Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:57, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности развития психических познавательных процессов в ранней зрелости на примере изучение студентов старшего курса.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития логической и механической памяти, а также объема кратковременной памяти в ранней зрелости.
3. Установить взаимосвязь между развитием различных видов памяти.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ПЕРИОДА РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 5
1.1. Основные психические процессы 5
1.2. Ощущение 6
1.3. Восприятие 10
1.4. Память 13
1.5. Мышление и воображение 19
1.6. Психологическая характеристика периода ранней зрелости 24
2. ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 30
2.1. Метолы организации исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Г.Крайг делит период взрослости на три возрастных подпериода, или три стадии: ранняя взрослость (от 20 до 40 лет), средняя взрослость (от 40 до 60 лет) и поздняя взрослость (от 60 лет и дальше) [16, c. 650]. При этом автор отмечает, что эти возрастные ориентиры далеко не всегда соответствуют сложившемуся в ходе жизни субъективному представлению человека о должном поведении.
Учитывая существующие периодизации, С.Е.Пиняева, Н.В.Андреев [22] относят зрелость к отрезку жизни между 20 и 60 годами и описывать ее по фазам — временным интервалам в 7—10 лет. Каждую фазу заканчивает нормативный кризис развития, успешность разрешения и сроки которого могут варьироваться в зависимости от характера протекания предшествующего периода, индивидуальных особенностей и обстоятельств жизни в целом.
Э.Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность (генеративность) и порождение (продолжение рода) как главные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в индивидуальном творчестве. Во все, что делает взрослый человек, он вкладывает частицу своего «Я», своего индивидуального опыта и тем самым становится участником культурно-социального прогресса [32].
Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным; зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны молодых, о которых необходимо заботиться. Генеративность как одна из важных характеристик взрослости — это прежде всего заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения.
Новые личностные характеристики:
1)
умение брать на себя
2)
стремление к власти и
3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
4)
уверенность в себе и
5)
склонность к философским
6)
защита системы собственных
7)
формирование индивидуального
8)
стремление оказывать влияние
на мир и «отдавать»
9) реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
10) стабилизация системы социальных ролей и др. [32, 33].
По отношении к времени своей жизни, по В.И.Ковалеву, выделяется несколько типов поведения во взрослом возрасте:
1)
стихийно-обыденный тип:
2) функционально-действенный тип: личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности;
3)
созерцательно-
4)
созидательно-преобразующий
Г.С.Абрамова выделяет критерии взрослости. Физиологический критерий – с точки зрения функционирования всех систем организма. Юридический критерий – с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни. Эта ситуация безусловная. Взрослость нормального здорового человека безусловна. Психологический критерий связан с теми важнейшими новообразования, которые вносят в жизнь нормального человека создание собственной семьи и родительство [1, c. 52].
Кризис взрослости: переоценка совершенного, профессионального и семейного выбора, результатов деятельности.
В нашем анализе взрослости обратимся к выводам психологии, касающихся личностного развития человека в период ранней зрелости.
К началу периода зрелости завершается половое созревание человека, дифференцированы его умственные способности и интересы. Сформированы определенная система ценностей (личное мировоззрение и жизненная позиция), целостный образ Я, готовность к самообучению и саморазвитию личности, профессиональные намерения [16], [19].
Первая фаза периода зрелости длится приблизительно с 20 до 30 лет жизни и характеризуется тем, что человек стремится к самостоятельной, независимой жизни, осознает себя взрослым и полноправным. Происходит включение во все виды социальной активности и овладение многими социальными ролями. Как считают Ш.Бюллер (цит. по [18]), Р.Гаулд, Д.Левинсон, Д.Вейлант (цит. по [8]) и Д.Б.Бромлей (цит. по [1]), наступает период встречи со спутником жизни, образования собственной семьи и рождения детей. Отсутствие подобного опыта, по мнению Э.Эриксона [32], может привести к замыканию человека на самом себе и стремлению к избеганию контактов. Изоляция от людей, особенно близких, или неразборчивые отношения, непредсказуемое поведение являются признаками аномального развития личности.
По мнению Б.Г.Ананьева (цит. по [3]), достижение новых, более высоких уровней функционального развития в зрелые годы в процессе трудовой деятельности возможно благодаря тому, что некоторые психические функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации и операционных преобразований. Одновременно с этим функции, не имеющие таких условий, в относительно молодые годы постепенно снижают свой уровень. Систематический труд приводит к тому, что происходит специализация отдельных психических функций применительно к определенным объектам и операциям деятельности. Например, совершенствуется развитие глазомера, корректируется и становится более избирательным внимание, в зависимости от актуальности интеллектуальной деятельности развиваются память и мышление, особенно в сензитивные возрастные периоды (18— 24 и 29—33 года для памяти и 26— 29 лет для мышления).
