Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 23:26, курсовая работа
Цель исследования: исследовать принципы и методы психокоррекции школьной тревожности подростков.
В соответствии с объектом, предметом и целью дипломного исследования были поставлены следующие задачи:
-изучить психологические особенности младшего школьного возраста;
-проанализировать основные причины возникновения школьной тревожности
-разработать методику преодоления школьной тревожности, апробировать ее экспериментально;
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Тревожность как проявление эмоциональной сферы школьника........5
1.1 Понятие тревожности в психологии................................................................5
1.2 Взаимосвязь тревожности и социального статуса на успеваемость............7
1.3. Причины возникновения и проявления у детей школьного возраста
Глава 2. Диагностика и психокоррекция тревожности у школьников …........16
2.1 Методы диагностики тревожности у детей школьного возраста................16
2.2 Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности.........................................................................................17
Заключение………………………...………………………………………….….24
Список использованной литературы…………………………..…………..…...26
Приложение
1 класс |
1. Изменение уровня и
содержания требований со 2. Необходимость придерживаться правил школьной жизни. 3. «Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни. 4. Изменение режима дня
и возрастание 5. Необходимость освоения
ролевого взаимодействия со 6. Столкновение с системой школьных оценок. |
2-4 класс |
1. Хроническая или эпизодическая не успешность. 2. не успешность во
взаимодействии с учителями 2. Несоответствие ожиданий
родителей демонстрируемым |
5 класс |
1. Необходимость осваивать «новую школьную территорию». 2. Увеличение количества школьных дисциплин. 3. Увеличение числа учителей. 4. Отсутствие преемственности
требований, предъявляемых учителями
начальной школы и среднего
звена, а также вариативность
требований от учителя к 5. Смена классного руководителя. 6. Необходимость адаптироваться к новому (или измененному) классному коллективу. 7. Хроническая или эпизодическая не успешность. 8. Не успешность во
взаимодействии с учителями 9. Резкое изменение в уровне родительского контроля и помощи. |
6-8 класс |
1. Хроническая или эпизодическая неуспешность. 2. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. 3. Гиперопека со стороны родителей, их чрезмерное вторжение в школьную жизнь ребенка. 4. Трудности переживания подросткового кризиса. 5. Астенизация как следствие бурного физиологического развития. |
9 класс |
1. Неопределенность дальнейших жизненных перспектив. 2. Переживание ответственности
совершаемого выбора, подкрепляемое
«посланиями» родителей и 3. Столкновение с ситуацией
выпускных экзаменов и 4. Хроническая или эпизодическая не успешность. 5. Не успешность во
взаимодействии с учителями |
10 класс |
1. Резкое усложнение учебной программы. 2. Изменение системы контроля и оценки знаний. 3. Необходимость адаптироваться к новому (или измененному) классному коллективу. 4. Хроническая или эпизодическая не успешность. 5. Не успешность во
взаимодействии с учителями |
11 класс |
1. Хроническая или эпизодическая не успешность. 2. Не успешность во
взаимодействии с учителями 3. Столкновение с ситуацией выпускных экзаменов. 4. Переживание ответственности
совершаемого выбора, подкрепляемое
«посланиями» родителей и 5. Резкое повышение учебных нагрузок, связанное с подготовкой к поступлению в ВУЗы. |
Известный психолог А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе. [Прихожан]
- Сравнительно высокий
уровень обучаемости. При этом
учитель может считать такого
ребенка неспособным или
- Эти школьники не могут
выделить в работе основную
задачу, сосредоточиться на ней.
Они пытаются контролировать
одновременно все элементы
- Если не удается сразу
справиться с заданием, тревожный
ребенок отказывается от
- На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.
- При указании тревожному
школьнику на его ошибку
А. Прихожан считает, что такое поведение отмечается именно у тревожных первоклассников. И все же школьная тревожность свойственна детям и других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.п.
Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы.
Среди признаков школьной тревожности универсальных для любого возраста стоит отметить
1. ухудшение соматического здоровья учащегося. Тревожные дети часто болеют, и вынуждены по этой причине оставаться дома. У них возникают «беспричинные» головные боли и боли в животе, резко повышается температура. Особенно часто такие соматические нарушения случаются перед контрольными и экзаменами. Таким детям часто необходима консультация невропатолога, а иногда и психиатра. К сожалению, современные родители так пугаются слова «психиатр», что не всегда соглашаются идти к нему на прием.
