Психологическая структура процесса обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 17:49, реферат

Описание работы

Научение – это устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.

Файлы: 1 файл

доклад по психологии.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Системообразующим фактором психологической структуры процесса обучения является, как показал анализ, совместно-диалогическая познавательная деятельность, результативность которой определяет эффективность процесса обучения.

Исследование совместно-диалогической  познавательной деятельности в лабораторных и полевых условиях позволило разработать комплекс средств повышения эффективности процесса обучения в различных условиях общего и специального вузовского образования и придти к следующим выводам:

1. Системно-психологический анализ процесса обучения позволяет выявить основные факторы, определяющие его эффективность, и наметить магистральные пути повышения результативности познавательной деятельности студентов и слушателей вузов.

2. Ведущим фактором, определяющим эффективность системы процесса обучения, является оптимизация взаимодействия его подсистем: «обучающий», «содержание обучения», «обучающиеся».

3. В реальном учебном процессе параметры подсистем заданы изначально и изменяются под влиянием факторов, внешних по отношению к самому процессу обучения. Взаимодействие этих подсистем с внутренней, психологической стороны есть ничто иное, как совместно-диалогическая познавательная деятельность обучающего и обучающихся

4. Совместно-диалогическая познавательная деятельность проходит в своем развитии ряд этапов, начиная с совместного восприятия объектов познания, и завершается формированием совместной мыслительной деятельности - высшего уровня развития совместного познания.

5. Совместно-диалогическая познавательная деятельность, результативность которой определяется процессом взаимной реконструкции гностических целей участниками деятельности в условиях обучения, выступает в качестве системообразующего фактора структуры процесса обучения.

6. Взаимная реконструкция целей партнерами осуществляется на основе процессов смыслообразования через посредство общего фонда смысловых образований, формирующегося в ходе накопления общего фонда информации.

7. Процесс формирования общего фонда смысловых образований и процесс его присвоения участниками деятельности оказывает влияние на структурирование совместной мыслительной деятельности, что отражается на результативности совместно-диалогической познавательной деятельности.

8. Динамика результативности совместно-диалогической познавательной деятельности на различных стадиях ее развития определяется процессами целеобразования и смыслообразования, что в свою очередь, проявляется в изменении результативности процесса обучения.

9. Формирование совместно-диалогической познавательной деятельности есть необходимое условие интенсификации учебного процесса, направленное на достижение максимальной его эффективности при заданных условиях.

10. Практическое управление процессом формирования совместно-диалогической познавательной деятельности возможно лишь на основе учета и использования закономерностей межличностных отношений в процессе общения и взаимодействия обучающего с обучающимися.

11. Комплекс психологических средств повышения эффективности процесса обучения, разработанный на основе учета закономерностей функционирования совместно-диалогической познавательной деятельности, позволяет значительно повысить эффективность традиционных методов обучения.

12. Представления о структуре совместно-диалогической познавательной деятельности позволяют не только расширить знания о психологических механизмах активных методов обучения, но и разработать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, максимально

реализующие   знание   психологических   закономерностей   взаимодействия людей в реальных условиях учебного процесса.

13. Псевдо-индивидуальная деятельность как особая психологическая реальность лежит в основе целого класса психологических феноменов избыточной активности, формирующихся в условиях классического лабораторного эксперимента в общепсихологических исследованиях.

14. Психологические механизмы преобразования совместной деятельности в псевдо-совместную и далее в индивидуальную и псевдо-индивидуальную деятельности лежат в основе трансформации задатков в способности в условиях жизнедеятельности индивида в человеческом обществе.

15. Информационная модель учебного процесса, разработанная на основе концептуальной схемы совместно-диалогической познавательной деятельности, позволяет создавать технологию автоматизированного обучения, успешно преодолевающую известные ограничения существующих автоматизированных обучающих систем.

Основное содержание диссертации изложено в следующих  публикациях автора:

1. Об исследовании  смысловых образований личности //Актуальные проблемы социалистической  культуры и развитие личности: Сб. научных трудов. - Караганда, 1985. – 12 с.

2. Целеобразование в  совместной деятельности (Автореферат). - М, 1985.-22с.

3. Практикум по психологии.  Методические указания   - Караганда, 1986.-70 с.

4. Интенсификация и  индивидуализация процесса обучения (Методические рекомендации для  начинающих преподавателей). - Караганда, 1987. -36с.

5. Психолого-педагогические  проблемы обучения и воспитания  студентов (Методические рекомендации  для начинающих преподавателей). - Караганда, 1987. - 50 с. (в соавторстве).

6. Целеобразование в  совместной мыслительной деятельности в различных условиях общения / Деп. в ИНИОН АН СССР 18.12.1987. № 32144. М, 1987.-36 с

7. Основы профессиональной  ориентации учащихся и молодежи (Методические рекомендации в  помощь профориентаторам общеобразовательных  школ и студентам). - Караганда, 1988. - 75 с. (в соавторстве).

8. Методические и технологические  аспекты компьютеризации учебного  процесса. - Караганда, 1988. - 50 с. (в соавторстве).

9. Человеческий фактор  в условиях совместной деятельности  людей. //Проблемы активизации человеческого фактора в условиях совершенствования социализма: Сб. научных трудов, - Караганда,             1988.- 12с.

10. О развитии личности в процессе  обучения // Тезисы докладов межвузовской   научно-практической   конференции,   посвященной 120-летию Н.К. Крупской. - Караганда, 1989. - 6 с.

11. Психологическая служба школы. - Караганда,  1989. - 130 с. (в соавторстве).

12. Системное исследование и  разработка комплексного подхода  к оптимизации педагогического  процесса в высшей и средней  специальной школе, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях /Отчет о НИР. НИИ проблем высшей школы, Инв.№ 02.91.0040689. М., 1991 - 96 с.

13. Психологическая служба школы.  Методические рекомендации для  работников народного образования. - Алма-Ата, 1991. - 144 с. (в соавторстве).

14. О новых объяснительных возможностях  принципа интериоризации // Перестройка  в духовной сфере: сущностные  черты, проблемы и пути их  решения: Сб. научных трудов. - Караганда, 1992. -12 с.

15. Психология познавательной деятельности. - Алма-Ата, 1992. - 195с.

16. Межэтнический фактор в условиях  формирования познавательной деятельности // Этнопсихология и этнопедагогика. ч.IV. - Алматы, 1997.-7 с.

17. Психологические механизмы повышения  эффективности обучения в условиях  университета // Реформирование университетского образования: реальности и перспективы. - Алматы, 1997. - 6 с.

18 Этническая картина мира и  ее влияние на эффективность  познавательной деятельности. //Проблемы  и перспективы развития педагогического  образования в современных условиях. - Бишкек, 1997.-6 с.

19. Управление познавательной деятельностью  слушателей в процессе обучения (учебно-методическое пособие). - Алматы, 1997. - 33с. (в соавторстве).

20. К проблеме эффективности  процесса обучения в вузе.//Материалы  международной конференции «Высшая школа Казахстана на рубеже веков. История, проблемы, перспективы». - Алматы, 1998. – З с.


Информация о работе Психологическая структура процесса обучения