Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 11:44, реферат
Психическое здоровье – в литературе нет однозначного толкования этого понятия, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.
1) Правовой статус практического психолога образования
2) Квалификационная характеристика педагога-психолога
3) Модель профессиональной деятельности педагога-психолога
4) Требования к личности педагога-психолога
5) Профессиональная этика практического психолога
6) Школьный психолог и его позиции
Визуальное восприятие человека |
Степень физической привлекательности Степень выразительности манер и их привлекательности Одежда и аксессуары (как отражение личной незаурядности, элегантности) |
Интеллектуальное восприятие человека |
Впечатляющие личностные характеристики Качества, отражающие профессиональный портрет специалиста |
Статусное восприятие человека |
Оценка стратификационного статуса (положения в обществе) Профессия Должность |
Социальный фон, влияющий на восприятие конкретного человека |
Личностные характеристики окружения: семья, друзья, знакомые, коллеги Стратификационные характеристики окружения (к какой социальной группе относится и степень престижа положения этой группы) |
Влияние интерьера на восприятие человека |
Качество, стиль Цветовое оформление Пространственные |
В целом успешность
имиджа определяется единством стратегии
и тактики личностного и
Практическая этика – это неотъемлемая часть любой профессиональной деятельности, предполагающей воздействие на психику другого человека. Она легализуется в различных формах: юридических законах, должностных инструкциях, этических кодексах профессий и т.п.
Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на базе которых строятся деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения [3]. Он построен на нормах морали, а не права, что означает, что его нарушение не приводит к правовой ответственности.
В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми сталкивается психолог в образовании, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм.
Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которой они реализуются. Это - позиция, из которой исходит практический психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы людей; действия психолога в тех случаях, когда эти интересы кем-либо нарушаются; действия психолога, когда он сам не в состоянии в полной мере помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики; отношения, складывающиеся между психологом, родителями и детьми в ситуациях, касающихся разглашения данных психодиагностических обследований; и действия психолога в ситуациях, когда решается судьба ребенка.
ПРИМЕРНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА
1. Профессиональная деятельность
психолога в системе
2. В случае,
когда личные интересы ребенка
вступают в противоречие с
интересами учебно-
3. Работа
психолога строится на основе
принципа профессиональной
4. Отменить
решение психолога вправе
5. В работе
с детьми психолог
6. Для того
чтобы быть в силах помочь
детям, психолог сам нуждается
в доверии и соответствующих
правах. Он, в свою очередь, несет
персональную ответственность
7. Работа
практического психолога в
8. Психолог
строит свою работу на основе
безусловного уважения
9. Психолог выступает одним из основных защитников интересов ребенка перед обществом, всеми людьми.
10. Психолог
должен быть осторожен и
11. Психолог
не должен принимать участие
в том, что как-то
12. Психолог
обязан информировать тех,
13. Психолог
должен противодействовать
14. Психолог
обязан оказывать лишь такие
услуги, для которых он имеет
необходимое образование и
15. В случае
вынужденного применения
16. Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические и психокоррекционные методики для использования некомпетентными лицами.
17. Психолог
обязан препятствовать
18. Дети подросткового
и старшего школьного возраста
имеют право на индивидуальную
консультацию в отсутствие
19. Психолог
не должен препятствовать тому,
чтобы обследование или
20. Данные
индивидуального
21. Учителям,
родителям, заменяющим их
22. Пользуясь
средствами массовой
23. Психолог
не должен позволять вовлекать
себя в такие дела или виды
деятельности, где его роль и
функции оказываются
24. Психолог
не должен давать таких
25. Если
обследование ребенка или
26. Психолог
несет профессиональную
27. При
приеме на работу в учебно-
28. Нарушение положений этического кодекса профессиональным психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.
Практическая психология как профессиональная деятельность начинает распространяться в массовом масштабе, что обостряет до предела проблемы обоснованности воздействия одного человека на другого, установления рамок профессиональной компетенции психолога.
Гранью, где смыкаются вопросы
профессиональной и практической этики,
является осуществление
Выраженная
ориентация на ценность другого человека
в профессиональной деятельности психолога
предполагает адекватное восприятие им
своих возможностей как меры воздействия
на этого человека, основанной на чувстве
профессионального долга и
Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле психолог создает своими профессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает, выполняя тем самым важную социальную задачу.
Позиция – это единство ведущей онтологической категории и ведущей деятельности специалиста [3]. Ведущей деятельностью психолога можно считать сопереживание (Ф. Е. Василюк, Л.С. Выготский и др.). Оно изначально психологично, просто и доступно каждому; явным образом пронизывает все частные деятельности психолога, наполняет их психологическим содержанием. Переживания клиента и со-переживания психолога – это две деятельности, хотя они совершаются вместе. В этом смысле психолог и клиент сопереживают отрезок жизни клиента. Co-переживание психолога и клиента есть прежде всего со-развитие, личностный рост, проявление культурной со-продуктивности, так как решение проблемы клиента есть шаг в личностном росте не только клиента, но и психолога.
Основными онтологическими категориями, на основе которых психолог видит клиента и его проблему, являются категории личностного роста и культурной продуктивности.
В отличие
от представителей других «помогающих»
профессий, от психолога требуется
не лечение, воспитание, защита прав и
интересов или отпущение
Кроме профессиональной
позиции можно выделять социальные
и личностные позиции психолога
в профессиональной деятельности. Все
они взаимосвязаны и
Педагогу-психологу приходится осваивать различные социальные роли и связанные с ними позиции, менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы. Это могут быть роли защитника интересов ребенка, психотерапевта, фасилитатора и др.
Различия профессиональных позиций специалистов (по А. Г. Лидерсу)
Профессия |
Ведущая деятельность |
Ведущая онтологическая категория |
Профессиональная позиция |
Врач |
Лечение (терапия) |
Болезнь, нездоровье, патология |
Лечит |
Педагог-воспитатель |
Оценивание личности в соответствии с идеалом, социокультурной нормой |
Категория идеала |
Воспитывает |
Юрист |
Защита прав и интересов личности |
Категория права и правовой нормы |
Представляет права и интересы личности с точки зрения правовой нормы |
Священник |
Отпущение грехов |
Категория греха |
Отпускает грехи |
Психолог |
Развитие и со-развитие личности |
Категория личностного развития и активности |
Co-переживает, со-развивает |