Психологическая характеристика основных познавательных процессов в периода ранней зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности развития психических познавательных процессов в ранней зрелости на примере изучение студентов старшего курса.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития логической и механической памяти, а также объема кратковременной памяти в ранней зрелости.
3. Установить взаимосвязь между развитием различных видов памяти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ПЕРИОДА РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 5
1.1. Основные психические процессы 5
1.2. Ощущение 6
1.3. Восприятие 10
1.4. Память 13
1.5. Мышление и воображение 19
1.6. Психологическая характеристика периода ранней зрелости 24
2. ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 30
2.1. Метолы организации исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

     ВВЕДЕНИЕ 3

     1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОСНОВНЫХ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ПЕРИОДА  РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 5

     1.1. Основные психические процессы 5

     1.2. Ощущение 6

     1.3. Восприятие 10

     1.4. Память 13

     1.5. Мышление и воображение 19

     1.6. Психологическая характеристика периода ранней зрелости 24

     2. ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ  ЗРЕЛОСТИ 30

     2.1. Метолы организации исследования 30

     2.2. Анализ результатов исследования 32

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Потребность в знании закономерностей личностного онтогенеза все чаще осознается обществом при решении многих вопросов в самых разных сферах жизни и деятельности. Например, эти знания помогут не только диагностировать наличие стабильных и кризисных периодов в жизни человека, но и преодолевать трудности, связанные с нормативными кризисами развития. На каждой возрастной стадии личностное становление отличается своим содержанием и динамикой. Акцент внимания на закономерностях личностного онтогенеза в период зрелости (взрослости) актуален, так как он характеризуется:

     - во-первых, продолжением развития и формирования личностных (психических и социально-психологических) качеств

     - во-вторых, наибольшей активностью в плане профессиональной деятельности.

     Ранняя  зрелость в периодизациях возрастного развития длится приблизительно с 20 до 30 лет жизни и характеризуется тем, что человек стремится к самостоятельной, независимой жизни, осознает себя взрослым. Преимущественно период ранней зрелости изучен на примере личности  студента. В студенческом возрасте достигают максимума в своем развитии не только физические, но и психофизиологические свойства, и высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства. Функционирование сенсорно-перцептивной сферы человека достигает своего оптимума к 25 годам, затем стабилизируется и сохраняется до 40-летнего возраста. Изучение особенностей периода взрослости представлено в работах Э.Эриксона, Г.Крайга, Д.Б.Бромлея, Ш.Бюлер, Б.Г.Ананьева, Г.С.Абрамовой C.Е.Пиняевой, И.П.Андpеева, Н.А.Логиновой и других.

     Несмотря  на имеющиеся исследования познавательной  сферы личности в период ранней зрелости, недостаточно изучены особенности  такого познавательного процесса как  память.

     Исследование  проводилось на базе Белорусского национального технического университета. Участниками исследования стало 30 человек (18 юношей, 12 девушек): студенты  5 курса автотракторного факультета в возрасте 22-23 года.

     Цель  исследования: выявить особенности развития психических познавательных процессов в ранней зрелости на примере изучение студентов  старшего курса.

     Задачи  исследования:

     1. Изучить литературу по проблеме  исследования.

     2. Изучить особенности развития  логической и механической памяти, а также объема кратковременной  памяти в  ранней зрелости.

     3. Установить взаимосвязь между развитием различных видов памяти.

     Объект  исследования: психические познавательные процессы в ранней зрелости. 

     Предмет исследования: взаимосвязь различных видов памяти в ранней зрелости  на примере изучения студентов.   

     Гипотеза  исследования: логическая память в ранней зрелости  положительно связана с объемом кратковременной памяти.

     Методы  исследования:

     1. Метод анализа и обобщения  литературных источников по теме  исследования.

     2. Метод  психологического тестирования:

     1) Методика «Изучение логической и механической памяти».

     2) Методика «Объем кратковременной памяти»,  вариант Б.

     3. Метод математической статистики: коэффициент линейной корреляции  Пирсона. 

