Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 11:44, реферат
Психическое здоровье – в литературе нет однозначного толкования этого понятия, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.
1) Правовой статус практического психолога образования
2) Квалификационная характеристика педагога-психолога
3) Модель профессиональной деятельности педагога-психолога
4) Требования к личности педагога-психолога
5) Профессиональная этика практического психолога
6) Школьный психолог и его позиции
Любая профессиональная
деятельность – это процесс, имеющий
определенные этапы. Она состоит
из цепочки взаимосвязанных
Психодиагностика личности и социально-педагогической ситуации ее развития |
Организация воспитательно-образовательных взаимодействий с проблемной личностью, нуждающейся в помощи |
НаблюдениеБеседа Опрос экспертов Интервьюирование Анкетирование Изучение документов Психодиагностика личности Социально-психологическая диагностика |
Отношения участияПоддержка детей из семей риска Содействие в решении проблем Сотрудничество с семьей, школой и общиной Посредничество в личностной самореализации Побуждение личности к самоорганизации и самостоятельности |
Социально-психологическая |
Коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы |
Прояснение проблемы Отреагирование проблемы Выбор программы и плана действий Обсуждение путей решения проблемы Помощь в организации выхода из проблемы Координация усилий ближайшего окружения личности Создание группы поддержки |
Моделирование ситуаций для нового опыта Моделирование сфер успешной деятельности Организация диалога и сотрудничества Организация микросреды с измененными отношениями Помощь в разблокировке позитивных эмоций Создание и оценка ситуаций успеха Изменение представлений личности о своем «Я» Поддержка инициатив Создание условий для творчества |
Эффективность профессиональной деятельности заключается в реализации всех ее компонентов.
На каждом этапе профессиональной деятельности психологом реализуются определенные функции: диагностическая, планирования, организаторская (первый этап); коммуникативная, побудительная, формирующая (второй этап); аналитическая, оценочная, координации, коррекции и совершенствования (третий этап). Рассмотрим их более подробно.
Функции педагога-психолога:
образовательно-воспитательная – обеспечивает целенаправленное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, осуществляет психологизацию педагогов и родителей, дает рекомендации по гуманизации целостного педагогического процесса, использует возможности личности ребенка как субъекта собственного развития;
диагностическая - изучает индивидуально-типологические, личностные и возрастные особенности детей и подростков, социально-психологические факторы и условия их воспитания, обучения и развития, их проблемы;
организаторская – организует общение и деятельность детей и взрослых в различных формах профессиональной деятельности (уроки психологии, факультативы, кружки, деловые игры, коррекционно-развивающие группы, социально-психологические тренинги и консилиумы и др.), обеспечивает взаимодействие специалистов образовательного учреждения и родителей в решении психологических проблем ребенка;
прогностическая – участвует в программировании, прогнозировании и проектировании педагогического процесса, осуществляет разработку критериев его результативности в терминах развития личности его субъектов;
предупредительно-
организационно-коммуникативная – способствует включению добровольных помощников в социально-психологическую работу, руководит их деловыми и личностными контактами, налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.
Для выполнения такого широкого круга функций психологу необходимы разносторонние знания.
Профессиональные знания психолога – это сведения из общей, социальной психологии, психологии личности, психодиагностики, возрастной, педагогической и практической психологии, других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определенных Государственным стандартом соответствующего образования.
Можно представить профессиональные знания в определенной иерархии:
теоретико-методологические – комплексное знание о человеке как биосоциопсихокосмическом существе; основные методологические подходы и принципы исследования психики человека; психологические закономерности воспитания, обучения, развития личности во всех стадиях онтогенеза, влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание и принципы профессиональной деятельности психолога образования;
методические
– современные технологии социально-психологической
работы с разными возрастными
группами детей в различных социально-
прикладные
– способы, приемы, виды психологической
диагностики и коррекции, психологического
сопровождения и
Профессиональные умения психолога – это его способность применять полученные профессиональные знания в своей деятельности. Их можно классифицировать следующим образом:
гностические (поиск, восприятие и отбор информации);
проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование);
конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств);
организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых);
коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения);
оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов педагогического процесса);
рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения).
Рассмотрим более подробно профессиональные умения педагога-психолога, отражающие специфику его деятельности.
Коммуникативные умения:
вступать в контакты с разными людьми;
устанавливать профессиональные отношения;
осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами;
сотрудничать, вступать в деловые контакты;
создавать атмосферу комфортности, доброжелательности;
вызывать доверие у клиентов, соучаствовать в решении их проблем;
соблюдать конфиденциальность в работе и такт;
побуждать человека к действию, творчеству, проявлению милосердия;
влиять на общение, отношения между людьми в микросоциуме;
правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.
Прикладные умения:
исследовательские – анализ, сбор, учет, обработка информации, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов;
психолого-педагогические – анализ социальной ситуации развития ребенка, его психологических проблем, планирование, прогнозирование, формы и методы психологической помощи;
социально-психологические – психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и др.
Организаторские умения:
ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем;
организовывать подопечных на их выполнение;
рационально организовывать свое рабочее время;
планировать этапы и средства деятельности;
планировать индивидуальную работу с клиентом;
организовывать отдельные виды психологической работы, выполнение программ и проектов;
определять нужды клиентов и помогать им найти соответствующие их потребностям службы;
выявлять и поддерживать полезную инициативу, создавать условия для ее реализации;
объединять людей на основе их общих интересов, духовной близости.
Аналитические умения:
изучать личность, ее микросоциум, ставить психологический диагноз;
анализировать конкретные жизненные ситуации клиента, предвидеть и предотвращать жизненные кризисы;
проектировать конечный результат профессиональной деятельности;
анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными, выдвигать новые задачи;
анализировать недостатки своей профессиональной деятельности;
анализировать опыт и практику работы специалистов психологической службы образования;
творчески перерабатывать необходимую информацию;
анализировать конкретную социальную ситуацию, причины и истоки проблем.
Педагогические умения:
обучать других искусству помогать людям, прикладным умениям и навыкам;
выявлять
резервные возможности
обучать социальным повседневным жизненным навыкам;
стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие в поступках, поведении человека, в отношении к другим людям;
воздействовать на подопечного, группу средствами педагогической техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство);
передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта;
излагать материал доступно, логично, образно, выразительно.
Умения саморегуляции:
контролировать свои эмоции в любой ситуации;
управлять своим настроением;
предъявлять к себе повышенную требовательность;
переносить
большие нервно-психические
поступаться своими интересами ради интересов подопечного;
снимать психологическое напряжение.
Результаты многолетних исследований доказывают (М.В. Молоканова), что успешность деятельности психолога определяется уровнем сформированности коммуникативных умений: уровнем сформированности антропоцентрической направленности личности; уровнем чувствительности к объекту, процессу и результатам психологической деятельности; уровнем сформированности проективных умений (или силой воздействия на поведение других людей).
Умения, как и деятельность в целом, также могут быть рассмотрены с качественной стороны: автоматизированные, репродуктивные, поисковые и творческие.
В соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессиональной деятельности. Так, Н.В. Кузьмина выделяет следующие уровни деятельности:
1) репродуктивный
– умение сообщать другим
2) адаптивный – достижение нового уровня знаний и умений, включающего в себя знание не только предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания;
3) локально моделирующий знания – умение не только передавать и транслировать знания применительно к конкретной аудитории, но и конструировать их;
4) системно моделирующий знания - владение стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целом;
5) системно моделирующий творчество – владение стратегией формирования творческой личности, способной к развитию.
Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности психолога: 1) копирование чужих образцов, 2) осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств и 3) творческое осуществление деятельности, исходя из ее системного понимания.