Психологическая служба в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

Психическое здоровье – в литературе нет однозначного толкования этого понятия, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.

Содержание работы

1) Правовой статус практического психолога образования
2) Квалификационная характеристика педагога-психолога
3) Модель профессиональной деятельности педагога-психолога
4) Требования к личности педагога-психолога
5) Профессиональная этика практического психолога
6) Школьный психолог и его позиции

Файлы: 1 файл

Психологическая служба в образовании.docx

— 78.17 Кб (Скачать файл)

Любая профессиональная деятельность – это процесс, имеющий  определенные этапы. Она состоит  из цепочки взаимосвязанных действий, которые и образуют ее структуру. Выделяют три основных компонента в структуре профессиональной деятельности: мотивационно-ориентировочное звено (ориентация в обстановке, постановка целей и задач, возникновение мотивов); исполнительское звено (реализация); контрольно-оценочное звено (результат). На первом этапе психолог формулирует психологические цели и задачи (в любом виде деятельности), на втором – подбирает необходимые социально-психологические средства для их осуществления, на третьем – анализирует и оценивает собственные действия.

Направления профессиональной деятельности психолога

 

Психодиагностика личности и социально-педагогической ситуации ее развития

Организация воспитательно-образовательных  взаимодействий с проблемной личностью, нуждающейся в помощи

Наблюдение 

Беседа 

Опрос экспертов

Интервьюирование 

Анкетирование

Изучение документов

Психодиагностика личности

Социально-психологическая  диагностика

Отношения участия 

Поддержка детей из семей  риска 

Содействие в решении  проблем 

Сотрудничество с семьей, школой и 

общиной

Посредничество в личностной

самореализации  

Побуждение личности к

самоорганизации и самостоятельности

Социально-психологическая помощь и  поддержка личности в кризисных  ситуациях

Коррекция отношений, способов социального  действия, посредничество в творческом развитии личности и группы

Прояснение проблемы

Отреагирование проблемы

Выбор программы и плана  действий

Обсуждение путей решения  проблемы

Помощь в организации  выхода из проблемы

Координация усилий ближайшего окружения 

личности 

Создание группы поддержки

Моделирование ситуаций для нового

опыта

Моделирование сфер успешной

деятельности 

Организация диалога и  сотрудничества

Организация микросреды с

измененными отношениями 

Помощь в разблокировке  позитивных

эмоций 

Создание и оценка ситуаций успеха

Изменение представлений  личности о 

своем «Я»

Поддержка инициатив 

Создание условий для  творчества


 

Эффективность профессиональной деятельности заключается в реализации всех ее компонентов.

На каждом этапе профессиональной деятельности психологом реализуются определенные функции: диагностическая, планирования, организаторская (первый этап); коммуникативная, побудительная, формирующая (второй этап); аналитическая, оценочная, координации, коррекции и совершенствования (третий этап). Рассмотрим их более подробно.

Функции педагога-психолога:

образовательно-воспитательная – обеспечивает целенаправленное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, осуществляет психологизацию педагогов и родителей, дает рекомендации по гуманизации целостного педагогического процесса, использует возможности личности ребенка как субъекта собственного развития;

диагностическая - изучает индивидуально-типологические, личностные и возрастные особенности детей и подростков, социально-психологические факторы и условия их воспитания, обучения и развития, их проблемы;

организаторская – организует общение и деятельность детей и взрослых в различных формах профессиональной деятельности (уроки психологии, факультативы, кружки, деловые игры, коррекционно-развивающие группы, социально-психологические тренинги и консилиумы и др.), обеспечивает взаимодействие специалистов образовательного учреждения и родителей в решении психологических проблем ребенка;

прогностическая – участвует в программировании, прогнозировании и проектировании педагогического процесса, осуществляет разработку критериев его результативности в терминах развития личности его субъектов;

предупредительно-профилактическая и психотерапевтическая – учитывает и приводит в действие психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание психологической поддержки и психологического сопровождения личности в педагогическом процессе. По своему профессиональному назначению призван предотвратить психологическую проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику отклонений в развитии и поведении детей, их общении;

организационно-коммуникативная – способствует включению добровольных помощников в социально-психологическую работу, руководит их деловыми и личностными контактами, налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.

Для выполнения такого широкого круга функций психологу  необходимы разносторонние знания.

Профессиональные  знания психолога – это сведения из общей, социальной психологии, психологии личности, психодиагностики, возрастной, педагогической и практической психологии, других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определенных Государственным стандартом соответствующего образования.

