Психокоррекция школьной тревожности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать принципы и методы психокоррекции школьной тревожности подростков.
В соответствии с объектом, предметом и целью дипломного исследования были поставлены следующие задачи:
-изучить психологические особенности младшего школьного возраста;
-проанализировать основные причины возникновения школьной тревожности
-разработать методику преодоления школьной тревожности, апробировать ее экспериментально;

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Тревожность как проявление эмоциональной сферы школьника........5
1.1 Понятие тревожности в психологии................................................................5
1.2 Взаимосвязь тревожности и социального статуса на успеваемость............7
1.3. Причины возникновения и проявления у детей школьного возраста
Глава 2. Диагностика и психокоррекция тревожности у школьников …........16
2.1 Методы диагностики тревожности у детей школьного возраста................16
2.2 Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности.........................................................................................17
Заключение………………………...………………………………………….….24
Список использованной литературы…………………………..…………..…...26
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Итак, мы провели наше исследование на базе средней школы № 1161 г. Москвы. В нашем исследовании принимали  участие 50 детей младшего школьного  возраста. Мы же считаем, чтобы снизить  границы повышенной школьной тревожности, следует увеличить эмоциональную  поддержку со стороны родителей, учителей, увеличить обучаемость  и т.д.

Так, детям с высокой  оценкой тревожности следует  формировать чувство уверенности  и успеха. Им необходимо смещать  акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных детей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

В заключение еще раз подчеркнем, что работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у детей должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной тревожности. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные и половые «пики» и индивидуальные «зоны уязвимости» для каждого ребенка. В дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми, в дальнейшем она продолжает играть существенную роль, но основное внимание следует уделять развитию и укреплению «Я-концепции» подростка, его отношению к себе, конструктивному разрешению возникающих у него внутренних конфликтов.

В профилактике и преодолении  тревожности детей существенную роль играет обеспечение ребенка  необходимым набором средств  и способов действий в значимых для  него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения. [5, с. 336]

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Андреева И.Н. Ситуативная и личностная тревожность подростка  
    // Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребёнка: Материалы Международной научно-практической конференции, 24-25 марта, 1999 г., г. Минск. – Мн., 1999.
  2. Аракелов Н., Шишкова Н. «Тревожность: методы ее диагностики и коррекции» / Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1.
  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990г.
  4. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976г.
  5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. -288с.
  6.   Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990г. -176с.
  7. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн.: Университетское, 1988г. -399с.
  8. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 336 с.
  9. Журнал “Семья и школа” № 9, 1988г.- Статья Б.Кочубей, Е.Новикова “Ярлыки для тревожности”
  10. 6. Журнал “Семья и школа” №11, 1988г. - Статья Б. Кочубей, Е. Новикова “Снимем маску с тревоги”.
  11. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. -224с.
  12.   Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г.
  13. Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Минск, ’Унiверсiтэцкае’, 1997г.
  14. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,с.195
  15. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Кн. Для воспитателей дет. сада: [Пер. с англ.] – М.: Просвещение,1991г.
  16. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Психологическая наука и образование. – 1988, № 2.
  17. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985г.
  18. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.
  19. Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Мн. : Ред. Журн. “Адукацыя i выхаванне”, 1997г. -212с.
  20. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.:МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
  21. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996г.-144с.
  22. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 1996г. -529с.
  23. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970г.
  24. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 1996г. -529с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         

                                                                                                              

Приложение 1

Опросник  Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка".

 

Цель:  выявление уровня детской тревожности на основе сопоставления  результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей  ребенка и воспитателей.  
Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл 
1. Не может долго работать, не уставая.  
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.  
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.  
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.  
5. Смущается чаще других.  
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.  
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.  
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.  
9. Руки у него обычно холодные и влажные.  
10. У него нередко бывает расстройство стула.  
11. Сильно потеет, когда волнуется.  
12. Не обладает хорошим аппетитом.  
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.  
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.  
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.  
16. Часто не может сдержать слезы.  
17. Плохо переносит ожидание.  
18. Не любит браться за новое дело.  
19. Не уверен в себе, в своих силах.  
20. Боится сталкиваться с трудностями.  
Суммируйте количество баллов, чтобы получить общий балл тревожности.  
Высокая тревожность — 15—20 баллов  
Средняя — 7—14 баллов  
Низкая — 1—6 баллов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Тест школьной тревожности Филлипса.

 

Цель исследования — изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о  том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над  вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов  вверху запишите свое имя, фамилию и  класс. Отвечая на вопрос, записывайте  его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА:

1. Трудно ли тебе держаться  на одном уровне со всем  классом?

2.  Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что  собирается проверить, насколько  ты знаешь материал?

3.  Трудно ли тебе  работать в классе так, как  этого хочет учитель?

4.  Снится ли тебе  временами, что учитель в ярости  от того, что ты не знаешь  урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь  из твоего класса бил или  ударял тебя?

6.  Часто ли тебе  хочется, чтобы учитель не торопился  при объяснении нового материала,  пока ты не поймешь, что он  говорил?

