Психологическая характеристика основных познавательных процессов в периода ранней зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности развития психических познавательных процессов в ранней зрелости на примере изучение студентов старшего курса.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития логической и механической памяти, а также объема кратковременной памяти в ранней зрелости.
3. Установить взаимосвязь между развитием различных видов памяти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ПЕРИОДА РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 5
1.1. Основные психические процессы 5
1.2. Ощущение 6
1.3. Восприятие 10
1.4. Память 13
1.5. Мышление и воображение 19
1.6. Психологическая характеристика периода ранней зрелости 24
2. ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ 30
2.1. Метолы организации исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

     Порядок исследования. Испытуемому сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой - пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

     Обработка и анализ результатов. На основании полученных данных вычисляется коэффициент по каждому виду памяти. С = b/а, где С – коэффициент развития памяти, b- количество правильно воспроизведенных слов, а – общее количество слов. Результаты заносятся в следующую таблицу.

Таблица 2.2-  Обработка результатов теста

Объем логической памяти Объем механической памяти
Кол-во слов первого ряда (А) Кол-во запомнившихся слов (В) k логич памяти С=В/А Кол-во слов первого  ряда (А) Кол-во запомнившихся слов (В) k механ. памяти С=В/А
 

     Методика  «Объем кратковременной  памяти»,  вариант  Б.

     Студентам зачитываются 10 слов: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

     Объем запоминания от 5 до 7 слов. За каждое правильно воспроизведенное  слово начисляется  1 балл.     

     Этапы эмпирического исследования.

     1. Этап мотивирования и инструктирования  испытуемых.

     2. Проведение диагностики видов  памяти.

     3. Первичная обработка  и интерпретация данных. 
 
 
 

     2.2 Анализ  результатов исследования

     Первичные данные показателей логической и механической памяти представлены в Приложении. Следующим этапом первичной обработки данных было определение среднего значения коэффициента развития памяти.

     Таблица 2.3 содержит соотношение коэффициентов выделенных видов памяти среди студентов.

Таблица 2.3 - Значение коэффициентов логической и механической памяти

Вид памяти логическая механическая
Коэффициент 0,59 0,51
 

     В соответствии с полученным средним  значением  все испытуемые были распределены по трем уровням развития логической и механической памяти - низкий, средний и высокий. Соотношение уровней развития  логической памяти у студентов представлено в таблице 2.4.

Таблица 2.4 -  Соотношение уровней развития логической памяти 

Уровни развития логической  памяти Кол-во человек %
Низкий 2 7
Средний 21 70
высокий 7 23
Всего 30 100
 

     Как видно из данных таблицы, для большинства  студентов в возрасте 22-23 года характерен средний уровень развития логической памяти (70%) . Высокий уровень развития данного вида памяти наблюдается только у 23% студентов. 7% испытуемых имеют низкий коэффициент развития логической памяти.

     Таким образом, большинство студентов способны устанавливать логические связи между понятиями, способны к осмысленному запоминанию. 
 
 
 
 

Таблица 2.5 - Соотношение уровней развития механической памяти

Уровни  развития механической памяти Кол-во %
Низкий 4 13
Средний 17 57
высокий 9 30
Всего 30 100
 

     Большинство студентов характеризуется средним и высоким уровнем развития механической памяти (87%). Низкий уровень развития данного вида памяти наблюдается у 4 человек, что составляет 13% от всей выборки студентов.

     Рис. 2.1. наглядно отражает уровни развития логической и механической памяти в период ранней зрелости. 

     

     Рис. 2.1 - Уровень развития логической и механической памяти  

     Результаты  изучения объема кратковременной  памяти

     Объем кратковременной памяти составляет от 5 до 9 единиц информации, которые может запомнить человек. В соответствии с данным критерием по объему кратковременной памяти все студенты были распределены на  три группы: низкий уровень развития  кратковременной памяти соответствовал объему  5 слов, средний 6 – 7 слов и высокий 8-9 слов.  Таблица 2.6 представляет уровни развития кратковременной памяти  у студентов.        

