Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:57, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности развития психических познавательных процессов в ранней зрелости на примере изучение студентов старшего курса.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития логической и механической памяти, а также объема кратковременной памяти в ранней зрелости.
3. Установить взаимосвязь между развитием различных видов памяти.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ПЕРИОДА РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 5
1.1. Основные психические процессы 5
1.2. Ощущение 6
1.3. Восприятие 10
1.4. Память 13
1.5. Мышление и воображение 19
1.6. Психологическая характеристика периода ранней зрелости 24
2. ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 30
2.1. Метолы организации исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Порядок исследования. Испытуемому сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой - пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка и анализ результатов. На основании полученных данных вычисляется коэффициент по каждому виду памяти. С = b/а, где С – коэффициент развития памяти, b- количество правильно воспроизведенных слов, а – общее количество слов. Результаты заносятся в следующую таблицу.
Таблица 2.2- Обработка результатов теста
Объем логической памяти | Объем механической памяти | ||||
Кол-во слов первого ряда (А) | Кол-во запомнившихся слов (В) | k логич памяти С=В/А | Кол-во слов первого ряда (А) | Кол-во запомнившихся слов (В) | k механ. памяти С=В/А |
Методика «Объем кратковременной памяти», вариант Б.
Студентам зачитываются 10 слов: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.
Объем запоминания от 5 до 7 слов. За каждое правильно воспроизведенное слово начисляется 1 балл.
Этапы эмпирического исследования.
1.
Этап мотивирования и
2. Проведение диагностики видов памяти.
3.
Первичная обработка и интерпретация
данных.
2.2 Анализ результатов исследования
Первичные данные показателей логической и механической памяти представлены в Приложении. Следующим этапом первичной обработки данных было определение среднего значения коэффициента развития памяти.
Таблица 2.3 содержит соотношение коэффициентов выделенных видов памяти среди студентов.
Таблица 2.3 - Значение коэффициентов логической и механической памяти
Вид памяти | логическая | механическая |
Коэффициент | 0,59 | 0,51 |
В соответствии с полученным средним значением все испытуемые были распределены по трем уровням развития логической и механической памяти - низкий, средний и высокий. Соотношение уровней развития логической памяти у студентов представлено в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Соотношение уровней развития логической памяти
Уровни развития логической памяти | Кол-во человек | % |
Низкий | 2 | 7 |
Средний | 21 | 70 |
высокий | 7 | 23 |
Всего | 30 | 100 |
Как видно из данных таблицы, для большинства студентов в возрасте 22-23 года характерен средний уровень развития логической памяти (70%) . Высокий уровень развития данного вида памяти наблюдается только у 23% студентов. 7% испытуемых имеют низкий коэффициент развития логической памяти.
Таким
образом, большинство студентов способны
устанавливать логические связи между
понятиями, способны к осмысленному запоминанию.
Таблица 2.5 - Соотношение уровней развития механической памяти
Уровни развития механической памяти | Кол-во | % |
Низкий | 4 | 13 |
Средний | 17 | 57 |
высокий | 9 | 30 |
Всего | 30 | 100 |
Большинство студентов характеризуется средним и высоким уровнем развития механической памяти (87%). Низкий уровень развития данного вида памяти наблюдается у 4 человек, что составляет 13% от всей выборки студентов.
Рис. 2.1. наглядно отражает уровни развития логической и механической памяти в период ранней зрелости.
Рис.
2.1 - Уровень развития логической и механической
памяти
Результаты изучения объема кратковременной памяти
Объем кратковременной памяти составляет от 5 до 9 единиц информации, которые может запомнить человек. В соответствии с данным критерием по объему кратковременной памяти все студенты были распределены на три группы: низкий уровень развития кратковременной памяти соответствовал объему 5 слов, средний 6 – 7 слов и высокий 8-9 слов. Таблица 2.6 представляет уровни развития кратковременной памяти у студентов.
Таблица 2.6 - Уровни развития кратковременной памяти
Уровни развития кратковременной памяти | Кол-во | % |
Низкий | - | - |
Средний | 18 | 60 |
Высокий | 12 | 40 |
Всего | 30 | 100 |
Как видно из представленных данных, низкий уровень развития кратковременной памяти не был выявлен у испытуемых студентов. Средний уровень развития отмечен у 60% студентов, высокий уровень развития кратковременной памяти характеризует 40% испытуемых.
Для установления связи между развитием логической, механической памяти с одной стороны и объемом кратковременной памяти был использован корреляционный анализ (коэффициент линейной корреляции Пирсона). Таблица 2.6 показывает значения коэффициента корреляции, при котором существует значимая связь (p<0,05).
Таблица 2.6 - Матрица корреляций показателей развития памяти
Параметры | Объем памяти | Логическая | Механическая |
Объем памяти | 1,00 | 0,77* | 0,31 |
Логическая память | 0,77* | 1,00 | 0,34 |
Механическая память | 0,31 | 0,34 | 1,00 |
Примечание: * значения коэффициента корреляции, при котором существует значимая связь (p<0,05).
Как показали результаты корреляционного анализа, существует тесная положительная связь между объемом кратковременной памяти и логической памятью. Иными словами, испытуемый в ранней зрелости имеет более развитую логическую память при более высоком объеме кратковременной памяти. И наоборот, чем ниже объем кратковременной памяти, тем меньше развита способность к логическому, осмысленному запоминанию.
Таким образом, на уровне статистической значимости доказана гипотеза: логическая память в ранней зрелости положительно связана с объемом кратковременной памяти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зрелость охватывает довольно длительный период жизни человека – примерно с 20 до 60 лет. Традиционно выделяют три периода зрелости. Первая фаза периода зрелости длится приблизительно с 20 до 30 лет: в течение нее происходит включение во все виды социальной активности и овладение многими социальными ролями.
На протяжении периода ранней зрелости продолжается психическое развитие человека. Развиваются психические процессы, под которыми понимается динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Они включают в себя: познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение); эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые (решение, исполнение, волевое усилие).
Психические
процессы обеспечивают формирование знаний
и первичную регуляцию
Данное исследование посвящено изучению такого познавательного процесса как память в период ранней зрелости на примере изучения студентов.
Для большинства студентов в возрасте 22-23 года характерен средний уровень развития логической памяти (70%) . Высокий уровень развития данного вида памяти наблюдается только у 23% студентов. 7% испытуемых имеют низкий коэффициент развития логической памяти. Иными словами, большинство студентов способны устанавливать логические связи между понятиями, способны к осмысленному запоминанию.
Результаты
корреляционного анализа
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1.
Абрамова Г.С. Возрастная
2.
Ананьев Б.Г. Человек как
3. Ананьев Б. Г. Избр. психол. тр.: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.
4.
Анцыферова Л.И. Категории
5. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации / И.А. Аршавский // В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975 – С. 60
6. Астапов В. М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – М.: ПерСэ, 2001. – 160 с.
7.
Борисова Е.М. О роли
8. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте / С.Б. Братусь // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. М» 2. С. 3—13.