Психологическая служба в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

Психическое здоровье – в литературе нет однозначного толкования этого понятия, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.

Содержание работы

1) Правовой статус практического психолога образования
2) Квалификационная характеристика педагога-психолога
3) Модель профессиональной деятельности педагога-психолога
4) Требования к личности педагога-психолога
5) Профессиональная этика практического психолога
6) Школьный психолог и его позиции

Файлы: 1 файл

Психологическая служба в образовании.docx

— 78.17 Кб (Скачать файл)

Схема имидж-составляющих

 

Визуальное восприятие человека

Степень физической привлекательности  Степень выразительности манер  и их привлекательности 

Одежда и аксессуары (как  отражение личной незаурядности, элегантности)

Интеллектуальное восприятие человека

Впечатляющие личностные характеристики Качества, отражающие профессиональный портрет специалиста

Статусное восприятие человека

Оценка стратификационного статуса (положения в обществе)

Профессия

Должность

Социальный фон, влияющий на восприятие конкретного человека

Личностные характеристики окружения: семья, друзья, знакомые, коллеги 

Стратификационные характеристики окружения (к какой социальной группе относится и степень престижа положения этой группы)

Влияние интерьера на восприятие человека

Качество, стиль 

Цветовое оформление

Пространственные характеристики


 

В целом успешность имиджа определяется единством стратегии  и тактики личностного и профессионального  в поведении специалиста. Психолог должен поддерживать высокие стандарты  своего поведения.

5) Профессиональная этика практического психолога

Практическая этика – это неотъемлемая часть любой профессиональной деятельности, предполагающей воздействие на психику другого человека. Она легализуется в различных формах: юридических законах, должностных инструкциях, этических кодексах профессий и т.п.

Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на базе которых строятся деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения [3]. Он построен на нормах морали, а не права, что означает, что его нарушение не приводит к правовой ответственности.

В работу психологической  службы и в управление деятельностью  практических психологов, входящих в  ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми сталкивается психолог в  образовании, могут иметь однозначное  и точное правовое решение, быть расписаны  и представлены в форме юридических норм.

Все моральные  нормы, включаемые в этический кодекс профессионального психолога, можно  разделить по сферам деятельности, в которой они реализуются. Это - позиция, из которой исходит практический психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы людей; действия психолога в тех случаях, когда эти интересы кем-либо нарушаются; действия психолога, когда он сам не в состоянии в полной мере помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики; отношения, складывающиеся между психологом, родителями и детьми в ситуациях, касающихся разглашения данных психодиагностических обследований; и действия психолога в ситуациях, когда решается судьба ребенка.

ПРИМЕРНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА

1. Профессиональная деятельность  психолога в системе образования  характеризуется ответственностью  перед детьми.

2. В случае, когда личные интересы ребенка  вступают в противоречие с  интересами учебно-воспитательного  учреждения, других людей, взрослых  и детей, психолог обязан выполнить  свои функции с максимальной  беспристрастностью.

3.  Работа  психолога строится на основе  принципа профессиональной независимости  и автономии. Его решение по  вопросам профессионального психологического  характера является окончательным  и не может быть отменено  администрацией учреждения, вышестоящими  управленческими организациями.

4. Отменить  решение психолога вправе только  специальная комиссия, состоящая  из высококвалифицированных психологов  и наделенная соответствующими  властными полномочиями.

5. В работе  с детьми психолог руководствуется  принципами честности и искренности.

6. Для того  чтобы быть в силах помочь  детям, психолог сам нуждается  в доверии и соответствующих  правах. Он, в свою очередь, несет  персональную ответственность за  правильное использование данных  ему прав.

7.  Работа  практического психолога в системе  образования направлена на достижение  исключительно гуманных целей,  предполагающих снятие ограничений  на 'пути свободного интеллектуального  и личностного развития каждого  ребенка.

8. Психолог  строит свою работу на основе  безусловного уважения достоинства  и неприкосновенности личности  ребенка, уважает и активно  защищает основополагающие человеческие  права, определенные Всеобщей  декларацией прав человека.

9.  Психолог  выступает одним из основных  защитников интересов ребенка  перед обществом, всеми людьми.

10. Психолог  должен быть осторожен и осмотрителен  в выборе психодиагностических  и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.

11.  Психолог  не должен принимать участие  в том, что как-то ограничивает  развитие ребенка, его человеческую  свободу, физическую и психологическую  неприкосновенность. Наиболее тяжкое  нарушение профессиональной этики  представляют его личное содействие  и непосредственное участие в  делах, наносящих вред ребенку.  Лица, однажды замеченные в подобных  нарушениях, раз и навсегда лишаются  прав работы с детьми, пользования  дипломом или документом, подтверждающим  квалификацию профессионального  психолога, а в определенных  законом случаях подлежат суду.

12. Психолог  обязан информировать тех, кому  он подчинен, а также свои профессиональные  объединения о замеченных им  нарушениях прав другими лицами, о случаях негуманного обращения  с детьми.

13. Психолог  должен противодействовать любым  политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению  прав ребенка.

14.  Психолог  обязан оказывать лишь такие  услуги, для которых он имеет  необходимое образование и квалификацию.

15. В случае  вынужденного применения психодиагностических  или психотерапевтических (психокоррекционных) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, психолог обязан предупредить об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в выводах и рекомендациях.

