Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 11:44, реферат
Психическое здоровье – в литературе нет однозначного толкования этого понятия, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.
1) Правовой статус практического психолога образования
2) Квалификационная характеристика педагога-психолога
3) Модель профессиональной деятельности педагога-психолога
4) Требования к личности педагога-психолога
5) Профессиональная этика практического психолога
6) Школьный психолог и его позиции
давать рекомендации заинтересованным лицам по вопросам рационального подбора, расстановки кадров, выбора кандидатур на административные должности, по оптимизации нагрузки преподавателей и учащихся, профилактике и разрешению конфликтных ситуаций методике комплектования учебных групп и вопросам демократизации и гуманизации педагогического процесса.
Практический психолог имеет статус независимого эксперта-консультанта по психологическим проблемам обучения и воспитания:
1) все
его действия, затрагивающие
2) указания
и рекомендации по
3) выполнение
распоряжений руководителя
4) работа
практического психолога
5) администрация
имеет право расширить
Приведенный в приложениях 2 и 3 перечень основных нормативных документов, регламентирующих деятельность практического психолога образования, поможет ему организовать свою деятельность на правовой основе и быть убедительным в работе с администрацией учреждения.
Должностные
обязанности педагога-
Совместно с
учителем планирует и разрабатывает
развивающие и
Выполняет профориентационную работу, способствует самостоятельному и осознанному выбору профессии с учетом ценностных ориентации, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив личности, а также развивает у молодежи готовность к достойной ориентации в различных жизненных ситуациях. Содействует поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей и подростков.
Выявляет
детей с эмоциональными и интеллектуальными
задержками развития, оказывает социально-
Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
Консультирует по проблемам развития образовательного учреждения его руководителей и сотрудников, повышает социально-психологическую компетентность детей, учителей, родителей.
Психолог должен знать: Закон Российской Федерации «Об образовании», Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты.
Обязательные специальные знания педагога-психолога:
общая психология, педагогическая психология, психология личности и дифференциальная психология, детская и возрастная психология, социальная психология, медицинская психология (детская психология, нейропсихология, патопсихология, психосоматика);
основы дефектологии; основы психотерапии, сексологии, психогигиены; основы профориентации, профессиоведения и психологии труда; основы психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики, методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
2)Квалификационные умения педагога-психолога по разрядам оплаты труда*.
7 – 8-й разряды
(без предъявления требований к стажу работы)
Образование высшее профессиональное (8-й разряд) и среднее профессиональноелибо высшее (7-й разряд), профессиональная переподготовка по практической психологии или психологии образования или высшее психологическое образование.
Специалист должен уметь:
определять уровень готовности детей к обучению в школе;
проводить психологическое обследование детей по методикам, используемым для определения уровня интеллектуального и личностного развития школьников;
проводить и интерпретировать исследование
детских коллективов и
проводить дифференциальную диагностику задержки психического развития исоциально-педагогической запущенности детей;
составлять на диагностической основе рекомендации в помощь родителям и педагогам по индивидуальному подходу к детям;
составлять обоснованное направление для нуждающихся в консультации специалистов-смежников (дефектолога, психоневролога, патопсихолога и др.);
работать с компьютерными
9-й разряд
(стаж работы не менее 2 лет)
Умения, предусмотренные 8-м разрядом, а также: работать с проективными рисуночными методиками; составлять по результатам психодиагностики полную характеристику ученика начального звена;
индивидуально консультировать родителей учащихся и учителей начальных классов.
10-й разряд
(стаж работы от 2 до 5 лет)
Умения, предусмотренные 8 – 9-м разрядами, а также: составлять комплексные психологические характеристики учащихся среднего звена;
проводить занятия по психологической саморегуляции детей и учителей;
знать основы компьютерной грамотности (работа с текстовыми редакторами).
11-й разряд
(стаж работы более 5 лет)
Умения, предусмотренные 8– 10-й разрядами, а также:
составлять программы для
комплексно использовать, обрабатывать и интерпретировать тест М. Люшера;
работать тренером в группе общения;
разрабатывать и реализовывать программы психологического наблюдения за детьми.
