Психоаналитичческие представленния о механизмах защиты личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Психологические механизмы защиты существуют у каждого человека. Они обеспечивают индивидуальный подход к решению внутриличностного конфликта в аффектно-стрессовых условиях.
Понять как происходят процессы защиты, рассмотреть различные подходы к проблеме, выявить особенности и проанализировать роль механизмов защиты в жизнедеятельности человека – цель и задачи данной работы.
Объектом исследований стали психологические защитные функции организма человека.
Предмет исследований - механизмы психологической защиты.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………...2
Глава I Психологические механизмы защиты личности ………………………...4
§ 1.Определение и история проблемы…………………………………………...4
§ 2.Психоаналитические методики (по А.Фрейд)………………….………..…..6
§ 3.Отрицательное значение механизмов защиты в жизни личности………....9
Глава II Основные виды защитных механизмов...……………………………….11
§ 1.Вытеснение…………………………………………………………………...13
§ 2.Подавление …………………………………………………………………...15
§ 3.Проекция……………………………………………………………………...17
§ 4.Идентификация……………………………………………………………… 20
§ 5.Сублимация…………………………………………………………………...21
§ 6.Инверсия…….. …….………………………………………………………....23
§ 7.Рационализация……………………………………………………………....25
§ 8.Интроекция…….……………………………………………………………..27
§ 9.Ретрофлексия..……………………………………………………………..…28
§ 10.Интеллектуализация………………………………………………………..29
§ 11.Дефлексия……………………………………………………........................31
§ 12.Регрессия…………………………………………………………………… 32
Заключение…………………………………………………………………………...35
Список источников и литературы………………………………………………......39

Файлы: 1 файл

Психоаналитичческие представленния о механизмах защиты личности 2010.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Идентификация тесно связана с механизмом интроекции, т.е. включением внешнего мира во внутренний мир человека. Последняя больше связана с ментальностью, в отличие от идентификации, которая ситуативна и поддерживается поведенческими, экспрессивными особенностями. Взаимосвязь эта обусловливается тем, что процесс отождествления одного лица с другим может происходить одновременно с вовлечением личностью любимого объекта в собственные переживания. С возрастом круг лиц, в которых человек видит объект идентификации, расширяется и объект может терять свою привлекательность и субъективную значимость для личности.

Выделяют следующие  виды идентификации:

1. Анаклитическая  идентификация – идентификация,  при которой индивид знает,  что сдержавшись, не совершив  какое-то действие получит награду,  одобрение. 

2. Идентификация  с агрессором – безосновательное уподобление угрожающему объекту, тому, который вызывает страх и тревогу.

Оба вида идентификации  обычно сосуществуют вместе. Так, во взаимодействии с одними людьми, индивид старается  избежать наказания, а в общении  с другими, выполняя их требования, стремится получить награду. К одной из специфических форм идентификации можно отнести защитный механизм, называемый играние роли, хотя часть авторов предпочитают рассматривать этот механизм как самостоятельный. В психоаналитических работах встречается описание еще одной разновидности этого механизма, которую называют внутренней идентификацией. Это то явление, когда субъект обладает теми же эмоциями и чувствами, что и объект, с которым он сознательно или бессознательно идентифицируется. Отмечается, что эта разновидность идентификации занимает большое место во многих защитных невротических механизмах (в мании преследования, патологической ревности и импотенции).

 

§ 5.Сублимация.

 

Одно время понятие сублимации находило широкое понимание среди  образованной публики и представляло собой способ рассматривания различных человеческих наклонностей. Теперь сублимацию стали меньше рассматривать в психоаналитической литературе, и она пользуется всё меньшей популярностью как концепция. Изначально считалось, что сублимация хорошей защитой, благодаря которой можно находить креативные, здоровые, социально приемлемые или конструктивные решения внутренних конфликтов между примитивными стремлениями и запрещающими силами.

Сублимация - в общем смысле, это переключение энергии с социально и культурно неприемлемых целей и объектов на социально и культурно приемлемые.  
Фрейд под сублимацией понимал способность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексуальную, но психологически ей близкую. В процессе сублимации сексуальная энергия находит выход за пределы телесного удовлетворения, и ее переключение на другие области деятельности способствует повышению психической работоспособности человека. Согласно Фрейду, инстинктивные желания обретают силу влияния, благодаря обстоятельствам детства индивида; некоторые драйвы или конфликты приобретают особое значение и могут быть направлены на полезную созидательную деятельность. Сублимация делает возможными высшие формы человеческой деятельности и играет важную роль в культурной жизни.

