Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 11:44, реферат
Психическое здоровье – в литературе нет однозначного толкования этого понятия, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.
1) Правовой статус практического психолога образования
2) Квалификационная характеристика педагога-психолога
3) Модель профессиональной деятельности педагога-психолога
4) Требования к личности педагога-психолога
5) Профессиональная этика практического психолога
6) Школьный психолог и его позиции
Социальные роли психолога
Социальная роль |
Деятельность | |
Защитник интересов |
Защищает право каждого | |
Духовный наставник |
Содействует личности в контактах с соответствующими специалистами, помогая разрешать конфликтные ситуации | |
Фасилитатор |
Заботится о формировании гуманистических, общечеловеческих ценностей в социуме, создает благоприятные психологические условия для развития личности и ее самовыражения и самореализации | |
Участник совместной деятельности, партнер |
Мотивирует деятельность, побуждает
социально-психологическую | |
Эксперт |
Отстаивает права подопечного, определяет методы допустимого, компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы | |
Посредник
Собеседник
Психотерапевт |
Связующее звено между личностью и ее микросоциальным окружением
Обладает способностью выслушать, понять и принять любого человека, осуществить культурную и психологическую эмпатию по отношению к нему
Оказывает психоэмоциональную поддержку личности в трудных, кризисных и критических ситуациях, развивает способность личности к самостоятельному решению собственных проблем |
Выбор позиции влияет на технику взаимодействия с клиентом и определяет меру активности специалиста и степень его ответственности за результаты работы. С одной стороны, он зависит от индивидуальных особенностей психолога и установок клиента, с другой – диктуется концептуальной «школой» психолога и техническими особенностями используемых методов.
Авторитарная позиция «отца» характерна для реализации поведенческих и суггестивных методов, а авторитарная позиция «матери» – для медитативных техник. Позиция «сестры» адекватна клиент-центрированной терапии, нейтральная позиция «зеркала» – психодинамическим методам, позиция директивного «брата» – позитивной психотерапии.
Авторитарная
позиция «сверху» подразумевает
отношение к клиенту как к
объекту психологических
В групповых формах работы выделяют альфа-позицию эмоционального лидера, бета-позицию лидера-эксперта, гамма-позицию пассивного конформиста и дельта-позицию отвергаемого «козла отпущения», объекта групповой агрессии. Эти позиции психолог занимает сознательно соответственно фазе развития психотерапевтической группы, ее динамике.
Показатель
профессионализма психолога - его способность
сознательно и пластично
7)Особенности организации практической деятельности психолога
Организация практической деятельности
– сложный процесс, требующий
наличия не только профессиональных
знаний и умений, но и определенных
социально-психологических, материально-технических
и других условий. В числе общих
трудностей практических психологов фигурирует
проблема профессионального
В этой ситуации
многие психологи нуждаются в
определении общих
Основные формы организации практической деятельности психолога образования. При большом разнообразии форм работы чаще всего психологу приходится использовать консультативную беседу, консилиум, тренинг, деловую игру и урок психологии.
Крайности |
Золотая середина |
Крайности |
Ограниченная, узкая специализация
Морализаторство Застой, идеализация старого опыта
Внутренняя пассивность Самоизоляция
Ригидность, психологическое самодурство
Трудности эмоционального характера
Пессимизм, отчаяние
Акцентирование на единичных принципах |
Многообразие форм и методов работы психолога
Нравственность
Самоактивизация творческого начала Профессиональное содружество
Гибкость, готовность к компромиссу
Последовательность в работе
Действующий оптимизм, разумная самоирония
Взаимосвязь принципов как основа системности в работе |
Хаос, бессистемность, поверхностность
Безнравственность Разрушение, отрицание прошлого, старого опыта Сгорание на работе
Потеря профессионального самоощущения
Приспособленчество, угодничество, предательство
Трудности логического характера, непоследовательность
Эйфория, излишняя самоуверенность
Перемешивание принципов, утрата специфики |
Консультативная беседа используется с различными целями: для установления контакта с испытуемым и введения его в ситуацию эксперимента (контактная беседа); для проверки исследовательских гипотез (экспериментальная беседа); как метод получения данных о свойствах личности (диагностическое интервью); для оказания психологической помощи (клиническое интервью) (Е. Е. Данилова).
Названные виды беседы тесно связаны между собой и имеют общие элементы. Так, любая из них начинается с установления контакта и может содержать элементы диагностики и психологического воздействия на клиента. Консультативная беседа проводится по определенному плану. При этом степень ее стандартизации может быть различной: от жестко запрограммированного интервью по типу анкеты до разговора, протекающего в свободной форме, с определенной стратегией, но свободной тактикой.
