Психокоррекция школьной тревожности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать принципы и методы психокоррекции школьной тревожности подростков.
В соответствии с объектом, предметом и целью дипломного исследования были поставлены следующие задачи:
-изучить психологические особенности младшего школьного возраста;
-проанализировать основные причины возникновения школьной тревожности
-разработать методику преодоления школьной тревожности, апробировать ее экспериментально;

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Тревожность как проявление эмоциональной сферы школьника........5
1.1 Понятие тревожности в психологии................................................................5
1.2 Взаимосвязь тревожности и социального статуса на успеваемость............7
1.3. Причины возникновения и проявления у детей школьного возраста
Глава 2. Диагностика и психокоррекция тревожности у школьников …........16
2.1 Методы диагностики тревожности у детей школьного возраста................16
2.2 Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности.........................................................................................17
Заключение………………………...………………………………………….….24
Список использованной литературы…………………………..…………..…...26
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 1.13 Мб (Скачать файл)

137

Ключ к вопросам

«+» — Да; «—» — Нет

1.

21.

41.

+

2.

22.

+

42.

3.

23.

43.

+

4.

24.

+

44.

+

5.

25.

+

45.

6.

26.

46.

7.

27.

47.

8.

28.

48.

9.

29.

49.

10.

30.

+

50.

11.

+

31.

51.

12.

32.

52.

13.

33.

53.

14.

34.

54.

15.

35.

+

55.

16.

36.

+

56.

17.

37.

57.

18.

38.

+

58.

19.

39.

+

   

20.

+

40.

   

Результаты:

1.  Число несовпадений  знаков («+» — Да, «—» — Нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; > 50; > 75%).

2.  Представление этих  данных в виде индивидуальных  диаграмм.

3.  Число несовпадений  по каждому фактору для всего  класса (абсолютное значение —  < 50%; > 50%; > 75%).

4.  Представление этих  данных в виде диаграммы.

5.  Количество учащихся, имеющих несовпадений по определенному  фактору > 50% и > 75% (для всех  факторов).

6.  Представление сравнительных  результатов при повторных замерах.

7.  Полная информация  о каждом учащемся (по результатам  теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1.  Общая тревожность  в школе — общее эмоциональное  состояние ребенка, связанное  с различными формами его включения  в жизнь школы.

2.  Переживания социального  стресса — эмоциональное состояние  ребенка, на фоне которого развиваются  его социальные контракты (прежде  всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности  в достижении успеха — неблагоприятный  психический фон, не позволяющий  ребенку развивать свои потребности  в успехе, достижении высокого  результата и т.д.

4.  Страх самовыражения  — негативные эмоциональные переживания  ситуаций, сопряженных с необходимостью  самораскрытия, предъявления себя  другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки  знаний — негативное отношение  и переживание тревоги в ситуациях  проверки (особенно — публичной)  знаний, достижений, возможностей.

6.  Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих — ориентация  на значимость других в оценке  своих результатов, поступков  и мыслей, тревога по поводу  оценок.

7.  Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу — особенности  психофизиологической организации,  снижающие приспособляемость ребенка  к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8.  Проблемы и страхи  в отношениях с учителями —  общий негативный эмоциональный  фон отношений с взрослыми  в школе, снижающий успешность  обучения ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Приложение 3

 

Шкала самооценки.

 
Данный тест является надежным источником информации о самооценке человеком  уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным. 
 
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. 
Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень "полезной тревоги". 
Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность. 
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам: 
  
При интерпретации результат можно оценивать так: 
 
до 30 - низкая тревожность;  
31-45 - умеренная тревожность;  
46 и более - высокая тревожность. 
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. 
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя "в лучшем свете". 
 
  
  
                                                                                                              

 

Приложение 4

 

Проективная методика для диагностики школьной тревожности

 

Проективная методика для  диагностики школьной тревожности (Практикум по возрастной психологии / Ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2002) была разработана А. М. Прихожан на основании методики Е. W. Amen, N. Renison (1954). В силу неструктурированности стимульного материала, методика позволяет получить информацию, не зависящую от уровня развития рефлексии испытуемого, то есть от его способности замечать те или иные состояния, в том числе состояние тревоги. Кроме того, проективный характер метода позволяет обойти «фильтр значимости школьной жизни», который зачастую не позволяет ребенку рефлексировать негативные эмоции, связанные со школой.

