Психоаналитичческие представленния о механизмах защиты личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Психологические механизмы защиты существуют у каждого человека. Они обеспечивают индивидуальный подход к решению внутриличностного конфликта в аффектно-стрессовых условиях.
Понять как происходят процессы защиты, рассмотреть различные подходы к проблеме, выявить особенности и проанализировать роль механизмов защиты в жизнедеятельности человека – цель и задачи данной работы.
Объектом исследований стали психологические защитные функции организма человека.
Предмет исследований - механизмы психологической защиты.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………...2
Глава I Психологические механизмы защиты личности ………………………...4
§ 1.Определение и история проблемы…………………………………………...4
§ 2.Психоаналитические методики (по А.Фрейд)………………….………..…..6
§ 3.Отрицательное значение механизмов защиты в жизни личности………....9
Глава II Основные виды защитных механизмов...……………………………….11
§ 1.Вытеснение…………………………………………………………………...13
§ 2.Подавление …………………………………………………………………...15
§ 3.Проекция……………………………………………………………………...17
§ 4.Идентификация……………………………………………………………… 20
§ 5.Сублимация…………………………………………………………………...21
§ 6.Инверсия…….. …….………………………………………………………....23
§ 7.Рационализация……………………………………………………………....25
§ 8.Интроекция…….……………………………………………………………..27
§ 9.Ретрофлексия..……………………………………………………………..…28
§ 10.Интеллектуализация………………………………………………………..29
§ 11.Дефлексия……………………………………………………........................31
§ 12.Регрессия…………………………………………………………………… 32
Заключение…………………………………………………………………………...35
Список источников и литературы………………………………………………......39

Файлы: 1 файл

Психоаналитичческие представленния о механизмах защиты личности 2010.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

             Интроекции имеют следующие психосемантические проявления: «Я должен…», «Мне следует…». Они могут проявляться в нереалистических ожиданиях от других людей и от себя, в смене одних интроекций другими, стремлении жить по чужим правилам и др. Интроекции возникают в ситуациях, когда человек лишен возможности или желания анализировать, сравнивать, опровергать, сомневаться, доказывать, а предпочитает принимать на веру мнения, высказывания других людей.

Все выше перечисленное  отличает механизм интроекции от проекции, при которой, наоборот, делается попытка придать внутреннюю форму всему внешнему миру. Иногда в литературе интроекцию называют «положительным перенесением», а проекцию – «отрицательным», с чем я не согласна, так как и тот и другой механизм носит как отрицательный, так и положительный характер. После работы механизма интроекции возникают новые внутренние конфликты и фрустрации. Прежняя, в целом однозначная позитивная установка к объекту претерпевает глубокие изменения, она становится амбивалентной. Интроекция, таким образом, оказывает влияние на формирование и смену социальных установок и, следовательно, по своей сущности является социально-психологическим механизмом функционирования личности и установления взаимоотношений с другими людьми. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом, не принимаются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект - является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем человеку становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения, и обычно он их не дифференцирует

 

§ 9.Ретрофлексия.

 

         По меткому выражению Ф. Перлза, ретрорефлектор (человек с ретрофлексивным защитным механизмом) делает для себя то, что он хотел бы сделать другим. Ф. Перлз дает такое определение реторфлексии в своей книге «Практика Гештальттерапии» : «...Ретрофлексия буквально означает «разворот в противоположную сторону». Ретрофлексия поведения – это делание себе того, что первоначально человек делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми или объектами. Различные энергии перестают направляться наружу, где они должны были осуществлять манипулирование в ситуации, изменять среду, удовлетворяя какие-то потребности организма; вместо этого человек обращает деятельность, подставляет себя на место среды в качестве объекта действия или цели поведения. В той мере, в какой он это делает, его личность разделяется на «действующую» и «испытывающую воздействие».

        Описывая ретрофлексию, Полстер, считал, что такая форма взаимодействий индивида с другими людьми позволяет ему становиться «отдельной и самосохраняемой единицей», подчеркивать свою центральную человеческую силу. Буквальный перевод этого термина – «поворачивание на себя или к себе». Речь идет о развороте потока энергии, необходимой для совершения действия. Она может нередко вызывать стресс и напряжение, так как заключается во внутреннем «Я» и не выливается в поведенческих реакциях. Ретрофлексия выражается в самоконтроле и самодисциплине, и обеспечивает тип контроля, защищающий личность «от внешних вторжений и влияний на ее переживания и чувства». Как и многие защитные механизмы личности, ретрофлексии начинают формироваться в детстве.

