Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:24, курсовая работа
Актуальность исследования определяется также выбором возрастного этапа, для которого, с одной стороны, характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, - этапа, предшествующего достижению зрелости, на котором происходят наиболее важные, существенные с точки зрения дальнейшего развития личности человека, преобразования и изменения. В настоящее время все еще недостаточно психологических исследований, в которых раскрываются особенности самосознания в юношеском возрасте, хотя во многих из них и отмечается решающая роль данного возрастного периода, с точки зрения развития личности и самосознания.
Глава I. Теоретические аспекты проблемы становления самосознания в
юношеском возрасте.
1.1. Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры.
1.2.Особенности самосознания в юношеском возрасте.
1.3. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
1.4. Особенности профессионального самосознания
Глава II. Экспериментальное исследование методики личностного дифференциала
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Выводы.
Заключение
Литература
1.3. Характеристика
к исследованию сознания
Экспериментальную разработку теоретических идей школы Вы-
готского–Леонтьева в виде моделирования и исследования различных
форм существования смыслов в индивидуальном сознании осуществ-17
ляет одно из наиболее прогрессирующих направлений в современной
отечественной психологии – психосемантический подход (опираю-
щийся тем не менее на традиции американской экспериментальной
методологии – Осгуд; Дж. Диз, Келли и др.). По-видимому, можно вы-
делить две линии исследования, которые так или иначе эксперимен-
тально развивают и обогащают теоретическую модель индивидуального
сознания А.Н. Леонтьева – психология субъективной семантики (Ар-
темьева Е.Ю.), экспериментальная психосемантика (Петренко В.Ф.;
Шмелев А.Г.). В работах Е.Ю. Артемьевой, Ю.К. Стрелкова, В.П. Сер-
кина предлагается следующая схема разведения трех уровней смысло-
вого опыта субъективной реальности сознания:
1. Перцептивный слой – поверхностный слой, образуемый сис-
темой модальных образов, упорядоченных друг с другом.
2. Семантический слой (картина мира) – структурированная со-
вокупность отношений к актуально воспринимаемым объектам; сово-
купность частных полимодальных семантик.
3. Образ мира – наиболее глубинный слой амодальных структур,
образующийся при «обработке» семантического слоя. Целостная гло-
бальная система ожиданий воздействия мира (Артемьева Е.Ю.).
При этом основным объектом исследования психологии субъектив-
ной семантики становится семантический слой («следы деятельностей, за-
фиксированные в отношении к предметам, объектам манипуляции и усло-
виям этих деятельностей»), который близок, но «не тождественен по уров-
ню сформированности и этапу генеза» личностному смыслу [2, с. 140].
«Личностные смыслы» более родственны элементам ядерных структур
субъективного опыта. Экспериментальные разработки Е.Ю. Артемьевой и
ее учеников посвящены исследованию семантического кодирования «ре-
альных объектов мира» (в противовес понятиям как объектам «вторичного
преобразования
интегративных моделей семантических кодов для выявления не только
общих, но и «улавливания» атипичных, нестандартных сочетаний
шкальных семантических признаков. А главное – направлены «на поиск
некоего конечного числа семантико-перцептивных универсалий», опор-
ных прототипов стимулов, лежащих в основе Образа Мира» [3].
В отличие от линии исследований психологии субъективной се-
мантики в работах, выполненных под руководством В.Ф. Петренко;
А.Г. Шмелева основное внимание уделяется изучению категориаль-
ной структуры общественного сознания в виде функционирования
семантик понятий, социально-нормативной системы категорий языка,
при этом используются высокоинтегративные модели систем значе-
ний для выхода на «глобальные сцепления семантичских признаков»
(так называемые «глубинные личностные конструкты»). В подавляю-
щем большинстве исследований авторы не склонны к применению18
индивидуализированного набора семантических признаков для рекон-
струкции категориальных структур обыденного сознания.
Таким образом, ни одна из линий эмпирических исследований
на изучение индивидуальных слоев смысловой реальности сознания
не выходит: психология субъективной семантики не обладает такими
возможностями (индивидуальный семантический код не выявляется –
его можно получить только в рамках определенной группы испытуе-
мых); экспериментальная психосемантика обладает такими возможно-
стями, но не использует их, ибо ориентирована на иные цели [22].
В психосемантике личности также различают два подхода:
«нормативный» и «сравнительный». Один из них обращен к общим
принципам и нормативным моделям, стандартизации алгоритмов сбо-
ра данных и интерпретации, а не к групповой и индивидуальной спе-
цифике личностных семантических пространств. Основной акцент в
нем сделан на методиках, оперирующих лексическим материалом, т.е.
