Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 17:49, реферат
Научение – это устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.
Полученные доказательства
обусловленности процессов
Различная степень принятия
общего фонда смысловых образований
субъектами, отражаясь в различных
видах целеобразования, служит доказательством
его поэтапной интериоризации. Сам
же факт изменения процессов
Глава Y. УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Рекомендации по управлению эффективностью процесса обучения, представленные в настоящей главе, являются результатом двенадцатилетнего полевого исследования в условиях реального учебного процесса вуза, в котором приняло участие 986 студентов и слушателей, а также 34 преподавателя.
5.1. Управление процессом
учения в ходе формирования
совместно-диалогической
Исходным пунктом следует считать планирование содержания занятия, в котором должны быть предусмотрены специальные меры побуждения к познавательной деятельности. Таковыми являются познавательные противоречия, которые в процессе обучения преобразуются в проблемы. На следующем этапе важнейшее значение имеет сам процесс формирования проблемы. При этом необходимо различать объективную и субъективную стороны проблемы, т.е. значение и смысл, для того, чтобы обеспечивать в ходе изложения определенные пропорции между ними. Последнее обстоятельство определяет успешность понимания и принятия проблемы обучающимися, т.е. формирование проблемных ситуаций, которые по данным многих исследователей (Матюшкин, 1972; Лернер, 1974; Махмутов, 1975) являются исходным моментом всякого познания. Методика проблемного диалога, разработанная нами, предполагает активизацию познавательной деятельности обучающихся на основе расширения общего фонда смысловых образований.
Как показали наши исследования, методика проблемного диалога позволяет создавать проблемные ситуации в ходе изложения учебного материала, даже если он не содержит в себе объективные познавательные противоречия. Формирование противоречий в этом случае обеспечивается различными способами предъявления учебного материала. Познавательный компонент в них оказывается представленным не меньше, чем в проблемных ситуациях, основанных на противоречиях, имеющихся в самом содержании учебного материала. Процесс взаимодействия в ходе обучения осуществляется путем демонстрации учебно-познавательных действий обучающего с изучаемым материалом и последующего включения обучающихся в эти действия. На следующем этапе отдельные учебно-познавательные действия студентов стыкуются между собой преподавателем и преобразуются в познавательную деятельность, но уже совместную и диалогическую по форме. Необходимо заметить, что структура учебно-познавательных действий определяется, с одной стороны, содержанием самого учебного материала, а с другой - познавательными возможностями обучающихся.
Таким образом, эффективность процесса учения определяется возможностями формирования СДПД обучающего с обучающимися, которые, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от структуры познавательного взаимодействия и педагогического общения, обусловленной процессом формирования и развития общего фонда смысловых образований, как было показано выше в описании результатов экспериментального исследования.
5.2. Управление познавательной
деятельностью в процессе
Адекватное решение проблемы возможно, если учитывать результаты исследований совместно-диалогической познавательной деятельности в различных условиях общения, полученных нами в ходе лабораторного эксперимента. Как следует из этих результатов, депривация одного из каналов общения приводит не только к компенсации его за счет другого канала, но и к количественной и качественной перестройке процесса структурирования познавательной деятельности в условиях обучения. На основе этих данных разработаны методика проблемного диалога, методика микро-ситуационного диалога, методика ретроспективного диалога, методика депривирующего диалога, используемые в целях формирования и управления познавательной деятельностью обучающихся в процессе преподавания.
Еще одним способом повышения
эффективности обучения является активизация
непроизвольного запоминания на
основе смысловой организации
5.3. Диагностика познавательной
деятельности в процессе
Одной из важнейших задач, которая должна быть решена в целях управления познавательной деятельностью обучающихся, является задача диагностики уровней ее развития. Проведенные нами исследования показали, что необходимым и достаточным условием для экспресс-диагностики познавательной деятельности студентов преподавателем, читающим лекцию, является умение отличить высший уровень ее развития от остальных. Особые требования при этом предъявляются к эмпирическим индикаторам мыслительной деятельности. В качестве таких индикаторов могут выступать невербальные признаки мыслительной деятельности: мимика, поза, жесты, "контакт глаз". Наиболее информативным в условиях чтения лекции является последний признак. Надежность и валидность этого индикатора обеспечивается увеличением количества совпадений во времени между характерным выражением глаз обучающихся и моментами формирования мыслительной деятельности, имеющих между собой причинно-следственную взаимосвязь. Совпадение этих моментов во времени с появлением характерного выражения глаз свидетельствует о формировании качественно нового вида познавательной деятельности - мыслительной по содержанию и совместной по форме.
Разработанная нами методика
экспресс-диагностики наличия
5.4. Информационная система
управления эффективностью
Применительно к учебному
процессу речь идет о содержательной
психолого-педагогической модели и
ее преобразовании в формализованно-
5.5. Технология эффективного
автоматизированного обучения. Технология
автоматизированного обучения (ТАО)
базируется на описанной выше
информационной модели
В содержательном плане основной модуль представляет собой трехуровневую базу знаний, каждый уровень которой имеет свою управляющую программу. Работа модуля начинается с обще-информационного уровня и по достижении определенного результата осуществляется переход на следующий, личностно-информационный уровень, и далее - на деятельностно-информационный уровень. Конечным результатом работы модуля являются рекомендации по активизации таких познавательных процессов обучающихся, которые должны обеспечить оптимальные условия для формирования и развития совместно-диалогической познавательной деятельности в условиях заданности параметров деятельности обучающего. При этом создаются благоприятные условия для развития личностных структур взаимодействующих индивидов, что позволяет осуществлять эффективное автоматизированное управление учебным процессом.
5.6. Управление эффективностью
процесса обучения в ходе
Основное содержание эксперимента состояло в нетрадиционной организации процесса обучения в экспериментальной группе на основе разработанного нами комплекса диалогических методик обучения. В контрольных группах обучение проводилось по традиционной технологии. Технология нетрадиционного обучения базировалась на представлениях о системном строении познавательной деятельности. Курс обучения строился таким образом, что каждая тема очередного занятия предполагала такие обобщения по предыдущей теме, которые приводили к преобразованию предметного содержания изученной темы в средства познавательной деятельности по новой теме. Главным условием такого преобразования является формирование и развитие на каждом учебном занятии совместно-диалогической познавательной деятельности.
Результаты исследования показывают, что в экспериментальной группе в процессе обучения имело место не только формирование совместно-диалогической познавательной деятельности, но и преобразование ее в совместную мыслительную деятельность. Интериоризация последней каждым обучающимся релевантна формированию индивидуальной мыслительной деятельности, подтверждающей факт сформированности способностей к ней. Иначе говоря, основным результатом нетрадиционного обучения явился факт преимущественного формирования в экспериментальных условиях оперативной мыслительной деятельности обучающихся и соответствующего развития мыслительных способностей в сравнении с общими гностическими способностями. Результаты, говорящие об одинаковом уровне формирования мыслительных и общих познавательных способностей в ходе традиционной организации обучения, являются свидетельством того, что мыслительный компонент в познавательной деятельности представлен не более, чем другие ее составляющие: перцептивные, мнемические, речевые и т.п. Отсутствует целенаправленное формирование и развитие оперативной мыслительной деятельности обучающихся.
Информация о работе Психологическая структура процесса обучения