Психологическая структура процесса обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 17:49, реферат

Описание работы

Научение – это устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.

Файлы: 1 файл

доклад по психологии.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Концептуальная схема  анализа совместно-диалогической познавательной деятельности, разработанная нами, основана на принципах теории деятельности (Л.С. Выготский, АН. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн), принципе субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская), принципах исследования познавательных процессов в условиях общения (Б.Ф. Ломов) принципах теории развивающего обучения (В.В. Давыдов) принципах организации коллективно-распределенной учебной деятельности (В.В. Рубцов), принципах экспериментального исследования мыслительной деятельности (О.К. Тихомиров), социально-психологических принципах анализа процесса формирования и развития совместной деятельности (Г.М. Андреева, А.И. Донцов).

Объектом исследования является процесс обучения, представленный в виде трехкомпонентной, трехуровневой закрытой системы, состоящей из подсистем "обучающий'', "содержание образования" и "обучающиеся", взаимосвязь между которыми осуществляется посредством методов и средств обучения. При этом мы абстрагируемся от организационно-технических аспектов процесса обучения и делаем акцент на его психолого-педагогическом содержании.

Предметом исследования выступает психологическая структура процесса обучения, которая на микро-уровне системно-психологического анализа предстает как совместно-диалогическая познавательная деятельность, формирующаяся на основе преобразования деятельностей преподавания и учения в единую психологическую структуру в ходе взаимодействия и общения обучающего и обучающихся.

Цель исследования состоит в изучении психологической структуры совместно-диалогической познавательной деятельности обучающего и обучаемого в условиях лабораторного эксперимента, последующей разработки на этой основе комплекса средств повышения эффективности обучения, основанных на знании и адекватном использовании психологических особенностей субъектов деятельностей преподавания и учения в системе вузовского образования.

Задачи исследования:

1. Изучить эволюцию  подходов к решению проблемы  эффективности процесса обучения  в истории становления и развития  психолого-педагогических концепций.

2. Провести психологический  анализ возможности повышения  эффективности процесса обучения  на основе использования принципов  системного подхода.

3. Обосновать положение  о том, что совместно-диалогическая  познавательная деятельность обучающих  и обучающихся является основой структуры и эффективности процесса обучения, а высшим уровнем ее развития выступает совместная мыслительная деятельность, участвующих в ней субъектов.

4. Исследовать психологическую  структуру совместно-диалогической  познавательной деятельности в условиях лабораторного эксперимента.

5. Разработать комплекс  психологических средств повышения  эффективности процесса обучения  в условиях вузовского образования.

6. Показать возможности  разрабатываемого подхода в объяснении  известных психологических феноменов.

Гипотезы. Общая гипотеза исследования состоит в том, что результативность совместно-диалогической познавательной деятельности обучающих и обучающихся как нового психологического образования, формирующегося в условиях обучения, преимущественно регламентируется структурными особенностями совместной мыслительной деятельности субъектов как высшего уровня ее развития, предопределяя эффективность процесса обучения. Для решения поставленных задач общая гипотеза была конкретизирована в серии частных гипотез:

1. Результативность совместно-диалогической  познавательной деятельности может  являться следствием процесса  взаимной реконструкции партнерами  целей совместной деятельности.

2. Такого рода взаимная  реконструкция целей осуществляется  партнерами как через посредство формирования общего фонда информации, так и благодаря функционированию фонда смысловых образований, составляющего основу первого.

3. Общий фонд смысловых  образований может формироваться  не только и не столько на  основе обмена формальными (вербальными, информационными), но и неформальными (невербальными, смысловыми) характеристиками целей.

4. Изменение структуры  формирования общего фонда смысловых  образований в условиях депривации  общения должно приводить к  количественным и качественным изменениям процесса структурирования совместной мыслительной деятельности.

5. Предполагается различное  влияние на структурирование  совместной мыслительной деятельности  самого процесса формирования  общего фонда смысловых образований  и процесса его присвоения участниками деятельности.

6. Результативность совместной  мыслительной деятельности в  условиях депривации общения  должна в большей мере определяться  процессом формирования общего  фонда смысловых образований,  чем процессом его присвоения.

7. Результативность совместно-диалогической познавательной деятельности на различных стадиях ее развития регламентируется процессами целеобразования и смыслообразования в совместной мыслительной деятельности.

Метод и методики исследования. Для решения теоретических задач исследования был использован метод психологического анализа, разработанный на основе принципов системного подхода, который позволил представить процесс обучения как трехкомпонентную и трехуровневую психологическую систему и выделить в качестве системообразующего фактора совместно-диалогическую познавательную деятельность. В целях изучения совместно-диалогической познавательной деятельности в лабораторных условиях было разработано под руководством О.К. Тихомирова специальное устройство, состоящее из блоков программирования, предъявления и записи процесса решения задач и позволяющее осуществлять параллельную регистрацию вербальных и невербальных компонентов мыслительной деятельности двух испытуемых.

Испытуемыми в лабораторных исследованиях были студенты различных факультетов 2-3 курсов Карагандинского государственного университета. Диады комплектовались из числа студентов, ранее не знавших друг друга в контактном общении и вступавших в контакт впервые во время исследования. Выполнением этого требования обеспечивалось выравнивание исходных условий общения испытуемых, имеющих важное значение для формирования и развития совместной познавательной деятельности. В первом исследовании участвовало 40 диад (80 испытуемых), во втором - 80 диад (160 испытуемых).

