Психологическая служба в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

Психическое здоровье – в литературе нет однозначного толкования этого понятия, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.

Содержание работы

1) Правовой статус практического психолога образования
2) Квалификационная характеристика педагога-психолога
3) Модель профессиональной деятельности педагога-психолога
4) Требования к личности педагога-психолога
5) Профессиональная этика практического психолога
6) Школьный психолог и его позиции

Файлы: 1 файл

Психологическая служба в образовании.docx

— 78.17 Кб (Скачать файл)

давать рекомендации заинтересованным лицам по вопросам рационального подбора, расстановки  кадров, выбора кандидатур на административные должности, по оптимизации нагрузки преподавателей и учащихся, профилактике и разрешению конфликтных ситуаций методике комплектования учебных групп  и вопросам демократизации и гуманизации педагогического процесса.

Практический  психолог имеет статус независимого эксперта-консультанта по психологическим  проблемам обучения и воспитания:

1)  все  его действия, затрагивающие административные  полномочия или выполнение намеченных  руководством учебного заведения  планов, предварительно согласовываются  с руководителем образовательного  учреждения;

2) указания  и рекомендации по профессиональной  линии осуществляются представителями  региональных центров психологической  службы (районными, городскими, областными  и т.д.);

3)  выполнение  распоряжений руководителя образовательного  учреждения, не находящихся в  противоречии с психологической  наукой и практикой, должно  обеспечиваться наличием у психолога  соответствующих профессиональных  возможностей и средств и не  ставить под угрозу выполнение  утвержденных педагогическим советом  планов и программ психологической  службы;

4)  работа  практического психолога определяется  целями, задачами и принятыми  программами психологической службы  и включает повышение профессиональной  компетентности, изучение литературы, освоение психодиагностических  методов, их апробацию и т.  п. Распорядок дня согласуется  с общим расписанием учебного  заведения и утверждается руководителем;

5)  администрация  имеет право расширить полномочия  психолога в пределах, его функциональных  обязанностей представленными ему  временным положением и решением  педагогического совета.

Приведенный в приложениях 2 и 3 перечень основных нормативных документов, регламентирующих деятельность практического психолога  образования, поможет ему организовать свою деятельность на правовой основе и быть убедительным в работе с  администрацией учреждения.

2)Квалификационная  характеристика педагога-психолога

 

Должностные обязанности педагога-психолога. Психолог проводит работу, направленную на обеспечение психического здоровья и развития детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности, и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает помощь детям, учителям, родителям (или лицам, их заменяющим) в решении личностных, профессиональных и других конкретных проблем. Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую и выборе соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы.

Совместно с  учителем планирует и разрабатывает  развивающие и психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся.

Выполняет профориентационную работу, способствует самостоятельному и осознанному выбору профессии с учетом ценностных ориентации, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив личности, а также развивает у молодежи готовность к достойной ориентации в различных жизненных ситуациях. Содействует поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей и подростков.

Выявляет  детей с эмоциональными и интеллектуальными  задержками развития, оказывает социально-психологическую  поддержку детям с отклонениями в умственном и физическом развитии. Осуществляет первичную психологическую  профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков, проводит психологическую  экспертизу и психолого-педагогическую коррекцию отклоняющегося и асоциального поведения. Участвует в работе психолого-медико-педагогических комиссий, комиссий по социально-правовой защите детей и подростков, сотрудничает с территориальными службами занятости и центрами профориентации.

Формирует психологическую  культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе  и культуру полового воспитания.

Консультирует по проблемам развития образовательного учреждения его руководителей и  сотрудников, повышает социально-психологическую  компетентность детей, учителей, родителей.

Психолог  должен знать: Закон Российской Федерации  «Об образовании», Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о правах ребенка, нормативные документы  по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости населения  и его социальной защиты.

Обязательные специальные  знания педагога-психолога:

общая психология, педагогическая психология, психология личности и дифференциальная психология, детская и возрастная психология, социальная психология, медицинская  психология (детская психология, нейропсихология, патопсихология, психосоматика);

основы дефектологии; основы психотерапии, сексологии, психогигиены; основы профориентации, профессиоведения и психологии труда; основы психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики, методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.

2)Квалификационные умения педагога-психолога по разрядам оплаты труда*.

7 – 8-й разряды 

(без предъявления требований  к стажу работы)

Образование высшее профессиональное (8-й разряд) и среднее профессиональноелибо высшее (7-й разряд), профессиональная переподготовка по практической психологии или психологии образования или высшее психологическое образование.

Специалист должен уметь:

определять уровень готовности детей к обучению в школе;

проводить психологическое обследование детей по методикам, используемым для  определения уровня интеллектуального  и личностного развития школьников;

проводить и интерпретировать исследование детских коллективов и межличностных  отношений детей;

проводить дифференциальную диагностику  задержки психического развития исоциально-педагогической запущенности детей;

составлять на диагностической  основе рекомендации в помощь родителям  и педагогам по индивидуальному  подходу к детям;

составлять обоснованное направление  для нуждающихся в консультации специалистов-смежников (дефектолога, психоневролога, патопсихолога и др.);

работать с компьютерными программами  для проведения и обработки данных психологического обследования.

