Психологическая служба в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

Психическое здоровье – в литературе нет однозначного толкования этого понятия, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.

Содержание работы

1) Правовой статус практического психолога образования
2) Квалификационная характеристика педагога-психолога
3) Модель профессиональной деятельности педагога-психолога
4) Требования к личности педагога-психолога
5) Профессиональная этика практического психолога
6) Школьный психолог и его позиции

Файлы: 1 файл

Психологическая служба в образовании.docx

— 78.17 Кб (Скачать файл)

 

Социальные  роли психолога

 

Социальная роль

Деятельность

Защитник интересов

Защищает право каждого человека быть уникальной и неповторимой личностью

Духовный наставник

Содействует личности в контактах  с соответствующими специалистами, помогая разрешать 

конфликтные ситуации

Фасилитатор

Заботится о формировании гуманистических, общечеловеческих ценностей в социуме,

создает благоприятные психологические  условия для развития личности и  ее самовыражения и 

самореализации

Участник совместной

деятельности, партнер

Мотивирует деятельность, побуждает  социально-психологическую активность человека, способствует развитию субъектных свойств личности

Эксперт

Отстаивает права подопечного, определяет методы допустимого, компетентного  педагогического вмешательства  в решение его проблемы

Посредник

 

 

Собеседник

 

 

 

Психотерапевт

Связующее звено между личностью  и ее микросоциальным окружением

 

 

Обладает способностью выслушать, понять и принять любого человека, осуществить 

культурную и психологическую эмпатию по отношению к нему

 

 

Оказывает психоэмоциональную поддержку личности в трудных, кризисных и критических

ситуациях, развивает способность личности к самостоятельному решению собственных проблем


 

Выбор позиции  влияет на технику взаимодействия с  клиентом и определяет меру активности специалиста и степень его  ответственности за результаты работы. С одной стороны, он зависит от индивидуальных особенностей психолога  и установок клиента, с другой – диктуется концептуальной «школой» психолога и техническими особенностями  используемых методов.

Авторитарная  позиция «отца» характерна для реализации поведенческих и суггестивных методов, а авторитарная позиция «матери» – для медитативных техник. Позиция «сестры» адекватна клиент-центрированной терапии, нейтральная позиция «зеркала» – психодинамическим методам, позиция директивного «брата» – позитивной психотерапии.

Авторитарная  позиция «сверху» подразумевает  отношение к клиенту как к  объекту психологических манипуляций, сопровождается пространственным дистанцированием (гипнотизер, возвышающийся над своим пациентом) и подкрепляется имиджем «всезнающего мудреца». Более современный партнерский подход базируется на видении пациента в качестве равноправного субъекта, на пространственном расположении «лицом к лицу» или «плечом к плечу в кругу», на демократичном образе психолога («простого парня» или «затейника»).

В групповых  формах работы выделяют альфа-позицию эмоционального лидера, бета-позицию лидера-эксперта, гамма-позицию пассивного конформиста и дельта-позицию отвергаемого «козла отпущения», объекта групповой агрессии. Эти позиции психолог занимает сознательно соответственно фазе развития психотерапевтической группы, ее динамике.

Показатель  профессионализма психолога - его способность  сознательно и пластично занимать различные позиции, исходя из интересов  клиента и требований используемых методов.

7)Особенности организации практической деятельности психолога

Организация практической деятельности – сложный процесс, требующий  наличия не только профессиональных знаний и умений, но и определенных социально-психологических, материально-технических  и других условий. В числе общих  трудностей практических психологов фигурирует проблема профессионального самоопределения  при недостаточно качественной профессиональной информации, проблема обретения своего лица и создания адекватной конкретным условиям авторской модели психологической  службы при отсутствии надежной методической помощи со стороны администрации  школы и специалистов профильных центров.

В этой ситуации многие психологи нуждаются в  определении общих принципиальных подходов в организации школьной службы, которые предостерегали бы их от излишних крайностей.

