Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 11:44, реферат
Психическое здоровье – в литературе нет однозначного толкования этого понятия, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.
1) Правовой статус практического психолога образования
2) Квалификационная характеристика педагога-психолога
3) Модель профессиональной деятельности педагога-психолога
4) Требования к личности педагога-психолога
5) Профессиональная этика практического психолога
6) Школьный психолог и его позиции
Профессиональная деятельность психолога может быть представлена в виде примерной модели. Это комплекс взаимосвязанных деятельностей, направленных на разные объекты, для осуществления которых необходимы определенные профессиональные знания, умения и навыки, а также профессионально важные качества.
Компоненты модели |
Направленность деятельности
| ||||||||
на себя |
на детей |
на взрослых |
на процесс | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||||
Профессиональные знания |
Индивидуальные |
Возрастные и типологические особенности Динамика развития личности в онтогенезе Соотношение воспитания, обучения и развития Возрастная норма и отклонения в психосоциальном и личностном развитии Особенности детского коллектива и малой группы Ребенок как субъект воспитания и развития |
Психология личности Клиентоцен-трированное консультирование Психология профессиональной деятельности Психопедагогика Социальная психология Психология семьи Гендерная психология Семейная педагогика Семейная психотерапия Психология общения |
Психопедагогика Педагогическая психология Возрастная психология Социальная психология Дифференциальная психология Психология трудного детства Психология девиантного поведения Специальная психология Социально-психологические технологии Психопатология | |||||
Профессиональные умения |
Самодиагностика Саморегуляция эмоциональных состояний Самомобилизация психических функций (память, внимание, мышление, воля) Самоконтроль Поиск и анализ профессиональной информации Самообразование Самосовершенствование |
Коммуникация Организация |
Коммуникация Диагностика |
Социально-психологический | |||||
Профессиональные важные |
Интеллектуальность (любознательность, логичность
и практичность ума, |
Аффилиация Любовь и эмпатия по отношению к детям Доброжелательность Внимательность Наблюдательность Терпимость и терпеливость Настойчивость Сдержанность Тактичность Педагогическая интуиция Педагогический оптимизм |
Дипломатичность Эмпатия по отношению
к взрослым Самообладание Дружелюбие
Морально-нравственная устойчивость Эрудированность
Компетентность Культурная эмпатия
Аутентичность Искренность |
Критичность и независимость мышления Здравомыслие Восприимчивость Чувство новизны Нестандартность, креативность Способность выполнять разнообразную работу Легкая переключаемость Устойчивость к монотонии Аккуратность и последовательность Способность обучать и подчинять себе Способность к сотрудничеству Активность Ответственность |
Модель профессиональной
деятельности психолога может служить
неким идеальным ориентиром. Это
не отрицает, а предполагает формирование
у каждого специалиста индивиду
Не каждый человек пригоден для работы с людьми. Как представитель одной из «помогающих», человековедческих профессий психолог имеет дело с личностью, обладающей психической реальностью; в то же время он и сам ею обладает. На практике это означает, что любой клиент психолога может влиять на него своими личностными качествами, передавать свои состояния, вовлекать в орбиту своих проблем (контрперенос). Но и специалист, оказывающий помощь, обладая психической реальностью, может, а чаще всего должен оказывать воздействие, включая в работу различные стороны этой реальности (перенос). Эти взаимные воздействия могут быть как позитивными, так и негативными [1]. Задача специалиста заключается, во-первых, в том, чтобы сохранить способность к сопротивлению в случаях негативного влияния, сохранить свой психологический статус-кво; во-вторых, осуществлять культурную эмпатию в ситуациях позитивных воздействий.
Воздействие
одной личности на другую – это
влияние на сознание, волю, эмоции, через
них – нас поведение и
Убеждение – интеллектуально-эмоциональное воздействие, основанное на логике, на доказательствах. Суть его – обращенность к сознанию человека. Следовательно, успешность убеждения зависит от его соответствия законам работы сознания: общим, возрастным и индивидуальным. Убеждающие слова должны быть понятны; убеждающее воздействие – обращено к индивидуальному опыту, содержать оптимум новой информации, альтернативность в решении проблемы, повторение и усиление главной убеждающей идеи, а также демонстрировать доверие к клиенту.
Внушение – это воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, понимания и поведения в соответствии с ней. Эффективность внушения зависит от силы личности внушающего и степени внушаемости другого лица, а также от характера отношений между ними.
Эмоциональное заражение – воздействие через непосредственную передачу эмоциональных состояний (чувств, эмоций) не словесно, а так называемыми параречевыми и неречевыми средствами (громкость, интонация, темп, ритм, тембр; жесты, мимика, движения).
Сила и модальность воздействия одного человека на другого опосредуются отношениями между ними: симпатией, антипатией, идентификацией, эмпатией. Если человек нам симпатичен, многие черты его личности привлекательны, притягательны для нас. Наше общение с ним строится прежде всего на доверии, все сказанное и сделанное им не верифицируется нашим сознанием, а принимается на веру. Со временем он превращается для нас в некую харизматическую личность, взгляды которой мы считаем правильными, к мнению которой мы готовы прислушиваться, а советы – выполнять. И наоборот, с человеком, к которому в процессе общения возникает стойкая антипатия, трудно идентифицироваться. Это означает, что его советы и рекомендации будут подвергаться сомнению, покажутся непривлекательными и не будут выполняться.
