Психологическая характеристика основных познавательных процессов в периода ранней зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности развития психических познавательных процессов в ранней зрелости на примере изучение студентов старшего курса.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития логической и механической памяти, а также объема кратковременной памяти в ранней зрелости.
3. Установить взаимосвязь между развитием различных видов памяти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ПЕРИОДА РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 5
1.1. Основные психические процессы 5
1.2. Ощущение 6
1.3. Восприятие 10
1.4. Память 13
1.5. Мышление и воображение 19
1.6. Психологическая характеристика периода ранней зрелости 24
2. ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 30
2.1. Метолы организации исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)
fy">     Г.С.Абрамова выделяет период взросления (23-30 лет), переходный возраст (30-35 лет), зрелость (35-50 лет) [1].

     Г.Крайг  делит период взрослости на три возрастных подпериода, или три стадии: ранняя взрослость (от 20 до 40 лет), средняя взрослость (от 40 до 60 лет) и поздняя взрослость (от 60 лет и дальше) [16, c. 650]. При этом автор отмечает, что эти возрастные ориентиры далеко не всегда соответствуют сложившемуся в ходе жизни субъективному представлению человека о должном поведении.

     Учитывая  существующие периодизации, С.Е.Пиняева, Н.В.Андреев [22] относят зрелость к отрезку жизни между 20 и 60 годами и описывать ее по фазам — временным интервалам в 7—10 лет. Каждую фазу заканчивает нормативный кризис развития, успешность разрешения и сроки которого могут варьироваться в зависимости от характера протекания предшествующего периода, индивидуальных особенностей и обстоятельств жизни в целом. 

     Э.Эриксон, анализируя зрелость как седьмую  стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность (генеративность) и порождение (продолжение рода) как главные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в индивидуальном творчестве. Во все, что делает взрослый человек, он вкладывает частицу своего «Я», своего  индивидуального опыта и тем самым становится участником культурно-социального прогресса [32].

     Зрелый  человек нуждается в том, чтобы  быть нужным; зрелость  нуждается  в руководстве и поощрении  со стороны молодых, о которых  необходимо заботиться. Генеративность как одна из важных характеристик взрослости — это прежде всего заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения.

     Новые личностные характеристики:

     1) умение брать на себя ответственность; 

     2) стремление к власти и организаторские  способности; 

     3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;

     4) уверенность в себе и целеустремленность;

     5) склонность к философским обобщениям;

     6) защита системы собственных принципов  и жизненных ценностей; способность  сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;

     7) формирование индивидуального жизненного  стиля; 

     8) стремление оказывать влияние  на мир и «отдавать» индивидуальный  опыт молодому поколению; 

     9) реализм, трезвость в оценках  и чувство «сделанности» жизни;

     10) стабилизация системы социальных ролей и др. [32, 33].

     По  отношении к времени своей  жизни, по В.И.Ковалеву, выделяется несколько  типов поведения во взрослом возрасте:

     1) стихийно-обыденный тип: личность  находится в зависимости от  событий и обстоятельств жизни;

     2) функционально-действенный тип: личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности;

     3) созерцательно-пролонгированный тип:  личность пассивно относится  к бегущему времени своей жизни,  у нее отсутствует четкая организация времени жизни;

     4) созидательно-преобразующий тип:  личность пролонгирование осуществляет  организацию времени, связывая  его со смыслом жизни, с решением  общественных проблем, творчески  овладевает временем.

     Г.С.Абрамова выделяет критерии взрослости. Физиологический критерий – с точки зрения функционирования всех систем организма. Юридический критерий – с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни. Эта ситуация безусловная. Взрослость нормального здорового человека безусловна. Психологический критерий связан с теми важнейшими новообразования, которые вносят в жизнь нормального человека создание собственной семьи и родительство [1, c. 52].

     Кризис  взрослости: переоценка совершенного, профессионального и семейного  выбора, результатов деятельности.

     В нашем анализе взрослости обратимся  к выводам психологии, касающихся личностного развития человека в  период ранней зрелости.

     К началу периода зрелости завершается  половое созревание человека, дифференцированы его умственные способности и интересы. Сформированы определенная система ценностей (личное мировоззрение и жизненная позиция), целостный образ Я, готовность к самообучению и саморазвитию личности, профессиональные намерения [16], [19].

     Первая  фаза периода зрелости длится приблизительно с 20 до 30 лет жизни и характеризуется тем, что человек стремится к самостоятельной, независимой жизни, осознает себя взрослым и полноправным. Происходит включение во все виды социальной активности и овладение многими социальными ролями. Как считают Ш.Бюллер (цит. по [18]), Р.Гаулд, Д.Левинсон, Д.Вейлант (цит. по [8]) и Д.Б.Бромлей (цит. по [1]), наступает период встречи со спутником жизни, образования собственной семьи и рождения детей. Отсутствие подобного опыта, по мнению Э.Эриксона [32], может привести к замыканию человека на самом себе и стремлению к избеганию контактов. Изоляция от людей, особенно близких, или неразборчивые отношения, непредсказуемое поведение являются признаками аномального развития личности.