Цель методики. С помощью данной методики можно выявить общий уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.

Возрастные ограничения. Методика предназначена для работы с учащимися начальной школы. Возраст испытуемых — 6-9 лет.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться только в индивидуальной форме, желательно в начале учебного дня, в отсутствии учителей и классного руководителя, в условиях позитивного контакта психолога с ребенком.

Необходимые материалы. Для проведения диагностики требуются два набора по 12 рисунков размером 18х13 каждый. Набор А предназначен для девочек, набор Б — для мальчиков. Картинки пронумерованы на обратной стороне листа. Кроме того, необходимы средства регистрации ответов ребенка. Возможно использование диктофона.

Инструкция. «Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Посмотри, все — и взрослые, и дети — нарисованы без лиц (предъявляется картинка 1). Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего двенадцать, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое — грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо — веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо».

Выполнение задания по картинке 1 рассматривается как тренировочное. В ходе первого задания можно  повторять инструкцию, добиваясь  того, чтобы ребенок ее усвоил.

Затем последовательно предъявляются  картинки 2-12. Перед предъявлением  каждой картинки повторяются вопросы: «Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у нее (него) такое лицо?» Перед предъявлением картинок 2,3,5,6,10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного персонажа и рассказать о нем. Все ответы детей фиксируются.

Обработка результатов. Оцениваются ответы на вопросы 2—11. Картинка 1 является тренировочной, на ее основе проверяется, усвоил ли ребенок инструкцию. Картинка 12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания положительным ответом. Подсчитывается количество «неблагополучных» ответов (максимальное количество — 10). Примеры «благополучных» и «неблагополучных» ответов детей приведены в табл. 7.

Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные»  ответы детей по картинкам Проективной  методики для диагностики школьной тревожности

№ картинки

«Благополучные ответы»

«Неблагополучные ответы»

2

Девочка говорит другой: «Не грусти, ты скоро вырастешь и тоже будешь ходить в школу»

Девочка болеет дома, а те, которые  идут в школу, ей завидуют

3

Мальчики играют в футбол. Мальчику (с мячом) весело. Остальным тоже

Мальчик (с мячом) разозлился на остальных  и лупит мячом в стену

4

Мальчику весело. Он рассказывает анекдот про попугая маме

Мама ругает девочку. Девочка говорит: «Я не виновата!». Плачет

5

Учительница на перемене играет со всеми. Интересно. Девочка (которая стоит  ближе всех к взрослой женщине) сейчас будет водить

Кто-то разбил цветок. Учительница  ругается. Мальчик (который стоит  ближе всех к взрослой женщине) злится. Это не он разбил. А ругают его. Остальные  заступаются

6

Это математика. Девочка (на первой парте) решает задачу. У нее все решилось. Она ждет, что ее сейчас похвалят. Ей приятно

Задача трудная. Девочка (на первой парте) решила. Только не знает, правильно  или не правильно. Не хочет, чтобы  ее вызвали решать к доске. Боится

7

Учительница говорит отметки за урок. Все хорошие

Учительница читает рассказ. Все случают, а девочка наказана (в углу). Ей грустно

8

Мальчик дома делает математику. Он любит  математику

Мальчика заставляют сперва сделать домашку, а только потом смотреть телек. Ему не нравится

9

Играют в прятки. Мальчик (слева) спорит с другим, куда прятаться. Им радостно

С девочкой (справа) поссорились и  не разговаривают. Она говорит: «Вы  дуры». Злится

10

Девочку вызвали к доске. Она  выучила про существительное. Ей учительница поставит «пять». Она  довольна

Мальчик решил задачу, а учительница  говорит: «Тройка!» Он обиделся и  спорит с ней. Она всегда так

11

Играет в конструктор. Это интересно. Я тоже люблю

Девочка сказала, что заболела, и  осталась дома. Это хорошо, потому что  сегодня контрольная. Теперь она не боится получить «двойку»

Информация о работе Психокоррекция школьной тревожности