Основные  формы организации практической деятельности психолога образования. При большом разнообразии форм работы чаще всего психологу приходится использовать консультативную беседу, консилиум, тренинг, деловую игру и урок психологии.

Особенности организации

 

Крайности

Золотая середина

Крайности

Ограниченная, узкая 

специализация

 

Морализаторство

Застой, идеализация  старого опыта

 

 

 

Внутренняя пассивность 

Самоизоляция

 

 

Ригидность, психологическое

самодурство

 

Трудности эмоционального

характера

 

 

Пессимизм, отчаяние

 

 

Акцентирование на единичных

принципах

Многообразие форм и методов работы психолога 

 

Нравственность Преемственность  в работе

 

 

 

Самоактивизация творческого начала

Профессиональное содружество 

 

Гибкость, готовность к компромиссу

 

Последовательность в  работе

 

 

 

Действующий оптимизм, разумная самоирония

 

Взаимосвязь принципов как  основа системности в работе

Хаос, бессистемность, поверхностность

 

Безнравственность

Разрушение, отрицание прошлого, старого опыта 

Сгорание на работе

 

Потеря профессионального  самоощущения

 

 

Приспособленчество, угодничество, предательство

 

Трудности логического характера, непоследовательность

 

Эйфория, излишняя самоуверенность

 

Перемешивание принципов, утрата специфики


 

Консультативная беседа используется с различными целями: для установления контакта с испытуемым и введения его в ситуацию эксперимента (контактная беседа); для проверки исследовательских гипотез (экспериментальная беседа); как метод получения данных о свойствах личности (диагностическое интервью); для оказания психологической помощи (клиническое интервью) (Е. Е. Данилова).

Названные виды беседы тесно связаны между собой  и имеют общие элементы. Так, любая  из них начинается с установления контакта и может содержать элементы диагностики и психологического воздействия на клиента. Консультативная  беседа проводится по определенному  плану. При этом степень ее стандартизации может быть различной: от жестко запрограммированного интервью по типу анкеты до разговора, протекающего в свободной форме, с определенной стратегией, но свободной  тактикой.

Полностью стандартизированная беседа чаще применяется при массовых опросах, когда необходимо за короткий срок получить большой объем данных. В этом случае психолог в строгой последовательности предъявляет каждому испытуемому заранее составленные вопросы. Такая форма беседы позволяет получить хорошо сравнимые результаты, выразить их в количественной форме и не требует от психолога высокой квалификации. Однако регламентированная беседа ограничивает и не позволяет учитывать непосредственные реакции испытуемого и существенно уменьшает контакт с ним. Поэтому при индивидуальном обследовании, когда требуется проникнуть во внутренний мир личности, понять ее затруднения, такая форма беседы обычно не используется.

Менее стандартизированная беседа позволяет сохранить естественность ситуации и тем самым облегчает поддержание контакта с испытуемым. В этом случае психолог может индивидуализировать ситуацию опроса. Такая организация беседы требует большего профессионального мастерства, умения ориентироваться в ситуации клиента и менять тактику в зависимости от новых обстоятельств.

В большинстве  случаев беседа является управляемой. Однако плодотворной может оказаться  и неуправляемая беседа, которая носит исповедальный характер. В данном случае психолог занимает позицию активного слушателя, т.е. осуществляет так называемое эмпатическое слушание.

Беседа с  детьми обладает определенной спецификой и является несравненно более  сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие ее состоит в том, что детей на беседу приводят обычно педагоги или родители, заметив какие-либо отклонения в их развитии и поведении. Поэтому у детей отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом, и требуется большая находчивость и изобретательность, чтобы «разговорить» ребенка. Особенно это касается трудных детей, имеющих негативный опыт общения со взрослыми. В этих случаях полезным средством для приобщения ребенка к сотрудничеству является игра.

