Психологические аспекты формирования профессионального самосознания у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется также выбором возрастного этапа, для которого, с одной стороны, характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, - этапа, предшествующего достижению зрелости, на котором происходят наиболее важные, существенные с точки зрения дальнейшего развития личности человека, преобразования и изменения. В настоящее время все еще недостаточно психологических исследований, в которых раскрываются особенности самосознания в юношеском возрасте, хотя во многих из них и отмечается решающая роль данного возрастного периода, с точки зрения развития личности и самосознания.

Содержание работы

Глава I. Теоретические аспекты проблемы становления самосознания в
юношеском возрасте.
1.1. Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры.
1.2.Особенности самосознания в юношеском возрасте.
1.3. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
1.4. Особенности профессионального самосознания
Глава II. Экспериментальное исследование методики личностного дифференциала
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Выводы.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии.docx

— 101.98 Кб (Скачать файл)

стороны одной целостности, всегда существующие  одновременно.  Одна  из  них

являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая – содержание  этого опыта

(Я, как объект). По мысли  Джемса, Я, как объект,- это все   то,  что  человек

может назвать своим. В  этой области Джемс  выделяет  четыре  составляющие  и

располагает их в порядке  значимости: духовное Я, материальное Я,  социальное

Я и физическое Я 2      Интеракционная школа (Кули, Мид и др.) полагают, что человеческое  «Я»

изначально  социально  и  формируется  в  ходе  социального  взаимодействия.

Интеракционисты указывают на то, что самосознание  и ценностная  ориентация

личности, как бы зеркально  отражают реакции на  нее  окружающих  людей.  Под

действием механизма взаимного  обогащения происходит становление  Я-концепции

индивида 2      В теории Э. Эриксона проблематика Я-концепции  рассматривается сквозь

призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе

продукт определенной культуры. Формирование идентичности Я-процесс,  который

служит основой постоянного  расширения самосознания и  самопознания.  Эриксон

рассматривает развитие личности, её самосознания как последовательную  смену

стадий, имеющих свои особенности. 49

      К.Роджерс понимает под Я-концепцией восприятие человеком самого  себя,

механизм,  контролирующий  и  интегрирующий  поведение  индивида.  К.Роджерс

рассматривает самосознание с точки зрения развития  у  человека  позитивного

самовосприятия 2

      Как мы  имели возможность убедиться,  во многих психологических   теориях

проблема   самосознания   является   одной   из   центральных.   Большинство

исследователей проблемы самосознания считают, что самосознание – это  прежде

всего процесс, с помощью  которого человек познаёт себя и  относится к  самому

себе. “Самосознание в  психической деятельности личности выступает как  особо

сложный процесс  опосредованного  познания  себя,  развернутый  во  времени,

связанный с движением от  единичных ситуативных образов через интеграцию

подобных многочисленных образов в целостное образование  – в  понятие  своего

собственного   Я   как   субъекта,   отличного    от    других    субъектов.

Многоступенчатый и сложный  процесс самопознания  сопряжен  с  разнообразными переживаниями,  которые  в  дальнейшем  также  обобщаются  в   эмоционально-ценностное отношение личности к себе.” [50].

      Самосознание  – это динамическая система,  которая на разных  возрастных этапах имеет свои особенности.

    1.2.Особенности  самосознания в юношеском возрасте.

Центральный психологический  процесс  юношеского  возраста  –  развитие

самосознания, которое  побуждает  личность соизмерять все свои  стремления  и

поступки с определенными  приступами и образом собственного “Я”.[14].

 

      Юношеское  “Я” еще не определено, расплывчато,  оно нередко переживается

как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую

необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении  и

одновременно повышается его избирательность, потребность  в уединении.

      Представление  юноши о себе всегда соотносится  с групповым образом

“Мы”, то есть образом типичного  сверстника своего пола, но никогда  не

совпадает с этим  “Мы” полностью. Чем старше и более  развит человек, тем

больше находит он различий между собой и “усредненным”  сверстником.

[14].

      Исключительно  важной инстанцией самосознания, во многом закладываемой

в ранней юности, является самоуважение. Это понятие многозначно, оно

подразумевает и удовлетворенность  собой, и принятие себя, и чувство

собственного достоинства, и положительное отношение к  себе, и

согласованность своего наличного  и идеального “Я”. В зависимости  от того,

идет ли речь о целостной  самооценке себя как личности или  о каких-либо

отдельных исполняемых социальных ролях, различают общее и частное

самоуважение. Поскольку  высокое самоуважение ассоциируется  с

положительными, а низкое – с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения –

это “личная потребность  максимизировать переживание положительных и

минимизировать переживание  отрицательных установок по отношению  к

себе”[14].

      Человек  с высоким самоуважением считает  себя не хуже других, верит  в

себя и в то, что может  преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение,

напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что

оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и

социальное поведение  личности. Для юношей с пониженным самоуважением

типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений о себе. Они больше других

склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо»,

«представляемое Я».

      Юноши с  пониженным самоуважением особенно  ранимы и чувствительны, они

болезненнее других реагируют  на критику, смех, порицание. Их больше всего

беспокоит плохое мнение о  них окружающих. Они болезненно реагируют, если у

них что-то не получается в  работе или, если они обнаруживают в  себе какой-

то недостаток. Пониженное уважение побуждает уклоняться от всякой

деятельности, в которой  имеется момент соревнования. Такие  люди часто

отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят  в

собственные силы. [4].

