Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 23:26, курсовая работа
Цель исследования: исследовать принципы и методы психокоррекции школьной тревожности подростков.
В соответствии с объектом, предметом и целью дипломного исследования были поставлены следующие задачи:
-изучить психологические особенности младшего школьного возраста;
-проанализировать основные причины возникновения школьной тревожности
-разработать методику преодоления школьной тревожности, апробировать ее экспериментально;
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Тревожность как проявление эмоциональной сферы школьника........5
1.1 Понятие тревожности в психологии................................................................5
1.2 Взаимосвязь тревожности и социального статуса на успеваемость............7
1.3. Причины возникновения и проявления у детей школьного возраста
Глава 2. Диагностика и психокоррекция тревожности у школьников …........16
2.1 Методы диагностики тревожности у детей школьного возраста................16
2.2 Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности.........................................................................................17
Заключение………………………...………………………………………….….24
Список использованной литературы…………………………..…………..…...26
Приложение
Игра “Паровозик”
Ход игры: Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия.
“Хоровод”
Ход игры: Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
Занятие 4
Цель: Развитие внимания к
поведению другого и
Игра - тренинг “Таможня”
Ход игры: Ведущий: “Предлагаю попрактиковаться в наблюдательности, внимательном анализе поведения другого человека, умении понять его душевное состояние. Итак, наша группа - пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них - контрабандист. Он пытается вывезти из страны уникальное ювелирное изделие (в качестве “предмета контрабанды” используется реальный маленький предмет - булавка) “Итак, кто хочет быть таможенником?”
Взявший на себя эту роль выходит. Один из участников группы, по желанию, прячет у себя булавку, после чего впускают “таможенника”. Мимо него по одному проходят “пассажиры”, он пытается определить “Кто из них, привозит контрабанду”. Чтобы облегчить задачу, ему представляют две или три попытки. После того, как в роли “таможенника” побывали двое - трое участников, ведущий просит их рассказать, на что они ориентировались, определяя “контрабандиста”.
Игра “Ассоциации”
Ход игры: Водящий (участники группы вызываются на эту роль добровольно) выходит, остальные участники группы загадывают кого-то из оставшихся. Водящий по ассоциациям должен отгадать того, кто загадан группой. Перед началом игры ведущий объясняет, что все вопросы водящего должны быть однотипны, - на что или на кого похож тот, кого загадали:
на какое время суток,
на какое время года,
на какую погоду,
на какой день недели,
на какой цвет радуги и т.д.
Следует особо напомнить, что задание нужно выполнять так, чтобы не задеть самолюбие, не оскорбить того, кто был задан.
“Хоровод”
Ход игры: Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
Занятие 5.
Цель: развитие представлений о ценности другого человека и способности выражать свое эмоциональное состояние.
Игра “Значимые люди”
Ход игры: Ведущий просит участников игры рассказать о тех самых значимых для них людях. Это могут быть не обязательно те, с кем он постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он или она знал(а), кто для него дороже всех. Ведущий также рассказывает о значимых для него людях.
Ведущий просит участников группы строить рассказ по следующей схеме:
кто они,
чем значимы для вас, чем дороги,
так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом,
хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благодарности)
Если кому-то из участников группы действительно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гештальптерапии технику “пустого стула”.
Игра “Приветствие”
Ход игры: “Обмен приветствиями
- это обмен человеческим теплом.
Встречая человека, мы, прежде всего, встречаемся
с ним взглядом и выражаем в
той или иной форме, что мы рады
существованию этого человека, рады,
что он есть среди нас. Конечно, так
происходит, если мы искренни в выражении
своих чувств, если мы искрении в
своем поведении. Давайте попробуем
разные формы. Для этого каждый участник
поприветствует всех присутствующих.
Ведущий подходит к каждому участнику,
и они обмениваются разными приветствиями.
Это могут быть рукопожатия, объятия,
похлопывание, восторженные восклицания,
тихие многозначительные
Затем проводится обсуждение того, как каждый участник чувствовал себя, легко ли было приветствовать, какие чувства он вкладывал в свое приветствие.
Игра “Список чувств”
Материалы: бумага, ручки.
Ход игры: Ведущий: “В жизни все мы испытываем различные чувства - положительные, отрицательные. Вспомните их названия. Запишите их в два столбика: слева - положительные, справа - отрицательные”.
На выполнение задания дается 5 минут.
После этого ведущий просит
подчеркнуть название самого приятного
чувства среди первых и самого
неприятного - среди вторых; спрашивает,
сколько вспомнилось
Данное задание имеет диагностическое значение. Благополучным признаком является преобладание количества названных положительных эмоций названо больше, ребенку требуется больше поддержки, ибо у него, возможно, большой негативный опыт межличностных отношений. В таких случаях можно спросить, в какой ситуации возникает то чувство, которое выделено как самое неприятное, а в какой - самое приятное.
4. Хоровод. Ход игры: Участники вступают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.
Занятие 6. Цель: развитие коммуникативных навыков, осознание различных черт характера и чувств.
1. Игра “Спина к спине”
Ход игры: Ведущий говорит о том, что в группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в повседневной жизни.
Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течении 3-5 минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими ощущениями.
Ведущий задает вопросы:
было ли это похоже на знакомые житейские ситуации (например, телефонный разговор), в чем отличия;
легко ли было вести разговор;
какой получается беседа - более откровенной или нет.
