Психокоррекция школьной тревожности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать принципы и методы психокоррекции школьной тревожности подростков.
В соответствии с объектом, предметом и целью дипломного исследования были поставлены следующие задачи:
-изучить психологические особенности младшего школьного возраста;
-проанализировать основные причины возникновения школьной тревожности
-разработать методику преодоления школьной тревожности, апробировать ее экспериментально;

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Тревожность как проявление эмоциональной сферы школьника........5
1.1 Понятие тревожности в психологии................................................................5
1.2 Взаимосвязь тревожности и социального статуса на успеваемость............7
1.3. Причины возникновения и проявления у детей школьного возраста
Глава 2. Диагностика и психокоррекция тревожности у школьников …........16
2.1 Методы диагностики тревожности у детей школьного возраста................16
2.2 Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности.........................................................................................17
Заключение………………………...………………………………………….….24
Список использованной литературы…………………………..…………..…...26
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 1.13 Мб (Скачать файл)

1 класс

1. Изменение уровня и  содержания требований со стороны  взрослых.

2. Необходимость придерживаться  правил школьной жизни.

3. «Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни.

4. Изменение режима дня  и возрастание психофизиологических  нагрузок.

5. Необходимость освоения  ролевого взаимодействия со значимыми  другими (учителями).

6. Столкновение с системой  школьных оценок.

2-4 класс

1. Хроническая или эпизодическая  не успешность.

2. не успешность во  взаимодействии с учителями или  одноклассниками.

2. Несоответствие ожиданий  родителей демонстрируемым ребенком  результатам.

5 класс

1. Необходимость осваивать  «новую школьную территорию».

2. Увеличение количества  школьных дисциплин.

3. Увеличение числа учителей.

4. Отсутствие преемственности  требований, предъявляемых учителями  начальной школы и среднего  звена, а также вариативность  требований от учителя к учителю.

5. Смена классного руководителя.

6. Необходимость адаптироваться  к новому (или измененному) классному  коллективу.

7. Хроническая или эпизодическая  не успешность.

8. Не успешность во  взаимодействии с учителями или  одноклассниками.

9. Резкое изменение в  уровне родительского контроля  и помощи.

6-8 класс

1. Хроническая или эпизодическая  неуспешность.

2. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

3. Гиперопека со стороны родителей, их чрезмерное вторжение в школьную жизнь ребенка.

4. Трудности переживания  подросткового кризиса.

5. Астенизация как следствие бурного физиологического развития.

9 класс

1. Неопределенность дальнейших  жизненных перспектив.

2. Переживание ответственности  совершаемого выбора, подкрепляемое  «посланиями» родителей и учителей.

3. Столкновение с ситуацией  выпускных экзаменов и конкурсного  (в ряде случаев) набора в  10 класс.

4. Хроническая или эпизодическая  не успешность.

5. Не успешность во  взаимодействии с учителями или  одноклассниками.

10 класс

1. Резкое усложнение учебной  программы.

2. Изменение системы контроля  и оценки знаний.

3. Необходимость адаптироваться  к новому (или измененному) классному  коллективу.

4. Хроническая или эпизодическая  не успешность.

5. Не успешность во  взаимодействии с учителями или  одноклассниками.

11 класс

1. Хроническая или эпизодическая  не успешность.

2. Не успешность во  взаимодействии с учителями или  одноклассниками.

3. Столкновение с ситуацией  выпускных экзаменов.

4. Переживание ответственности  совершаемого выбора, подкрепляемое  «посланиями» родителей и учителей.

5. Резкое повышение учебных  нагрузок, связанное с подготовкой  к поступлению в ВУЗы.


Известный психолог А. Прихожан выделяет следующие особенности  тревожных детей в школе. [Прихожан]

- Сравнительно высокий  уровень обучаемости. При этом  учитель может считать такого  ребенка неспособным или недостаточно  способным к учению.

- Эти школьники не могут  выделить в работе основную  задачу, сосредоточиться на ней.  Они пытаются контролировать  одновременно все элементы задания.

