Психологическая служба в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

Психическое здоровье – в литературе нет однозначного толкования этого понятия, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.

Содержание работы

1) Правовой статус практического психолога образования
2) Квалификационная характеристика педагога-психолога
3) Модель профессиональной деятельности педагога-психолога
4) Требования к личности педагога-психолога
5) Профессиональная этика практического психолога
6) Школьный психолог и его позиции

Файлы: 1 файл

Психологическая служба в образовании.docx

— 78.17 Кб (Скачать файл)

Соматическое (биологическое, физическое) здоровье – это отсутствие хронических заболеваний, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека. Для оценки здоровья детей и подростков используются три основных критерия: соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям; достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма; наличие хронических заболеваний и физических дефектов, степень резистентности (сопротивляемости) организма.

Психическое здоровье – в литературе нет однозначного толкования этого понятия, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.

 В психологическом словаре  понятие психического здоровья определяется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отмечается также, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, в нем отражены также общественные и групповые нормы и ценности.

 Для оценки психического здоровья используются следующие критерии:

осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

критичность к себе, своей деятельности, ее результатам;

адекватность психических реакций  силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными  нормами, правилами, законами;

способность планировать свою собственную  жизнь и реализовывать это;

способность изменить способ поведения  в зависимости от смены жизненных  ситуаций и обстоятельств.

 Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) установлено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными внешними неблагоприятными факторами, воздействующими на психику. Нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации.

 И.В.  Дубровина вводит понятие «психологическое  здоровье». По ее мнению, это  то, что делает личность самодостаточной. Общество же извне задает ей нормы и рамки. Оно вооружает ее средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с другими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

Социальное (личностное) здоровье – это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие (И. В. Кузнецова). Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.

Критериями социального здоровья детей и подростков могут служить:

адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс);

овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);

овладение нормативным, правилосообразным поведением;

 уравновешенность процессов  социализации и индивидуализации;

выработка индивидуального стиля  поведения (деятельности);

наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;

общая средовая адаптация – интеграция в общество.

 

1)Правовой  статус практического психолога  образования

 

Несмотря  на довольно значительный период времени, прошедший с момента введения должности психолога в учреждениях  образования, многие их руководители и  сами начинающие специалисты до сих  пор затрудняются в определении  своего правового статуса. Реальная практика показывает, что существующие нормативно-правовые материалы оказываются  для них труднодоступными. Используя  анализ сложившегося опыта и опираясь на документы, представленные в нашем пособии, психолог может довольно четко сориентироваться в своих правах и обязанностях.

Практический  психолог – это специалист с высшим образованием, уравненный в отношении  оплаты труда, присвоения разряда, продолжительности  отпуска, пенсионных гарантий, а также  других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных  учреждений (вне зависимости от места  его работы, будь то образовательные  учреждения – детские сады, школы  разного профиля, детские дома, интернаты  и др. или районные, городские, областные, региональные психологические центры образования).

На должности  практического психолога могут  работать специалисты с базовым  психологическим образованием, а  также лица, имеющие высшее образование  и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке

практических  психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации  и утверждаются Управлением высших учебных заведений упомянутого  министерства.

Должности практических психологов устанавливаются на основе ETC (9–14-й разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок увеличивается.

Практические  психологи образования имеют  двойное подчинение: по административной и профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической  службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений; профессиональное – через сеть психологических  центров разного уровня.

Рабочее время  специалиста устанавливается с  учетом норм практической психологической  работы с детьми разных возрастов  и различными категориями взрослых.

Продолжительность рабочего времени психолога на предприятиях, в организациях и учреждениях определена статьей 42 КЗОТа РФ и составляет 40 ч в неделю. Однако для отдельных категорий работников согласно статье 45 КЗОТа РФ установлена сокращенная недельная нагрузка. К ним относятся и педагоги-психологи образовательных учреждений, так как в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции 1996 г.) все педагогические работники учреждений образования пользуются правом на сокращенную 36-часовую рабочую неделю, а согласно приложению 1 к Приказу Министерства образования и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 педагоги-психологи считаются педагогическими работниками. Этим правом пользуются педагоги-психологи образовательного учреждения любого типа и вида, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (государственного, муниципального, негосударственного).