2. нежелание ходить в школу возникает в контексте недостаточной учебной мотивации, но свидетельствует в первую очередь о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Если учащиеся начальной школы, как правило, не идут дольше рассуждений на эту тему, то с переходом в среднюю школу могут появиться эпизодические прогулы, которые к 7-8 классу зачастую перерастают в систематические. Начиная со средней школы, довольно типичными становятся также прогулы контрольных и самостоятельных работ, «нелюбимых» предметов, уроков, которые ведут «плохие» учителя.
3. излишняя старательность при выполнении заданий может также являться косвенным свидетельством тревожности ребенка. Стремление сделать все «как надо» и «быть лучше всех» могут указывать на конфликтность самооценки такого ребенка.
4. отказ от
выполнения субъективно
Такая форма проявления тревожности особенно часто наблюдается в классах, которым гласно или негласно присвоен статус «самых слабых» в параллели. Учащиеся этих классов меньше работают на уроках, обычно не выполняют домашние задания.
5. раздражительность
и агрессивные проявления ребен
6. рассеянность,
или снижение концентрации
Таким образом, следует
заметить, что состояние тревоги
или тревожность как
Глава 2. Диагностика и психокоррекция школьной тревожности.
2.1 Диагностика уровня тревожности школьников.
В настоящее время существуют различные методики позволяющие определить уровень тревожности детей школьного возраста, особенности проявление тревожности у каждого конкретного ребенка.
Выделяют следующие методы диагностики тревожности:
Цель метода: выявить наличие или отсутствие у школьников признаков тревожности.
Цель методики: собрать информацию о особенностях жизнедеятельности школьника в учебное и во внеучебное время с целью анализа информации на предмет присутствия либо отсутствия признаков тревожности. Методика позволяет оценить уровень тревожности школьников. Предлагается к прохождению родителям и учителям.
Цель исследования — изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Методика позволяет выявить
общую тревожность, связанную с
посещением школы, переживание социального
стресса, фрустрацию потребности в
достижении успеха, страх самовыражения,
страх ситуации проверки знаний, страх
не соответствовать ожиданиям
- шкала самооценки Ч.Д. Спилбергера (США), Ю.Л. Ханина.
Данный тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
Цель методики: выявить общий уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.
Анализ данных результатов
диагностики позволяет
2.2 Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности.
Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений [2, с. 345]
1. психологическое просвещение родителей, направленное на коррекцию детско - родительских отношений. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: роль взаимоотношений в семье в возникновении и закреплении тревожности; влияние способа предъявления требований к ребенку, того, когда и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в какой форме они это проявляют на формирование у ребенка чувства защищенности и уверенности в себе. Второй блок: влияние эмоционального самочувствия взрослых на эмоциональное самочувствие детей разного возраста. Третий блок: значение развития у детей и подростков чувства уверенности в собственных силах.
Основная задача такой работы – помочь родителям прийти к пониманию того, что решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении принадлежит им.
2. психологическое просвещение педагогов. Здесь, прежде всего, значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Такое разъяснение требуется потому, что нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую ребенку чувство ответственности, восприимчивость и т.п. Педагоги должны объективно оценивать роль четких, последовательных и достаточно устойчивых (предсказуемых) требований, конкретной обратной связи (конечно, при соблюдении основного принципа – общего уважения к ребенку как личности) в профилактике и преодолении тревожности. Особое внимание педагогов следует обратить на формирование правильного отношения учащихся к ошибкам. Известно, что именно «ориентация на ошибку», которая нередко подкрепляется отношением педагогов к ошибкам как к недопустимому, наказуемому явлению, – одна из основных форм школьной и тестовой тревожности.
3. непосредственная работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. При проведении психопрофилактики эта работа должна быть ориентирована прежде всего на оптимизацию тех областей, с которыми связаны «возрастные пики» тревожности для каждого периода; при психокоррекции, помимо этого, работа должна быть ориентирована на «зоны уязвимости», характерные для конкретного ребенка или подростка. Важным элементом работы является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных ситуациях. Необходимы подготовка детей к новым ситуациям, снижение неопределенности различных ситуаций посредством предварительного ознакомления детей с их содержанием и условиями, обсуждение возможных трудностей и обучение конструктивным способам их решения. Целесообразно проводить предварительное «проигрывание» наиболее значимых ситуаций, например репетицию экзамена.
Психолого-профилактическими
аспектами решения проблемы школьной
тревожности
1. выявление учащихся, составляющих
группу повышенного риска
2. участие школьного психолога
в разработке и проведении
профилактических мероприятий,