     Таблица 2.6 - Уровни развития кратковременной  памяти 

Уровни  развития кратковременной памяти Кол-во %
Низкий - -
Средний 18 60
Высокий 12 40
Всего 30 100
 

     Как видно из представленных данных, низкий уровень развития  кратковременной памяти не был выявлен у испытуемых  студентов. Средний уровень развития отмечен у 60% студентов, высокий уровень развития  кратковременной памяти характеризует 40% испытуемых.  

     Для установления связи между развитием логической, механической памяти с одной стороны и объемом кратковременной памяти был использован корреляционный анализ (коэффициент   линейной  корреляции Пирсона). Таблица 2.6  показывает значения коэффициента корреляции, при котором существует значимая связь (p<0,05).

     Таблица 2.6  - Матрица корреляций показателей развития  памяти

Параметры Объем памяти  Логическая Механическая
Объем памяти 1,00 0,77* 0,31
Логическая  память 0,77* 1,00 0,34
Механическая  память 0,31 0,34 1,00

     Примечание: * значения коэффициента корреляции, при котором существует значимая связь (p<0,05).

     Как показали результаты корреляционного  анализа, существует тесная положительная  связь  между объемом кратковременной  памяти и логической памятью. Иными словами, испытуемый в ранней зрелости имеет более развитую логическую память при более высоком объеме кратковременной памяти. И наоборот, чем ниже объем кратковременной памяти, тем меньше развита способность к логическому, осмысленному запоминанию.

     Таким образом, на уровне статистической значимости доказана гипотеза: логическая память в ранней зрелости положительно связана с объемом кратковременной памяти.        

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Зрелость  охватывает довольно длительный период жизни человека – примерно с 20 до 60 лет. Традиционно выделяют три периода зрелости. Первая фаза периода зрелости длится приблизительно с 20 до 30 лет: в течение нее происходит включение во все виды социальной активности и овладение многими социальными ролями.

     На  протяжении периода ранней зрелости  продолжается психическое развитие человека. Развиваются психические процессы, под которыми понимается динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Они включают в себя: познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение); эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые (решение, исполнение, волевое усилие).

     Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения  и деятельности человека, взаимосвязаны и представляют собой единый поток сознания; протекают с различной интенсивностью и быстротой в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

     Данное исследование посвящено изучению  такого познавательного процесса как память  в период ранней зрелости  на примере изучения студентов.  

     Для большинства  студентов в возрасте 22-23 года характерен средний уровень развития логической памяти (70%) . Высокий уровень развития данного вида памяти наблюдается только у 23% студентов. 7% испытуемых имеют низкий коэффициент развития логической памяти.  Иными словами,  большинство студентов способны устанавливать логические связи между понятиями, способны к осмысленному запоминанию.

     Результаты  корреляционного анализа показали, что существует тесная положительная связь  между объемом кратковременной памяти и логической памятью. Если  испытуемый в период ранней зрелости имеет более развитую логическую память, то он характеризуется   более высоким объемом кратковременной памяти. И наоборот, чем ниже объем кратковременной памяти, тем меньше развита способность к логическому, осмысленному запоминанию. Таким образом, на уровне статистической значимости доказана гипотеза: логическая память в ранней зрелости положительно связана с объемом кратковременной памяти.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 624 c.

     2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет  познания / Б.Г. Ананьев.- Л.: Изд. ЛГУ,1968- 338 с.

     3. Ананьев Б. Г. Избр. психол. тр.: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.

     4. Анцыферова Л.И. Категории материалистической диалектики в психологи  / Л.И. Анциферова. – М.: 1986 – С. 2-21; 22-55

     5. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации / И.А. Аршавский // В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975 – С. 60

      6. Астапов В. М. Тревожность у  детей / В.М. Астапов. – М.: ПерСэ, 2001. – 160 с.

     7. Борисова Е.М. О роли профессиональной  деятельности в развитии личности / Е.М. Борисова // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1980. С. 159— 177

     8. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте / С.Б. Братусь // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. М» 2. С. 3—13.

Информация о работе Психологическая характеристика основных познавательных процессов в периода ранней зрелости