Психокоррекция школьной тревожности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать принципы и методы психокоррекции школьной тревожности подростков.
В соответствии с объектом, предметом и целью дипломного исследования были поставлены следующие задачи:
-изучить психологические особенности младшего школьного возраста;
-проанализировать основные причины возникновения школьной тревожности
-разработать методику преодоления школьной тревожности, апробировать ее экспериментально;

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Тревожность как проявление эмоциональной сферы школьника........5
1.1 Понятие тревожности в психологии................................................................5
1.2 Взаимосвязь тревожности и социального статуса на успеваемость............7
1.3. Причины возникновения и проявления у детей школьного возраста
Глава 2. Диагностика и психокоррекция тревожности у школьников …........16
2.1 Методы диагностики тревожности у детей школьного возраста................16
2.2 Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности.........................................................................................17
Заключение………………………...………………………………………….….24
Список использованной литературы…………………………..…………..…...26
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием  чувства беспокойства и боязни сделать  что-либо не то, не так, не соответствовать  общепринятым требованиям и нормам, развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего  возраста страхов. Главным источником тревог для школьников и младших  школьников оказывается семья.

В дальнейшем роль семьи  значительно уменьшается; зато вдвое  возрастает роль школы. Отрицательные  последствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом  на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.. Тем не менее у детей младшего школьного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Таким образом, успеваемость школьного обучения зависит от многих факторов психологического и педагогического  порядка, одним из которых является тревожность, понимаемая как психологическое  состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения в ситуации возможной опасности.

 

1.2  Взаимосвязь тревожности и социального статуса на успеваемость.

Школьный возраст характеризуется  возникновением соподчинения мотивов, в этом возрасте наблюдается преобладание обдуманных действий над импульсивными. Тревожность может выполнять в поведении и развитии личности мотивирующую функцию. Исследования Н.В. Имеладзе показали, что с усложнением учебного задания дети-школьники с высоким уровнем тревожности проявляют менее эффективные формы его выполнения по сравнению с испытуемыми, имеющими низкий уровень тревожности. Процесс социализации в школьном возрасте придает большую мотивационную ценность тревожности как социализированной эмоции.

Анализ психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме позволяет нам выделить ряд условий, при которых могут формироваться  высокий или низкий уровни тревожности, выступающие как негативный фактор успеваемости обучения.

 Первая группа  условий – личностные особенности ребенка. В данной группе рассматривается такие условия как неуверенность в своих силах, неадекватно завышенная или заниженная самооценка, доминирование стремления добиваться успеха или избегать неудачи и пр.

 Вторая группа условий – физиологическая полноценность ребенка. Включает особенности физиологии ребенка, т.е. биологическую сохранность ЦНС.

 Третья группа условий – социальные условия, определяющиеся преимущественно спецификой воспитания ребенка в семье. В данной группе условий могут выступать следующие факторы:

 Тип семейного воспитания. Так, в семьях с доминирующим  типом семейного воспитания «Симбиоз»  формируется высокий уровень  тревожности, а при «Маленьком  неудачнике» – низкий.

 Материальная обеспеченность  семьи. При недостаточном материальном  обеспечении семьи возможно формирование  высокого уровня тревожности,  при этом в большей степени,  данный факт определяется не  столько осознанием ребенка младшего  школьного возраста, что ему «не  хватает денег», сколько интуитивным  переживанием за беспокойство  родителей по этому поводу.

 Количество детей в  семье. Если ребенок является  единственным в семье, то, как  правило, это приводит к формированию  низкого уровня тревожности, чрезмерной  пассивности. Старший ребенок  может отличаться высоким уровнем  тревожности, следствии постоянной  борьбы за лучшие условия жизни.

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью  становиться тревожным.

Основным фактором возникновения  школьной тревожности являются страхи. Термин  "школьная  фобия" подразумевает  навязчиво преследующий некоторых  детей страх перед  посещением школы. Но нередко речь идет не столько о  страхе  школы,  сколько  о  страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок,  к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки. Иногда родители сами боятся школы и непроизвольно внушают этот  страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняют вместо детей задания, а также излишне контролируют их.

    Помимо боязни  идти в школу, нередко возникает  страх опросов и ответов у  доски, контрольной работы, публичного выступления. В основе  этих страхов лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость,   оконфузиться,  быть осмеянным. Интенсивность тревоги от первого до одиннадцатого  класса  возрастает  более чем в 2 раза.