Полевые исследования проводились на базе учебных процессов Карагандинского государственного университета (1986-1992), Алматинского государственного университета им. Абая (1995-1997), Института Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (1996-1997). В исследованиях приняло участие 986 студентов и слушателей, а также 34 преподавателя. Общее количество участников исследования - 1260 человек.

Совместно-диагностиеская познавательная деятельность в полевых  условиях исследовалась путем ее целенаправленного формирования на основе использования результатов лабораторных исследований в реальном учебном процессе вуза. Для диагностики уровней развития познавательной деятельности в процессе обучения были использованы специально разработанные шкалы и опросники.

Достоверность полученных результатов обеспечивается строгой контролируемостью независимой и зависимой переменных в условиях лабораторного эксперимента; применением методики параллельной регистрации вербальных и невербальных компонентов познавательной деятельности; использованием специальной методики формализованной  компьютерной обработки результатов экспериментального и эмпирического исследования, основанной на стандартных методах статистического анализа.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые процесс обучения изучен как многоуровневая психологическая система, основой эффективности функционирования которой является процесс формирования и развития совместно-диалогической познавательной деятельности обучающих и обучающихся. Предложенная концептуальная схема анализа процесса обучения обеспечивает возможность построения новой информационной технологии обучения, выгодно отличающейся от ранее известных большей экологической валидностью.

Обнаружение и описание новой психологической реальности совместно-диалогической познавательной деятельности субъектов позволило по-новому взглянуть на многие проблемы, связанные с формированием у них психических новообразований в условиях функционирования и развития деятельности и известных под названием "надситуативная активность" и "интеллектуальная активность". Полученные данные позволили также внести ясность в объяснение происхождения некоторых артефактов, имеющих место при проведении классического лабораторного эксперимента. Результаты исследования позволяют заполнить многие пробелы в психологическом знании, связанные с изучением проблемы формирования и развития способностей, и построить оригинальную концептуальную модель преобразования задатков в способности индивида.

Положения, вынесенные на защиту:

1.Оптимальное решение проблемы повышения эффективности обучения необходимо требует рассмотрения процесса обучения в виде психологической системы, состоящей из трех основных подсистем "обучающий", "содержание образования" и "обучающиеся".

2. Совместно-диалогическая  познавательная деятельность, результативность которой определяется процессом взаимной реконструкции целей участниками деятельности в условиях обучения, выступает в качестве системообразующего фактора структуры процесса обучения.

3.Взаимная реконструкция  целей деятельности осуществляется партнерами на основе процессов смыслообразования через посредство общего фонда смысловых образований, формирующегося в ходе накопления общего фонда информации.

4.Процесс формирования  общего фонда смысловых образований  и процесс его присвоения участниками деятельности оказывает различное влияние на структурирование совместной мыслительной деятельности, что отражается на результативности совместно-диалогической познавательной деятельности.

5. Динамика результативности  совместно-диалогической познавательной деятельности участников процесса обучения на различных стадиях ее развития определяется процессами целеобразования и смыслообразования,   что,   в   свою   очередь,   проявляется   в   изменении эффективности процесса обучения.

6. Комплекс психологических средств повышения эффективности процесса обучения, разработанный на основе учета закономерностей функционирования совместно-диалогической познавательной деятельности, позволяет значительно повысить эффективность традиционных методов обучения.

7. Представления о  структуре совместно-диалогической  познавательной деятельности субъектов  позволяют не только расширить  знания о психологических механизмах  активных методов обучения, но  и разработать новые нетрадиционные  формы и методы обучения, максимально реализующие знание психологических закономерностей взаимодействия людей в реальных условиях учебного процесса.

8. Псевдо-индивидуальная  деятельность как особая психологическая  реальность лежит в основе  целого класса психологических  феноменов избыточной активности, формирующихся в условиях классического лабораторного эксперимента в общепсихологических исследованиях.

9. Психологические механизмы  преобразования совместной деятельности  в псевдо-совместную и далее  в индивидуальную и псевдо-индивидуальную деятельности лежат в основе трансформации задатков в способности в условиях жизнедеятельности индивида в человеческом обществе.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней разработана концептуальная схема анализа процесса обучения как целостной психологической системы, позволившая выявить факторы эффективности процесса обучения и разработать адекватный комплекс психологических средств повышения его эффективности на основе учета и использования закономерностей формирования и развития совместно-диалогической познавательной деятельности участников образовательного процесса.

Результаты изучения совместно-диалогической познавательной деятельности позволяют также совершенно по-иному построить объяснение многих явлений, связанных с формированием  активности, превышающей нормы ситуативной необходимости. Кроме того, феномены сверх-активности являются невидимым спутником лабораторных исследований индивидуальной деятельности и воспринимаются чаще всего как досадные помехи. Между тем, результаты исследования псевдо-индивидуальной деятельности свидетельствуют о том, что не только нельзя игнорировать эти явления, но и необходимо учитывать их влияние на ход лабораторного эксперимента. На основе полученных данных построена теоретическая модель качественного преобразования задатков в условиях совместной деятельности, которая позволила внести определенный вклад в решение проблемы генезиса способностей, сняв противоречия в данных, полученных разными исследователями.

Информация о работе Психологическая структура процесса обучения