Итак, для психолога как профессионала очень важна его личность, она является главным инструментом его профессиональной деятельности. Между ним и клиентом нет посредника, поэтому столь велико значение его личностных параметров. Это влияние возрастает, если речь идет о работе с детьми.
Основным фактором, определяющим профессиональную пригодность психолога, является гуманистическая направленность его личности. На практике это проявляется как представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа, личностная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и социальной справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь. Важными личностными характеристикам психолога являются гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность.
Профессиональные знания и умения – это объективные характеристики труда социального педагога, а личностные особенности, установки и ценностные ориентации – ее субъективные характеристики.
В структуре личности психолога многие исследователи пытаются выделить определенные группы основных качеств.
В первую группу включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к познавательным процессам (восприятию, памяти, мышлению, воображению); эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям (сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустремленность, настойчивость, решительность, активность и др.).
Ко второй
группе относятся такие
Третья группа включает коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность) и красноречивость как способность внушать и убеждать.
Можно выделить в структуре личности профессионала так называемые интегральные характеристики (А.К. Маркова):
а) профессиональное самосознание специалиста, т. е. комплекс его представлений о себе как профессионале;
б) индивидуальный стиль деятельности и общения – характерное для данного специалиста устойчивое сочетание задач, средств и способов профессиональной деятельности и общения;
в) творческий потенциал, т.е. комплекс уникальных способностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать профессиональные задачи на нестандартном уровне.
Сопоставляя различные подходы, как и в любой другой профессии, в профессии психолога можно выделить психологические критерии профессиональной пригодности, свидетельствующие о возможности человека овладеть данной профессиональной деятельностью:
высокий уровень интеллектуального развития;
здравый смысл, беглость и острота мышления;
хорошая саморегуляция, самодисциплина;
большая физическая выносливость, работоспособность;
способность вносить большие личностные вклады в других людей;
способность помогать людям в трудных ситуациях;
чувствительность и чуткость к человеку и его проблемам;
любовь и эмпатия по отношению к детям;
оптимистическое прогнозирование;
креативность – способность к творчеству.
Важным элементом
профессионального общения
Имидж психолога |
Профессионально важные качества |
Принципы деятельности |
Статус по отношению | |
к детям |
к взрослым | |||
Человеческаяпривлекательность Личное обаяние Интеллигентность Вид здорового и счастливого человека Позитивная модальность настроения Интерес к людям и их проблемам Уверенность в себе Оптимизм Активность Индивидуальный стиль деятельности |
Интеллектуальность Социабельность Аффилиация Эмоциональная устойчивость и жизнерадостность Внимательность и наблюдательность Инициативность и социальная активность Дипломатичность Терпимость Педагогические способности Профессиональная этика и компетентность Ответственность |
Общие: Гуманизма Развития Индивидуального и дифференцированного подхода Системодея-тельностного подхода Комплексного подхода Специальные: Социального реагирования Благополучия клиента Конфиденциальности Объективности |
Атташе Адвокат Доброжелательный собеседник Фасилитатор Психолог Валеолог Психотерапевт |
Союзник Помощник Сотрудник Дипломат Педагог Психолог Арбитр Посредник Организатор Консультант Психотерапевт |
Имидж профессионала – это избирательное понятие. Это облик, форма жизнепроявления человека, благодаря которой проявляются сильнодействующие личностно-деловые качества (Е.С. Яхонтова). Имидж также выступает как общественное признание и оценочное отношение.
Основными мотивами самопрезентации являются: стремление к развитию отношений с людьми; самоутверждение личности; требования профессиональной деятельности. Основные мотивационные модели самопрезентации – это самоусиление, самозащита и самоутверждение. Для самоусиления характерны возвеличивание своей личности, своего «Я», высокий уровень самооценки. Человек охотно приписывает себе социально одобряемые качества, идет на риск для того, чтобы произвести впечатление, рекламирует свой будущий успех, скрывает неудачи, пытается выделиться среди других. Для самозащиты характерны низкая самооценка, попытка оградить свое «Я» от тяжелого психологического опыта, возможных унижений и неудач. Доминируют мотив сознательного самоунижения, попытки скрыть свое подлинное «Я». Самоутверждение и самореализация возможны на основе адекватной самооценки, открытого поведения, проявления не только социально одобряемых, но и уникальных черт личности, позитивного восприятия других людей.
На стиль самопрезентации влияют когнитивные факторы (образ «Я», ценности, идеалы), культурные (традиционные поощрения или осуждения) и личностные – уникальный набор приемов самопрезентации и социально-психологической адаптации.
Для успеха имиджа необходимы его яркость, узнаваемость, соответствие ожиданиям социальной среды. Приоритетными характеристиками для имидж-составляющих педагога-психолога являются: человеческая привлекательность, личное обаяние, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивная модальность настроения, интерес к людям и их проблемам, уверенность в себе, оптимизм, активность, индивидуальный стиль деятельности и общения. Культура, эрудиция и профессионализм должны присутствовать в профессиональном имидже любого специалиста. Общественное мнение выделяет такие качества этого специалиста, как социабельность, аффилиация, эмпатия, социально-психологическая активность, дипломатичность, рефлексивность и ответственность.
Имидж формируется как сознательно, так и произвольно самим специалистом и его окружением. Умелое представление в исключительно индивидуальной манере имидж-составляющих характеристик срабатывает на профессиональное и личностное самоутверждение педагога-психолога.
Для имиджа
психолога большое значение имеет
нравственная оценка его личности.
Безупречный имидж – это