Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:50, курсовая работа
Психологические механизмы защиты существуют у каждого человека. Они обеспечивают индивидуальный подход к решению внутриличностного конфликта в аффектно-стрессовых условиях.
Понять как происходят процессы защиты, рассмотреть различные подходы к проблеме, выявить особенности и проанализировать роль механизмов защиты в жизнедеятельности человека – цель и задачи данной работы.
Объектом исследований стали психологические защитные функции организма человека.
Предмет исследований - механизмы психологической защиты.
Введение ……………………………………………………………………………...2
Глава I Психологические механизмы защиты личности ………………………...4
§ 1.Определение и история проблемы…………………………………………...4
§ 2.Психоаналитические методики (по А.Фрейд)………………….………..…..6
§ 3.Отрицательное значение механизмов защиты в жизни личности………....9
Глава II Основные виды защитных механизмов...……………………………….11
§ 1.Вытеснение…………………………………………………………………...13
§ 2.Подавление …………………………………………………………………...15
§ 3.Проекция……………………………………………………………………...17
§ 4.Идентификация……………………………………………………………… 20
§ 5.Сублимация…………………………………………………………………...21
§ 6.Инверсия…….. …….………………………………………………………....23
§ 7.Рационализация……………………………………………………………....25
§ 8.Интроекция…….……………………………………………………………..27
§ 9.Ретрофлексия..……………………………………………………………..…28
§ 10.Интеллектуализация………………………………………………………..29
§ 11.Дефлексия……………………………………………………........................31
§ 12.Регрессия…………………………………………………………………… 32
Заключение…………………………………………………………………………...35
Список источников и литературы………………………………………………......39
Интроекции имеют следующие психосемантические проявления: «Я должен…», «Мне следует…». Они могут проявляться в нереалистических ожиданиях от других людей и от себя, в смене одних интроекций другими, стремлении жить по чужим правилам и др. Интроекции возникают в ситуациях, когда человек лишен возможности или желания анализировать, сравнивать, опровергать, сомневаться, доказывать, а предпочитает принимать на веру мнения, высказывания других людей.
Все выше перечисленное отличает механизм интроекции от проекции, при которой, наоборот, делается попытка придать внутреннюю форму всему внешнему миру. Иногда в литературе интроекцию называют «положительным перенесением», а проекцию – «отрицательным», с чем я не согласна, так как и тот и другой механизм носит как отрицательный, так и положительный характер. После работы механизма интроекции возникают новые внутренние конфликты и фрустрации. Прежняя, в целом однозначная позитивная установка к объекту претерпевает глубокие изменения, она становится амбивалентной. Интроекция, таким образом, оказывает влияние на формирование и смену социальных установок и, следовательно, по своей сущности является социально-психологическим механизмом функционирования личности и установления взаимоотношений с другими людьми. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом, не принимаются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект - является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем человеку становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения, и обычно он их не дифференцирует
§ 9.Ретрофлексия.
По меткому выражению Ф. Перлза, ретрорефлектор (человек с ретрофлексивным защитным механизмом) делает для себя то, что он хотел бы сделать другим. Ф. Перлз дает такое определение реторфлексии в своей книге «Практика Гештальттерапии» : «...Ретрофлексия буквально означает «разворот в противоположную сторону». Ретрофлексия поведения – это делание себе того, что первоначально человек делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми или объектами. Различные энергии перестают направляться наружу, где они должны были осуществлять манипулирование в ситуации, изменять среду, удовлетворяя какие-то потребности организма; вместо этого человек обращает деятельность, подставляет себя на место среды в качестве объекта действия или цели поведения. В той мере, в какой он это делает, его личность разделяется на «действующую» и «испытывающую воздействие».
Описывая ретрофлексию, Полстер, считал, что такая форма взаимодействий индивида с другими людьми позволяет ему становиться «отдельной и самосохраняемой единицей», подчеркивать свою центральную человеческую силу. Буквальный перевод этого термина – «поворачивание на себя или к себе». Речь идет о развороте потока энергии, необходимой для совершения действия. Она может нередко вызывать стресс и напряжение, так как заключается во внутреннем «Я» и не выливается в поведенческих реакциях. Ретрофлексия выражается в самоконтроле и самодисциплине, и обеспечивает тип контроля, защищающий личность «от внешних вторжений и влияний на ее переживания и чувства». Как и многие защитные механизмы личности, ретрофлексии начинают формироваться в детстве.
