Психологическая характеристика основных познавательных процессов в периода ранней зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности развития психических познавательных процессов в ранней зрелости на примере изучение студентов старшего курса.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития логической и механической памяти, а также объема кратковременной памяти в ранней зрелости.
3. Установить взаимосвязь между развитием различных видов памяти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ПЕРИОДА РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 5
1.1. Основные психические процессы 5
1.2. Ощущение 6
1.3. Восприятие 10
1.4. Память 13
1.5. Мышление и воображение 19
1.6. Психологическая характеристика периода ранней зрелости 24
2. ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 30
2.1. Метолы организации исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

     Восприятие  отличается закономерностью субъективности. Это означает, что одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих потребностей, интересов, способностей и т.д.  Например, студент на лекции более остро воспринимает ту информацию, которая отвечает его актуальным потребностям, интересам.

     Зависимость восприятия от содержания психической  жизни индивида,  особенностей его  личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, они виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх [30,с. 52].  

     Основные  свойства восприятия: целостность ( восприятие целостного образа предмета), константность (постоянство по форме, цвету, величине и т.д.); структурность (восприятие абстрагированной обобщенной структуры); осмысленность (связь с мышлением,  с пониманием сущности предметов); избирательность (преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими) [30,с. 52-53].

     В других экспериментах американский психолог Бэгби (1957) продемонстрировал  значение прошлого опыта для восприятия в  с детьми из Мексики и из США. Он предварительно подобрал пары картинок, каждая из которых включала одну сцену из мексиканской жизни и одну – из североамериканской. Затем он показывал их детям с помощью стереоскопа, который позволяет проецировать в течение короткого времени на сетчатке глаз разные картинки. Таким образом, мозг получал одновременно сложные сигналы двух типов, которые он не мог объединить: в таких случаях благодаря феномену избирательного внимания мозг воспринимает только один из сигналов. 

     Ученый  обнаружил, что при одновременном  предъявлении таких двух объектов, как например, изображение тореадора и игрока в бейсбол, мексиканские ребята чаще видели только первый из них, а североамериканские – второй. Мозг каждого улавливал наиболее привычный образ с учетом окружающей среды и прошлого опыта [13, с. 211-212].

     Выделяют  следующие виды восприятия: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движения, пространства, восприятие человека (социальная перцепция).

     Движение  окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что  перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых перемещается предмет. Восприятие видимого движение определяется данными о пространственном положении объектов, то есть связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.

     Восприятие  пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с  помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также при восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.

     Восприятие  времени также имеет свои закономерности.

     Существует  тенденция переоценивать отрезки  времени менее одной секунды недооценивать интервалы более одной секунды. Вунд сформулировал основной закон восприятия времени: «Всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется длиннее». Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Эксперименты показали, что одно и то же время может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для шестидесятилетнего человека. У одного и того же испытуемого восприятие времени чрезвычайно варьируется в зависимости от душевного и физического состояния. При подавленности и фрустрации время течет медленнее. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период времени, наполненный малоинтересными событиями, вспоминается как быстро прошедший.

     Восприятие, в отличие от ощущения – это  целостное отражение явлений  и предметов окружающего мира. Виды восприятия делятся в зависимости  от форм отражения (восприятие пространства, времени, движения); также выделяют восприятие отношений и человека. Восприятие каждого человека обусловлено его прежним прошлым опытом; оно также зависит от поставленной задачи, установки, психического состояния человека. Поэтому восприятие носит индивидуализированный характер.   
 
 
 
 

     1.4. Память

     Память  лежит в основе способностей человека, является условием начения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как, то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить, и оно бы безвозвратно утрачивалось [17, с.184].

     Память  является одним из основных свойств  личности. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например, академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю высокий интеллект. И все же, память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей [13, с. 15].

     Ни  одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. И.М.Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного» [17, с.132].

     Память  связывает прошлое человека с  его настоящим, обеспечивает единство личности. Это необходимая предпосылка  любой творческой деятельности. Рождается  человек. Он ничего не знает и не умеет. Для того, чтобы подняться на более высокую ступень развития, он должен овладеть языком, усвоить знания об окружающем мире, приобщиться к миру человеческой культуры, приобрести определенные умения и навыки. Все это связано с работой памяти.

     Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения практического опыта [21, с.91].

     Память - следовая форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической и физиологической памяти. Память формирует содержательное в психике, опыт личности и ее язык. Она определяется работой всего мозга, но в первую очередь это биологический феномен, обусловленный деятельностью органов чувств. Человеческая память представляет собой сложный механизм: это функция мозга, нейронная активность которого позволяет фильтровать, отбирать, сохранять и уничтожать воспоминания. Работа памяти определяется деятельностью нервных клеток. Сигналы от одного нейрона к другому передают особые вещества -ацетилхолин, при нехватке которого пропадает способность к усвоению знаний и функционирует лишь спонтанная память, основанная на чувственных реакциях организма.

     Отдельные виды памяти могут классифицироваться по трем основным критериям:

     1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память  делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

     2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную:

     3) по продолжительности закрепления  и сохранения материала - на кратковременную, долговременную и оперативную.

     Существование различных видов памяти дает нам возможность рассмотреть некоторые из них и выделить их особенности.

     Двигательная  память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя опоры на двигательную память. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде.

     Эмоциональная память – память на чувства, переживания. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов,  либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. На  эмоциональной памяти основано прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональное переживание, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою литературного произведения основана на эмоциональной памяти.  

     Образная  память – память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкус. По виду анализатора, через который поступает информация, выделяют следующие виды памяти:

     -  зрительная  память,  связанная с сохранением и  воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан процесс запоминания и воспроизведения: то, что человек зрительно себе может представить, он легче  запомнит  и  воспроизведет (художник, инженеры);

     - слуховая -  хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных    звуков

     - осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти в жизни человека особой роли не играют. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей [13, с.222-223].

     Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений. Этот смысл он может передать своими словами, причем достаточно точно (ученые, опытные лектора, учителя школы).

     По  характеру участия воли в процессах  запоминания и воспроизведения  материала память делится на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед собой мнемической задачи. Во втором случае, такая задача присутствует, а сам процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий [15, с.222].

     Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соотносится с актуальными интересами человека.

     Оперативной называется память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее задуманного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений определяется задачей, вставшей перед человеком, и расчетом на решение данной задачи. После этого информация может исчезнуть из оперативной памяти [15, с.220].

     Долговременная  память - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено [15, с.221]. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилие воли. Память долговременная - форма памяти, определяющая опыт личности и определяемая ее продуктивностью.

Информация о работе Психологическая характеристика основных познавательных процессов в периода ранней зрелости