В отношении  школьных психологов необходимо упомянуть  об учебной нагрузке, которую зачастую путают с продолжительностью рабочего времени. Если обратиться к тарифно-квалификационным характеристикам педагога-психолога, то мы не найдем в них обязанности  иметь педагогическую нагрузку, т. е. вести уроки. Последнее рассматривается  как совмещение профессий и может  осуществляться с согласия администрации  и самого психолога. Если объем педагогической нагрузки не превышает 240 ч в год, то увеличения рабочего времени не происходит и такая работа осуществляется одновременно с основной, причем ее распределение по дням, неделям и месяцам может быть произвольным. Если же учебная нагрузка больше, то продолжительность рабочего времени соответственно увеличивается.

Сокращенная продолжительность рабочего времени  не влечет за собой снижения размеров оплаты труда, ограничения продолжительности отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав граждан.

С понятием рабочего времени тесно связано  понятие рабочего дня. Продолжительность  последнего зависит от того, в условиях какой недели (пятидневной или  шестидневной) работает организация. В  соответствии со статьей 46 КЗОТа РФ это устанавливается администрацией предприятия, учреждения совместно с профсоюзным комитетом и по согласованию с органами местного самоуправления.

Продолжительность рабочего дня при шестидневной рабочей  неделе и недельной норме 36 ч не может превышать 6 ч. При пятидневной  рабочей неделе она определяется правилами внутреннего распорядка или графиком сменности, которые  утверждаются администрацией по согласованию с профсоюзным органом, с учетом мнения трудового коллектива, специфики  работы и соблюдения установленной  продолжительности рабочего времени.

Время начала и окончания ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового  распорядка и графиком сменности. Законодательство не содержит запрета на установление индивидуальных графиков работы.

Также нет  в законе указаний на то, что вся  работа специалиста должна проходить  в стенах учреждения. В отношении  психолога вполне естественно, что  часть рабочего времени ему необходимо проводить в библиотеке или методическом кабинете, в различных медицинских  и психологических учреждениях  и т.п. Администрация вправе установить психологу такой режим работы, который позволял бы ему осуществлять свою служебную деятельность и вне  пределов предприятия, учреждения, организации.

Психологам  необходимо проявлять инициативу и  обращаться к своей администрации  с просьбой об установлении индивидуального  графика работы. Он может быть закреплен  в должностных обязанностях специалиста, правилах трудового распорядка или  приказом администрации.

Выбор приоритетных направлений работы, соотношение  различных ее видов определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которыми оно располагает.

Для психолога  в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей  и коррекционной работы.

Районные, городские, областные и региональные центры оборудуют рабочие места психологов и других специалистов в соответствии с их функциональными обязанностями. Методическое, аппаратурное и материальное обеспечение городских, областных  и региональных центров осуществляется за счет соответствующих статей бюджета  образовательных учреждений.

Оформление  и содержание кабинета в образовательном  учреждении оплачивается практическому  психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.

Практические  психологи представляют отчет о  проводимой работе по административной и профессиональной линиям в соответствии с формами отчетности, утвержденными  Министерством образования Российской Федерации. Отчет психологической  службы образовательного учреждения включается в соответствующую документацию образовательного учреждения, центров  психологической службы и органов  управления образованием.

Права педагога-психолога:

быть членом педагогического совета школы с  правом решающего голоса;

принимать участие  в заседаниях структурных подразделении  учебного заведения по обсуждению результатов  исследования конкретных личностей  и коллективов, по вопросам создания и функционирования педагогического  коллектива и коллективов детских  групп и классов, организации  различных форм дифференцированного  обучения, аттестации педагогов и  др.;

обращаться  в администрацию образовательного учреждения и его общественные организации  с предложениями по созданию условий, необходимых для успешного функционирования психологической службы, совершенствования  обучения, воспитания и развития детей  и подростков, сохранения их психического здоровья; изучать любую документацию по организации учебно-воспитательного  процесса, личные дела детей, преподавателей и других работников учебного заведения;

выбирать  формы и методы работы с детьми и их родителями, педагогами и другими  работниками, выделять приоритетные направления, устанавливать очередность, продолжительность  и характер работ; проводить в  коллективе учебного заведения групповые  и индивидуальные психологические  обследования;

Информация о работе Психологическая служба в образовании