16. Психолог  не имеет права передавать  психодиагностические, психотерапевтические  и психокоррекционные методики для использования некомпетентными лицами.

17.  Психолог  обязан препятствовать использованию  методов психодиагностики и психологического  воздействия профессионально не  подготовленными людьми.

18. Дети подросткового  и старшего школьного возраста  имеют право на индивидуальную  консультацию в отсутствие третьих  лиц, включая учителей, родителей  или лиц, их заменяющих.

19.  Психолог  не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование  взрослого ребенка по его желанию  проводилось в присутствии других  лиц, за исключением особых  случаев, связанных с медико-психологической  или судебно-медицинской экспертизой,  определенных законом.

20. Данные  индивидуального психологического  обследования детей подросткового  и юношеского возраста психолог  имеет право сообщать или передавать  третьи лицам лишь при согласии  на это самих детей. При этом  ребенок имеет право знать,  что и кому о нем говорится  или передается.

21. Учителям, родителям, заменяющим их лицам,  администрации учебно-воспитательных  учреждений допускается сообщение  только таких данных о детях,  которые этими лицами не могут  быть использованы во вред  ребенку.

22.  Пользуясь  средствами массовой информации  и другими доступными способами  ее получения и распространения,  психолог обязан предупреждать  людей о возможных отрицательных  последствиях их обращения за  помощью психологического характера  к некомпетентным лицам и указывать,  где и у кого эти люди  могут получить необходимую профессиональную  психологическую помощь.

23. Психолог  не должен позволять вовлекать  себя в такие дела или виды  деятельности, где его роль и  функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям.

24.  Психолог  не должен давать таких обещаний  клиентам, которые он не в состоянии  выполнить.

25.  Если  обследование ребенка или психологическое  вмешательство осуществляется по  требованию другого лица: представителя  органа образования, врача, судьи  и т.п., – психолог обязан известить  об этом родителей ребенка  или лиц, их заменяющих.

26.  Психолог  несет профессиональную ответственность  за хранение в тайне информации  о детях, которых он обследует.

27.  При  приеме на работу в учебно-воспитательное  учреждение психолог должен оговорить,  что в пределах профессиональной  компетенции он будет действовать  независимо, а также ознакомить  администрацию и других заинтересованных  лиц с содержанием настоящего  этического кодекса.

28. Нарушение положений этического кодекса профессиональным психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.

Практическая  психология как профессиональная деятельность начинает распространяться в массовом масштабе, что обостряет до предела  проблемы обоснованности воздействия  одного человека на другого, установления рамок профессиональной компетенции  психолога.

Гранью, где смыкаются вопросы  профессиональной и практической этики, является осуществление профессионального  долга. Последний требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимыми профессиональными средствами» [1].

Выраженная  ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога  предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия  на этого человека, основанной на чувстве  профессионального долга и ответственности  за свои действия.

Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле психолог создает своими профессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает, выполняя тем самым важную социальную задачу.

6) Школьный психолог и его позиции

Позиция – это единство ведущей онтологической категории и ведущей деятельности специалиста [3]. Ведущей деятельностью психолога можно считать сопереживание (Ф. Е. Василюк, Л.С. Выготский и др.). Оно изначально психологично, просто и доступно каждому; явным образом пронизывает все частные деятельности психолога, наполняет их психологическим содержанием. Переживания клиента и со-переживания психолога – это две деятельности, хотя они совершаются вместе. В этом смысле психолог и клиент сопереживают отрезок жизни клиента. Co-переживание психолога и клиента есть прежде всего со-развитие, личностный рост, проявление культурной со-продуктивности, так как решение проблемы клиента есть шаг в личностном росте не только клиента, но и психолога.

Основными онтологическими  категориями, на основе которых психолог видит клиента и его проблему, являются категории личностного  роста и культурной продуктивности.

В отличие  от представителей других «помогающих» профессий, от психолога требуется  не лечение, воспитание, защита прав и  интересов или отпущение грехов, а со-переживание, со-проживание отрезка жизни клиента, развитие его и со-развитие вместе с ним.

Кроме профессиональной позиции можно выделять социальные и личностные позиции психолога  в профессиональной деятельности. Все  они взаимосвязаны и взаимообусловлены  и определяют профессиональные и  ролевые стратегии психолога.

Педагогу-психологу  приходится осваивать различные  социальные роли и связанные с  ними позиции, менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы. Это  могут быть роли защитника интересов  ребенка, психотерапевта, фасилитатора и др.

 

Различия  профессиональных позиций специалистов (по А. Г. Лидерсу)

 

Профессия

Ведущая деятельность

Ведущая онтологическая категория

Профессиональная позиция

Врач

Лечение (терапия)

Болезнь, нездоровье, патология

Лечит

Педагог-воспитатель

Оценивание личности в соответствии с идеалом, социокультурной нормой

Категория идеала

Воспитывает

Юрист

Защита прав и интересов личности

Категория права и правовой нормы

Представляет права и интересы личности с точки зрения правовой нормы

Священник

Отпущение грехов

Категория греха

Отпускает грехи

Психолог

Развитие и со-развитие личности

Категория личностного развития и  активности

Co-переживает, со-развивает

Информация о работе Психологическая служба в образовании