         Вместе с тем, во многих работах (преимущественно гештальт-психологических) отмечается, что частые ретрофлексии могут вылиться в болезни – психосоматические нарушения, депрессию и самодеструктивное поведение. Ретрофлексивные защиты имеют и внешнее выражение – напряжение мышц и мускульные проявления (сжатие кулаков, закусывание губ, совершение «боксерских» ударов по предметам, задержки дыхания и др.), изменения цвета кожи в местах блокирования энергии. В этих ситуациях важно «перераспределить» энергию и значительную ее часть направлять не на себя, а на окружающих.

         Гештальт психологи считают, что теоретически лечение ретрофлексии просто: нужно вновь обратить направление ретрофлектирующего действия – изнутри наружу. При этом энергии организма, ранее разделенные, вновь соединятся и разрядятся в направлении среды. Блокированный импульс получит возможность по крайней мере выразиться, а может быть и получить удовлетворение. И, как в любом случае, когда подлинная потребность организма удовлетворена, возможен отдых, усвоение и рост.

 

§ 10.Интеллектуализация.

 

             В психоанализе одна из наиболее ясных трактовок интеллектуализации дана А. Фрейд. Она рассматривала интеллектуализацию как защитный механизм, доводящий до крайности процесс, в ходе которого человек стремится овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими. По ее мнению, проблема заключается в том, как связать инстинктивную сторону человеческой природы с остальной жизнью, как выбрать между практикой реализации бессознательных эмоций и их отвержением. А. Фрейд считала интеллектуализацию специфическим защитным механизмом и выделяла следующие его характерные черты:

1. Сосредоточенность  на конкретных объектах, реальных  вещах в противовес объектам  фантазий.

2. Повышенное  внимание к процессу рассуждения,  размышления. 

Дружба в  подростковом возрасте основывается на желании рассуждать. Диапазон тем, интересующих молодых людей, очень широк: они обсуждают свою любовь, замужество, политические проблемы, приобретение профессии, философские проблемы смысла жизни, свободы и др.

3. Практическое  отсутствие связи рассуждений  и реального поведения.

Например, у  подростков романтический взгляд на любовь сочетается с неразборчивостью связей, эмпатия в процессе рассуждения  – с реальным безразличием к близким, к окружающим людям. А. Фрейд объясняла  данную особенность тем, что это  не попытка разрешить задачу, поставленную реальностью, а скорее способ снятия напряжения, настороженного отношения к аффективным процессам и перевод их на уровень абстрактного мышления.

4. Бегство от  конфликта сменяется поворотом  к нему. Это чисто интеллектуальный  процесс представляет собой обдумывание и выработку множества способов для предотвращения опасности. Кроме того, в психоанализе этот термин употребляется при рассмотрении проблемы сопротивления процессу развития личности. Здесь выделяются два возможных варианта поведения людей. Одни излагают свои проблемы исключительно в рациональных категориях. Так, при наличии проблемы выбора объекта любви рассуждают о сравнительных достоинствах брака и свободной любви; другие рассказывают о своих воспоминаниях, эмоциях, но возникает впечатление будто все происходит по заранее составленному плану. Такие люди дают оценки и истолкования, избегая тем самым вторжения в свое бессознательное.

Интеллектуализация  развивается в раннем подростковом возрасте для анализа содержания эмоций ожидания, предвидения, боязни пережить разочарования. Образование механизма принято соотносить с фрустрацией, связанной с неудачами в конкуренции со сверстниками.

            Патологические формы интеллектуализации обычно возникают в связи с проблемой отчуждения и манипулятивного поведения. Представители гуманистического направления в психологии Э. Шостром , Э. Фромм часто называют современного человека «озабоченным автоматом», неспособным к открытому спонтанному выражению собственных чувств и предпочитающим быть «разумно невозмутимым». В результате манипулятор может хорошо говорить о красоте пейзажа, но не испытывать эмоций при виде его.

             Терапия прежде всего направлена на обучение человека контролю и управлению процессом интеллектуализации, а также на формирование способности непосредственного отреагирования, выражения собственных эмоций.

Интеллектуализацию  часто сравнивают с рационализацией, так как оба являются следствием интеллектуальных процессов. Но интеллектуализация – это нейтрализация эмоций, а рационализация – это псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы личности потерей самоуважения.

          Основная задача рационализации – найти весомые доказательства, оправдывающие неверные поступки личности, а интеллектуализации – обосновать свое бездействие, поставив его причины в зависимости от объективных условий.

           Цель интеллектуализации – самооправдание. Защитная тактика состоит в акцентуировании или прямом приписывании собственному «Я» привлекательных качеств; своеобразной интерпретации личностных черт: трактовка агрессивности как активности, скупости как бережливости, эмоциональной несдержанности как принципиальности. Защита типа «кислый виноград» направлена на дискредитацию недосягаемого объекта. Это обратный механизм, по которому, например, бережливость у других лиц интерпретируется как скупость.

 

§ 11.Дефлексия.