2. Игра “Монстр”
Ход игры: Ведущий: “Все мы признаем за собой разные недостатки. Представим себе, что в центре нашего круга стоит чучело - несимпатичное такое, вроде как ставят на огородах отпугивать птиц. Оно обладает всеми теми качествами, которые мы считаем своими недостатками. Так, если кто-то признает за собой некоторую слабость, он говорит: “Чучело какое-то” - и называет этот недостаток. Затем каждый из нас скажет, чем, вообще-то, неплохи те качества, которые были названы, но не про те качества, которые назвал сам, а про те, которые назвали у вашего чучела другие.
Ведущий записывает, что назвали участники, сам называет одну или несколько черт чучела. После того, как все участники высказались, ведущий показывает, что записал, а дети говорят, какие плюсы имеет то или иное качество.
3. Хоровод
Ход игры: Участники вступают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.
Занятие 7.
Цель: Формирование положительных стратегий взаимодействия.
Игра “За что мы любим”
Ход игры: вступая во взаимодействие
с окружающими, мы обычно обнаруживаем,
что они нам нравятся или не
нравятся. Как правило, эту оценку
связываем с внутренними
Игра “Слепец и поводырь”
Ход игры: “Как важно в жизни доверять людям! Как часто этого не достает, и как много порой мы от этого теряем. Пожалуйста, все встаньте, закройте глаза и походите по комнате в разные стороны в течении нескольких минут. Так, хорошо. Теперь произвольно разбейтесь на пары. Один из вас закройте глаза, и другой водит его по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновения с другими парами, дает соответствующие пояснения по поводу их передвижения и т.п. Итак, один с открытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Пожалуйста, начали. Хорошо, а теперь поменяйтесь ролями. Каждый должен пройти школу “доверия”. Пожалуйста, начали. Хорошо, а теперь сядьте в круг, подумайте и скажите, кто чувствовал себя уверенно, надежно, у кого было желание полностью довериться партнеру? Пусть каждый оценит своего партнера, поднимая руку с нужным количеством пальцев, - оцениваем по пятибалльной системе. Ведомый подымает столько пальцев, сколько он считает нужным дать своему поводырю. Пожалуйста, продумайте вашу оценку, а ведущий оценит лучших поводырей.
“Хоровод”
Ход игры: Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
Занятие 8.
Цель: Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми.
Игра “Я не такой, как все, и все мы разные”
Ход игры: Детям предлагается в течение пяти минут с помощью цветных карандашей нарисовать, что такое радость. Подчеркивается, что рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания участники, в том числе ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Дети обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. Ведущий просит ребят обратить внимание на различие в понимании и представлении понимания понятия “радости”. Делается вывод о том, что каждый человек - особенный, неповторимый. Поэтому каждый человек незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.
Игра “Мой портрет в лучах солнца”
Ход игры: ведущий просит ответить на вопрос: “Почему я заслуживаю уважение?” - следующим образом: нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, что бы было как можно больше лучей. После выполнения задания участники по очереди, показывая свои рисунки, рассказывают о своих достоинствах.
“Хоровод”
Ход игры: Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
III этап закрепляющий (2 занятия)
Занятие 9.
Цель: Осознание проблем в отношениях с людьми, активизация самосознания.
Игра “Продолжить”
Ход игры: “Детям предлагается список предложений, которые надо закончить с точки зрения того, какие, по их мнению, их видят окружающие:
Мне хорошо, когда …
Мне грустно, когда …
Я сержусь, когда …
Я боюсь, когда …
Я чувствую себя смелым, когда …
Затем по кругу дети зачитывают свои предложения, и ведется обсуждение, исходя из ответов, в каких ситуациях дети чаще чувствуют себя хорошо, им грустно и т.д.
Игра “Благодарность без слов”
Ход игры: участники разбиваются на пары по желанию. Пары выходят в центр круга, сначала один, а потом другой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем пары делятся впечатлениями, о том:
что чувствовал, выполняя это упражнение;
искренно или наиграно
выглядело изображение
Понятно ли было, какое чувство изображал партнер.
“Хоровод”
Ход игры: Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
Занятие 10.
Цель: осознание мотивов межличностных отношений, завершение группы.
Завершение группы.
Каждый участник рассказывает, что ему дала работа в группе, что нового он узнал о себе и о других.
Заключительное слово ведущего.
Ведущий говорит о том, что эти занятия показали, что у всех нас много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, неповторимым, и то, что для всех нас общее. Потому мы нужны друг другу, каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, что другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить. До свидания. Спасибо за работу.
3. Реализация плана программы с родителями:
Мини-лекция «Работа с родителями тревожного ребёнка».
Как показывает практика, родители
тревожных детей зачастую предъявляют
к ним повышенные требования, которые
ребенок не в состоянии выполнить.
И это может быть одной из причин
возникновения тревожности, о которой
следует говорить с родителями в
индивидуальных и групповых беседах.
Родителям тревожного ребенка следует
быть последовательными в своих
действиях, поощрениях и наказаниях.
Ни в коем случае нельзя допускать
семейных разногласий в вопросах
воспитания. Не менее важно выработать
единодушный подход к ребенку
воспитателей и родителей. Для снятия
излишнего мышечного напряжения
родителям тревожных детей