- Если не удается сразу  справиться с заданием, тревожный  ребенок  отказывается от дальнейших  попыток. Неудачу он объясняет  не своим неумением решить  конкретную задачу, а отсутствием  у себя всяких способностей.

- На уроке поведение  таких детей может казаться  странным: иногда они правильно  отвечают на вопросы, иногда  молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.

- При указании тревожному  школьнику на его ошибку странности  поведения усиливаются, он как  бы теряет всякую ориентацию  в ситуации, не понимает, как можно  и нужно себя вести.

А. Прихожан считает, что  такое поведение отмечается именно у тревожных первоклассников. И  все же школьная тревожность свойственна  детям и других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед  контрольными и экзаменами и т.п.

Школьная тревожность  может проявляться в поведении  самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы.

Среди признаков школьной тревожности универсальных для  любого возраста стоит отметить 

1. ухудшение соматического  здоровья учащегося. Тревожные дети часто болеют, и вынуждены по этой причине оставаться дома. У них возникают «беспричинные» головные боли и боли в животе, резко повышается температура. Особенно часто такие соматические нарушения случаются перед контрольными и экзаменами. Таким детям часто необходима консультация невропатолога, а иногда и психиатра. К сожалению, современные родители так пугаются слова «психиатр», что не всегда соглашаются идти к нему на прием.

2. нежелание ходить  в школу возникает в контексте недостаточной учебной мотивации, но свидетельствует в первую очередь о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Если учащиеся начальной школы, как правило, не идут дольше рассуждений на эту тему, то с переходом в среднюю школу могут появиться эпизодические прогулы, которые к 7-8 классу зачастую перерастают в систематические. Начиная со средней школы, довольно типичными становятся также прогулы контрольных и самостоятельных работ, «нелюбимых» предметов, уроков, которые ведут «плохие» учителя.

3. излишняя старательность  при выполнении заданий может также являться косвенным свидетельством тревожности ребенка. Стремление сделать все «как надо» и «быть лучше всех» могут указывать на конфликтность самооценки такого ребенка.

4. отказ от  выполнения субъективно невыполнимых  заданий. Связан с конфликтностью самооценки. Если какое-то задание не получается, ребенок может просто перестать пытаться его выполнить, что обусловлено в первую очередь механизмом «замкнутого психологического круга». Расшифровать этот механизм можно следующим образом: возникающая в процессе деятельности тревога частично снижает ее эффективность, что приводит к негативным самооценкам либо оценкам со стороны окружающих, которые в свою очередь, подтверждают правомерность тревоги в подобных ситуациях. Таким образом, тревожные дети, избегая потенциально тревожные ситуации, пытаются вырваться из этого круга (тревога-неудача-упреки-усиление тревоги)

Такая форма проявления тревожности  особенно часто наблюдается в  классах, которым гласно или негласно присвоен статус «самых слабых» в  параллели. Учащиеся этих классов меньше работают на уроках, обычно не выполняют  домашние задания.

5. раздражительность  и агрессивные проявления ребенка также могут выступать симптомами школьной тревожности. Тревожные дети могут «маскировать» эмоциональный дискомфорт тем, что огрызаются в ответ на замечания, проявляют излишнюю обидчивость в отношениях с одноклассниками, иногда доводящую до драк.

6. рассеянность, или снижение концентрации внимания, только «физическое» присутствие на уроке характерны для детей, которые таким образом стараются избежать вызывающих беспокойство фрагментов школьной среды. В итоге они либо вытесняют тревожащие элементы из поля сознания, либо пребывают в мире собственных мыслей и идей, которые не вызывают тревоги, благодаря чему это состояние является для них наиболее комфортным.

  Таким образом, следует  заметить, что состояние тревоги  или тревожность как психическое  свойство находятся в конфронтации  с базовыми личностными потребностями:  потребностью в эмоциональном  благополучии, чувстве уверенности,  безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Диагностика  и психокоррекция школьной тревожности.

2.1 Диагностика  уровня тревожности школьников.

В настоящее время существуют различные методики позволяющие определить уровень тревожности детей школьного возраста, особенности проявление тревожности у каждого конкретного ребенка.