 

              Дефлексия проявляется во многих  поступках, включая принудительные и аддитивные. Этот механизм часто возникает в результате недоверия, страха, угрозы безопасности, случившиеся в прошлом опыте индивида, предохраняя личность от эмоциональных срывов. Считается, что дефлексия – это стратегия личности, связанная с избеганием выбора, отказа от интенции.

             Внешне дефлексия может проявляться  в отсутствии зрительных контактов  с партнерами по общению; специфических  движениях тела – поворот его  от контакта с человеком, постоянных  движениях, топтании на месте  и др. Дефлексия может выражаться в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. п

Для ослабления дефлекционных влияний человек  должен учиться, прежде всего, освоению управления внутренними коммуникациями и способами внешних взаимодействий.

 

§ 12.Регрессия.

 

Регрессия как  защитный механизм личности была изучена и описана З. Фрейдом, который понимал его преимущественно как форму возвращения бессознательного от генетически поздней фазы развития к более ранней и который осуществляется путем смены различных психических систем. По этому поводу З. Фрейд писал, что следует различать регрессию трех видов:

1. топическую, обусловленную  функционированием психического  аппарата;

2. временную, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации;

3. формальную, заменяющую  обычные способы выражения и  образного представления более  примитивными.

Эти три формы  в основе своей едины, поскольку  более давнее во времени оказывается одновременно и более простым по форме, располагаясь в психологической топике в системе восприятия.

          По мнению О. Фенихеля, при фрустрации индивид обращается к ранним периодам жизни, когда испытывал большее наслаждение, и к ранним видам удовлетворения, которые были полнее. Ее выраженность зависит от степени колебания при принятии нового способа удовлетворения и силой фиксации на прежних способах.

           Специфика регрессивных защитных механизмов состоит в преобладании ее пассивной позиции и свидетельствует о неуверенности в принятии собственных решений. В этом случае регрессирует именно личностное «Я», демонстрируя ее слабость, и приводит к упрощению (инфантилизации) или рассогласованности поведенческих структур. Примером регрессии являются примитивные механизмы.

В патологическом виде можно рассмотреть  следующие варианты развития регрессии:

- Некоторые люди используют  регрессию как защиту чаще, чем  другие. Например, некоторые реагируют  на стресс, вызванный ростом и  возрастными изменениями тем, что заболевают. Многие, у кого не диагностируется та или иная болезнь, порой физически чувствуют себя очень плохо и укладываются в постель. Этот вариант регрессии, известный как соматизация, обычно оказывается резистентным к изменениям и трудным для терапевтического вмешательства.

- регрессия от взрослых форм  сексуальности к инфантильным  формам. Эта регрессия является  предпосылкой неврозов. При полной  регрессии весь прегенитальный  комплекс, включая такие характеристики, как амбивалентность и бисексуальность, замещает генитальность. К примеру, типичный компульсивный невротик отказывается от генитальности и вновь становится анально - садистичным.

- при регрессии к первичному  нарциссизму имеет место блокирование  «Я».

          Таким образом, соматизация и ипохондрия, как и другие виды регрессии, являющие собой беспомощность и детские модели поведения, могут служить краеугольным камнем в характере личности. Когда регрессия определяет чью-то стратегическую линию преодоления жизненных трудностей, этот человек вполне может быть охарактеризован как инфантильная личность. Это определение не совсем вписывается в структуру патологических характеров, и если следовать ей, наибольшее отношение этот механизм относится к истерическим личностям. Согласно Н. МакВильямс, регрессивный компонент истерического поведения был, да и сейчас распространен в некоторых женских субкультурах - это наигранное онемение, девичьи смешки, излияния чувств по отношению к сильным мужчинам, а также обмороки, особенно в культурах XIX века.

 

Отрицание

 Отрицание — это попытка не принимать за реальность нежелательные для себя события, еще один ранний способ справиться с неприятностями - отказ принять их существование. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. Как защитный механизм, отрицание состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.  
Так, многие люди боятся серьезных заболеваний. И скорее будут отрицать наличие даже самых первых явных симптомов, чем обратятся к врачу. А по сему болезнь прогрессирует. Этот же защитный механизм срабатывает, когда кто-нибудь из семейной пары «не видит», отрицает имеющиеся проблемы в супружеской жизни. И такое поведение не редко приводит к разрыву отношений. 
Человек, который прибегнул к отрицанию, просто игнорирует болезненные для него реальности и действует так, словно они не существуют. Будучи уверенным в своих достоинствах, он пытается привлечь внимание окружающих всеми способами и средствами. И при этом видит только позитивное отношение к своей персоне. Критика и неприятие просто игнорируются. Новые люди рассматриваются как потенциальные поклонники. И вообще, считает себя человеком без проблем, потому что отрицает наличие сложностей в своей жизни. Чаще такие люди имеют завышенную самооценку.

Информация о работе Психоаналитичческие представленния о механизмах защиты личности