Вместе с тем, во многих работах (преимущественно гештальт-психологических) отмечается, что частые ретрофлексии могут вылиться в болезни – психосоматические нарушения, депрессию и самодеструктивное поведение. Ретрофлексивные защиты имеют и внешнее выражение – напряжение мышц и мускульные проявления (сжатие кулаков, закусывание губ, совершение «боксерских» ударов по предметам, задержки дыхания и др.), изменения цвета кожи в местах блокирования энергии. В этих ситуациях важно «перераспределить» энергию и значительную ее часть направлять не на себя, а на окружающих.
Гештальт психологи считают, что теоретически лечение ретрофлексии просто: нужно вновь обратить направление ретрофлектирующего действия – изнутри наружу. При этом энергии организма, ранее разделенные, вновь соединятся и разрядятся в направлении среды. Блокированный импульс получит возможность по крайней мере выразиться, а может быть и получить удовлетворение. И, как в любом случае, когда подлинная потребность организма удовлетворена, возможен отдых, усвоение и рост.
§ 10.Интеллектуализация.
В психоанализе одна из наиболее ясных трактовок интеллектуализации дана А. Фрейд. Она рассматривала интеллектуализацию как защитный механизм, доводящий до крайности процесс, в ходе которого человек стремится овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими. По ее мнению, проблема заключается в том, как связать инстинктивную сторону человеческой природы с остальной жизнью, как выбрать между практикой реализации бессознательных эмоций и их отвержением. А. Фрейд считала интеллектуализацию специфическим защитным механизмом и выделяла следующие его характерные черты:
1. Сосредоточенность на конкретных объектах, реальных вещах в противовес объектам фантазий.
2. Повышенное
внимание к процессу
Дружба в подростковом возрасте основывается на желании рассуждать. Диапазон тем, интересующих молодых людей, очень широк: они обсуждают свою любовь, замужество, политические проблемы, приобретение профессии, философские проблемы смысла жизни, свободы и др.
3. Практическое отсутствие связи рассуждений и реального поведения.
Например, у подростков романтический взгляд на любовь сочетается с неразборчивостью связей, эмпатия в процессе рассуждения – с реальным безразличием к близким, к окружающим людям. А. Фрейд объясняла данную особенность тем, что это не попытка разрешить задачу, поставленную реальностью, а скорее способ снятия напряжения, настороженного отношения к аффективным процессам и перевод их на уровень абстрактного мышления.
4. Бегство от конфликта сменяется поворотом к нему. Это чисто интеллектуальный процесс представляет собой обдумывание и выработку множества способов для предотвращения опасности. Кроме того, в психоанализе этот термин употребляется при рассмотрении проблемы сопротивления процессу развития личности. Здесь выделяются два возможных варианта поведения людей. Одни излагают свои проблемы исключительно в рациональных категориях. Так, при наличии проблемы выбора объекта любви рассуждают о сравнительных достоинствах брака и свободной любви; другие рассказывают о своих воспоминаниях, эмоциях, но возникает впечатление будто все происходит по заранее составленному плану. Такие люди дают оценки и истолкования, избегая тем самым вторжения в свое бессознательное.
Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте для анализа содержания эмоций ожидания, предвидения, боязни пережить разочарования. Образование механизма принято соотносить с фрустрацией, связанной с неудачами в конкуренции со сверстниками.
Патологические формы интеллектуализации обычно возникают в связи с проблемой отчуждения и манипулятивного поведения. Представители гуманистического направления в психологии Э. Шостром , Э. Фромм часто называют современного человека «озабоченным автоматом», неспособным к открытому спонтанному выражению собственных чувств и предпочитающим быть «разумно невозмутимым». В результате манипулятор может хорошо говорить о красоте пейзажа, но не испытывать эмоций при виде его.
Терапия прежде всего направлена на обучение человека контролю и управлению процессом интеллектуализации, а также на формирование способности непосредственного отреагирования, выражения собственных эмоций.
Интеллектуализацию часто сравнивают с рационализацией, так как оба являются следствием интеллектуальных процессов. Но интеллектуализация – это нейтрализация эмоций, а рационализация – это псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы личности потерей самоуважения.
Основная задача рационализации – найти весомые доказательства, оправдывающие неверные поступки личности, а интеллектуализации – обосновать свое бездействие, поставив его причины в зависимости от объективных условий.
Цель интеллектуализации – самооправдание. Защитная тактика состоит в акцентуировании или прямом приписывании собственному «Я» привлекательных качеств; своеобразной интерпретации личностных черт: трактовка агрессивности как активности, скупости как бережливости, эмоциональной несдержанности как принципиальности. Защита типа «кислый виноград» направлена на дискредитацию недосягаемого объекта. Это обратный механизм, по которому, например, бережливость у других лиц интерпретируется как скупость.