Усилению  тревожности  могут способствовать  и такие  факторы, как завышенные требования со стороны родителей и учителей, так как это вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, – частые упреки, вызывающие чувство вины. В  этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

Процесс социализации в школьном возрасте придает большую мотивационную  ценность тревожности как социализированной  эмоции. Если у ребенка усиливается  тревожность, появляются страхи – непременный  спутник тревожности, то могут развиться  невротические черты. Неуверенность  в себе, как черта характера  – это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них – все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую  защиту «уходя в мир фантазий». В  фантазиях ребенок разрешает  свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные  потребности.

Тревожность оказывает неодинаковое влияние на эффективность школьного  обучения. Оптимальный уровень тревожности  делает обучение эффективнее: активизирует внимание, память, восприятие, интеллектуальные способности. Но когда уровень тревожности  превышает норму, это приводит к  панике. Чтобы избежать неудачи, ребенок  отстраняется от учебы, боясь отвечать на уроках, тревожится, переживает, чтобы  его не спросили, а иногда даже ходить в школу. Тревожность может выражаться либо реальным неблагополучием школьника  и наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п. Последние случаи представляются наиболее существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие дается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешать им правильно оценивать его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщенный характер. Следствием всего являются отмеченные учителями и родителями перегрузки, перенапряжение, выражается в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

 Естественно, что в  зависимости от реального положения  школьника среди сверстников,  его успешности в обучении  и т.п., выявленная высокая тревожность  будет требовать различных способов  коррекции. Если в случае реальной  неспешности работа во многом  должна быть направлена на  формирование необходимых навыков  работы, общения, которые позволяют  преодолеть эту неуспешность, то во втором – на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развить у школьника способность справляться с повышенной тревогой.

Таким образом, рассмотрев проблему влияния тревожности на успеваемость обучения детей младшего школьного  возраста можно сделать следующие  выводы: успеваемость школьного обучения зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, одним  из которых является тревожность, понимаемая как психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения в ситуации возможной опасности. Проявление тревожности в  школьном возрасте обладает рядом особенностей, связанных со спецификой возраста: гармоничности сочетания требований двух чрезмерно значимых для ребенка общностей: семьи и школы; недостаточный уровень физиологической и интеллектуальной зрелости. Взаимосвязь тревожности и успеваемость обучения очевидна. Однако характер данной зависимости при определенных условиях может быть позитивным и негативным.

 

1.3 Причины возникновения  тревожности и ее проявление  у детей школьного возраста.

Школа одна из первых открывает  перед ребенком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей берет  на себя одну из главных ролей в  воспитании ребенка.

Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в  становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее  развитие.

Вопрос о причинах возникновения  тревожности в настоящее время  остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного  уровня тревожности дошкольников и  младших школьников считают нарушение  детско-родительских отношений. Исследования в данной области позволяют сделать  вывод о том, что такие социально-психологические  факторы, как неудовлетворенность  родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влияние  на появление тревожности у детей.

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики. К 9-11 годам – соотношение  становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки…), а мальчиков – насилие во всех его аспектах.

Кроме того, доказано, что  школьная тревожность тесно связана  с мотивацией учения, статусом в  коллективе и успешностью обучения.

Выявлено наличие двух основных форм  тревожности:

  1. Открытая – состояние тревоги, сознательно переживаемые и проявляемые в поведении и деятельности.
  2. Скрытая – состояния в разной степени неосознаваемые, проявляющиеся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию, в отрицании его, либо косвенным путем – через специфические способы поведения: теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание по столу и т.д.

Формы открытой тревожности  встречаются примерно в равной степени  во всех возрастах. Скрытая тревожность  встречается существенно реже, чем  открытая. Одна из ее форм условно названа  «неадекватное спокойствие». В этих случаях ребенок, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные  способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз  в окружающем мире, так и собственных  переживаний.  Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей открытая тревожность и неадекватное спокойствие чередуются. Создается впечатление, что «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторый временный «отдых» от тревоги в тех случаях, когда ее действие приобретает реально угрожающий характер психическому здоровью индивида.

  Тревожные школьники  значительно чаще, чем их эмоционально  благополучные сверстники, оценивают  группу сверстников как ненадежную, доминантную, отвергающую. Основными  переживаниями тревожных подростков  и юношей, связанными с общением  со сверстниками, являются тревога и зависимость. Поэтому ситуация установления новых взаимосвязей может выступать для таких детей мощным стрессогенным фактором усиливающим тревожность и, как следствие, снижающим эффективность их деятельности (как учебной, так и в плане общения, поведения).

  Анализ литературы  по теме позволяет выделить  следующие типичные причины школьной  тревожности:

Информация о работе Психокоррекция школьной тревожности