Можно представить  профессиональные знания в определенной иерархии:

теоретико-методологические – комплексное знание о человеке как биосоциопсихокосмическом существе; основные методологические подходы и принципы исследования психики человека; психологические закономерности воспитания, обучения, развития личности во всех стадиях онтогенеза, влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание и принципы профессиональной деятельности психолога образования;

методические  – современные технологии социально-психологической  работы с разными возрастными  группами детей в различных социально-педагогических ситуациях; практические основы прогнозирования, проектирования, моделирования профессиональной деятельности;

прикладные  – способы, приемы, виды психологической  диагностики и коррекции, психологического сопровождения и консультирования личности и малой группы в педагогическом процессе.

Профессиональные  умения психолога – это его способность применять полученные профессиональные знания в своей деятельности. Их можно классифицировать следующим образом:

гностические (поиск, восприятие и отбор информации);

проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование);

конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств);

организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых);

коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения);

оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов педагогического процесса);

рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения).

Рассмотрим  более подробно профессиональные умения педагога-психолога, отражающие специфику  его деятельности.

Коммуникативные умения:

вступать  в контакты с разными людьми;

устанавливать профессиональные отношения;

осуществлять  индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами;

сотрудничать, вступать в деловые контакты;

создавать атмосферу  комфортности, доброжелательности;

вызывать  доверие у клиентов, соучаствовать  в решении их проблем;

соблюдать конфиденциальность в работе и такт;

побуждать человека к действию, творчеству, проявлению милосердия;

влиять на общение, отношения между людьми в микросоциуме;

правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.

Прикладные  умения:

исследовательские – анализ, сбор, учет, обработка информации, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов;

психолого-педагогические – анализ социальной ситуации развития ребенка, его психологических проблем, планирование, прогнозирование, формы  и методы психологической помощи;

социально-психологические – психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и др.

Организаторские умения:

ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем;

организовывать  подопечных на их выполнение;

рационально организовывать свое рабочее время;

планировать этапы и средства деятельности;

планировать индивидуальную работу с клиентом;

организовывать  отдельные виды психологической  работы, выполнение программ и проектов;

определять  нужды клиентов и помогать им найти соответствующие их потребностям службы;

выявлять  и поддерживать полезную инициативу, создавать условия для ее реализации;

объединять  людей на основе их общих интересов, духовной близости.

Аналитические умения:

изучать личность, ее микросоциум, ставить психологический диагноз;

анализировать конкретные жизненные ситуации клиента, предвидеть и предотвращать жизненные  кризисы;

проектировать конечный результат профессиональной деятельности;

анализировать полученные результаты в сопоставлении  с исходными данными, выдвигать  новые задачи;

анализировать недостатки своей профессиональной деятельности;

анализировать опыт и практику работы специалистов психологической службы образования;

творчески перерабатывать необходимую информацию;

анализировать конкретную социальную ситуацию, причины  и истоки проблем.

Педагогические  умения:

обучать других искусству помогать людям, прикладным умениям и навыкам;

выявлять  резервные возможности личности, открывать положительное в человеке и организовывать процесс его  самопомощи;

обучать социальным повседневным жизненным навыкам;

стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие в поступках, поведении  человека, в отношении к другим людям;

воздействовать  на подопечного, группу средствами педагогической техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство);

передавать  клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта;

излагать  материал доступно, логично, образно, выразительно.

Умения  саморегуляции:

контролировать  свои эмоции в любой ситуации;

управлять своим  настроением;

предъявлять к себе повышенную требовательность;

переносить  большие нервно-психические нагрузки;

поступаться своими интересами ради интересов подопечного;

снимать психологическое  напряжение.

Результаты  многолетних исследований доказывают (М.В. Молоканова), что успешность деятельности психолога определяется уровнем  сформированности коммуникативных  умений: уровнем сформированности антропоцентрической  направленности личности; уровнем чувствительности к объекту, процессу и результатам  психологической деятельности; уровнем  сформированности проективных умений (или силой воздействия на поведение  других людей).

Умения, как  и деятельность в целом, также  могут быть рассмотрены с качественной стороны: автоматизированные, репродуктивные, поисковые и творческие.

В соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессиональной деятельности. Так, Н.В. Кузьмина выделяет следующие уровни деятельности:

1)  репродуктивный  – умение сообщать другим знания, которыми владеешь сам (однако  даже самые глубокие знания  не являются признаком профессиональной  квалификации);

2)  адаптивный  – достижение нового уровня  знаний и умений, включающего  в себя знание не только  предмета деятельности, но и особенностей  его восприятия и понимания;

3) локально  моделирующий знания – умение не только передавать и транслировать знания применительно к конкретной аудитории, но и конструировать их;

4)  системно  моделирующий знания - владение стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целом;

5)  системно  моделирующий творчество – владение стратегией формирования творческой личности, способной к развитию.

Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности психолога: 1) копирование  чужих образцов, 2) осуществление  деятельности по собственному представлению  без учета обстоятельств и 3) творческое осуществление деятельности, исходя из ее системного понимания.

Информация о работе Психологическая служба в образовании