Учитывая, что ранняя зрелость соотносится со студенческим возрастом, охарактеризуем особенности психического развития студента.
В студенческом возрасте достигают максимума в своем развитии не только физические, но и психофизиологические свойства, и высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства. Функционирование сенсорно-перцептивной сферы человека достигает своего оптимума к 25 годам, затем стабилизируется и сохраняется до 40-летнего возраста (исследования Шварц Л.А. (1948) и Кравкова С.В. (1950)). Показатели невербального интеллекта достигают своего оптимума к 30-35 годам, вербальный интеллект развивается еще и после 40. Величины уровневых показателей развития объема, переключения и избирательности внимания нарастают постепенно, в пределах возраста от 18 до 33 лет. После 34 лет происходит снижение показателей уровня развития свойств внимания. Наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключения и избирательности приходятся на возраст 27 – 33 года.
Преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности. Одной из основных характеристик мышления в период 20 – 40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления. Теоретическое мышление проверяется практикой, под влиянием которой происходит обогащение и теоретического мышления. Имеющиеся экспериментальные данные позволяют говорить о том, что на протяжении периода ранней взрослости (от 18 до 40 лет) наблюдается неравномерность развития конкретных видов мышления. Практическое мышление имеет самые высокие показатели развития (оптимумы) в возрасте 31 – 32 и 35 – 35 лет. Оптимумы в развитии теоретического мышления приходятся на возраст 20, 23, 25 и 32 года. Оптимумы в развитии образного мышления приходятся на возраст 20, 23, 25, 32, 35 и 39 лет. Развитие мышления, как известно, идет параллельно с развитием речи. Исследования Е. Харке (1966) свидетельствуют о том, что у человека, достигшего взрослости, происходит преобразование самой структуры речи, изменяется ее лексический и грамматический состав, наблюдается прогрессирующее развитие вербальных функций.
По результатам исследований К. Ригеля (Riegel, 1975) было выявлено, что важным достижением когнитивного развития в период ранней взрослости является формирование диалектического мышления (как понимания противоречий). Это позволяет человеку адекватно воспринимать окружающую его действительность и принимать адекватные решения.
Другой исследователь-теоретик, Г. Лэйбоуви-Виф (Labouvie-Vief G., 1984), в качестве критерия когнитивной зрелости в этот период выделяет обязательность и ответственность. Это способствует самостоятельному принятию решений, эффективному преодолению противоречий и неопределенностей собственного жизненного опыта, осознание своих обязанностей и понимание той ответственности, которая автоматически возлагается с принятым решением.
Приобретенные в детстве и юности интеллектуальные способности человек, по мнению К.У. Шайи (Schaie, 1986), использует в ранней взрослости для того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. Этот период был обозначен как период достижений. Это очень важный период в когнитивном развитии взрослого человека, когда он применяет в жизни свои способности думать, анализировать и принимать решения, укладывающиеся в план его жизни.
Таким образом, анализ исследований, посвященных психическому развитию в ранней зрелости позволяет рассматривать ее как высокий уровень психического развития, включая развитие психических познавательных процессов.
2. ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ
2.1 Методы и организация исследования
Участниками исследования стало 30 человек (18 юношей, 12 девушек): студенты 5 курса автотракторного факультета Белорусского национального технического университета в возрасте 22-23 года.
Для изучения проявления логической и механической памяти и ее связи с объемом кратковременной памяти в период ранней зрелости были использована следующие методики:
1. Методика «Изучение логической и механической памяти».
2. Методика «Объем кратковременной памяти», вариант Б.
Краткая характеристика методик
Методика «Изучение логической и механической памяти».
Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Оборудование: листы формата А4, на которых размещены два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.
В таблице 2.1 представлены два ряда слов для запоминания.
Таблица 2.1 - Материал для изучения логической и механической памяти
Слова первого ряда | Слова второго ряда |
1. кукла
- играть
2. курица – яйцо 3. ножницы - резать 4. лошадь - сани 5. книга - учитель 6. бабочка - муха 7. щетка - зубы 8. снег - зима 9. корова - молоко 10. лампа - вечер |
1. жук - кресло
2. компас - клей 3. колокольчик - стрела 4. синица - сестра 5. лейка - трамвай 6. ботинки - самовар 7. спичка - графин 8. шляпа - пчела 9. рыба - пожар 10. пила - яичница |