Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 23:26, курсовая работа
Цель исследования: исследовать принципы и методы психокоррекции школьной тревожности подростков.
В соответствии с объектом, предметом и целью дипломного исследования были поставлены следующие задачи:
-изучить психологические особенности младшего школьного возраста;
-проанализировать основные причины возникновения школьной тревожности
-разработать методику преодоления школьной тревожности, апробировать ее экспериментально;
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Тревожность как проявление эмоциональной сферы школьника........5
1.1 Понятие тревожности в психологии................................................................5
1.2 Взаимосвязь тревожности и социального статуса на успеваемость............7
1.3. Причины возникновения и проявления у детей школьного возраста
Глава 2. Диагностика и психокоррекция тревожности у школьников …........16
2.1 Методы диагностики тревожности у детей школьного возраста................16
2.2 Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности.........................................................................................17
Заключение………………………...………………………………………….….24
Список использованной литературы…………………………..…………..…...26
Приложение
Тревожность как определенный
эмоциональный настрой с
В дальнейшем роль семьи
значительно уменьшается; зато вдвое
возрастает роль школы. Отрицательные
последствия тревожности
Таким образом, успеваемость
школьного обучения зависит от многих
факторов психологического и педагогического
порядка, одним из которых является
тревожность, понимаемая как психологическое
состояние повышенного
1.2 Взаимосвязь тревожности и социального статуса на успеваемость.
Школьный возраст
Анализ психолого-
Первая группа условий – личностные особенности ребенка. В данной группе рассматривается такие условия как неуверенность в своих силах, неадекватно завышенная или заниженная самооценка, доминирование стремления добиваться успеха или избегать неудачи и пр.
Вторая группа условий – физиологическая полноценность ребенка. Включает особенности физиологии ребенка, т.е. биологическую сохранность ЦНС.
Третья группа условий – социальные условия, определяющиеся преимущественно спецификой воспитания ребенка в семье. В данной группе условий могут выступать следующие факторы:
Тип семейного воспитания.
Так, в семьях с доминирующим
типом семейного воспитания «
Материальная обеспеченность
семьи. При недостаточном
Количество детей в
семье. Если ребенок является
единственным в семье, то, как
правило, это приводит к
Известно, что предпосылкой
возникновения тревожности
Основным фактором возникновения школьной тревожности являются страхи. Термин "школьная фобия" подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Но нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки. Иногда родители сами боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняют вместо детей задания, а также излишне контролируют их.
Помимо боязни
идти в школу, нередко
Усилению тревожности могут способствовать и такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и учителей, так как это вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.
Еще один фактор, способствующий
формированию тревожности, – частые
упреки, вызывающие чувство вины. В
этом случае ребенок постоянно боится
оказаться виноватым перед
Процесс социализации в школьном
возрасте придает большую мотивационную
ценность тревожности как
Возможен также вариант,
когда ребенок находит
Тревожность оказывает неодинаковое
влияние на эффективность школьного
обучения. Оптимальный уровень
Естественно, что в
зависимости от реального
Таким образом, рассмотрев проблему влияния тревожности на успеваемость обучения детей младшего школьного возраста можно сделать следующие выводы: успеваемость школьного обучения зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, одним из которых является тревожность, понимаемая как психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения в ситуации возможной опасности. Проявление тревожности в школьном возрасте обладает рядом особенностей, связанных со спецификой возраста: гармоничности сочетания требований двух чрезмерно значимых для ребенка общностей: семьи и школы; недостаточный уровень физиологической и интеллектуальной зрелости. Взаимосвязь тревожности и успеваемость обучения очевидна. Однако характер данной зависимости при определенных условиях может быть позитивным и негативным.
1.3 Причины возникновения тревожности и ее проявление у детей школьного возраста.
Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка.
Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.
Вопрос о причинах возникновения
тревожности в настоящее время
остается открытым. Однако многие авторы
в качестве одной из причин повышенного
уровня тревожности дошкольников и
младших школьников считают нарушение
детско-родительских отношений. Исследования
в данной области позволяют сделать
вывод о том, что такие социально-
Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики. К 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки…), а мальчиков – насилие во всех его аспектах.
Кроме того, доказано, что школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения, статусом в коллективе и успешностью обучения.
Выявлено наличие двух основных форм тревожности:
Формы открытой тревожности встречаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм условно названа «неадекватное спокойствие». В этих случаях ребенок, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей открытая тревожность и неадекватное спокойствие чередуются. Создается впечатление, что «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторый временный «отдых» от тревоги в тех случаях, когда ее действие приобретает реально угрожающий характер психическому здоровью индивида.
Тревожные школьники
значительно чаще, чем их эмоционально
благополучные сверстники, оценивают
группу сверстников как
Анализ литературы
по теме позволяет выделить
следующие типичные причины