Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:24, курсовая работа
Актуальность исследования определяется также выбором возрастного этапа, для которого, с одной стороны, характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, - этапа, предшествующего достижению зрелости, на котором происходят наиболее важные, существенные с точки зрения дальнейшего развития личности человека, преобразования и изменения. В настоящее время все еще недостаточно психологических исследований, в которых раскрываются особенности самосознания в юношеском возрасте, хотя во многих из них и отмечается решающая роль данного возрастного периода, с точки зрения развития личности и самосознания.
Глава I. Теоретические аспекты проблемы становления самосознания в
юношеском возрасте.
1.1. Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры.
1.2.Особенности самосознания в юношеском возрасте.
1.3. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
1.4. Особенности профессионального самосознания
Глава II. Экспериментальное исследование методики личностного дифференциала
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Выводы.
Заключение
Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М.
Художественно-графический факультет
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ
Савчук Екатерина Павловна
студентка 21-2 гр.
художественно-графического факультета
Руководитель:
Кутькина Раиса Романовна,
старший преподаватель кафедры
психологии
Витебск, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Теоретические аспекты проблемы становления самосознания в
юношеском возрасте.
1.1. Теоретические
подходы к изучению
1.2.Особенности
самосознания в юношеском
1.3. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
1.4. Особенности профессионального самосознания
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Выводы.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Самосознание человека охватывает широкое поле человеческого бытия, - от природных проявлений до ценностных ориентиров мировоззрения. Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека.
Самосознание – не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. Как и всякая установка, она включает в себя когнитивный элемент (представление о своих качествах и сущности), эмоционально-аффективный элемент (самоотношение, самолюбие) и оценочно-волевой (определенная самооценка). Самосознание – следствие длительного развития индивида, превращения его в самостоятельного субъекта деятельности, устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом и природой. Становление самоопределения на прямую связана с формированием самосознания в подростковом возрасте.
Данная многоуровневость самосознания предопределяет как многообразие факторов, влияющих на его формирование, так и необходимость выявления в ходе исследований наиболее существенных детерминант его развития. В теоретическом и методологическом плане данная работа стремится преодолеть распространенное описательное изучение особенностей формирования самосознания в подростковом возрасте и направлена на выявление внутренних закономерностей становления формальных и содержательно - смысловых характеристик самосознания, как "отнесённости акта сознания к своему Я" [50].
Актуальность исследования опре
Именно в юношеском возрасте происходят изменения, обеспечивающие формирование образа себя как целостного и внутренне согласованного знания о себе и своем месте в мире, адекватного реальному бытию и индивидуальной картине мира. Множество подходов к решению проблем, связанных с периодом юношества, развития и весьма разнообразные, часто мало согласующиеся друг с другом представления о психологическом содержании этого периода развития в значительной степени затрудняет изучение самосознания как новообразования данного возрастного периода с точки зрения его содержательного наполнения, структуры и динамики. Исследователями выделяются различные факторы, влияющие на формирование самосознания, а так же разнообразные критерии, характеризующие уровень его развития в контексте ведущей деятельности. С другой стороны, исследователь застает юношу в разных социальных и культурных ситуациях развития, что определяет разницу в содержательных и структурно-динамических характеристиках самосознания человека в этом возрасте и затрудняет построение обобщения относительно данных характеристик.
Так как поведенческие, эмоциональные,
нормативные, ценностно-мотивационные
характеристики самосознания основываются
на присвоенных личностью
Становление самосознания личности
традиционно рассматривается
Объект исследования: студенты с 18 до 20 лет. В исследовании принимали участие 19 человек.
Предмет исследования: психологические особенности самосознания в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что соотношение структурных элементов, входящих в состав самосознания, изменяется в различные возрастные периоды, приобретая устойчивый характер. Исходя из вышесказанного, можно определить цели нашей работы:
- выявить соотношение элементов самосознания, на их основе представить целостную характеристику образа "Я" подростка;
- проследить динамику изменения соотношения компонентов самосознания подростков.
