Психологические аспекты формирования профессионального самосознания у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется также выбором возрастного этапа, для которого, с одной стороны, характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, - этапа, предшествующего достижению зрелости, на котором происходят наиболее важные, существенные с точки зрения дальнейшего развития личности человека, преобразования и изменения. В настоящее время все еще недостаточно психологических исследований, в которых раскрываются особенности самосознания в юношеском возрасте, хотя во многих из них и отмечается решающая роль данного возрастного периода, с точки зрения развития личности и самосознания.

Содержание работы

Глава I. Теоретические аспекты проблемы становления самосознания в
юношеском возрасте.
1.1. Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры.
1.2.Особенности самосознания в юношеском возрасте.
1.3. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
1.4. Особенности профессионального самосознания
Глава II. Экспериментальное исследование методики личностного дифференциала
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Выводы.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии.docx

— 101.98 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ       УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

 

Художественно-графический  факультет

Кафедра психологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  САМОСОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ

 

 

 

 

 

Савчук Екатерина Павловна

студентка 21-2 гр.

художественно-графического факультета

Руководитель:

Кутькина Раиса Романовна,

старший преподаватель кафедры

 психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2013

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Глава I. Теоретические аспекты  проблемы становления самосознания в

    юношеском возрасте.

    1.1. Теоретические  подходы к изучению самосознания  и его структуры.

    1.2.Особенности  самосознания в юношеском возрасте.

    1.3. Проблема профессионального  самоопределения в юношеском  возрасте.

    1.4. Особенности  профессионального самосознания

Глава II. Экспериментальное  исследование методики личностного дифференциала

   2.1. Организация и методы исследования

    2.2. Анализ результатов  исследования

    2.3. Выводы.

Заключение

Литература

Приложение

 

 

 

Введение

Самосознание человека охватывает широкое поле человеческого бытия, - от природных проявлений до ценностных ориентиров мировоззрения. Самосознание является одним из ведущих элементов  психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека.

Самосознание – не сумма  частных характеристик, а целостный  образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению  к самому себе. Как и всякая установка, она включает в себя когнитивный  элемент (представление о своих  качествах и сущности), эмоционально-аффективный  элемент (самоотношение, самолюбие) и оценочно-волевой (определенная самооценка). Самосознание – следствие длительного развития индивида, превращения его в самостоятельного субъекта деятельности, устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом и природой. Становление самоопределения на прямую связана с формированием самосознания в подростковом возрасте.

Данная многоуровневость самосознания предопределяет как многообразие факторов, влияющих на его формирование, так и необходимость выявления в ходе исследований наиболее существенных детерминант его развития. В теоретическом и методологическом плане данная работа стремится преодолеть распространенное описательное изучение особенностей формирования самосознания в подростковом возрасте и направлена на выявление внутренних закономерностей становления формальных и содержательно - смысловых характеристик самосознания, как "отнесённости акта сознания к своему Я" [50].

Актуальность исследования определяется также выбором возрастного этапа, для которого, с одной стороны, характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, - этапа, предшествующего достижению зрелости, на котором происходят наиболее важные, существенные с точки зрения дальнейшего развития личности человека, преобразования и изменения. В настоящее время все еще недостаточно психологических исследований, в которых раскрываются особенности самосознания в юношеском возрасте, хотя во многих из них и отмечается решающая роль данного возрастного периода, с точки зрения развития личности и самосознания

Именно в юношеском возрасте происходят изменения, обеспечивающие формирование образа себя как целостного и внутренне согласованного знания о себе и своем месте в мире, адекватного реальному бытию и индивидуальной картине мира. Множество подходов к решению проблем, связанных с периодом юношества, развития и весьма разнообразные, часто мало согласующиеся друг с другом представления о психологическом содержании этого периода развития в значительной степени затрудняет изучение самосознания как новообразования данного возрастного периода с точки зрения его содержательного наполнения, структуры и динамики. Исследователями выделяются различные факторы, влияющие на формирование самосознания, а так же разнообразные критерии, характеризующие уровень его развития в контексте ведущей деятельности. С другой стороны, исследователь застает юношу в разных социальных и культурных ситуациях развития, что определяет разницу в содержательных и структурно-динамических характеристиках самосознания человека в этом возрасте и затрудняет построение обобщения относительно данных характеристик.

