Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:57, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности развития психических познавательных процессов в ранней зрелости на примере изучение студентов старшего курса.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития логической и механической памяти, а также объема кратковременной памяти в ранней зрелости.
3. Установить взаимосвязь между развитием различных видов памяти.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ПЕРИОДА РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 5
1.1. Основные психические процессы 5
1.2. Ощущение 6
1.3. Восприятие 10
1.4. Память 13
1.5. Мышление и воображение 19
1.6. Психологическая характеристика периода ранней зрелости 24
2. ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 30
2.1. Метолы организации исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
1.1.
Основные психические процессы
1.2. Ощущение 6
1.3. Восприятие 10
1.4. Память 13
1.5. Мышление и воображение 19
1.6. Психологическая характеристика периода ранней зрелости 24
2.
ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ПЕРИОД
2.1.
Метолы организации
2.2.
Анализ результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ВВЕДЕНИЕ
Потребность в знании закономерностей личностного онтогенеза все чаще осознается обществом при решении многих вопросов в самых разных сферах жизни и деятельности. Например, эти знания помогут не только диагностировать наличие стабильных и кризисных периодов в жизни человека, но и преодолевать трудности, связанные с нормативными кризисами развития. На каждой возрастной стадии личностное становление отличается своим содержанием и динамикой. Акцент внимания на закономерностях личностного онтогенеза в период зрелости (взрослости) актуален, так как он характеризуется:
- во-первых, продолжением развития и формирования личностных (психических и социально-психологических) качеств
- во-вторых, наибольшей активностью в плане профессиональной деятельности.
Ранняя зрелость в периодизациях возрастного развития длится приблизительно с 20 до 30 лет жизни и характеризуется тем, что человек стремится к самостоятельной, независимой жизни, осознает себя взрослым. Преимущественно период ранней зрелости изучен на примере личности студента. В студенческом возрасте достигают максимума в своем развитии не только физические, но и психофизиологические свойства, и высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства. Функционирование сенсорно-перцептивной сферы человека достигает своего оптимума к 25 годам, затем стабилизируется и сохраняется до 40-летнего возраста. Изучение особенностей периода взрослости представлено в работах Э.Эриксона, Г.Крайга, Д.Б.Бромлея, Ш.Бюлер, Б.Г.Ананьева, Г.С.Абрамовой C.Е.Пиняевой, И.П.Андpеева, Н.А.Логиновой и других.
Несмотря на имеющиеся исследования познавательной сферы личности в период ранней зрелости, недостаточно изучены особенности такого познавательного процесса как память.
Исследование проводилось на базе Белорусского национального технического университета. Участниками исследования стало 30 человек (18 юношей, 12 девушек): студенты 5 курса автотракторного факультета в возрасте 22-23 года.
Цель исследования: выявить особенности развития психических познавательных процессов в ранней зрелости на примере изучение студентов старшего курса.
Задачи исследования:
1.
Изучить литературу по
2.
Изучить особенности развития
логической и механической
3. Установить взаимосвязь между развитием различных видов памяти.
Объект исследования: психические познавательные процессы в ранней зрелости.
Предмет исследования: взаимосвязь различных видов памяти в ранней зрелости на примере изучения студентов.
Гипотеза исследования: логическая память в ранней зрелости положительно связана с объемом кратковременной памяти.
Методы исследования:
1.
Метод анализа и обобщения
литературных источников по
2.
Метод психологического
1) Методика «Изучение логической и механической памяти».
2) Методика «Объем кратковременной памяти», вариант Б.
3.
Метод математической
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ПЕРИОДА РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ
1.1. Основные психические процессы
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Включают в себя:
- познавательные (ощущение, восприятие, представление и память, мышление и воображение)
-
эмоциональные (активные и
- волевые (решение, исполнение, волевое усилие)
Психические
процессы обеспечивают формирование знаний
и первичную регуляцию
Основными
познавательными психическими процессами,
которые участвуют в построении
образов окружающего мира, являются: ощущение,
восприятие, мышление, память.
1.2. Ощущение
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы [23, с. 261].
Классификация ощущений зависит от классификации анализаторных систем, которыми обладает человек. Обычно используют следующие критерии:
1) по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение;
2)
по месту расположения
3) по модальности (виду) раздражителя.
4)
Наиболее используемой
1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущение голода, жажды, боли и т.д.);
3) проприоцептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.
Существует также классификация, которая разделяет ощущения на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточные положение. Наиболее древней является органическая (прежде всего – болевая чувствительность), затем появились контактная (прежде всего тактильная, то есть осязательная формы). И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85 % всей информации о внешнем мире), а также слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения.
Следующая классификация выделяет ощущения по модальности раздражителя:
- зрительные;
- слуховые;
- обонятельные;
- вкусовые;
- тактильные;
- статические;
- кинестетические,
- температурные;
- болевые;
- ощущения жажды и голода.
Афферентные
системы человеческого
Нижний порог чувствительности – это минимальная величина раздражителя, вызывающая заметное ощущение. Верхний порог чувствительности – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор [30, с. 47].
Дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще различаются как различные [10, с. 47]. Несмотря на то, что абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности представляют собой явно различные характеристики, за этими понятиями стоит один общий принцип – сенсорный ряд прерывен или дискретен, то есть до определенных пределов ощущение есть, а потом пропадает.
Современные
концепции порогов
Различают две основные формы изменения чувствительности: адаптацию и сенсибилизацию.
Адаптация – или приспособление – есть изменение чувственности органов чувств под влиянием действия раздражителя.. Выделяют негативную и позитивную адаптацию.
Негативная адаптация бывает двух видов:
Позитивная адаптация – это повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Явление адаптации можно объяснить:
1) теми изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном действии на него раздражителя;
2)
процессами, протекающими в центральных
отделах анализаторов – при
длительном раздражении коры
головного мозга отвечает
Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Взаимодействие ощущение заключается в следующем: слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность под влиянием слабого обонятельного раздражителя, звуковые раздражители слабые повышают световую чувствительность.
Таким
образом, ощущение – это простейший
психический процесс, физиологической
основой которого выступает деятельность
анализаторов.
1.3. Восприятие
Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств [30, с. 49].
Восприятие – это отражение комплексного раздражителя, результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга в синтезе целостного образа.