Задачи исследования:
1. Из теоретических источников:
А. Выявить структуру самосознания студентов;
Б. Выявить содержательно-
2. Из экспериментальных данных:
А. Определить формальные характеристики самосознания подростков и их структурные соотношения.
Б.. Определить специфику связей формальных и содержательных характеристик самосознания в старшем подростковом возрасте.
В.. Сопоставить полученные результаты и проверить с помощью методов математической статистики различия в выборках.
Методы исследования: При теоретической разработке проблемы применялся научный анализ психологической и культурологической литературы. Для проведения исследования были выбраны методы, отвечающие его целям и задачам. Проводился срезовый эксперимент вгруппе, их самостоятельный и сравнительный количественный и качественный анализ.
В работе использовалась методика, направленная на изучение содержательно- структурных особенностей самосознания подростков: методика личностного дифференциала (ЛД), разработанная на базе современного русского языка и отражающая сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений,
Глава I. Теоретические аспекты проблемы становления самосознания в
юношеском возрасте.
1.1. Теоретические
подходы к изучению
Проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии эти исследования сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов: философско-методологические историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием [16]
общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности [3] и др.;
социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности 50 ;
социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями
самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и
познанием других людей 9
В литературе используется множество самых разнообразных терминов:
«самсознание», «я», «я-концепция», «представление о себе», «отношение к
себе», «самооценка», «образ Я» и т.п. Авторы ряда работ пытались соотнести
понятия, упорядочить терминологическое поле проблемы. 20
Понятие «самосознание» используется, как родовое, для обозначения всей
области в целом, включая, как процессуальные, так и структурные
характеристики. Термины «самосознание», «представление о себе» применяются
для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе.
Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов
«отношение к себе» и «самооценка». «Образ Я» рассматривается, как
структурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт»
неразрывной деятельности трех его сторон – когнитивной, эмоциональной и
регуляторной 43
Наибольший интерес у отечественных психологов вызывает проблема
возникновения самосознания, его структура и уровневая организация.
50 предлагает различать два уровня самосознания по
критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На
первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сапостовления «Я» и
«другого человека». Сначала некое качество воспринимается и понимается в
другом человеке, а затем переносится на себя. Соответствующими внутренними
приемами самосознания являются преимущественно самовосприятие и
самонаблюдение. На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит в
процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже
готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными,
полученными уже в разное время, в разных ситуациях. В качестве
специфического внутреннего приема самосознания указывается самоанализ и
самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с
той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки
зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание
на втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей. Своей
общественной ценности, собственного достоинства 50 И.С. Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа «Я».
Образ «Я» понимается, как установочная система; установки обладают тремя
компонентами когнитивным, аффективным и производным от первых двух
поведенческим. Нижний уровень образа «Я» составляют «неосознанные,
представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся
в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше
расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти
частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и сам этот
образ «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентацией личности,
связанных с осознанием его целей своей жизнедеятельности и средств,
необходимых для достижения этих целей 16
По мнению В.В.Столина (1983г.) самосознание осуществляется на трех
уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в
системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его
отношениях и в системе его личностного развития, связанного с
множественностью его деятельностей. 43 По мнению М.И.Лисиной (1986г.), образ себя имеет аффективно-
когнитивный характер и состоит из эмоционального отношения человека к себе
и когнитивных представлений (знаний) о себе. Она считает, что Я-образ имеет
сложную архитектонику: есть центральное, ядерное образование, в котором
представлено в наиболее переработанной форме знание о себе, как субъекте, в
нем рождается общая самооценка, тут она постоянно существует и
функционирует; существует так же «периферия», на которую поступают самые
новые и свежие сведения человека о себе, оказывающие влияние на изменение
представлений о себе. 20
С.Л.Рубенштейн считает, что «развитие самосознания проходит через ряд
ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все более
углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и
иногда резко колеблющейся самооценкой.» 40
Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии
самосознания, чрезвычайно богата.
У.Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-
концепции. Глобальное, личностное Я, он рассматривал, как двойственное
образование, в котором соединяются Я-сознание и Я, как объект. Это две
Информация о работе Психологические аспекты формирования профессионального самосознания у студентов