Так как поведенческие, эмоциональные, нормативные, ценностно-мотивационные  характеристики самосознания основываются на присвоенных личностью элементах  культуры, представляется логичным и  необходимым сделать шаг в  изучении самосознания в контексте  анализа механизмов и условий  непосредственного присвоения формирующего опыта культуры. Такая точка зрения позволит выстроить обобщенную картину, и, объединив разнообразные характеристики развивающегося самосознания юноши, сделать попытку целостного изучения во взаимодополняющем контексте психологии развития и личности. Таким образом, в исследовании психологических особенностей самосознания юноши сходятся интересы как психологии развития, так и психологии личности.

Становление самосознания личности традиционно рассматривается без  учёта ее индивидуально-творческой роли в процессе присвоения общепринятых стандартов. Содержательная сторона  самосознания часто рассматривается  лишь с позиции формирующих социокультурных влияний. При этом, как один из критериев уже развитого самосознания, декларируется активная позиция самостоятельной личности. Вырисовывается противоречие между ходом процесса и его результатом. Учитывая, что поведение человека, его отношение к себе, возникает в контексте и относительно внутренних значений и интерпретаций, в данной работе мы предлагаем разрешить обозначенное выше противоречие следующим образом, социум задает юноше типичные нормативы поведения, которые юноша в соответствии со своими индивидуальными психологическими особенностями, детерминирующими самопроявление личности, трансформирует. Причем, степень активности трансформации индивидуальны и каждый человек занимает свою позицию на шкале "социально заданное - индивидуально трансформированное". Существующие представления о психологических особенностях подростка в период становления самосознания носят в основном описательный, констатирующий характер. При этом, некоторые феномены, свойственные только подростковому периоду, такие как идеализация, преданность и поклонение кумирам остаются без должного объяснения. Поэтому представляется актуальным выявить психологические особенности самосознания, свойственные собственно подростковому возрасту и то, какая функциональная необходимость за ними скрывается.

Объект исследования: студенты с 18 до 20 лет. В исследовании принимали участие 19 человек.

Предмет исследования: психологические  особенности самосознания в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что соотношение структурных элементов, входящих в состав самосознания, изменяется в различные возрастные периоды, приобретая устойчивый характер. Исходя из вышесказанного, можно определить цели нашей работы:

-  выявить соотношение элементов самосознания, на их основе представить целостную характеристику образа "Я" подростка;

-  проследить динамику изменения соотношения компонентов самосознания подростков.

Задачи исследования:

1. Из теоретических источников:

А. Выявить структуру самосознания студентов;

Б. Выявить содержательно-смысловые  особенности самосознании подростков, их функции и роли;

2. Из экспериментальных  данных:

А. Определить формальные характеристики самосознания подростков и их структурные  соотношения.

Б.. Определить специфику  связей формальных и содержательных характеристик самосознания в старшем  подростковом возрасте.

В.. Сопоставить полученные результаты и проверить с помощью  методов математической статистики различия в выборках.

Методы исследования: При теоретической разработке проблемы применялся научный анализ психологической и культурологической литературы. Для проведения исследования были выбраны методы, отвечающие его целям и задачам. Проводился срезовый эксперимент вгруппе, их самостоятельный и сравнительный количественный и качественный анализ.

В работе использовалась методика, направленная на изучение содержательно- структурных особенностей самосознания подростков: методика личностного дифференциала (ЛД), разработанная на базе современного русского языка и отражающая сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений,

 

 

Глава I. Теоретические  аспекты проблемы становления самосознания в

    юношеском  возрасте.

1.1. Теоретические  подходы к изучению самосознания  и его структуры.

Проблеме  самосознания  посвящено  значительное  число  работ,  как  в отечественной, так и в зарубежной  психологии.  В  отечественной  психологии эти исследования сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов: философско-методологические   историко-культурные   аспекты    самосознания, связанные  с  личностной  ответственностью,  моральным  выбором,   моральным самосознанием [16]

общепсихологические аспекты  становления самосознания  в  контексте  проблемы развития личности [3] и др.;

социально-перцептивные  аспекты   становления   самосознания   в   контексте проблемы развития личности 50 ;

социально-перцептивные  аспекты самосознания,  связанные с   особенностями

самооценок,  их  взаимосвязью  с  оценками  окружающих,  с  самосознанием  и

познанием  других  людей  9

      В литературе  используется  множество  самых   разнообразных  терминов:

«самсознание», «я», «я-концепция»,  «представление  о  себе»,  «отношение  к

себе», «самооценка», «образ Я» и т.п. Авторы ряда работ  пытались  соотнести

понятия, упорядочить терминологическое  поле проблемы.  20

      Понятие  «самосознание» используется, как  родовое, для обозначения всей

области  в  целом,  включая,   как   процессуальные,   так   и   структурные

характеристики. Термины  «самосознание», «представление о  себе»  применяются

для описания когнитивной  стороны  самосознания,  знание  человека  о  себе.