§ 11.Дефлексия.
Дефлексия проявляется во
Внешне дефлексия может
Для ослабления дефлекционных влияний человек должен учиться, прежде всего, освоению управления внутренними коммуникациями и способами внешних взаимодействий.
§ 12.Регрессия.
Регрессия как защитный механизм личности была изучена и описана З. Фрейдом, который понимал его преимущественно как форму возвращения бессознательного от генетически поздней фазы развития к более ранней и который осуществляется путем смены различных психических систем. По этому поводу З. Фрейд писал, что следует различать регрессию трех видов:
1. топическую, обусловленную
функционированием
2. временную, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации;
3. формальную, заменяющую обычные способы выражения и образного представления более примитивными.
Эти три формы в основе своей едины, поскольку более давнее во времени оказывается одновременно и более простым по форме, располагаясь в психологической топике в системе восприятия.
По мнению О. Фенихеля, при фрустрации индивид обращается к ранним периодам жизни, когда испытывал большее наслаждение, и к ранним видам удовлетворения, которые были полнее. Ее выраженность зависит от степени колебания при принятии нового способа удовлетворения и силой фиксации на прежних способах.
Специфика регрессивных защитных механизмов состоит в преобладании ее пассивной позиции и свидетельствует о неуверенности в принятии собственных решений. В этом случае регрессирует именно личностное «Я», демонстрируя ее слабость, и приводит к упрощению (инфантилизации) или рассогласованности поведенческих структур. Примером регрессии являются примитивные механизмы.
В патологическом виде можно рассмотреть следующие варианты развития регрессии:
- Некоторые люди используют регрессию как защиту чаще, чем другие. Например, некоторые реагируют на стресс, вызванный ростом и возрастными изменениями тем, что заболевают. Многие, у кого не диагностируется та или иная болезнь, порой физически чувствуют себя очень плохо и укладываются в постель. Этот вариант регрессии, известный как соматизация, обычно оказывается резистентным к изменениям и трудным для терапевтического вмешательства.
- регрессия от взрослых форм
сексуальности к инфантильным
формам. Эта регрессия является
предпосылкой неврозов. При полной
регрессии весь прегенитальный
комплекс, включая такие характеристики,
как амбивалентность и бисексуа
- при регрессии к первичному
нарциссизму имеет место
Таким образом, соматизация и ипохондрия, как и другие виды регрессии, являющие собой беспомощность и детские модели поведения, могут служить краеугольным камнем в характере личности. Когда регрессия определяет чью-то стратегическую линию преодоления жизненных трудностей, этот человек вполне может быть охарактеризован как инфантильная личность. Это определение не совсем вписывается в структуру патологических характеров, и если следовать ей, наибольшее отношение этот механизм относится к истерическим личностям. Согласно Н. МакВильямс, регрессивный компонент истерического поведения был, да и сейчас распространен в некоторых женских субкультурах - это наигранное онемение, девичьи смешки, излияния чувств по отношению к сильным мужчинам, а также обмороки, особенно в культурах XIX века.
Отрицание
Отрицание — это попытка не
принимать за реальность нежелательные
для себя события, еще один ранний способ
справиться с неприятностями - отказ принять
их существование. Примечательна способность
в таких случаях «пропускать» в своих
воспоминаниях неприятные пережитые события,
заменяя их вымыслом. Как защитный механизм,
отрицание состоит в отвлечении внимания
от болезненных идей и чувств, но не делает
их абсолютно недоступными для сознания.
Так, многие люди боятся серьезных заболеваний.
И скорее будут отрицать наличие даже
самых первых явных симптомов, чем обратятся
к врачу. А по сему болезнь прогрессирует.
Этот же защитный механизм срабатывает,
когда кто-нибудь из семейной пары «не
видит», отрицает имеющиеся проблемы в
супружеской жизни. И такое поведение
не редко приводит к разрыву отношений.
Человек, который прибегнул к отрицанию,
просто игнорирует болезненные для него
реальности и действует так, словно они
не существуют. Будучи уверенным в своих
достоинствах, он пытается привлечь внимание
окружающих всеми способами и средствами.
И при этом видит только позитивное отношение
к своей персоне. Критика и неприятие просто
игнорируются. Новые люди рассматриваются
как потенциальные поклонники. И вообще,
считает себя человеком без проблем, потому
что отрицает наличие сложностей в своей
жизни. Чаще такие люди имеют завышенную
самооценку.
Информация о работе Психоаналитичческие представленния о механизмах защиты личности