Психологическая характеристика основных познавательных процессов в периода ранней зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности развития психических познавательных процессов в ранней зрелости на примере изучение студентов старшего курса.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития логической и механической памяти, а также объема кратковременной памяти в ранней зрелости.
3. Установить взаимосвязь между развитием различных видов памяти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ПЕРИОДА РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 5
1.1. Основные психические процессы 5
1.2. Ощущение 6
1.3. Восприятие 10
1.4. Память 13
1.5. Мышление и воображение 19
1.6. Психологическая характеристика периода ранней зрелости 24
2. ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 30
2.1. Метолы организации исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

     Помимо  вышеперечисленных к видам памяти основанием которых служит время  сохранения информации относят мгновенную (иконическую), промежуточную, феноменальную, генетическую.

     Мгновенная  память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы там ни было переработки полученной информации. Эта память непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. [24, с.218].

     Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. Человек накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании периода сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки промежуточная память не успевает очищаться и в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций и снижается уровень внимания, объем кратковременной памяти, появляются ошибки в речи и действиях (Столяренко Л.Д.).

     Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации являются мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказать влияние через обучение и воспитание.

     По  характеру запоминания материала  выделяют механическую и смысловую память. Механическая - вид памяти, как функция только повторения, без установления ассоциативных или смысловых связей. Память смысловая - вид памяти, опирающейся на установление и запоминание смысловых связей, понятий. Ее продуктивность примерно в 25 раз больше, чем у памяти механической [30, с.221-222].

     Таким образом, изучив многообразие видов  памяти, мы можем сделать следующий вывод - все рассмотренные виды памяти играют определенную роль в жизни и деятельности человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.5. Мышление и воображение

     Первоначально дадим определение мышления, с  выделением его операций, форм и  видов. Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами [23, с. 81]. Психологический словарь дает такое определение мышления: «Мышление- это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности»[30, с. 222].

     Выделяют  следующие операции мышления:

     1) анализ – мыслительная операция  расчленения сложного объекта  на составляющие его части.

     2) синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

     3) сравнение – операция, заключающаяся  в сопоставлении предметов и  явлений, их свойств и отношений  друг с другом и выявлении,  таким образом общности или  различия между ними.

     4) абстрагирование – мыслительная  операция, основанная на отвлечении  несущественных признаков предметов,  явлений и выделения в них  основного, главного.

     5) обобщение – объединение многих  предметов или явлений по какому-либо  общему признаку.

     6) конкретизация – движение мысли от общего к частному.

     Различают следующие конкретные формы мышления:

     1) понятие – отражение в сознании  человека общих и существенных  свойств предмета.

     2) суждение – основная форма  мышления, в процессе которой  утверждаются или отражаются  связи между предметами и явлениями действительности.

     3) аналогия - такое умозаключение,  в котором вывод делается на  основании частичного сходства  между явлениями без достаточного  исследования всех условий.

     Выделяют  следующие виды мышления:

     - наглядно-действенное – мышление, непосредственно включенное в деятельность.

     - наглядно-образное – мышление, осуществляющееся  на основе образов, представление  того, что воспринимал человек  раньше.

     - словесно-логическое (абстрактно-логическое  или отвлеченное) – мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, оно тесно связано с речью.

     Наконец, различают определенные способы мышления:

     1. индукция – способ мышления, при  котором умозаключение идет от  единичных фактов к общему  выводу.

     2. дедукция – способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции – от общего к частному, единичному.

     Мышление  всегда есть отражение связей и отношений  между предметами в словесной  форме.

     Воображение - психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни.

     В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.

     Продуктом воображения могут быть:

     - образ конечного результата реальной предметной деятельности;

     - картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности;

     - образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.

     Благодаря  воображению человек может побывать как в прошлом, так и в будущем, превзойти свои текущие объективные  возможности.

     Воображение представляет собой изменение и  преобразование человеком своих  представлений на основе:

     -вычленения  из целостного образа предмета как такового. Таково, например, представление одной формы  каменного орудия как пригодной для резания, другой – как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку.

     -изменения  величины, размеров объектов в  сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.д.);

     -соединение  в своем воображении вычлененных  из разных объектов их частей  или элементов и создания таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);

     -конструирование  предмета в зависимости от его назначения, например копья: мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека  (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и влечет за собой придание особой формы каждому из этих видов орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

     - мысленного усиления какого-либо  свойства или качества, наделение  его несоразмерно большим или  особым значением в характеристике  объекта (хитрость у лисы, трусость  у зайца);

     -  переноса этого свойства на  другие объекты (вождь племени  хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

     - мысленного ослабления какого-либо  свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящего  к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными  исходному (многие персонажи народного  эпоса, сказок);

     - создание нового образа в результате  обобщения черт, наблюдавшихся   у ряда сходных объектов (типизация  образа в художественной литературе; например, Онегин, Печорин, Обломов,  Самгин, Корчагин и др. наделены  чертами, типичными для той  эпохи, того класса, выразителями которых они являются) [9, с.106].

     Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. А в итоге этой сложной нервной деятельности возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу воображения [9].

     Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

     -ярким,  живым, конкретным характером, со  многими деталями и частностями;

     -слабой  выраженностью конкретных путей  к осуществлению мечты, воображением  этих путей и средств в самых  общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);

     -эмоциональной  насыщенностью, привлекательностью  для мечтающей личности;

     -стремление  соединить мечты с чувством  уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к  претворению ее в действительность [9, с.108].

     Основная  тенденция воображения – преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации [23, c.64].

     В процессе жизнедеятельности  человека воображение  выполняет ряд  специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

     Вторая  функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

     Третья  функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

     Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

     Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации [30].

     С помощью воображения человек  может управлять многими психофизиологическими  состояниями организма, настраивать  его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

     1.6 Психологическая характеристика периода ранней зрелости

     Границы взрослости различные исследователи  определяют неодинаково. Так, Э.Эриксон [32] называет раннюю (20—45 лет), среднюю (40/45—60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет). По Д.Б.Бромлей (цит. по [3]), цикл взрослости состоит из четырех стадий: ранней (21—25 лет), средней (25—40 лет), поздней взрослости (40—55 лет) и предпенсионного возраста (55—65 лет). В периодизации по Ш.Бюлер (цит. по [18]) зрелость находится между 25/30— 45/50 годами. Р.Гаулд, Д.Левинсон, Д.Вейлант (цит. по [8]) выделяют семь периодов взрослой жизни, начинающейся в 16/22 года и заканчивающейся после 50 лет. Б.Г.Ананьев [3] придерживается периодизации, в которой средний возраст  (зрелость) делится на две фазы: 21/22—35 лет и 36—55/60 лет. Такое разнообразие в определении границ рассматриваемого периода различными исследователями может объясняться действием временных, экономических, социальных и других факторов.

Информация о работе Психологическая характеристика основных познавательных процессов в периода ранней зрелости