Сублимация расценивается как  здоровое средство разрешения психологических  трудностей по двум причинам: во-первых, она благоприятствует конструктивному  поведению, полезному для общества, во-вторых, она разряжает импульс  вместо того, чтобы тратить огромную эмоциональную энергию на трансформацию его во что-либо другое ( как при реактивном формировании) или на противодействие ему противоположно направленной силой (отрицание, репрессия). Такая разрядка энергии считается положительной по своей сути: она позволяет человеческому организму поддерживать необходимый гомеостаз. 
          Сублимация остаётся понятием, на которое по-прежнему ссылаются в психоаналитической литературе, если автор указывает на найденный кем-то креативный и полезный способ выражения проблемных импульсов и конфликтов. Таким образом, сублимация характеризуется:

- торможением цели,

- десексуализацией,

- полной абсорбцией инстинкта  его последствиями, 

- изменениями внутри Я. 

 В противоположность общему  неправильному пониманию того  обстоятельства, что объектом психотерапии является избавление от инфантильных побуждений, психоаналитическая позиция относительно здоровья и роста подразумевает представление, инфантильная часть нашей природы продолжает существовать и во взрослом состоянии. У нас нет возможности совершенно избавиться от неё. Мы можем только сдерживать её более или менее удачно.

          Если связать процесс сублимации и аналитическую терапию, можно найти общие черты в целях терапии и механизме действия сублимации, так как цели терапии включают в себя понимание всех аспектов собственного «Я» (даже самых примитивных и беспокоящих), развитие сострадания к самому себе (и к другим) и расширение границ свободы для разрешения старых конфликтов новыми способами. Эти цели не подразумевают «очищения» собственного «Я» от вызывающих отвращение аспектов или блокирование примитивных желаний. Сходный в целом механизм демонстрирует сублимация. Именно это позволяет считать сублимацию вершиной развития «Я», многое объясняет в отношении психоанализа к человеческому существу и присущим ему возможностям и ограничениям.

          Если говорить о связи с характерологией, то сублимация особенно присуща шизоидам в положительном плане «исправления» характера. Более здоровые шизоиды направляют свои ценные качества в искусство, науку, духовные изыскания, что, вследствие остающейся доминирующей в их характере изоляции, позволяет им добиваться значительных успехов в данных областях.

 

§ 6. Инверсия.

 

         Для всех психологических защит личности, основанных на инверсии, характерно наличие тенденции фиксированного «поворота», обращение той или иной направленности психической деятельности в какую-то иную сторону, обычно прямо противоположную первоначальной. В современной литературе выделяются различные виды инверсионных защитных механизмов. Рассмотрим некоторые из них:

Реактивное образование

Реактивное  образование можно обозначить как  преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот, формирование таких осознаваемых установок, эмоций и поведения, которые противоречат подсознательным неприемлемым желаниям и чувствам, устранение амбивалентности. Проявление реактивного образования инициируется конфликтом между желанием и запретом на его удовлетворение со стороны строгого «Сверх – Я».

           О. Фенихель считал, что реактивные образования - это особый вид вытеснения, они создаются «раз и навсегда», определенным образом изменяя личность. Индивид, построивший реактивные образования, не формирует защитных механизмов при угрозе со стороны инстинктов, структура его личности изменена, словно опасность присутствует постоянно, и он всегда готов с ней встретиться. К примеру, компульсивные невротики с утрированной чистоплотностью и любовью к порядку борются с инстинктивными потребностями в нечистотах и беспорядке; ригидность этих качеств и неожиданные «прорывы» выдают реактивную природу казалось бы позитивных черт характера.

Большинство патологических черт характера  соответствуют реактивному образованию. Если нормальные черты характера  допускают разрядку, то патологические служат в основном удержанию на бессознательном уровне сохранившихся противоположных тенденций.

Фрейд в своей работе «Характер  и анальная эротика» полагал, что  добросовестность, бережливость и усердие  обсессивно - компульсивных личностей являются реактивными образованиями, направленными против желания быть безответственным, беспутным, расточительным, недисциплинированным.

         Также, реактивные образования характерны для параноидного характера, когда враждебные чувства и агрессивные импульсы являются главным содержанием психопатологии. З. Фрейд в работе «Психоаналитические заметки об автобиографическом описании случая паранойи» объяснял паранойю посредством успешного неосознанного действия реактивного формирования («Я Вас не люблю, я ненавижу Вас»), и проекции («Это не я ненавижу вас - это вы ненавидите меня»).

 

Мартиризация 

Мартиризация - психологический механизм, с помощью которого личность добивается желаемых результатов путем драматизации ситуации, плача, стонов, припадков, вызывания жалости у окружающих, "работая на публику". Одним из примеров крайних случаев проявлений мартиризации является так называемый ложный суицид.

 

 

Формирование  реакции

 Этот защитный  механизм представляет замещение  в сознании продуцирующего тревогу  импульса или чувства его противоположностью. Например, ненависть заменяется любовью. Изначальный импульс все еще существует, но маскируется таким, который не вызывает тревоги.