      В юношеском  возрасте в рамках становления  нового уровня самосознания

идет и развитие нового уровня отношения к себе. Одним  из центральных

моментов здесь является смена оснований, критериев для  самооценки – они

смещаются, говоря словами  Л.С.Выгодского, «из вне, во внутрь», приобретая

качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других

людей. Переход от частных  самооценок к общей, целостной (смена оснований)

создает условия для формирования в подлинном смысле слова собственного

отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих,

частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний. Оценка

отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении  к

себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое  общее, целостное

«принятие себя», «самоуважение». Именно в юности формируется эмоционально-

ценностное отношение  к себе, то есть «оперативная самооценка»  начинает

основываться  на соответствии поведения, собственных взглядов и  убеждений,

результатов деятельности. [46]

      Самооценки  отводиться ведущая роль в  рамках исследования проблем

самосознания.

      Самооценка  – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств

и места среди других людей.[18] Самооценка характеризуется как стержень

процесса самосознания, показатель индивидуального уровня его развития,

интегрирующее начало и его  личностный аспект, органично включенный в

процесс самопознания.

       Юношеский  возраст характеризуется сбалансированным  развитием

когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанного

отношения к себе ведет  к тому, что знания о себе начинают регулировать и

вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Складываются

относительно устойчивые представления о себе, как целостной  личности,

отличной от других людей.

      Выполняя  регулятивные функции, самооценка  выступает необходимым

внутренним условием организации  субъектом своего поведения, деятельности,

отношений. Она является важнейшим фактором мобилизации  человеком своих сил,

реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. [9]

      Многочисленные  исследования неоспоримо свидетельствуют  о том, что

эффективное решение проблем  самосознания, самоопределения, самоутверждения

невозможно вне общения  с окружающими людьми, без их помощи. [37]

      В юношеском  возрасте отмечаются две противоположные  тенденции в

общении: расширение его сферы с одной стороны, и растущую индивидуализацию,

обособление - с другой. Общаясь с людьми, юноши и девушки ощущают

потребность в нахождении своей позиции в их среде, своего «Я». Но

осмысление этой потребности  и путей ее реализации, возможно при наличии

потребности в уединении. [26]

 

      В юности  обостряются способности к чувствованию  в состояния других

лиц, способности переживать эмоционально эти состояния, как  свои. Именно

поэтому юность может быть столь сенситивна, столь тонка  в своих проявлениях

к другим людям, в идентификации  с ними. Идентификация утоньшает сферу

чувствования человека, делая  его богаче и одновременно ранимее.[27]

      Таким образом,  самосознание в юношеском возрасте  приобретает

качественно-специфический  характер. Оно связано с необходимостью оценивать

качества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений, в связи

с решением задачи профессионального  самоопределения.

  1.3. Проблема  профессионального самоопределения  в юношеском возрасте.

Профессионализация, как  форма становления субъекта деятельности,

влияет на все уровни самосознания. Профессиональное самосознание является

одним из важнейших компонентов  самосознания человека, как субъекта

деятельности. Формирование профессионального самосознания происходит на

фоне социального опыта  личности с включением этого опыта  в

«профессиональное Я» личности.

      Существует  несколько подходов к пониманию  профессионального

самосознания. Например, Б.Д.Порыгин (1971г.) считает, что профессиональное

самосознание – это  осознание человеком своей принадлежности к некоторой

профессиональной группе. В.Д.Брагина делает основной акцент в

профессиональном самосознании на познании и самооценки профессиональных

качеств и отношении к ним. П.А.Шавир трактует это понятие, как

избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную  задачи

профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей

профессиональной деятельности. Подобные интерпретации термина

«профессиональное самосознание»  не противоречат друг другу, а скорее

взаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия.

[24]

      По мнению  А.К. Марковой профессиональное  самосознание включает:

           - осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как

             эталонов для осознания своих  качеств;

           - осознание этих качеств у  других людей, сравнение себя  с неким

             абстрактом или конкретным коллегой;

           - учет оценки себя как профессионала  со стороны коллег;

           - самооценивание человеком своих отдельных сторон – понимание

             себя, своего профессионального  поведения, а также эмоциональное

             отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание

             опирается здесь на профессиональную  самооценку -

             ретроспективную, актуальную, потенциальную,  идеальную;

           - положительное оценивание себя  в целом, определение своих

             положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной “Я-

             концепции”.

      У профессионала,  обладающего таким уровнем самосознания, повышается

уверенность в себе, удовлетворенность  своей профессией, возрастает

стремление к самореализации.[22].

      При этом, как указывает А.К.Маркова, в  процессе профессионализации

меняется и профессиональное самосознание. Оно расширяется, меняются сами

критерии оценивания своих  профессиональных возможностей.

      В большинстве  исследований в качестве ведущих  компонентов структуры

самосознания рассматривается  зависимость:

        1. самосознания  от ведущей деятельности предыдущего  периода;

        2. самосознания  от возникновения рефлексии, осознания  своей

           индивидуальности, открытия “Я”;

        3. самосознания  от профессионального самоопределения.

      В плане  исследования целостного процесса  профессионального определения

выделяют три направления.

      Сущность  первого подхода заключается  в том, что профессиональное

самоопределение рассматривается  в узких, четко обозначенных – как

существенный и неотъемлемый компонент индивидуального профессионального

становления личности. Другими  словами выбор профессии личностью  является

показателем того, что процесс  профессионального самоопределения  переходит в

новую фазу своего развития. Как считает Т.В.Кудрявцев профессиональное

становление личности проходит в своем развитии четыре стадии:

        1. формирование  профессиональных намерений;

        2. профессиональное  обучение;

        3. профессиональная  адаптация;

        4. частичная  или полная реализация личности  в профессиональном

           труде. [17].

      Второй  подход к изучению профессионального  взросления личности

разрабатывался  И.С. Коном, выделяющим в качестве одного из главных

Информация о работе Психологические аспекты формирования профессионального самосознания у студентов