личностными прилагательными, названиями личностных черт. Таксо-
номические модели личностных черт не затрагивают ценностно-
смыслового уровня личности. Кроме того, не все особенности катего-
ризации соотносимы со «стандартом общественного сознания».
Другой подход – «сравнительная психосемантика», ориентиро-
ван на выявление особенного (сравнение групп) и единичного. Имен-
но в этом направлении возможно исследование личности как субъекта
категоризации.
Построение семантических пространств как метод и форма мо-
дельного представления находит широкое применение в исследовании
семантической организации различных форм репрезентации объекта
субъекту. Ранние работы в этой области велись в основном в рамках
построения вербальных семантических пространств, где для построе-
ния матриц сходства использовалось шкалирование понятий из самых
разных семантических классов, и в результате математической обра-
ботки выделялись наиболее универсальные коннотативные (аффек-
тивные) факторы-категории, присущие всей лексике. В настоящее
время акцент сместился на построение частных семантических про-
странств для определенных понятийных классов. Если в первом слу-
чае выделялись инвариантные для всех испытуемых слабо расчленен-
ные коннотативные категории-факторы, то частные семантические
пространства отражают дифференцировку исследуемых объектов по
более предметным (денотативным) признакам, обусловленным знани-
ем субъектом данной содержательной области. Соответственно, от
анализа среднегрупповых матриц испытуемых интерес сместился к
анализу индивидуальных данных, позволяющих решать дифференци-
ально-психологические задачи, в частности исследовать когнитивную
сложность испытуемых в данной содержательной области. Если в19
ранних работах исследование проводилось в основном с лексически
простыми объектами (единичными понятиями) и бинарными шкала-
ми, то в настоящее время появляются работы, где объектами анализа и
средствами их описания и оценки выступают развернутые тексты.
Психосемантический подход к исследованию личности реализу-
ет парадигму «субъектного» подхода к пониманию другого. Содержа-
тельная интерпретация выделяемых структур (факторов) необходимо
требует увидеть мир «глазами испытуемого», почувствовать его спо-
собы осмысления мира. Реконструируемая в рамках субъективного
семантического пространства индивидуальная система значений вы-
ступает своеобразной ориентировочной основой такого эмпатийного
процесса, дает ему смысловые опоры. Психосемантический подход
позволяет наметить новые принципы типологии личности, где лич
ность испытуемого рассматривается не как набор объектных характе-
ристик в пространстве диагностических показателей, а как носитель
определенной картины мира, как некоторый микрокосм индивидуаль-
ных значений и смыслов [17].
2. Исследование
содержания и структуры
2.1. Описание методик исследования.
Инструмент изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений. Область применения – клинико-психологическая психодиагностика и социально-психологическая практика.
ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов – с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности – тревожности и экстраверсии – интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т.д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.
От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.
В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т.д.
В семейной психотерапии может
оказаться полезной та возможность
сопоставления разных точек зрения
на членов семьи (например, ребенка) между
собой, которую представляет ЛД, а
также возможность
Личностный (семантический) дифференциал (ЛД)
Методика личностного
Процедура отбора шкал ЛД
ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.
Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:
1. Оценки
2. Силы
3. Активности.
Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.
1. Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.
2. Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли б бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.
3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-балльным), представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.
В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.
Фамилия И.О. ______________________ пол_____ возраст ______
1. |
О |
+ |
Обаятельный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Непривлекательный |
- |
2. |
С |
- |
Слабый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Сильный |
+ |
3. |
А |
+ |
Разговорчивый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Молчаливый |
- |
4. |
О |
- |
Безответственный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Добросовестный |
+ |
5. |
С |
+ |
Упрямый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Уступчивый |
- |
6. |
А |
+ |
Замкнутый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Открытый |
+ |
7. |
О |
- |
Добрый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Эгоистичный |
- |
8. |
С |
+ |
Зависимый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Независимый |
+ |
9. |
А |
- |
Деятельный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Пассивный |
- |
10. |
О |
+ |
Черствый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Отзывчивый |
+ |
11. |
С |
- |
Решительный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Нерешительный |
- |
12. |
А |
+ |
Вялый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Энергичный |
+ |
13. |
О |
- |
Справедливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Несправедливый |
- |
14. |
С |
+ |
Расслабленный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Напряженный |
+ |
15. |
А |
- |
Суетливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Спокойный |
- |
16. |
О |
+ |
Враждебный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Дружелюбный |
+ |
17. |
С |
- |
Уверенный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Неуверенный |
- |
18. |
А |
+ |
Нелюдимый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Общительный |
+ |
19. |
О |
- |
Честный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Неискренний |
- |
20. |
С |
+ |
Несамостоятельный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Самостоятельный |
+ |
21. |
А |
- |
Раздражительный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Невозмутимый |
- |
Информация о работе Психологические аспекты формирования профессионального самосознания у студентов