7.  Сильно ли ты волнуешься  при ответе или выполнении  задания?

8.  Случается ли с  тобой, что ты боишься высказываться  на уроке, потому что боишься  сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя  колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники  смеются над тобой, когда вы  играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе  ставят более низкую оценку, чем  ты ожидал?

12.  Волнует ли тебя  вопрос о том, не оставят  ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты  избегать игр, в которых делается  выбор, потому что тебя, как  правило, не выбирают?

14.  Бывает ли временами,  что ты весь дрожишь, когда  тебя вызывают отвечать?

15.  Часто ли у тебя  возникает ощущение, что никто  из твоих одноклассников не  хочет делать то, что хочешь  ты?

16.  Сильно ли ты волнуешься  перед тем, как начать выполнять  задание?

17. Трудно ли тебе получать  такие отметки, каких ждут от  тебя родители?

18.  Боишься ли ты  временами, что тебе станет  дурно в классе?

19.  Будут ли твои  одноклассники смеяться над тобой,  если ты сделаешь ошибку при ответе?

20.  Похож ли ты на  своих одноклассников?

21.  Выполнив задание,  беспокоишься ли ты о том,  хорошо ли с ним справился?

22.  Когда ты работаешь  в классе, уверен ли ты в  том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь  ответить на вопрос учителя?

24.  Верно ли, что большинство  ребят относится к тебе по-дружески?

25.  Работаешь ли ты  более усердно, если знаешь, что  результаты твоей работы будут  сравниваться в классе с результатами  твоих одноклассников?

26.  Часто ли ты мечтаешь  о том, чтобы поменьше волноваться,  когда тебя спрашивают?

27.  Боишься ли ты  временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что  твое сердце начинает сильно  биться, когда учитель говорит,  что собирается проверить твою  готовность к уроку?

29.  Когда ты получаешь  хорошие отметки, думает ли  кто-нибудь из твоих друзей, что  ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя  чувствуешь с теми из твоих  одноклассников, к которым ребята  относятся с особым вниманием?

31.  Бывает ли, что некоторые  ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32.  Как ты думаешь,  теряют ли расположение те  из учеников, которые не справляются  с учебой?

33.  Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников  не обращают на тебя внимание?

34.  Часто ли ты боишься  выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем,  как к тебе относятся учителя?

36.  Помогает ли твоя  мама в организации вечеров,  как другие мамы твоих одноклассников?

37.  Волновало ли тебя  когда-нибудь, что думают о тебе  окружающие?

38.  Надеешься ли ты  в будущем учиться лучше, чем  раньше?

39.  Считаешь ли ты, что  одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься,  отвечая на уроке, что думают  о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные  ученики какими-то особыми правами,  которых нет у других ребят  в классе?

42.  Злятся ли некоторые  из твоих одноклассников, когда  тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем,  как к тебе относятся одноклассники?

44.  Хорошо ли ты себя  чувствуешь, когда остаешься один  на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами  твои одноклассники твою внешность  и поведение?

46. Думаешь ли ты, что  беспокоишься о своих школьных  делах больше, чем другие ребята?

47.  Если ты не можешь  ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот  расплачешься?

48.  Когда вечером ты  лежишь в постели, думаешь ли  ты временами с беспокойством  о том, что будет завтра в  школе?

49.  Работая над трудным  заданием, чувствуешь ли ты порой,  что совершенно забыл вещи, которые  хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка  твоя рука, когда ты работаешь  над заданием?

51.  Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда  учитель говорит, что собирается  дать классу задание?

52.  Пугает ли тебя  проверка твоих знаний в школе?

53.  Когда учитель говорит,  что собирается дать классу  задание, чувствуешь ли ты страх,  что не справишься с ним?

54.  Снилось ли тебе  временами, что твои одноклассники  могут сделать то, что не можешь  ты?

55.  Когда учитель объясняет  материал, кажется ли тебе, что  твои одноклассники понимают  его лучше, чем ты?

56.  Беспокоишься ли  ты по дороге в школу, что  учитель может дать классу  проверочную работу?

57.  Когда ты выполняешь  задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка  твоя рука, когда учитель просит  сделать задание на доске перед  всем классом?

Обработка и интерпретация  результатов

При обработке результатов  выделяют вопросы, ответы на которые  не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил  «Да», в то время как в ключе  этому вопросу соответствует  «-», т.е. ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявление тревожности.

При обработке подсчитывается:

а) общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности  ребенка, если больше 75% от общего числа  вопросов теста — о высокой  тревожности;

б) число совпадений по каждому  из восьми факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности  определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех  или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

 

 

 

 

Факторы

Номера вопросов

1. Общая тревожность в  школе

2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 ∑=22

2. Переживание социального  стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 ∑ = 11

3. Фрустрация потребности  в достижении успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 ∑= 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45 ∑=6

5. Страх ситуации проверки  знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26

∑=6

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22

∑= 5

7. Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28

∑= 5

8. Проблемы и страхи  в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 ∑= 8

Информация о работе Психокоррекция школьной тревожности