Основным  элементом консультативной беседы является вопрос. Обычно вопросы разделяются  на три группы:

прямые, т.е. непосредственно относящиеся к исследуемому предмету («У тебя есть друзья?»);

косвенные, помогающие опосредованно получить информацию («Что ты подаришь другу на день рождения?»);

проективные, учитывающие идентификацию опрашиваемого с каким-либо лицом или группой и провоцирующие ребенка на спонтанные высказывания («У всех ли детей есть друзья?»).

Использование вопросов второго и третьего типов  необходимо при выявлении характеристик, трудно поддающихся осознанию, а  также в тех случаях, когда  ответ может обладать высокой  социальной желательностью.

Индивидуальная  тактика беседы предполагает соединение полярных позиций: позволить говорить ребенку совершенно свободно или  проверить свою собственную гипотезу, управляя беседой.

Содержание  беседы меняется в зависимости от целей (диагностическое интервью, экспериментальная, консультативная, клиническая беседа).

Все виды бесед  предваряются контактной беседой, содержание которой обусловлено стремлением  к доверительным отношениям с  клиентом. В ней осуществляется следующая  содержательная цепочка: интерес к  личности, ее интересам, нахождение нейтрального общего интереса, принятие личности.

Диагностическое интервью содержит вопросы, целенаправленно  раскрывающие те психологические особенности  ребенка, которые фигурируют в локусе жалобы взрослых. Они необходимы для  постановки психологического диагноза и подтверждения диагностической  гипотезы психолога. Поэтому в ход  беседы могут включаться другие психодиагностические методы.

Экспериментальная беседа включает отвлеченный анализ трудных ситуаций у детей и  их причин, выявление особенностей их поведения, анализ способов его саморегуляции, разработку советов другу, попавшему в подобную ситуацию, определение источников получения информации детьми.

Консультативная беседа в зависимости от используемой модели может содержать вопросы, направленные на выяснение сути психологической  проблемы педагогов и родителей, касающейся ребенка, и рекомендации по ее разрешению.

Клиническая беседа направлена на осознание проблем  взрослыми на основе вербального (словесного) общения с психологом либо носит  исповедальный характер.

Урок психологии. На уроках психологии ученик может получить знания о самом себе, научиться применять полученные знания на практике: в собственном поведении, общении и деятельности. Эти знания и умения помогут ему стать социально адаптированным; будут способствовать личностному росту, самоопределению и поиску жизненных ценностей; создавать условия для раскрытия творческого потенциала; дадут некоторые сведения о психологических функциях, психических процессах и состояниях; будут содействовать развитию культуры общения и обогатят поведенческий потенциал.

Вполне понятно, что классическая форма преподавания не позволяет эффективно решать эти  задачи. На уроках психологии рекомендуется  использовать лекции, психодиагностические практикумы, экспрессивные методы творческого  самовыражения, социально-психологический  тренинг, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование, иммитационные игры.

По своей  форме уроки психологии напоминают социально-психологические тренинги, техника которых довольно эклектична. Несмотря на наличие конкретного  плана, урок нельзя ограничивать четкими  рамками программного ведения, так  как в намеченный замысел могут  вноситься изменения по ходу занятия.

Особо следует  сказать о роли преподавателя  психологии. Она достаточно сложна, так как включает в себя функции  педагога, психолога, руководителя малой  группы и ее участника одновременно. Как учитель преподаватель психологии дает теоретические знания, организует и направляет групповую дискуссию  по обсуждению различных психологических  проблем. Как психолог он грамотно осуществляет все психологические процедуры, их анализ и интерпретацию таким  образом, чтобы это и служило  целям обучения, и способствовало созданию обстановки доверия на занятии. Он организует групповую рефлексию  и осуществляет функцию оказания поддержки. Как руководитель малой  группы психолог осуществляет руководство  всем процессом, творчески меняя  стиль руководства. Как член группы он наравне с ребятами принимает  участие во всех играх, упражнениях, творческих заданиях (М. А. Подвойская).

 

 

 

 


Информация о работе Психологическая служба в образовании