Эмоциональная  сторона   самосознания   описывается   с   помощью   терминов

«отношение  к  себе»  и  «самооценка».  «Образ  Я»    рассматривается,   как

структурное  образование  самосознания,  своего  рода   «итоговый   продукт»

неразрывной деятельности трех его  сторон  –  когнитивной,  эмоциональной  и

регуляторной 43

      Наибольший  интерес  у  отечественных   психологов  вызывает   проблема

возникновения  самосознания,  его   структура   и   уровневая   организация.

50 предлагает  различать  два  уровня  самосознания  по

критерию тех рамок, в  которых  происходит  соотнесение  знаний  о  себе.  На

первом уровне такое соотнесение происходит  в рамках  сапостовления  «Я» и

«другого человека». Сначала  некое качество  воспринимается  и  понимается  в

другом человеке, а затем переносится на себя.  Соответствующими  внутренними

приемами   самосознания   являются    преимущественно    самовосприятие    и

самонаблюдение. На втором уровне соотнесения  знаний  о  себе  происходит  в

процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я  и Я».  Человек оперирует уже

готовыми  знаниями  о  себе,  в  какой-то   степени   уже   сформированными,

полученными  уже в разное  время,   в   разных   ситуациях.   В   качестве

специфического внутреннего  приема  самосознания  указывается  самоанализ  и

самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое  поведение с

той мотивацией, которую  он реализует. Оцениваются  и  сами  мотивы  с  точки

зрения общественных и  внутренних требований. Высшего  развития  самосознание

на втором уровне достигает  при формировании жизненных планов и целей.  Своей

общественной ценности, собственного достоинства 50      И.С. Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа  «Я».

Образ «Я» понимается, как  установочная  система;  установки  обладают  тремя

компонентами  когнитивным,  аффективным  и  производным   от   первых   двух

поведенческим.  Нижний  уровень  образа   «Я»    составляют   «неосознанные,

представленные только в  переживании установки,  традиционно  ассоциирующиеся

в психологии с «самочувствием»  и  эмоциональным  отношением  к  себе;  выше

расположены осознание и  самооценка отдельных свойств и  качеств;  затем  эти

частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и  сам  этот

образ «Я» вписывается  в  общую  систему  ценностных  ориентацией  личности,

связанных  с  осознанием  его  целей  своей  жизнедеятельности  и   средств,

необходимых для достижения этих целей 16

      По мнению  В.В.Столина (1983г.)  самосознание  осуществляется  на  трех

уровнях: это отражение  субъекта в системе  его  органической  активности,  в

системе его коллективной предметной  деятельности  и  детерминированных  его

отношениях  и   в   системе   его   личностного   развития,   связанного   с

множественностью его  деятельностей. 43      По  мнению  М.И.Лисиной  (1986г.),  образ   себя   имеет   аффективно-

когнитивный характер и состоит  из эмоционального отношения человека  к  себе

и когнитивных представлений (знаний) о себе. Она считает, что  Я-образ  имеет

сложную архитектонику: есть  центральное,  ядерное  образование,  в  котором

представлено в наиболее переработанной форме знание о себе, как субъекте,  в

нем  рождается общая   самооценка,   тут   она   постоянно   существует   и

функционирует; существует так же «периферия»,  на  которую  поступают  самые

новые и свежие сведения человека о себе, оказывающие  влияние  на  изменение

представлений о себе. 20

      С.Л.Рубенштейн считает, что «развитие самосознания проходит через ряд

ступеней – от наивного неведения  в  отношении  самого  себя  ко  все более

углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной  и

иногда резко  колеблющейся  самооценкой.» 40

      Зарубежная  литература  по  темам,  имеющим   отношение  к   психологии

самосознания, чрезвычайно  богата.

      У.Джемс  первым  из  психологов  начал   разрабатывать  проблематику  Я-

концепции. Глобальное,  личностное  Я,  он  рассматривал,  как двойственное

образование, в котором  соединяются Я-сознание  и Я,  как объект.  Это две

Информация о работе Психологические аспекты формирования профессионального самосознания у студентов