9-й разряд

(стаж работы не менее 2 лет)

Умения, предусмотренные 8-м разрядом, а также: работать с проективными рисуночными методиками; составлять по результатам психодиагностики полную характеристику ученика начального звена;

индивидуально консультировать родителей  учащихся и учителей начальных классов.

10-й разряд

(стаж работы от 2 до 5 лет)

Умения, предусмотренные 8 – 9-м разрядами, а также: составлять комплексные  психологические характеристики учащихся среднего звена;

проводить занятия по психологической саморегуляции детей и учителей;

знать основы компьютерной грамотности (работа с текстовыми редакторами).

11-й разряд

(стаж работы более 5 лет)

Умения, предусмотренные 8– 10-й разрядами, а также:

составлять программы для развития познавательных процессов младшихшкольников;

комплексно использовать, обрабатывать и интерпретировать тест М. Люшера;

работать тренером в группе общения;

разрабатывать и реализовывать  программы психологического наблюдения за детьми.

12-й разряд

(вторая квалификационная категория;  стаж работы психологом не  менее 1 года)

Умения, предусмотренные 8 –11-м разрядами, а также:

выделять приоритеты в психологической  работе с детьми и подростками, строить  модель психологической службы на уровне конкретного учреждения образования;

самостоятельно разрабатывать  или участвовать в разработке технологий психологической работы с детьми и подростками;

самостоятельно подбирать методики для индивидуальной работы в соответствии с запросом;

составлять программы по коррекции  психических процессов;

проводить социально-психологический  тренинг по готовым программам;

участвовать в конкурсе «Психолог года».

13-й  разряд

(первая квалификационная категория;  стаж работы психологом не  менее 2 лет)

Умения, предусмотренные 8 –12-м разрядами, а также:

выполнять разнообразные виды психологической  работы с различными группами детей  и подростков;

постоянно повышать свою личностную и профессиональную компетентность;

руководить работой научно-практических семинаров психологов в регионе;

проводить экспертизу профессиональной компетентности руководителей, педагогов, психологов.

14-й разряд

(высшая квалификационная категория;  стаж работы психологом

не менее 3 лет или наличие  ученой степени)

Умения, предусмотренные 8 –13-м разрядами, а также: владеть методологией научно-экспериментального исследования, опытно-экспериментальной  работы в системе образования;

разрабатывать оригинальные модели, методы, технологии, программы психологической  работы в образовательном учреждении;

выполнять наиболее сложные виды психолого-педагогических услуг работникам образовательных  учреждений, детям и подросткам, родителям и лицам, их заменяющим;

проводить учебно-методические семинары для педагогов и профессионального  сообщества;

иметь публикации по проблемам практической психологии образования.

Присвоение квалификационных разрядов и категорий осуществляется по инициативе психолога в процессе его аттестации. При этом он проходит внутреннюю (по месту работы), внешнюю (в профессиональном сообществе) экспертизу и самоэкспертизу профессиональной компетентности. Он должен продемонстрировать как теоретические знания, так и практические умения и навыки, отраженные в результатах его профессиональной деятельности.

Вопрос об эффективности профессиональной деятельности психолога недостаточно разработан и носит дискуссионный  характер. В основном исследователи  выделяют два общепринятых подхода  к определению понятия «эффективность работы» (Е. И. Комаров, В. Г. Попов).

Первый подход – это соотношение  между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. Ключевыми приемами применительно к такому определению  выступают измерение (описание) результатов  и затрат, а также влияние затрат и других факторов на результаты.

При этом «ситуации соотношения» бывают самыми разными. Например, затраты сохраняются  на одном уровне, а результаты улучшаются и по количественным, и по качественным показателям; или затраты сокращены, а результаты остались теми же или  даже выросли и т.п. На практике приходится считаться с так называемыми  предельно высокими результатами, которые  не удается улучшить никакими способами.

Второй подход рассматривает эффективность  работы как фактически достигнутые  и необходимые результаты. Поскольку  результаты и затраты могут планироваться  и намечаться в виде задач, эффективность  работы может быть предполагаемой (расчетной) и фактической (реальной).

С учетом упомянутых выше положений эффективность психологической работы определяется как максимально возможное удовлетворение потребностей учреждений образования в психологической поддержке при минимальных затратах. Такой подход ориентирует на улучшение организации, управления, технологий, профессионального мастерства психологов в целом, а не увеличение финансирования, штатов или рабочего времени.

При оценке эффективности на основе удовлетворения потребности обслуживаемого клиента  используются прямые оценки (устные, письменные); сравнение того, что положено сделать  согласно нормативам и стандартам, с тем, что фактически выполняется, а также сочетание обоих методов  деятельности.

3) Модель профессиональной деятельности педагога-психолога

При анализе такой многомерной  реальности, какой является труд психолога, целесообразно исходить из трех базовых  категорий психологии, имеющих для  нее определяющее значение, это деятельность, общение и личность.

Профессионально-компетентным является такой труд психолога, в  котором на достаточно высоком уровне осуществляется его практическая психологическая  деятельность, социально-психологическое  взаимодействие, реализуется личность психолога и в котором достигаются  хорошие результаты – превращение  клиента из объекта помощи в субъект  самопомощи.

Профессиональная  деятельность практического психолога  образования – это технология труда психолога; межличностное взаимодействие – климат и атмосфера этого труда; личность самого психолога - ценностные ориентации, установки, личностные смыслы, отношения и особенности.

Информация о работе Психологическая служба в образовании