Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:57, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности развития психических познавательных процессов в ранней зрелости на примере изучение студентов старшего курса.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития логической и механической памяти, а также объема кратковременной памяти в ранней зрелости.
3. Установить взаимосвязь между развитием различных видов памяти.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ПЕРИОДА РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 5
1.1. Основные психические процессы 5
1.2. Ощущение 6
1.3. Восприятие 10
1.4. Память 13
1.5. Мышление и воображение 19
1.6. Психологическая характеристика периода ранней зрелости 24
2. ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 30
2.1. Метолы организации исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Помимо
вышеперечисленных к видам
Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы там ни было переработки полученной информации. Эта память непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. [24, с.218].
Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. Человек накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании периода сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки промежуточная память не успевает очищаться и в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций и снижается уровень внимания, объем кратковременной памяти, появляются ошибки в речи и действиях (Столяренко Л.Д.).
Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации являются мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказать влияние через обучение и воспитание.
По
характеру запоминания
Таким
образом, изучив многообразие видов
памяти, мы можем сделать следующий
вывод - все рассмотренные виды памяти
играют определенную роль в жизни и деятельности
человека.
1.5. Мышление и воображение
Первоначально дадим определение мышления, с выделением его операций, форм и видов. Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами [23, с. 81]. Психологический словарь дает такое определение мышления: «Мышление- это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности»[30, с. 222].
Выделяют следующие операции мышления:
1)
анализ – мыслительная
2)
синтез – мыслительная
3)
сравнение – операция, заключающаяся
в сопоставлении предметов и
явлений, их свойств и
4)
абстрагирование –
5)
обобщение – объединение
6) конкретизация – движение мысли от общего к частному.
Различают следующие конкретные формы мышления:
1)
понятие – отражение в
2) суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.
3)
аналогия - такое умозаключение,
в котором вывод делается на
основании частичного сходства
между явлениями без
Выделяют следующие виды мышления:
- наглядно-действенное – мышление, непосредственно включенное в деятельность.
-
наглядно-образное – мышление, осуществляющееся
на основе образов,
- словесно-логическое (абстрактно-логическое или отвлеченное) – мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, оно тесно связано с речью.
Наконец, различают определенные способы мышления:
1. индукция – способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.
2. дедукция – способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции – от общего к частному, единичному.
Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме.
Воображение - психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни.
В
настоящее время
Продуктом воображения могут быть:
- образ конечного результата реальной предметной деятельности;
- картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности;
- образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.
Благодаря
воображению человек может
Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:
-вычленения из целостного образа предмета как такового. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой – как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку.
-изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.д.);
-соединение
в своем воображении
-конструирование предмета в зависимости от его назначения, например копья: мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и влечет за собой придание особой формы каждому из этих видов орудий (легкий дротик и тяжелое копье);
-
мысленного усиления какого-
- переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);
-
мысленного ослабления какого-
-
создание нового образа в
Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. А в итоге этой сложной нервной деятельности возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу воображения [9].
Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:
-ярким,
живым, конкретным характером, со
многими деталями и
-слабой
выраженностью конкретных
-эмоциональной
насыщенностью,
-стремление
соединить мечты с чувством
уверенности в ее
Основная
тенденция воображения –
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации [30].
С
помощью воображения человек
может управлять многими
1.6 Психологическая характеристика периода ранней зрелости
Границы взрослости различные исследователи определяют неодинаково. Так, Э.Эриксон [32] называет раннюю (20—45 лет), среднюю (40/45—60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет). По Д.Б.Бромлей (цит. по [3]), цикл взрослости состоит из четырех стадий: ранней (21—25 лет), средней (25—40 лет), поздней взрослости (40—55 лет) и предпенсионного возраста (55—65 лет). В периодизации по Ш.Бюлер (цит. по [18]) зрелость находится между 25/30— 45/50 годами. Р.Гаулд, Д.Левинсон, Д.Вейлант (цит. по [8]) выделяют семь периодов взрослой жизни, начинающейся в 16/22 года и заканчивающейся после 50 лет. Б.Г.Ананьев [3] придерживается периодизации, в которой средний возраст (зрелость) делится на две фазы: 21/22—35 лет и 36—55/60 лет. Такое разнообразие в определении границ рассматриваемого периода различными исследователями может объясняться действием временных, экономических, социальных и других факторов.