     По  мнению Б.Г.Ананьева (цит. по [3]), достижение новых, более высоких уровней функционального развития в зрелые годы в процессе трудовой деятельности возможно благодаря тому, что некоторые психические функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации и операционных преобразований. Одновременно с этим функции, не имеющие таких условий, в относительно молодые годы постепенно снижают свой уровень. Систематический труд приводит к тому, что происходит специализация отдельных психических функций применительно к определенным объектам и операциям деятельности. Например, совершенствуется развитие глазомера, корректируется и становится более избирательным внимание, в зависимости от актуальности интеллектуальной деятельности развиваются память и мышление, особенно в сензитивные возрастные периоды (18— 24 и 29—33 года для памяти и 26— 29 лет для мышления).

      Учитывая, что ранняя зрелость соотносится  со студенческим  возрастом, охарактеризуем особенности  психического  развития студента.     

      В студенческом возрасте достигают максимума в своем развитии не только физические, но и психофизиологические свойства, и высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства. Функционирование сенсорно-перцептивной сферы человека достигает своего оптимума к 25 годам, затем стабилизируется и сохраняется до 40-летнего возраста (исследования Шварц Л.А. (1948) и Кравкова С.В. (1950)). Показатели невербального интеллекта достигают своего оптимума  к 30-35 годам, вербальный интеллект развивается еще и после 40. Величины уровневых показателей развития объема, переключения и избирательности внимания нарастают постепенно, в пределах возраста от 18 до 33 лет. После 34 лет происходит снижение показателей уровня развития свойств внимания. Наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключения и избирательности приходятся на возраст 27 – 33 года.

      Преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретать абстрактное  мышление, формируется обобщенная картина  мира, устанавливаются глубинные  взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности. Одной из основных характеристик мышления в период 20 – 40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления. Теоретическое мышление проверяется практикой, под влиянием которой происходит обогащение и теоретического мышления. Имеющиеся экспериментальные данные позволяют говорить о том, что на протяжении периода ранней взрослости (от 18 до 40 лет) наблюдается неравномерность развития конкретных видов мышления. Практическое мышление имеет самые высокие показатели развития (оптимумы) в возрасте 31 – 32 и 35 – 35 лет. Оптимумы в развитии теоретического мышления приходятся на возраст 20, 23, 25 и 32 года. Оптимумы в развитии образного мышления приходятся на возраст 20, 23, 25, 32, 35 и 39 лет. Развитие мышления, как известно, идет параллельно с развитием речи. Исследования Е. Харке (1966) свидетельствуют о том, что у человека, достигшего взрослости, происходит преобразование самой структуры речи, изменяется ее лексический и грамматический состав, наблюдается прогрессирующее развитие вербальных функций.

      По  результатам исследований К. Ригеля (Riegel, 1975) было выявлено, что важным достижением когнитивного развития в период ранней взрослости является формирование диалектического мышления (как понимания противоречий). Это позволяет человеку адекватно воспринимать окружающую его действительность и принимать адекватные решения.

      Другой  исследователь-теоретик, Г. Лэйбоуви-Виф (Labouvie-Vief G., 1984), в качестве критерия когнитивной зрелости в этот период выделяет обязательность и ответственность. Это способствует самостоятельному принятию решений, эффективному преодолению противоречий и неопределенностей собственного жизненного опыта, осознание своих обязанностей и понимание той ответственности, которая автоматически возлагается с принятым решением.

      Приобретенные в детстве и юности интеллектуальные способности человек, по мнению К.У. Шайи (Schaie, 1986), использует в ранней взрослости для того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. Этот период был обозначен как период достижений. Это очень важный период в когнитивном развитии взрослого человека, когда он применяет в жизни свои способности думать, анализировать и принимать решения, укладывающиеся в план его жизни.

      Таким образом, анализ исследований, посвященных  психическому развитию в ранней зрелости позволяет рассматривать ее как  высокий уровень психического развития, включая развитие психических познавательных процессов.     

 

      2. ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ  В ПЕРИОД РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ

      2.1 Методы и организация  исследования

     Участниками исследования стало 30 человек (18 юношей, 12 девушек): студенты  5 курса автотракторного  факультета Белорусского национального  технического университета в возрасте 22-23 года.

     Для изучения проявления логической и механической памяти и ее связи с объемом кратковременной памяти в период ранней зрелости были использована следующие методики:

     1. Методика «Изучение логической и механической памяти».

     2. Методика «Объем кратковременной памяти»,  вариант Б.

     Краткая характеристика методик 

     Методика  «Изучение логической и механической памяти».

     Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

     Оборудование: листы формата А4, на которых размещены два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

     В таблице 2.1 представлены два ряда слов для запоминания.

Таблица 2.1 - Материал для изучения логической и механической памяти

Слова первого ряда Слова второго ряда
1. кукла  - играть 

2. курица  – яйцо

3. ножницы  -  резать 

4. лошадь - сани 

5. книга  - учитель 

6. бабочка  - муха 

7. щетка  - зубы 

8. снег - зима 

9. корова - молоко 

10. лампа  - вечер 

1. жук - кресло

2. компас - клей

3. колокольчик  - стрела

4. синица - сестра

5. лейка  - трамвай

6. ботинки  - самовар

7. спичка - графин

8. шляпа  - пчела

9. рыба - пожар

10. пила - яичница

Информация о работе Психологическая характеристика основных познавательных процессов в периода ранней зрелости