          Часто возникает вопрос, как можно отличить формирование реакции от истинного выражения импульса или чувства. Например, как можно отличить реактивную любовь от истинной? Как правило, реактивное образование отмечено экстравагантностью, внешней броскостью – человек слишком протестует – и компульсивностью. Крайние формы поведения любого рода обычно свидетельствуют о формировании реакции. Иногда формирование реакции успешно удовлетворяет изначальный импульс, для защиты от которого предназначено, например, когда мать "душит" ребенка своей любовью и вниманием.

 

§ 7.Рационализация.

 

          Э. Фромм заметил, что рационализация есть способ «остаться в стаде» и чувствовать себя личностью. К примеру, ученик объясняет, что не сделал домашнее задание потому, что был занят более важными делами; предприниматель не стыдится скрывать свои доходы потому, что «все так делают»; отвергнутый поклонник считает, что девушка не так уж и привлекательна, и он найдет себе другую, которая не только красивее, но умнее и лучше его понимает; абитуриент, не поступивший в университет, говорит, что таких специалистов сейчас много и трудно найти хорошую работу.

            Рационализация основана на особенностях мышления принимать решения путем «фильтрации» информации в соответствие с основными правилами между «должен» и «нельзя» и получением нужного в данный момент заключения для оправдания своего поступка (наличие доводов, доказательств, оправданий, необходимости именно такой, а не иной формы поведения). В последующем индивид, как правило, не пытается пересматривать эти отношения. Другими словами, рационализация - процесс логического, рассудочного объяснения человеком собственных мыслей, установок, поступков и действий, позволяющий оправдывать и скрывать их истинные мотивы.

          Механизм рационализации близок к интеллектуализации, но в первом случае весь подбор фактов личностью направлен на доказательство утверждения или отрицания цели, в то время как во втором – ее ценности. Рационализация в большей степени связана с мотивацией, интеллектуализация – логико-перцептивным компонентом психологической защиты. Личность заменяет действительный мотив поведения «рациональным псевдомотивом».

          Рационализация играет позитивную роль, когда человек живет в ситуациях, вызывающих отрицательные переживания и, тем самым, давая возможность лучше адаптироваться к ним. Однако, частое использование этого механизма психологической защиты ведет к неадекватной оценке возникающих проблем, основанных на сериях обманчивых самооправданий. Если человек не может найти достойное интеллектуальное обоснование своих действий, оправдывавшего его поступки, то это проявляется в оговорках, описках, неверных жестах. Они как бы своей случайностью избавляют личность от поиска достойных объяснений и доказательств.

             Рациональное объяснение как  защитный механизм направлено  не на разрешение противоречия как основы конфликта, а на снятие напряжения при переживании дискомфорта с помощью квазилогичных объяснений. Мотивы защитного характера проявляются у людей с очень сильным «Сверх - Я», которое, с одной стороны вроде бы не допускает до сознания реальные мотивы, но, с другой стороны, дает этим мотивам реализоваться, но под красивым, социально одобряемым фасадом. К. Хорни писала, что рационализация - это «самообман посредством логического рассуждения».

Чем человек умнее и способнее  к творчеству, тем лучшим рационализатором он является. Защита работает доброкачественно, если она позволяет человеку наилучшим образом выйти из трудной ситуации с минимумом разочарований. Однако как защита она имеет слабую сторону: фактически все может быть - и бывает - рационализировано.

Борьба с рационализацией довольно затруднительна. Так, М.Е. Литвак предлагает личности на первом этапе признать истинность своих желаний, мыслей и  чувств, а позднее – стараться  поступать в соответствии с ними.

           Рационализация проявляется не только в когнитивной, но и поведенческой сфере, когда поведение выстраивается рационально, по жесткому алгоритму, превращаясь в ритуал. Такое слияние рационализации и ритуальности в поведении наблюдается в обсессивных неврозах - здесь происходит рациональное обоснование тщательного выполнения навязчивых действий - мытья рук, счета ступенек и т.д.

           Близкой родственницей рационализации является такая защита, как морализация. Самым простым примером рационализации может служить оправдание школьника, получившего двойку. Ведь так обидно признаться всем ( в частности самому себе), что сам виноват – не выучил материал. И критика со стороны других, значимых для тебя, людей болезненна. Вот и оправдывается школьник придумывая такие оправдания, как: «У преподавателя было плохое настроение» или « Меня этот преподаватель не любит, как Иванова!» И, в итоге, сам начинает верить в свое «оправдание».

 

§ 8.Интроекция.

 

            Интроекции описаны Ф. Перлзом, который полагал, что интроектор делает то, что другие хотят, чтобы он сделал. В качестве интроекций выступают «правила жизни», которые ребенок получает в процессе социализации, от родителей и окружающих. Этот процесс, в понимании гештальтпсихологии, происходит как процесс имитации, импритинга, ролевого обучения. Ребенок к своим интроекциям обдуманно начинает относиться, начиная с подросткового возраста, добиваясь своей персональной автономии. Осмысление, переработка и принятие (отказ) содержания интроекций происходит в течение всей жизни человека.

Информация о работе Психоаналитичческие представленния о механизмах защиты личности