        1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ПЕРИОДА РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ

      1.1. Основные психические процессы

     Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Включают в себя:

     - познавательные (ощущение, восприятие, представление и память, мышление и воображение)

     - эмоциональные (активные и пассивные  переживания) 

     - волевые (решение, исполнение, волевое  усилие)

     Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения  и деятельности человека, взаимосвязаны  и представляют собой единый поток сознания; протекают с различной интенсивностью и быстротой в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

     Основными познавательными психическими процессами, которые участвуют в построении образов окружающего мира, являются: ощущение, восприятие, мышление, память. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Ощущение

     Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы [23, с. 261].

     Классификация ощущений зависит от классификации  анализаторных систем, которыми обладает человек. Обычно используют следующие  критерии:

     1) по наличию или отсутствию  непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение;

     2) по месту расположения рецепторов;

     3) по модальности (виду) раздражителя.

     4) Наиболее используемой является  классификация, предложенная английским  физиологом И. Шеррингтоном, который  выделил три основные класса ощущений [30,  с. 44]:

     1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

     2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущение голода, жажды, боли и  т.д.);

     3) проприоцептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

     Существует  также классификация, которая разделяет  ощущения на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточные положение. Наиболее древней является органическая (прежде всего – болевая чувствительность), затем появились контактная (прежде всего тактильная, то есть осязательная формы). И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85 % всей информации о внешнем мире), а также слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения.

     Следующая классификация выделяет ощущения по модальности раздражителя:

     - зрительные;

     - слуховые;

     - обонятельные;

     - вкусовые;

     - тактильные;

     - статические; 

     - кинестетические, 

     - температурные;

     - болевые;

     - ощущения жажды и голода.

     Афферентные системы человеческого организма  могут отображать состояние как  окружающего нас внешнего мира, так  и состояние нашего собственного тела с большей или меньшей  точностью, т.е. могут быть более или менее чувствительными. Экспериментально можно установить минимальную интенсивность любого раздражителя, при действии которого появляется минимальное, едва заметное ощущение. Эту минимальную интенсивность раздражителя основоположник психофизики Г.Т. Фехнер назвал абсолютным порогом чувствительности.  Всего же выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный.

     Нижний  порог чувствительности – это минимальная величина раздражителя, вызывающая заметное ощущение. Верхний порог чувствительности – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор [30, с. 47].

     Дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще различаются как различные [10, с. 47]. Несмотря на то, что   абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности представляют собой явно различные характеристики, за этими понятиями стоит один общий принцип – сенсорный ряд прерывен или дискретен, то есть до определенных пределов ощущение есть, а потом пропадает.

     Современные концепции порогов чувствительности отличаются двумя характерными особенностями. Первая из них состоит в том, что  различение и обнаружение трактуется как процесс, неотъемлемой частью которого является неопределенность и случайность. Вторая – в том, что все глубже исследуются механизмы несенсорного порядка, в широком смысле – механизмы принятия решений, которые приходят на помощь сенсорной системе и позволяют тем или иным способом решать сенсорные задачи, несмотря на неопределенность, случайность, смутность и неясность внешнего мира [26, с. 171].

     Различают две основные формы  изменения  чувствительности: адаптацию и сенсибилизацию.

     Адаптация – или приспособление – есть изменение чувственности органов чувств под влиянием действия раздражителя.. Выделяют негативную и позитивную адаптацию.

     Негативная  адаптация бывает двух видов:

        1. полное исчезновение ощущение в процессе продолжительного действия раздражителя (легкий груз, неприятный запах);
        2. притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (холодная вода, переход из полутемной комнаты в ярко освещенное пространство).

     Позитивная  адаптация – это повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Явление адаптации можно объяснить:

     1) теми изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном действии на него раздражителя;

     2) процессами, протекающими в центральных  отделах анализаторов – при  длительном раздражении коры  головного мозга отвечает внутренним  охранительным торможением, снижающим чувствительность. 

     Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Взаимодействие ощущение заключается в следующем: слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность под влиянием слабого обонятельного раздражителя, звуковые раздражители слабые повышают световую чувствительность.

     Таким образом, ощущение – это простейший психический процесс, физиологической  основой которого выступает деятельность анализаторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Восприятие

     Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств [30, с. 49].

     Восприятие  – это отражение комплексного раздражителя, результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга в синтезе целостного образа.

Информация о работе Психологическая характеристика основных познавательных процессов в периода ранней зрелости