекцию в паранойе и ревности, когда у человека вытесненные чувства, тревога и страх коренятся в нем самом и бессознательно переносятся на окружающих. Именно этот защитный механизм вызывает чувство одиночества, изолированности, зависти, агрессивности.
В таких ситуациях индивид, не осознавая что-либо в себе самом, может бессознательно достаточно точно «отслеживать» это в других людях. Проекция основывается на том, что личность бессознательно приписывает другим людям качества, которые присущи самому проецирующему и которые он не хочет иметь, не хочет осознавать.
Например, человек, озабоченный желанием стать самым значимым и авторитетным членом группы наделяет такими же мотивами своего коллегу, бессознательно начинает видеть в нем соперника, конкурента и, соответственно, с этим строит свои взаимоотношения, трактуя их с позиции самообороны.
Часто по проекционным механизмам идет ревность, отбор значимых материалов. К. Хорни отмечала, что по тому, как человек ругает другого, можно понять, что он из себя представляет. Ф. Перлз писал о том, что проектор делает другим то, в чем их обвиняет сам. Некоторые особенности проекции подмечены на уровне житейской и обыденной психологии и нашли отражение в пословицах и поговорках: «На воре и шапка горит», «У кого что болит, тот о том и говорит» и др.
З. Фрейд полагал, что проекция есть часть феномена переноса (трансфера) в том случае, когда личность приписывает другому слова, мысли и чувства, которые, по сути, принадлежат ему самому: «Вы подумаете, что…, но это вовсе не так».
Как результат проекции З. Фрейд рассматривал религию. Согласно этой точке зрения, человек сам создал все образы Бога по образу и подобию своему. Люди проецируют свои фантазии о всемогуществе на Бога. Анимистические верования объяснялись неспособностью первобытных людей мыслить о природе иначе как по образу человека. Человек отказывается принимать нечто в себе и проецирует именно это на несуществующие объекты своих фантазий.
В психоанализе
были попытки объяснить всю религию
и мифологию в
Вообще сам термин «проекция» употребляется в достаточно широком спектре явлений – в искусстве, когда человек проецирует свой внутренний мир, создавая картины, художественные произведения, в обыденной жизни, когда человек смотрит на окружающий мир через призму своего состояния, настроения. Так, человек в радости смотрит на других через «розовые очки» и т.д.
Но механизм защиты, называемый проекцией, нечто иное. Он тесно связан с другими защитными реакциями, так как сначала некоторый материал человек вытесняет, отрицает и только после этого он начинает четко замечать его в других людях, тем самым избавляясь от тревоги, внутренних конфликтов и укрепляет образ «Я», трактуя поведение других людей, исходя из собственных мотивов.
Таким образом, проекция - механизм защиты, связанный с формированием тенденции «перемещения на других» источников собственных проблем, неудовлетворенности, неудобства и др. Проецируя, индивид в своих неудачах обвиняет других и, как правило, именно в том, чего он боится в самом себе. Проекция, освобождая временно от негативных переживаний, делает человека либо чрезмерно подозрительным, либо очень беспечным.
В основе проекции лежит механизм отчуждения собственного «Я» (диссимиляция), что позволяет «видеть» и воспринимать свои нежелательные личные качества в других людях, но не замечать их в себе, приписывая их другому.
Показано, что чаще действие защитного механизма проекции характерно для интровертов. Если личностное «Я» постоянно находится под строгим самоконтролем, то проекция является основой чрезмерного морализирования, ханжества, педантизма по отношению к окружающим и влечет за собой формирование презрения и недоверия к другим людям, с одной стороны, и страх перед ними – с другой стороны. Это, в свою очередь, провоцирует у индивида враждебное восприятие окружающих и формирование оборонительных стратегий, направленных на мнимых врагов.
Законы проекции показывают, почему нельзя обращаться за психологической помощью к друзьям, знакомым, случайным «специалистам» – они будут советовать делать то, на что не решились бы сами. Об этом нельзя забывать профессиональному психологу и другим специалистам, работающим с людьми. Видом проекции является трансформация. Если вытесненную информацию личности не удается спроецировать, то она обычно подвергается трансформации.
Началом борьбы с проекцией и трансформацией является признание личностью своих недостатков, обращение внимания на содержание претензий, которые предъявляются окружающим. Человек, пользующийся, таким механизмом, часто убежден в чужой непорядочности, хотя сам в тайне склонен к этому. Так, например, соседка - старая дева – будет горячо осуждать распущенную молодежь ( особенно девушек) с её сексуальными пристрастиями (ведь она сама – то как раз этого – то и лишена, а желания и страсти таятся в глубине души). Но ещё более горячо она будет осуждать свою «подружку по лавочке», такую же одинокую, как и она сама: «Мол-де, характер у нее ужасный, что никто замуж не взял, да и подруг у нее настоящих нет. Вот и кукует всю жизнь одна».
§ 4.Идентификация.
Механизм идентификации получил свои истоки в психоанализе З. Фрейда. Идентификация осуществляется на основе эмоциональной связи с другим лицом. Она сопровождается стремлением человека походить на того, кого он любит, обожает, боготворит.
Идентификация - зрелый уровень осознанной (или частично бессознательной) попытки стать похожим на другого человека. Эта способность развивается естественным образом, начиная с ранних инфантильных форм, содержащих желание проглотить другого человека целиком, до более тонких и субъективно произвольных процессов выборочного принятия качеств другого человека. Специфические свойства и качества другого человека, его выражение лица, манера разговора, походка, стиль поведения – все это копируется и воспроизводится тем, кто стремится походить на своего кумира.
Сначала ребенок
идентифицирует себя с родителями,
затем с воспитателями в
В классическом психоанализе под идентификацией понимается самое раннее проявление чувств, эмоциональной связи с другим лицом. Ребенок привязывается к матери или к отцу или замещающим их лицам, он старается походить на них и благодаря идентификации происходит формирование поведения и свойств личности, взятых за образец.
Информация о работе Психоаналитичческие представленния о механизмах защиты личности