12-й разряд
(вторая квалификационная
Умения, предусмотренные 8 –11-м разрядами, а также:
выделять приоритеты в психологической работе с детьми и подростками, строить модель психологической службы на уровне конкретного учреждения образования;
самостоятельно разрабатывать или участвовать в разработке технологий психологической работы с детьми и подростками;
самостоятельно подбирать
составлять программы по коррекции психических процессов;
проводить социально-психологический тренинг по готовым программам;
участвовать в конкурсе «Психолог года».
13-й разряд
(первая квалификационная
Умения, предусмотренные 8 –12-м разрядами, а также:
выполнять разнообразные виды психологической работы с различными группами детей и подростков;
постоянно повышать свою личностную и профессиональную компетентность;
руководить работой научно-
проводить экспертизу профессиональной компетентности руководителей, педагогов, психологов.
14-й разряд
(высшая квалификационная
не менее 3 лет или наличие ученой степени)
Умения, предусмотренные 8 –13-м разрядами, а также: владеть методологией научно-экспериментального исследования, опытно-экспериментальной работы в системе образования;
разрабатывать оригинальные модели, методы, технологии, программы психологической работы в образовательном учреждении;
выполнять наиболее сложные виды психолого-педагогических услуг работникам образовательных учреждений, детям и подросткам, родителям и лицам, их заменяющим;
проводить учебно-методические семинары
для педагогов и
иметь публикации по проблемам практической психологии образования.
Присвоение квалификационных разрядов и категорий осуществляется по инициативе психолога в процессе его аттестации. При этом он проходит внутреннюю (по месту работы), внешнюю (в профессиональном сообществе) экспертизу и самоэкспертизу профессиональной компетентности. Он должен продемонстрировать как теоретические знания, так и практические умения и навыки, отраженные в результатах его профессиональной деятельности.
Вопрос об эффективности профессиональной
деятельности психолога недостаточно
разработан и носит дискуссионный
характер. В основном исследователи
выделяют два общепринятых подхода
к определению понятия «
Первый подход – это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. Ключевыми приемами применительно к такому определению выступают измерение (описание) результатов и затрат, а также влияние затрат и других факторов на результаты.
При этом «ситуации соотношения» бывают самыми разными. Например, затраты сохраняются на одном уровне, а результаты улучшаются и по количественным, и по качественным показателям; или затраты сокращены, а результаты остались теми же или даже выросли и т.п. На практике приходится считаться с так называемыми предельно высокими результатами, которые не удается улучшить никакими способами.
Второй подход рассматривает эффективность работы как фактически достигнутые и необходимые результаты. Поскольку результаты и затраты могут планироваться и намечаться в виде задач, эффективность работы может быть предполагаемой (расчетной) и фактической (реальной).
С учетом упомянутых выше положений эффективность психологической работы определяется как максимально возможное удовлетворение потребностей учреждений образования в психологической поддержке при минимальных затратах. Такой подход ориентирует на улучшение организации, управления, технологий, профессионального мастерства психологов в целом, а не увеличение финансирования, штатов или рабочего времени.
При
оценке эффективности на основе удовлетворения
потребности обслуживаемого клиента
используются прямые оценки (устные, письменные);
сравнение того, что положено сделать
согласно нормативам и стандартам,
с тем, что фактически выполняется,
а также сочетание обоих
При анализе такой многомерной реальности, какой является труд психолога, целесообразно исходить из трех базовых категорий психологии, имеющих для нее определяющее значение, это деятельность, общение и личность.
Профессионально-компетентным
является такой труд психолога, в
котором на достаточно высоком уровне
осуществляется его практическая психологическая
деятельность, социально-психологическое
взаимодействие, реализуется личность
психолога и в котором
Профессиональная деятельность практического психолога образования – это технология труда психолога; межличностное взаимодействие – климат и атмосфера этого труда; личность самого психолога - ценностные ориентации, установки, личностные смыслы, отношения и особенности.