Полностью стандартизированная беседа чаще применяется при массовых опросах, когда необходимо за короткий срок получить большой объем данных. В этом случае психолог в строгой последовательности предъявляет каждому испытуемому заранее составленные вопросы. Такая форма беседы позволяет получить хорошо сравнимые результаты, выразить их в количественной форме и не требует от психолога высокой квалификации. Однако регламентированная беседа ограничивает и не позволяет учитывать непосредственные реакции испытуемого и существенно уменьшает контакт с ним. Поэтому при индивидуальном обследовании, когда требуется проникнуть во внутренний мир личности, понять ее затруднения, такая форма беседы обычно не используется.
Менее стандартизированная беседа позволяет сохранить естественность ситуации и тем самым облегчает поддержание контакта с испытуемым. В этом случае психолог может индивидуализировать ситуацию опроса. Такая организация беседы требует большего профессионального мастерства, умения ориентироваться в ситуации клиента и менять тактику в зависимости от новых обстоятельств.
В большинстве случаев беседа является управляемой. Однако плодотворной может оказаться и неуправляемая беседа, которая носит исповедальный характер. В данном случае психолог занимает позицию активного слушателя, т.е. осуществляет так называемое эмпатическое слушание.
Беседа с детьми обладает определенной спецификой и является несравненно более сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие ее состоит в том, что детей на беседу приводят обычно педагоги или родители, заметив какие-либо отклонения в их развитии и поведении. Поэтому у детей отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом, и требуется большая находчивость и изобретательность, чтобы «разговорить» ребенка. Особенно это касается трудных детей, имеющих негативный опыт общения со взрослыми. В этих случаях полезным средством для приобщения ребенка к сотрудничеству является игра.
Основным
элементом консультативной
прямые, т.е. непосредственно относящиеся к исследуемому предмету («У тебя есть друзья?»);
косвенные, помогающие опосредованно получить информацию («Что ты подаришь другу на день рождения?»);
проективные, учитывающие идентификацию опрашиваемого с каким-либо лицом или группой и провоцирующие ребенка на спонтанные высказывания («У всех ли детей есть друзья?»).
Использование вопросов второго и третьего типов необходимо при выявлении характеристик, трудно поддающихся осознанию, а также в тех случаях, когда ответ может обладать высокой социальной желательностью.
Индивидуальная тактика беседы предполагает соединение полярных позиций: позволить говорить ребенку совершенно свободно или проверить свою собственную гипотезу, управляя беседой.
Содержание беседы меняется в зависимости от целей (диагностическое интервью, экспериментальная, консультативная, клиническая беседа).
Все виды бесед
предваряются контактной беседой, содержание
которой обусловлено
Диагностическое
интервью содержит вопросы, целенаправленно
раскрывающие те психологические особенности
ребенка, которые фигурируют в локусе
жалобы взрослых. Они необходимы для
постановки психологического диагноза
и подтверждения
Экспериментальная беседа включает отвлеченный анализ трудных ситуаций у детей и их причин, выявление особенностей их поведения, анализ способов его саморегуляции, разработку советов другу, попавшему в подобную ситуацию, определение источников получения информации детьми.
Консультативная беседа в зависимости от используемой модели может содержать вопросы, направленные на выяснение сути психологической проблемы педагогов и родителей, касающейся ребенка, и рекомендации по ее разрешению.
Клиническая беседа направлена на осознание проблем взрослыми на основе вербального (словесного) общения с психологом либо носит исповедальный характер.
Урок психологии. На уроках психологии ученик может получить знания о самом себе, научиться применять полученные знания на практике: в собственном поведении, общении и деятельности. Эти знания и умения помогут ему стать социально адаптированным; будут способствовать личностному росту, самоопределению и поиску жизненных ценностей; создавать условия для раскрытия творческого потенциала; дадут некоторые сведения о психологических функциях, психических процессах и состояниях; будут содействовать развитию культуры общения и обогатят поведенческий потенциал.
Вполне понятно, что классическая форма преподавания не позволяет эффективно решать эти задачи. На уроках психологии рекомендуется использовать лекции, психодиагностические практикумы, экспрессивные методы творческого самовыражения, социально-психологический тренинг, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование, иммитационные игры.
По своей
форме уроки психологии напоминают
социально-психологические
Особо следует
сказать о роли преподавателя
психологии. Она достаточно сложна,
так как включает в себя функции
педагога, психолога, руководителя малой
группы и ее участника одновременно.
Как учитель преподаватель