Выделяют следующие методы диагностики тревожности:

  1. наблюдение внешних признаков тревожности, проявляющихся в особенностях поведения, общения, успеваемости по предметам.

Цель метода: выявить наличие  или отсутствие у школьников признаков  тревожности.

  1. опрос — методика Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко  - опросник «Уровень  тревожности ребенка» (Приложение 1)

Цель методики: собрать  информацию о особенностях жизнедеятельности школьника в учебное и во внеучебное время с целью анализа информации на предмет присутствия либо отсутствия признаков тревожности. Методика позволяет оценить уровень тревожности школьников. Предлагается к прохождению родителям и учителям.

  1. тестирование -  тест школьной тревожности Филлипса  (Приложение 2).

Цель исследования — изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Методика позволяет выявить  общую тревожность, связанную с  посещением школы, переживание социального  стресса, фрустрацию потребности в  достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх  не соответствовать ожиданиям окружающих, низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, а так же проблемы и страхи в отношениях с учителями.

  - шкала самооценки  Ч.Д. Спилбергера (США), Ю.Л. Ханина.

Данный тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности  в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

  1. проективные методы - проективная методика для диагностики школьной тревожности, разработанная А. М. Прихожан (Приложение 3).

Цель методики: выявить общий уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.

Анализ данных результатов  диагностики позволяет определить эффективные направления и методы психокоррекционной работы с тревожными детьми.

 

2.2 Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности.

Психопрофилактическая и  психокоррекционная работа по преодолению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений [2, с. 345]

1. психологическое просвещение родителей, направленное на коррекцию детско - родительских отношений. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: роль взаимоотношений в семье в возникновении и закреплении тревожности; влияние способа предъявления требований к ребенку, того, когда и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в какой форме они это проявляют на формирование у ребенка чувства защищенности и уверенности в себе. Второй блок: влияние эмоционального самочувствия взрослых на эмоциональное самочувствие детей разного возраста. Третий блок: значение развития у детей и подростков чувства уверенности в собственных силах.

Основная задача такой  работы – помочь родителям прийти к пониманию того, что решающая роль в профилактике тревожности  и ее преодолении принадлежит  им.

2. психологическое просвещение педагогов. Здесь, прежде всего, значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Такое разъяснение требуется потому, что нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как  позитивную особенность, обеспечивающую ребенку чувство ответственности, восприимчивость и т.п. Педагоги должны объективно оценивать роль четких, последовательных и достаточно устойчивых (предсказуемых) требований, конкретной обратной связи (конечно, при соблюдении основного принципа – общего уважения к ребенку как личности) в профилактике и преодолении тревожности. Особое внимание педагогов следует обратить на формирование правильного отношения учащихся к ошибкам. Известно, что именно «ориентация на ошибку», которая нередко подкрепляется отношением педагогов к ошибкам как к недопустимому, наказуемому явлению, – одна из основных форм школьной и тестовой тревожности.

3. непосредственная работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. При проведении психопрофилактики эта работа должна быть ориентирована прежде всего на оптимизацию тех областей, с которыми связаны «возрастные пики» тревожности для каждого периода; при психокоррекции, помимо этого, работа должна быть ориентирована на «зоны уязвимости», характерные для конкретного ребенка или подростка. Важным элементом работы является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных ситуациях. Необходимы подготовка детей к новым ситуациям, снижение неопределенности различных ситуаций посредством предварительного ознакомления детей с их содержанием и условиями, обсуждение возможных трудностей и обучение конструктивным способам их решения. Целесообразно проводить предварительное «проигрывание» наиболее значимых ситуаций, например репетицию экзамена.

Психолого-профилактическими  аспектами решения проблемы школьной тревожности предусматриевается: [16, с. 46- 50]

1. выявление учащихся, составляющих  группу повышенного риска нервно-психических  срывов, освобождение таких учащихся  от экзаменов и выполнения  наиболее трудных заданий;

2. участие школьного психолога  в разработке и проведении  профилактических мероприятий, направленных  на психоэмоциональное закаливание  учащихся, выработку у них психологической  устойчивости к стрессогенным воздействиям;

Информация о работе Психокоррекция школьной тревожности