Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 17:49, реферат
Научение – это устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.
Концептуальная схема
анализа совместно-
Объектом исследования является процесс обучения, представленный в виде трехкомпонентной, трехуровневой закрытой системы, состоящей из подсистем "обучающий'', "содержание образования" и "обучающиеся", взаимосвязь между которыми осуществляется посредством методов и средств обучения. При этом мы абстрагируемся от организационно-технических аспектов процесса обучения и делаем акцент на его психолого-педагогическом содержании.
Предметом исследования выступает психологическая структура процесса обучения, которая на микро-уровне системно-психологического анализа предстает как совместно-диалогическая познавательная деятельность, формирующаяся на основе преобразования деятельностей преподавания и учения в единую психологическую структуру в ходе взаимодействия и общения обучающего и обучающихся.
Цель исследования состоит в изучении психологической структуры совместно-диалогической познавательной деятельности обучающего и обучаемого в условиях лабораторного эксперимента, последующей разработки на этой основе комплекса средств повышения эффективности обучения, основанных на знании и адекватном использовании психологических особенностей субъектов деятельностей преподавания и учения в системе вузовского образования.
Задачи исследования:
1. Изучить эволюцию
подходов к решению проблемы
эффективности процесса
2. Провести психологический
анализ возможности повышения
эффективности процесса
3. Обосновать положение
о том, что совместно-
4. Исследовать психологическую
структуру совместно-
5. Разработать комплекс
психологических средств
6. Показать возможности
разрабатываемого подхода в
Гипотезы. Общая гипотеза исследования состоит в том, что результативность совместно-диалогической познавательной деятельности обучающих и обучающихся как нового психологического образования, формирующегося в условиях обучения, преимущественно регламентируется структурными особенностями совместной мыслительной деятельности субъектов как высшего уровня ее развития, предопределяя эффективность процесса обучения. Для решения поставленных задач общая гипотеза была конкретизирована в серии частных гипотез:
1. Результативность совместно-
2. Такого рода взаимная
реконструкция целей
3. Общий фонд смысловых
образований может
4. Изменение структуры
формирования общего фонда
5. Предполагается различное
влияние на структурирование
совместной мыслительной
6. Результативность совместной
мыслительной деятельности в
условиях депривации общения
должна в большей мере
7. Результативность совместно-диалогической познавательной деятельности на различных стадиях ее развития регламентируется процессами целеобразования и смыслообразования в совместной мыслительной деятельности.
Метод и методики исследования. Для решения теоретических задач исследования был использован метод психологического анализа, разработанный на основе принципов системного подхода, который позволил представить процесс обучения как трехкомпонентную и трехуровневую психологическую систему и выделить в качестве системообразующего фактора совместно-диалогическую познавательную деятельность. В целях изучения совместно-диалогической познавательной деятельности в лабораторных условиях было разработано под руководством О.К. Тихомирова специальное устройство, состоящее из блоков программирования, предъявления и записи процесса решения задач и позволяющее осуществлять параллельную регистрацию вербальных и невербальных компонентов мыслительной деятельности двух испытуемых.
Испытуемыми в лабораторных исследованиях были студенты различных факультетов 2-3 курсов Карагандинского государственного университета. Диады комплектовались из числа студентов, ранее не знавших друг друга в контактном общении и вступавших в контакт впервые во время исследования. Выполнением этого требования обеспечивалось выравнивание исходных условий общения испытуемых, имеющих важное значение для формирования и развития совместной познавательной деятельности. В первом исследовании участвовало 40 диад (80 испытуемых), во втором - 80 диад (160 испытуемых).
Полевые исследования проводились на базе учебных процессов Карагандинского государственного университета (1986-1992), Алматинского государственного университета им. Абая (1995-1997), Института Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (1996-1997). В исследованиях приняло участие 986 студентов и слушателей, а также 34 преподавателя. Общее количество участников исследования - 1260 человек.
Совместно-диагностиеская познавательная деятельность в полевых условиях исследовалась путем ее целенаправленного формирования на основе использования результатов лабораторных исследований в реальном учебном процессе вуза. Для диагностики уровней развития познавательной деятельности в процессе обучения были использованы специально разработанные шкалы и опросники.
Достоверность полученных результатов обеспечивается строгой контролируемостью независимой и зависимой переменных в условиях лабораторного эксперимента; применением методики параллельной регистрации вербальных и невербальных компонентов познавательной деятельности; использованием специальной методики формализованной компьютерной обработки результатов экспериментального и эмпирического исследования, основанной на стандартных методах статистического анализа.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые процесс обучения изучен как многоуровневая психологическая система, основой эффективности функционирования которой является процесс формирования и развития совместно-диалогической познавательной деятельности обучающих и обучающихся. Предложенная концептуальная схема анализа процесса обучения обеспечивает возможность построения новой информационной технологии обучения, выгодно отличающейся от ранее известных большей экологической валидностью.
Обнаружение и описание
новой психологической
Положения, вынесенные на защиту:
1.Оптимальное решение проблемы повышения эффективности обучения необходимо требует рассмотрения процесса обучения в виде психологической системы, состоящей из трех основных подсистем "обучающий", "содержание образования" и "обучающиеся".
2. Совместно-диалогическая познавательная деятельность, результативность которой определяется процессом взаимной реконструкции целей участниками деятельности в условиях обучения, выступает в качестве системообразующего фактора структуры процесса обучения.
3.Взаимная реконструкция целей деятельности осуществляется партнерами на основе процессов смыслообразования через посредство общего фонда смысловых образований, формирующегося в ходе накопления общего фонда информации.
4.Процесс формирования
общего фонда смысловых
5. Динамика результативности совместно-диалогической познавательной деятельности участников процесса обучения на различных стадиях ее развития определяется процессами целеобразования и смыслообразования, что, в свою очередь, проявляется в изменении эффективности процесса обучения.
6. Комплекс психологических средств повышения эффективности процесса обучения, разработанный на основе учета закономерностей функционирования совместно-диалогической познавательной деятельности, позволяет значительно повысить эффективность традиционных методов обучения.
7. Представления о
структуре совместно-
8. Псевдо-индивидуальная
деятельность как особая
9. Психологические механизмы
преобразования совместной
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней разработана концептуальная схема анализа процесса обучения как целостной психологической системы, позволившая выявить факторы эффективности процесса обучения и разработать адекватный комплекс психологических средств повышения его эффективности на основе учета и использования закономерностей формирования и развития совместно-диалогической познавательной деятельности участников образовательного процесса.
Результаты изучения
совместно-диалогической
Информация о работе Психологическая структура процесса обучения