Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 11:44, реферат
Психическое здоровье – в литературе нет однозначного толкования этого понятия, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.
1) Правовой статус практического психолога образования
2) Квалификационная характеристика педагога-психолога
3) Модель профессиональной деятельности педагога-психолога
4) Требования к личности педагога-психолога
5) Профессиональная этика практического психолога
6) Школьный психолог и его позиции
Несмотря
на довольно значительный период времени,
прошедший с момента введения
должности психолога в
Практический психолог – это специалист с высшим образованием, уравненный в отношении оплаты труда, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений (вне зависимости от места его работы, будь то образовательные учреждения – детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты и др. или районные, городские, областные, региональные психологические центры образования).
На должности
практического психолога могут
работать специалисты с базовым
психологическим образованием, а
также лица, имеющие высшее образование
и прошедшие специальную
практических психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации и утверждаются Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства.
Должности практических психологов устанавливаются на основе ETC (9–14-й разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок увеличивается.
Практические психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений; профессиональное – через сеть психологических центров разного уровня.
Рабочее время специалиста устанавливается с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.
Продолжительность рабочего времени психолога на предприятиях, в организациях и учреждениях определена статьей 42 КЗОТа РФ и составляет 40 ч в неделю. Однако для отдельных категорий работников согласно статье 45 КЗОТа РФ установлена сокращенная недельная нагрузка. К ним относятся и педагоги-психологи образовательных учреждений, так как в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции 1996 г.) все педагогические работники учреждений образования пользуются правом на сокращенную 36-часовую рабочую неделю, а согласно приложению 1 к Приказу Министерства образования и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 педагоги-психологи считаются педагогическими работниками. Этим правом пользуются педагоги-психологи образовательного учреждения любого типа и вида, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (государственного, муниципального, негосударственного).
В отношении
школьных психологов необходимо упомянуть
об учебной нагрузке, которую зачастую
путают с продолжительностью рабочего
времени. Если обратиться к тарифно-квалификационным
характеристикам педагога-
Сокращенная продолжительность рабочего времени не влечет за собой снижения размеров оплаты труда, ограничения продолжительности отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав граждан.
С понятием рабочего времени тесно связано понятие рабочего дня. Продолжительность последнего зависит от того, в условиях какой недели (пятидневной или шестидневной) работает организация. В соответствии со статьей 46 КЗОТа РФ это устанавливается администрацией предприятия, учреждения совместно с профсоюзным комитетом и по согласованию с органами местного самоуправления.
Продолжительность
рабочего дня при шестидневной рабочей
неделе и недельной норме 36 ч не
может превышать 6 ч. При пятидневной
рабочей неделе она определяется
правилами внутреннего
Время начала
и окончания ежедневной работы определяется
правилами внутреннего
Также нет в законе указаний на то, что вся работа специалиста должна проходить в стенах учреждения. В отношении психолога вполне естественно, что часть рабочего времени ему необходимо проводить в библиотеке или методическом кабинете, в различных медицинских и психологических учреждениях и т.п. Администрация вправе установить психологу такой режим работы, который позволял бы ему осуществлять свою служебную деятельность и вне пределов предприятия, учреждения, организации.
Психологам необходимо проявлять инициативу и обращаться к своей администрации с просьбой об установлении индивидуального графика работы. Он может быть закреплен в должностных обязанностях специалиста, правилах трудового распорядка или приказом администрации.
Выбор приоритетных
направлений работы, соотношение
различных ее видов определяются
потребностями образовательного учреждения
и количеством штатных и
Для психолога
в образовательном учреждении выделяется
специальный кабинет, обеспечивающий
необходимые условия для
Районные, городские,
областные и региональные центры
оборудуют рабочие места
Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.
Практические
психологи представляют отчет о
проводимой работе по административной
и профессиональной линиям в соответствии
с формами отчетности, утвержденными
Министерством образования
Права педагога-психолога:
быть членом педагогического совета школы с правом решающего голоса;
принимать участие в заседаниях структурных подразделении учебного заведения по обсуждению результатов исследования конкретных личностей и коллективов, по вопросам создания и функционирования педагогического коллектива и коллективов детских групп и классов, организации различных форм дифференцированного обучения, аттестации педагогов и др.;
обращаться
в администрацию
выбирать формы и методы работы с детьми и их родителями, педагогами и другими работниками, выделять приоритетные направления, устанавливать очередность, продолжительность и характер работ; проводить в коллективе учебного заведения групповые и индивидуальные психологические обследования;